Боброва Наталья Алексеевна, Данакари Лилия Ричарди, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный смысл понятий "преступник", "жертва" и "сакральная жертва"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются концепты "преступник" и "жертва" ("потерпевший"), которые являются категориями уголовного права, а последний - науки виктимологии. При этом понятие "жертва" активно используется в религиозных ритуалах и магических (оккультных) практиках, а также, особенно в последнее время, в политике. Даётся анализ понятию "сакральная жертва", которое было взято на вооружение "цветными революциями". "Сакральные жертвы" - это потерпевшие от преступлений (ритуальных преступлений), совершаемых для оправдания убийства людей, цветных революций, государственных переворотов, геноцида, терроризма и других преступлений. Актуальность и новизна данного исследования связана с тем, что авторы раскрывают духовно-нравственный смысл понятий "преступник", "жертва" и "сакральная жертва", что ново для современного уголовного права. Для цитирования: Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл понятий "преступник", "жертва" и "сакральная жертва" // Актуальные проблемы теории и практики уголовного права и процесса в современных условиях: Материалы II международной научно-практической конференции, 20-21 мая 2022 года, г. Донецк / отв. ред. к.ю.н., доцент С.Ю. Мироненко. - Донбасская юридическая академия. - Донецк, 2022. - С. 53-59.


   Для цитирования: Боброва Н.А., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл понятий "преступник", "жертва" и "сакральная жертва" // Актуальные проблемы теории и практики уголовного права и процесса в современных условиях: Материалы II международной научно-практической конференции, 20-21 мая 2022 года, г. Донецк / отв. ред. к.ю.н., доцент С.Ю. Мироненко. - Донбасская юридическая академия. - Донецк, 2022. - С. 53-59.
  
  
  
  
   УДК 1,343
  

Боброва Н.А.

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ,

профессор кафедры конституционного и административного права Тольяттинского государственного университета,

депутат Самарской Губернской Думы,

г. Тольятти, Россия

Данакари Л.Р.

кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики,

психологии и социальной работы Волгоградского

государственного университета

г. Волгоград, Россия

Ивентьев С.И.

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере

национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ"

г. Казань, Россия

  

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЙ "ПРЕСТУПНИК", "ЖЕРТВА" И "САКРАЛЬНАЯ ЖЕРТВА"

  
   Аннотация. В статье рассматриваются концепты "преступник" и "жертва" ("потерпевший"), которые являются категориями уголовного права, а последний - науки виктимологии. При этом понятие "жертва" активно используется в религиозных ритуалах и магических (оккультных) практиках, а также, особенно в последнее время, в политике. Даётся анализ понятию "сакральная жертва", которое было взято на вооружение "цветными революциями". "Сакральные жертвы" - это потерпевшие от преступлений (ритуальных преступлений), совершаемых для оправдания убийства людей, цветных революций, государственных переворотов, геноцида, терроризма и других преступлений. Актуальность и новизна данного исследования связана с тем, что авторы раскрывают духовно-нравственный смысл понятий "преступник", "жертва" и "сакральная жертва", что ново для современного уголовного права.
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, духовно-нравственный смысл, политика, уголовное право, преступление, преступник, потерпевший, жертва, революция, сакральная жертва.
  

Bobrova N.A., Danakari L.R., Iventev S.I.

Russia

SPIRITUAL AND MORAL MEANING OF THE CONCEPTS "CRIMINAL", "VICTIM" AND "SACRAL VICTIM"

  
   Annotation. The article deals with the concepts of "criminal" and "victim", which are categories of criminal law, and the latter - the science of victimology. At the same time, the concept of "victim" is actively used in religious rituals and magical (occult) practices, as well as, especially recently, in politics. An analysis is given of the concept of "sacred sacrifice", which was adopted by the "color revolutions". "Sacral victims" are the victims of crimes (ritual crimes) committed to justify the killing of people, color revolutions, coup d'Иtat, genocide, terrorism and other crimes. The relevance and novelty of this study is due to the fact that the authors reveal the spiritual and moral meaning of the concepts of "criminal", "victim" and "sacral victim", which is new for modern criminal law.
   Key words: God, man, human soul, human spirit, spiritual and moral meaning, politics, criminal law, crime, criminal, victim, victim, revolution, sacral victim.
  
