Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственная революция идеи прав человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматривается духовно-нравственная революция, которая охватила права человека, а также человеческое сознание. Четвёртое и пятое поколения права человека провозгласили и закрепили права души человека, что ново в юриспруденции.


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ИДЕИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

  
   С.И.Ивентьев
  
   Аннотация: В статье рассматривается духовно-нравственная революция, которая охватила права человека, а также человеческое сознание. Четвёртое и пятое поколения права человека провозгласили и закрепили права души человека, что ново в юриспруденции.
   Ключевые слова: Человек, душа и дух человека, религия, права человека, революция, духовно-нравственная революция
  
  
   Под революцией (от позднелат.revolutio - поворот, переворот) понимают: 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя - в противоположности эволюции, постепенному изменению [15,с.390].
   Традиционно революцию подразделяют на следующие группы: 1.Социальная революция; 2.Политическая революция; 3.Революцию в науке; 4.Сексуальная революция; 5.Виртуальная революция; 6.Информационная революция; 7.Культурная революция.
   Предметом нашего исследования является так называемая духовно-нравственная революция, которая охватила идею прав человека и человеческое сознание.
   Как правило, социальные и политические революции (буржуазные революции, социалистические революции, Октябрьская революция, "бархатные революции", "цветные революции"), информационные революции и сексуальные революции не сопровождаются резким духовно-нравственным подъёмом и нравственным обновлением общества, а наоборот приводят к девальвации духовно-нравственных ценностей и разрушению культуры.
   В.А.Чигирев отмечает, что "В России произошла безнравственная антинародная революция. По сути, это - революция мировой безнравственности против традиционной народной нравственности. Вместо "миллионов собственников" появились десятки миллионов нищих" [16,с.21].
   Современник Октябрьской революции Н.А.Бердяев (18.03.1874 - 24.03.1948  гг.) писал, что "Социальной, а глубже и духовной сущности русской революции нужно искать не в столкновении классов трудящихся с классами имущими, не в борьбе пролетариата с буржуазией, а прежде всего в столкновении жизненных интересов и в противоположности жизнеощущений представителей труда материального и труда духовного. Это очень глубокий конфликт труда количественного с трудом качественным, это - трагическое для судьбы России столкновение "народа" с "культурой". Народ восстал против дела Петра и Пушкина. Причины такого характера нашей несчастной революции заложены очень глубоко в прошлом" [1,с.3-6].
   Например, П.И.Юнацкевич, В.А.Чигирев и С.В.Горюнков указывают другую причину Октябрьской революции: "Если нынешний кризис - это кризис доверия к традиционным идеалам, то и саму проблему кризиса нужно рассматривать с точки зрения выявления причин, подорвавших доверие к этим идеалам.
   Почему, спрашивается, сто с лишним лет назад в России начал углубляться кризис доверия к идее монархической власти - кризис, воплотившийся в лозунге "Долой самодержавие"? - Ответ очевиден: убеждённость в необходимости и благости монархической власти покоилась на религиозной вере в её божественное происхождение. Рухнула вера - рухнул и мистический статус "божьего помазанника"; в самодержце стали видеть обычного человека, присвоившего себе ничем не обоснованное право на безграничное своеволие. И "порулить" захотелось многим.
   А почему возник кризис доверия к религиозной вере? - Ответ опять-таки очевиден: она утратила способность отвечать на множество новых вопросов, задаваемых обществу самой жизнью, всем ходом её поступательного развития. А те ответы, которые она по традиции продолжала давать, перестали казаться убедительными в свете набирающего силу светского, рационального знания" [17,с.3-4].
   Как отмечает Д.А.Головушкин, "Представители "нового религиозного сознания" (Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Д.В.Философов и др.) рассматривали социальную революцию
как преддверие религиозной революции, а также как "конкурентный религиозный дискурс", способный вытеснить и сокрушить господствующую религию - самодержавие ("святыня против святыни").
Сторонники реформации и "христианской общественности" (С.Н.Булгаков, А.В.Карташев, В.Ф.Эрн, В.П.Свенцицкий и др.) не наделяли революцию буквальным религиозным смыслом, однако считали, что она является неотъемлемым этапом в "богочеловеческом процессе" и может служить средством достижения высших религиозных целей - отделения церкви от государства, религиозного возрождения и построения государства "свободной теократии" (В.С.Соловьев). Несмотря на то, что эта дискуссия к 1910 - 1911 годам фактически зашла в тупик (ни тот, ни другой лагерь не смог ответить на вопросы, как христианизировать эту социальную стихию и как осуществить данный религиозно-социальный переворот), она оказала огромное влияние на идейное развитие обновленческого движения в русском православии первой четверти XX века, а также на последующую оценку русской религиозно-философской мыслью революционного движения в стране" [3,с.23-29].
   По нашему мнению, помимо вышеуказанных причин Октябрьской революции, к главным причинам эпохального и трагического события следует отнести геополитику (географическая политика; греч.?? - земля, ???????? - государственные или общественные дела), метафизический фактор (преобладание богоборческих сил и создание на огромной территории страны деспотических условий для их увеличения, пресечение духовного и нравственного развития человека, переписывание истории и сокрытие истины, формирование нового и пагубного для человека антидуховного мировоззрения), оккультные причины (совершение тайных месс и ритуалов мистическими обществами, захват власти и мировое господство), так как определённому кругу лиц не нужна была духовно, нравственно и экономически процветающая Россия.
