Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Можно ли считать человека рабом Божьим после законодательного запрета любого вида рабства?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей статье рассматривается религиозный концепт "Раб Божий" с точки зрения законодательного запрета рабства. Несмотря на это, во многих монотеистических религиях осталось и используется в религиозных деятельности понятие "человек - раб Божий". Представлен авторский взгляд на сложившуюся неоднозначную ситуацию. Для цитирования: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Можно ли считать человека рабом Божьим после законодательного запрета любого вида рабства? // Человек в современных социально-философских концепциях: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабуга, 26 ноября 2021 г., ред.кол.: С.В. Смирнов (отв. ред.), А.Г. Сабиров (науч. ред.) и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2021. - С.17-21.


   Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Можно ли считать человека рабом Божьим после законодательного запрета любого вида рабства? // Человек в современных социально-философских концепциях: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабуга, 26 ноября 2021 г., ред.кол.: С.В. Смирнов (отв. ред.), А.Г. Сабиров (науч. ред.) и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2021. - С.17-21.
   https://kpfu.ru/portal/docs/F_1160373872/2021_Konferenciya_Sbornik.pdf 

МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА РАБОМ БОЖЬИМ ПОСЛЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАПРЕТА ЛЮБОГО ВИДА РАБСТВА?

Асадуллина Г.Р.

Башкирский государственный университет, кандидат философских наук, доцент

Ивентьев С.И.

ООО "ДЭЛИЛ", юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений

  
   В настоящей статье рассматривается религиозный концепт "Раб Божий" с точки зрения законодательного запрета рабства. Несмотря на это, во многих монотеистических религиях осталось и используется в религиозных деятельности понятие "человек - раб Божий". Представлен авторский взгляд на сложившуюся неоднозначную ситуацию.
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, сотворец, вера, религия, права человека, права души и духа человека, заповеди, раб.
  
