Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью Л.В. Волкова "биоэтика бизнеса как новая управленческая концепция"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Представлена критическая рецензия на статью, посвящённую биоэтике и экономике.


   РЕЦЕНЗИЯ
  

на статью Л.В. Волкова "Биоэтика бизнеса как новая управленческая концепция" *

   Кандидатом экономических наук, доцентом Департамента управления бизнесом Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Леонидом Валерьевичем Волковым была публикована статья в вышеприведённой формулировке, которая, по мнению рецензента, имеет ряд существенных недостатков.
   Л.В. Волков является специалистом в области менеджмента и государственного управления. Преподаваемые дисциплины в университете: "Инвестиционный менеджмент" "Финансовый менеджмент в сфере государственного управления".
   У данного автора это первая статья, посвящённая вопросам биоэтики. Несмотря на это, Л.В. Волковым были подняты очень важные вопросы, возникшие в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19.
   Рецензируемая статья обосновывает "необходимость трансформации этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности посредством трансформации её с целью формирования биоэтики бизнеса в качестве новой управленческой концепции, которая может стать эффективным способом адаптации как мировой социально-экономической системы, так и бизнеса к глобальным вызовам, связанным с пандемией коронавируса, и позволит мировой экономической системе развиваться".
   Предлагаемая автором управленческая концепция "Биоэтика бизнеса" является "сырой", непроработанной и популистской по следующим основаниям.
   По мнению автора концепции, "новая управленческая концепция биоэтика бизнеса могла бы интегрировать в себя все существенные принципы биоэтики, концепций корпоративной социальной ответственности и ESG-управления".
   Само понятие "Биоэтика бизнеса" предусматривает только вопросы, касающиеся бизнес-деятельности человека в медицине и биологии, а не духовный аспект. То есть используемое понятие ограничивает круг, используемых сфер деятельности человека. Фактически не удел осталась духовно-нравственная сфера человека.
   Как пишет А.Н. Агеев, "под понятием "духовно-нравственная сфера личности" понимается область развития личности человека, предусматривающая становление его сознания на основе понимания и приятия своего внутреннего мира - души, духовно-нравственных ценностей, нравственных норм и качеств; развитие нравственных переживаний и чувств; формирование нравственного поведения, т.е. обеспечивающая отношение к самому себе, окружающему миру" [1].
   "Духовно-нравственная сфера человека - это духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания" [2, с. 87-91].
   Автор просто понятие "этика бизнеса" заменил на броское и громко звучащее название "биоэтика бизнеса".
   При этом под прикрытием "сохранения человечества как биологического вида" данная концепция фактически направлена на отстаивание только экономических интересов национального и международного бизнеса, создания условий, что бы работники, именно как производственный ресурс, продолжали увеличивать прибыль олигархам.
   Управленческая концепция "Биоэтика бизнеса" не предусматривает сохранение в период пандемии человека как духовной личности, а человечества - духовно-нравственного вида, трансляцию духовно-нравственных ценностей, а также не включает в себя духовно-нравственную ответственность бизнеса, т.е. она ограничивается только человеком как биологического вида.
   Под духовной личностью (сущностью) человека понимается душа и дух человека [3, с. 21-29].
  
   ____
   * - Волков Л.В. Биоэтика бизнеса как новая управленческая концепция // Финансовые рынки и банки. - 2021. - N 5. - С. 4-9. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bioetika-biznesa-kak-novaya-upravlencheskaya-kontseptsiya
   E-mail: LVolkov@fa.ru

- 2 -

  
  
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - "истечение, распространение") Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [3, с. 21-29].
   Согласно Словарю антонимов русского языка, "духовность - 1. Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный" [4].
   В авраамических религиях (иудаизм, христианство и ислам) духовность всегда связывают с верой в Бога и миром Святого духа [5, с. 186-190]. При этом некоторые авторы справедливо отмечают, что духовность невозможно мыслить без Бога [3, с. 21-29].
   В литературе понятие "духовность" не только увязывают с религией и духовной культурой, духовно-нравственными ценностями определённого народа, но и с душой и духом человека [3, с. 21-29].
   "Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира" [6, с. 9-12]. Под нравственностью также понимают "внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами" [7].
   "Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [6, с. 9-12].
   Помимо социальной ответственности существует духовно-нравственная ответственность, под которой понимается "необходимость и обязанность человека отвечать за нарушение, искажение и попрание духовно-нравственных ценностей и законов перед Богом, своими душой и духом, другим человеком, обществом и другими живыми существами, а также природой" [8, с. 100-104].
   В целом статья написана грамотным академическим языком и не несёт новых идей, которые могли бы транслировать духовно-нравственные ценности.
   Одним словом, работа на меня не произвела особого впечатления, что сказалось на коротком объёме настоящей рецензии.
   По моему мнению, статья Л.В. Волкова "Биоэтика бизнеса как новая управленческая концепция" не предусматривает и не несёт какой-либо духовно-нравственной ценности для человечества.
   Надеемся, что Леонид Валерьевич адекватно отнесётся к критике, пересмотрит положения своей концепции с учётом вышеуказанных замечаний, а также предусмотрит в своём интеллектуальном творческом труде духовный аспект.
  
  
  

Список литературы

  
   1.Агеев А.Н. Формирование духовно-нравственной сферы личности будущего военного
   специалиста в условиях обучения в высшей школе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина]. - Елец, 2012. - 25 с. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-dukhovno-nravstvennoi-sfery-lichnosti-budushchego-voennogo-spetsialista-v-uslov
   2.Ивентьев С.И. Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров; под ред.: О. А. Фёдорова, В. В. Моисеева. - Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. - С.87-91. Режим доступа: http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/bezop.shtml
  

- 3 -

  
  
  
   3.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее:
   сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29. Режим доступа: http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/naz.shtml
   4.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 544 с. Режим доступа: https://obuchalka.org/20190821112951/slovar-antonimov-russkogo-yazika-vvedenskaya-l-a-1995.html
   5.Штумпф С. П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. - 2014. - N 1. - Т. I (Гуманитарные науки). - С. 186-190.
   Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-duhovnosti-v-kontekste-religiozno-filosofskogo-diskursa
   6.Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://islam.ru/content/obshestvo/44258
   (дата обращения: 01.08.2021).
   7.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - М. : Мир и образование, 2015. - 1375 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007865158
   8.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность в современном обществе // Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 8-10.10.2020 г.). - Омск : Изд-во ОГУ, 2020. - С. 100-104. Режим доступа: http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/otvetstvennost.shtml
  
  
  
   01 августа 2021 г.
  
  
   Советник Российской Академии Естествознания,
   член Российского Философского Общества,
   юрисконсульт, теолог, специалист
   в сфере национальных и религиозных отношений Ивентьев С.И.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"