   Зарождение идеи прав человека связывают с Великой хартией вольностей (лат. Magna Carta Libertatum, англ. The Great Charter), принятой 15.06.1215 г. в Англии, которая определяла гражданские и политические права граждан.
   В.П.Воробьёв и Р.Р.Илиев утверждают, что "Принято считать, что понятие "права человека" было сформулировано в рамках еврейской религиозной традиции и что иудаизм является одним из самых богатых и понятных первичных источников по данной проблематике. Современная дефиниция "права человека" в значительной мepe зиждется на принципах, обозначенных именно в этой религии.
   Развитие представлений о правах человека - это длительный взаимосвязанный процесс эволюции данной идеи от Десяти заповедей до Всеобщей декларации прав человека 1948 года и принятой в 1950 году Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
   В настоящее время, рассматривая вопрос о правах человека, целесообразно сравнить главу 20 Книги Исход и Всеобщую декларацию прав человека 1948 года. При сопоставлении выясняется, при всех различиях в формулировках, что два текста практически дублируют друг друга - "день седьмой - не делай в оный никакого дела" (строфа 10) и "каждый человек имеет право на отдых и досуг" (ст.24); "не убивай" (строфа 13) и "каждый человек имеет право на жизнь" (ст.3); "не кради" (строфа 15) и "каждый человек имеет право владеть имуществом" (ст.17). Подобные примеры можно приводить и далее.
   Основные права и свободы человека, такие как право на защиту достоинства личности, на свободу, равенство, собственность, четко сформулированы в еврейских религиозных трактатах, а их соблюдение предписывается такими фундаментальными источниками, как Библия, Тора и Талмуд. В то же время следует обратить внимание на то, что как таковой термин "права человека" не фигурирует в еврейской религиозной литературе" [2,с.88-106].
   С.А.Калинин указывает на то, что "Концепция прав человека возникла в христианском мире во время потери им единых представлений об Истине. Невозможность решить социальные проблемы в рамках единой религиозной (мировоззренческой) традиции в силу утраты римским первосвященником исключительного авторитета (Roma locuta - causa finita) вызвала к жизни потребность в новых инструментах, носящих общий (абсолютный) характер и способных решать конфликты между верующими" [10,с.164-181].
   Как нами отмечалось, основные права и обязанности любых существ, в том числе и человека, живого и неживого мира были установлены Божественными законами, которые древнее даже иудейских религиозных источников [5,с.95].
   Одним из первых документов, юридически утвердивший права человека, считается Билль о правах или "Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны" (англ. Bill of Rights - "An Act declaring the Rights and Liberties of the Subject and Settling the Succession of the Crown"), принятый парламентом Англии 16(26).12.1689 г. в результате "Славной революции".
   Буржуазно-демократические революции оставили человечеству по своей сути великие законодательные акты, касающиеся прав человека: Декларацию независимости Соединённых Штатов Америки от 04.07.1776 г., Билль о правах 1789 г., дополняющий статьи и поправки к Конституции Соединённых Штатов Америки от 17.09.1787 г., французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., в которых, к большому сожалению, не были сформулированы и выделены права души человека.
   "Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка" (Октябрьский манифест), вышедший 17.10.1905 г., даровал населению России незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
   Октябрьская революция 1917 г. провозгласила права человека, зависимые от государственной атеистической идеологии.
   12(25).01.1918 г. III Всероссийский Съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, на основе которой была принята Конституция РСФСР от 10.07.1918 г.
   20.01(02.02.).1918 г. был издан Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах.
   В указанное время вступил также в силу Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.
   После Октябрьской революции произошёл раскол между Русской Православной Церковью (далее - РПЦ) и Русской Православной Церковью за рубежом (РПЦЗ), связанный с благосклонным отношением церкви к Красной армии и солидаризацией с советской властью, что произошло в СССР [9,с.3-4], что сказалось на отношении церкви к правам человека.
   Объединение РПЦ и РПЦЗ произошло только в начале XXI века.
   После Октябрьской Революции по настоящее время государственная атеистическая идеология прослеживается в нормативно-правовых документах РСФСР, СССР и Российской Федерации.
   Основы революционной секуляризации были закреплены в нормативно-правовых документах РСФСР, СССР, а также Российской Федерации, в частности в статье 14 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство отделено от религии.
   После Второй мировой войны, 26.0.1945 г., 05.05.1949 г. были учреждены Организация Объёдинённых Наций (ООН) и Совет Европы соответственно, которые кодифицировали международное право, в том числе и права человека.
   10.12.1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой сформулированы основные стандарты в области прав человека, имеющих моральное значение, к достижению которых должны стремиться все народы и государства. В дальнейшем ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. года. После принятия Всеобщей Декларации права человека ООН подписало большое количество международных договоров и актов, касающихся прав человека.