   Предметом исследования - концепт "Раб Божий".
   Цель исследования - изучение понятия "Раб Божий" с точки зрения научно-философского и религиозного мировоззрений.
   Методика исследования - теоретические методы логического и сравнительного анализа, а также междисциплинарный подход.
   В монотеистических религиях (христианство, ислам и пр.) используется религиозное понятие "человек - раб Божий", которое появилось в период расцвета рабовладельческого строя.
   Так, в международном праве запрещено рабство или подневольное состояние (статья 2 Конвенции о рабстве от 25.09.1926 г., статья 4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., статья 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.). [16; 17, с. 504-507; 20].
   В национальных законодательствах, включая и российское право, за рабство и лишение свободы предусмотрена уголовная ответственность (например, статьи 127, 127.1., 127.2. Уголовного кодекса Российской Федерации) [20].
   Получается, что религия, проповедующая тезис о том, что человек раб Божий, до настоящего времени, вопреки законодательному запрету рабства, придерживается и пропагандирует этот архаичный рабовладельческий принцип.
   Очевидно, что религиозное понятие "Раб Божий" противоречит международному праву и российскому законодательству о запрете рабства.
   Рассматриваемый вопрос, так или иначе, исследовался в философской, религиозной и научной литературе.
   К наиболее современному исследованию в данной области можно отнести работу В.О. Лобовикова "Логически противоречит ли сам себе раб Божий Левий Матвей, утверждая, что он не раб?", которая смогла беспристрастно пролить свет в этом неоднозначном и сложном вопросе [15, с. 141-143]. Но при этом автором так и не был в полном объёме раскрыт данный вопрос.
   Указанный автор обращает внимание на то, что при ответе на вышеуказанный вопрос всегда необходимо учитывать при употреблении саму суть слова "раб" в определённых словосочетаниях, то есть учитывать логико-лингвистической аспект [15, с. 141].
   Итак, как утверждает В.О. Лобовиков, "словосочетание "Раб Божий" имеет в христианской теологии положительное нравственное значение, а слово "раб", взятое само по себе, выражает в обычном естественном языке отрицательную нравственную оценку, а именно, противопоставление такой положительной ценности как "свободный" [15, с. 141-143].
   В свою очередь, в соответствии с Толковым словарём живого великорусского языка В.И. Даля, раб обозначает невольника и крепостного, то есть человека, обращённого в собственность ближнего своего (хозяина или господина) или государства [8, с. 5]. Этот господин по своей сути выступает собственно рабовладельцем. В истории человечества рабство существовало до XX в., но, как пережиток, остаётся в арабских и африканских странах.
   Согласно Конвенции о рабстве от 25.09.1926 г., под рабом понимается лицо, находящееся в положении или состоянии рабства, а лицом, находящимся в подневольном состоянии, - лицо, находящееся в состоянии или положении, создавшемся в результате институтов или обычаев, сходных с рабством [17, с. 504-507]. При этом в международных юридических документах под понятиями "рабство" и "подневольное состояние" также понимаются различные формы контроля над личностью и такие условия угнетения, которые лицо не может изменить и которых оно не может избежать [7, с. 151].
   В связи с законодательным запретом любого вида рабства до настоящего времени религиозные институты не пересмотрели и не упразднили религиозные обычаи об обращении к человеку как к рабу Божьему.
   Такие монотеистические религии, как иудаизм, христианство и ислам, воспитывают человека так, чтобы он боялся Бога, то есть пребывал в страхе перед своим Творцом или находился всегда перед Ним в рабском состоянии.
   Обратим внимание на то, что основатель христианства Иисус Христос человека никогда не называл рабом Бога, а относил людей к детям Бога: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего" (Библия Ин.15:14-15) [3].
   Идеалами вероучения иудаизма выступают постоянное молитвенное состояние, хождение перед лицом Бога в страхе, спокойствие души перед Тем, кто наполняет всю Вселенную, непрестанные мысли о служении Ему, полная надежда на Бога [18, с. 79-80]. Аналогичный подход прослеживается в христианстве и исламе.
   В исламе человека также именуют рабом Аллаха (Коран 39:53-55) [13].
   Понятие "Раб Божий" стали использовать не только в религиозных молитвах, ритуалах и обрядах, но и в народных магических заговорах, придавая ему особую значимость [22, с. 31-33].
   В отличие от авраамических монотеистических религий, древнеславянские верования никогда не относили человека к рабу Бога. У славян Бог был Отцом человека и Главой его семьи.
   "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви" (Библия 1Ин.4:18) [3].
   Согласно четвёртом и пятому поколениям прав человека, страх препятствует реализации прав человека, его души и духа [6, с. 183-185].
   Следует отметить, что в соответствии с концепцией прав души и духа человека из-за страха человеческие души не могут переселяться или реинкарнировать, то есть не происходит реализация права души на переселение, а значит, не наступает вечная жизнь человека в физическом теле.
   С психологической точки зрения, страх представляет собой один из способов столкновения человека с данностью смерти, которая способна разрушить базовые жизненные ценности человека [2, с. 13-23].
   Именно страх используется как важное средство для управления и удержания человека в повиновении и рабстве.
   Религиозные институты, поддерживая свою власть над народами, в отличие от науки, преднамеренно не раскрывают природу и истинные причины появления и формирования страха у людей.
   Согласно религиозной теории творения, человек был сотворён Богом по своему образу и подобию, и люди являются Его детьми (Библия Быт. 1:26; Коран 7:11) [3; 11].
   "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Библия Пос. к. Рим. Св. ап. Павла, 8:16-17) [3].
   Безусловно, что сын никак не может являться рабом для своего отца в духовном и кровном плане. Следовательно, тезис монотеистических религий о том, что человек является рабом Бога, противоречит и фактически исключает религиозную теорию сотворения Богом человека именно Его сыном.
   По нашему мнению, человек, как творение и часть Бога, априори не может быть рабом своего родителя.
   Человек, как творение и сын Бога, имеет право и должен общаться со своим Творцом без какого-либо страха и только на доверительной основе.
   Невооружённым глазом видно, что тезис монотеистических религий о том, что человек является рабом Бога, принижает человека как творение Бога, а также Бога как его Творца.
   Изложенное можно утвердительно применить и к народным магическим заговорам, в которых используется понятие "Раб Божий". Именно использование в заговорах этого понятия искажает сакральный смысл того или иного ритуала, а также заговора, так как человек в них не выступает сыном и союзником Бога-Творца.
   Таким образом, религиозное утверждение о том, что "человек раб Божий" с точки зрения научно-философского подхода не выдерживает никакой критики.
   По нашему мнению, из вышеизложенного можно сделать следующие выводы, отвечая на поставленный вопрос исследования, а также на вытекающие из него сопутствующие вопросы:
   - Человек не является рабом Бога!;
   - Человек является союзником и сотворцом Бога!;
   - утверждения монотеистических религий о том, что человек является рабом Бога, а всякая земная (государственная) власть от Бога, носят политический и человеческих характер, не соответствуют действительности и являются человеческими историческими фальсификациями;
   - тезис монотеистических религий о том, что человек является рабом Бога, противоречит и исключает религиозную теорию сотворения Богом человека как Своего сына;
   - религиозное мировоззрение о том, что человек является рабом Бога, противоречит международному праву и российскому законодательству о запрете рабства;
   - в народных магических ритуалах и заговорах неправильно используется понятие "Раб Божий", что искажает сакральный смысл этих действий, а значит, первые могут приводить к нежелательным последствиям для человека [12, с. 164-168].
   Таким образом, неверные и искажённые представления о Боге и человеке, дошедшие до наших дней, не позволяют религиозным институтам длительное время развивать учение о душе человека, о её правах, а также адекватно и своевременно решать насущные проблемы человечества (духовно-нравственное совершенствование и развитие человека, прекращение войн, борьба с болезнями, эпидемиями и голодом в некоторых странах, восстановление экологии и т.д.).
  
   Литература:
   1.Авеста. Хордэ Авеста (Младшая Авеста) / Подготовка авестийского текста, перевод, предисловие, комментарий М.В. Чистякова. - СПб.: Авестийское астрологическое сообщество, 2005. - 384 с.
   2.Баканова А.А. Системное описание страха смерти // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11. - N 1. - С. 13-23.
   3.Библия: каноническая, русский синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 2007. - 1057 с.
   4.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Права человека и ислам // Истоки духовности: информационно-справочное пособие / сост.: Р. Р. Баязитова, Г. М. Набиуллина, Р. З. Юлбаев. - Уфа: Педкнига, 2019. - С. 22-37.
   5.Гольдин Г.Г., Терновая Л.О. Возможно ли скорое рождение нового поколения прав человека? // Учёные труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2018. - N 2 (49). - С. 26-27.
   6.Гузенко С.С. Что такое права души человека? // Молодёжь и наука: материалы международной науч.-практ.конф. (26 мая 2017  г., г. Нижний Тагил) в 2 т. Т. 2. - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. - С. 183-185.
   7.Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. - М.: НИМП, 2001. - 352 c.
   8.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. - Т. 4: Р-V. - 688 с.
   9.Дроздова А.М. Некоторые аспекты концепции поколений прав человека // Сборник научных трудов кафедры правовой культуры и защиты прав человека. - Ставрополь: Издательско-информационный центр "Фабула", 2019. - C. 213-217.
   10.Евгения Семеновна. Следующая книга. От Господа. Серия: Знания высших Миров. - Казань, 2016. - 464 с.
   11.Закон Божий. - Сергиев Посад: Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008. - 722 с.
   12.Ивентьев С.И., Асадуллина Г.Р. Человек - раб Божий или Сотворец?
   // Православие и общество: грани взаимодействия : материалы IV Международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет ; ответственный редактор Е.В. Дроботушенко. - Чита : ЗабГУ, 2020. - С. 164-168.
   13.Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского; ред. В.И. Беляев; авт. предисл. П. Грязневич, В. Беляев. - 2-е изд. - М.: Наука, 1986. - 727 с.
   14.Краснов М.А. Права человека в понимании Русской Православной Церкви // Очерки идеологии постсоветского конституционализма: Сборник научных трудов / под ред. М. А. Краснова и Ю. Г. Барабаша. - Харьков: Право, 2013. - С. 122-137.
   15.Лобовиков В.О. Логически противоречит ли сам себе раб Божий Левий Матвей, утверждая, что он не раб? // Дискурс-Пи. - 2004. - N 1 (4). - С.141-143.
   16.Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - N 17. - Ст.291.
   17.Международные акты о правах человека: сборник документов / Авт.-сост. В.А. КарташкинЕ.А. Лукашева. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2000. - 784 с.
   18.Тимощук А.С., Федотова И.Н., Шавкунов И.В. Введение в религиоведение: Учеб. пособие. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2014. - 136 с.
   19.Тихонова Г.Ю., Гиниятова Е.В. Религиоведение: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. - 203 с.
   20.Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 25. - Ст. 2954.
   21.Федеральный закон "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 20.02.1998 г. N 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. - N 14. - Ст. 1514.
   22.Шуляк С.А. Аспекты исследования классификации текстов-заговоров // Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - N 1. - С. 31-33.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"