   Государства-члены Совета Европы, принимая во внимание Всеобщую Декларацию прав человека от 10.12.1948 г., подписали 04.11.1950 г. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
   Своё отношение к правам человека также публично выразила Католическая церковь.
   Так, 07.12.1965 г. Ватиканский Собор принял Декларацию о свободе вероисповедания "Dignitatis humanae perso-nae", согласно которой человеческая личность имеет право на свободу вероисповедания.
   Л.Р.Сюкияйнен указывает, что "Очевидно, что религиозные институты в целом никогда не были в числе лидеров защиты прав человека. Но не подлежит сомнению тот факт, что, например, признание права на свободу вероисповедания (религии) в значительной мере обязано именно западному христианству. Кроме того, религиозные учения непосредственно отразились во включении обязанностей человека в общее представление о его правах и свободах" [14,с.7-28].
   С учётом основных положений международных правовых актов, в которых закреплены неотъемлемые права и свободы человека, была провозглашена в России Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 г.
   Государства Содружества Независимых Государства подписали Конвенцию о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г.
   Основные права и свободы человека, которые были закреплены в международном праве, нашли своё отражение в национальных законодательствах и конституциях многих государств.
   За весь период становления идеи прав человека были закреплены в национальных и международных правовых актах в основном так называемые права тела и отчасти права души и духа человека (свобода совести и вероисповедания, свобода творчества), которые длительное время не подлежали конкретизации и расширительному толкованию.
   К большому сожалению, религиозные институты, в том числе и Русская Православная Церковь, входящая в дореволюционную царскую государственную систему, не раскрыли свободу совести и не выделили в отдельную группу прав человека права души и духа человека, что было необходимо незамедлительно сделать для защиты архиважной для человека духовно-нравственной сферы. Это промедление привело к появлению духовно и нравственно деградирующего поколения людей, ставшего основой национализма, фашизма, авторитарных режимов, криминальных и террористических группировок.
   А.Г.Поляков о положении РПЦ до Октябрьской революции отметил следующее: "Русская Православная Церковь до Октябрьской революции была по своему статусу государственной. Российское правительство последовательно использовало Церковь как политический инструмент, призванный стабилизировать положение в стране" [13,с.17].
   "Русской православной церкви, как и другим религиозным общинам в Советском Союзе, начиная с 60-х годов XX в. (и особенно интенсивно в 70-х годах) пришлось самым разнообразным образом сталкиваться с проблемой прав человека. Это касается всех автокефальных православных церквей в странах, находившихся под властью коммунистических режимов (Грузии, Румынии, Болгарии и Сербии)" [11,с. 133-163].
   Ю.Н.Макаров в своей докторской диссертации указал, что "Отношение Советского государства к религии как к явлению, чуждому социализму, его идеологии, политике, образу жизни и нравственности, приводило к перерастанию мировоззренческого противостояния в русло политической конфронтации, порождая желание решать идеологические проблемы волевыми усилиями [12,с.36-37].
   Такой явный конфликт сохранился до распада СССР.
   Закрепление в российском законодательстве права на свободу совести и вероисповедания, так или иначе, сглаживало углы между противоборством науки и церкви, человеком и государством, государством и обществом.
   Позиция Русской Православной Церкви по правам человека открыто была выражена только в 2008 г. в "Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека", понимание прав человека в котором, как отмечает М.А.Краснов, много заимствовано из светского дискурса [9,с.122-137]. В данном документе также не было слова о правах души и духа человека, хотя упоминалось о посмертных благах человеческой души.
   В современной отечественной философии и юридической науке появилось понятие "права души человека" [4,с.183-185], которое отсутствовало до Октябрьской революции, а также до открытия четвёртого и пятого поколений прав человека [5,7], что является революционным в теории прав человека.
   В конце ХХ века в Российской Федерации было открыто четвёртое поколение прав человека - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [5,с.5-6;6].
   К четвёртому поколению прав человека относят следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [5,с.123-135].
   К пятому поколению прав человека относят: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право человека на Абсолютную истину и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека - это права духа и души человека [4,с.183-185].
   Права четвёртого и пятого поколений прав человека были закреплены в Декларации Божественный и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010г. [7,с.318-321].
   Четвёртое и пятое поколения прав человека относят к духовно-правовым ценностям [8,с.19-22].
   Благодаря вышеуказанным новым правам человека, можно по-новому взглянуть на различные духовно-нравственные и социально-культурные явления и события в жизни человека и общества.
   В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, можно вышеприведённую классификацию революций добавить ещё одной группой - духовно-нравственная революция.
   Мы считаем, что именно произошедшая духовно-нравственная революция в России представляет идеологическую угрозу для США, а не российский военный потенциал, о котором, как об угрозе национальных интересов, упоминается в Стратегии национальной безопасности данной страны.
  

Список литературы

  
   1.Бердяев Н.А.Духовный и материальный труд в русской революции//Народоправство. - 1918. - N 21-22. - С.3-6.
   2.Воробъёв В.П., Илиев Р.Р.Права человека в иудаизме и еврейской правовой традиции//Международная жизнь. - 2016. - N 6. - С.88-106.
   3.Головушкин Д.А. Русская революция и ее религиозно-исторический смысл в полемике церковных и внецерковных реформаторов начала XX века // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит.и соц. науки. - 2017. - N 2. - С.23-29.
   4.Гузенко С.С.Что такое права души человека//Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ. конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т.2/Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина", Нижнетагил. технол. ин-т (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С.183-185.
   5.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
   6.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ". - 384с.
   7.Ивентьев С.И.Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. - Москва: Директ-Медиа, 2012. - 143с.
   8.Ивентьев С.И. Современные духовно-правовые ценности//Научный поиск. - 2012. - N 4.3. - С.19-22.
   9.Краснов М.А.Права человека в понимании Русской Православной Церкви // Очерки идеологии постсоветского конституционализма: Сборник научных трудов / Под ред. М.А.Краснова и Ю.Г.Барабаша. -- Харьков: Право, 2013. - С.122-137.
   10.Калинин С.А.Идея прав человека в православном понимании//Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - N 1. - С.164-181.
   11.Лухтерхандт О.Права человека, свобода вероисповедания и Русская православная церковь//Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - N1. - С.133-163.
   12.Макаров Ю.Н.Советская государственная религиозная политика и органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД СССР (окт. 1917 - конец 1930-х гг.): автореф. дис. ... доктора ист. наук. - С-Пб., 2007. - 48с.
   13.Поляков А.Г.Викторианское течение в Русской Православной Церкви. - Киров, 2009. - 400с.
   14.Сюкияйнен Л.Р.Современные религиозные концепции прав человека: сопоставление теологического и юридического подходов//Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - N - 3. - С.7-28.
   15.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570с.
   16.Чигирев В.А.Нравственный путь безнравственной цивилизации / Серия книг: Теория и методика профессионального образования и воспитания взрослых / Под ред. П.И. Юнацкевича. - СПб.: ОСБ ПАНИ, 2006. - 72с.
   17.Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Горюнков С.В.Нравственное возрождение России и проблема смены мировоззренческой парадигмы: Учебно-методическое пособие/Под ред. проф.В.А.Чигирева /Серия книг: Нравственный путь человечества. - СПб.: Институт нравственности Международной академии социальных технологий, 2013. - 38с.
  
   Исходные данные статьи: Ивентьев С.И.Духовно-нравственная революция идеи прав человека//Система ценностей современного общества: сборник материалов LIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. - С.52-60.
   ISBN 978-5-00068-887-8
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"