  
   Предмет исследования - концепты "преступник", "жертва" и "сакральная жертва".
   Цель исследования - рассмотреть концепты "преступник", "жертва" и "сакральная жертва", используя понятие "духовно-нравственный смысл".
   Методика исследования - теоретические методы логического и сравнительного анализа, аналитического толкования, аналогии, междисциплинарный подход.
   Введение. Концепты "преступник" и "жертва" ("потерпевший") - основные категории уголовного права. При этом концепт "жертва" тождественен юридическому понятию "потерпевший". Кроме того, концепт "жертва" также является главным предметом виктимологии - науки о жертве преступлений, любых иных правонарушений (гражданских, трудовых, административных и пр.), а также жертвах стихийных бедствий, несчастных случаев [10, с. 49].
   Впервые концепт "духовно-нравственный смысл" был использован О.А. Самыловой в научном исследовании смысла жизни молодёжи [12, с. 307-309]. Данный концепт был проработан в статье Г.Р. Асадуллиной, О.В. Шкуран и соавтора настоящего исследования "Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества" [4, с. 401-407].
   Под духовно-нравственным смыслом человека понимается "осознании им того, что он, прежде всего, является духовной личностью (сущностью), имеющего дух и душу, что, в свою очередь, позволит ему осознать и понять истинный смысл жизни в нашем мире" [4, с. 401-407].
   Среди литературы имеется много работ, в которых раскрывается морально-нравственный аспект преступлений и правонарушений. При этом последние не были подвергнуты буквальному духовно-нравственному осмыслению.
   Обсуждение. Понятие "духовно-нравственный смысл" можно использовать не только в философии смысложизненной проблематики и онтологии смысла, но и в уголовном праве, что позволяет по-новому взглянуть и раскрыть причины и смысл совершаемых преступлений и правонарушений, понять взаимосвязь "преступник-жертва", а значит, разработать меры профилактики противоправной деятельности.
   В религии под преступлениями понимаются действия человека, направленные против Бога, веры и нравственности, которые часто именуются грехом или пороком [13].
   В соответствии с частью 1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, "преступлением признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания" [15]. 
   Согласно части 1 статьи 15 Уголовного кодекса Луганской Народной Республики, преступлением признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания [17]. Аналогичное правовое определение понятию "преступление" в части 1 статьи 14 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики [16]. 
   В соответствии с пунктом 1 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29.11.1985 г., под термином "жертвы" понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью [6].
   По своей сущности преступления противостоят духовности и нравственности, то есть являются их антиподами [1, с. 17-22].
   Все правовые (уголовные) преступления, определённые законом, являются духовно-нравственными преступлениями, так как представляют собой нарушения норм морали (нравственности) и прав души и духа человека, а также направлены против души человека [1, с. 17-22].
   Духовно-нравственные преступления - деяния, совершённые против Бога, веры в Него, Любви, человека, его души и духа, умаляющие духовно-нравственные ценности, а также нарушающие нормы морали (нравственности) [1, с. 17-22].
   В криминологии под жертвой преступления понимается "всякий человек, понесший моральный, физический или имущественный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан он в установленном законом порядке потерпевшим от данного преступления или нет" [11, с. 208].
   Ранее понятие "жертва" носило "ритуальный характер и означало существо или продукт, приносимый в дар Богу" [5, с. 330].
   Некоторыми исследователями справедливо отмечается, что "Богу не нужны ни кровь жертвы, ни сама убитая жертва (человек или животное), так как это явно не требуется Духовной природе Творца. При этом ритуал жертвоприношения придумал сам человек, тем самым закрепляя социальное расслоение и неравенство между людьми. Убийство так называемой жертвы никак не может показывать истинную преданность и любовь к Богу, если человек при этом уничтожает Его творение и как трофей возлагает на алтарь, как победитель. Следовательно, жертвоприношение не может представлять собой сакральный акт, а является по своей сути архаическим действием, подтверждающим неверное представление человека о Боге" [1, с. 17-22].
   "Жертва преступления - это человек, душе, духу, телу и имуществу которого преступлением причинены духовный, моральный, физический и имущественный вред" [1, с. 17-22].
   Под преступником понимается человек, нарушивший закон, и совершивший преступление [7, с. 396]. Гиперонимами данного слова выступают слова: злодейправонарушитель, нарушитель, уголовник и др. В религии преступника часто именуют грешником.
   Этимологически слово "преступник" восходит к слову "преступить", под которым понимается самовольное нарушение чего-то, отступление от чего-либо.
   Преступникам присущи антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к нравственным ценностям и выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата[19, с. 108].
   Мы соглашаемся с мнением В.Е. Эминова и Ю.М. Антоняна, что "человек не рождается преступником, а становится им в результате неблагоприятного нравственного формирования его личности" [19, с. 107]. Можно уверенно сказать, что это одна из главных причин совершаемых преступлений и правонарушений.
   К другим причинами совершения любых преступлений и правонарушений можно отнести низкий (отсутствие) духовно-нравственный уровень человека, а также существующий дисбаланс в духовно-нравственных и материальных потребностях, который закладывается и проявляется в процессе воспитания и образования человека [1, с. 17-22].
   Уголовно-процессуальные национальные законодательства многих стран постсоветского пространства, включая СНГ, жертв правонарушений и преступлений отождествляют с юридическим определением "потерпевший" [1, с. 17-22].
   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) даёт правовое определение жертвам преступлений, именуя их потерпевшими [14].
   Согласно части 1 статьи 42 УПК РФ,  потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинён физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда [14].
   "Слово "жертва" происходит от латинского "желанный", "благодарный", "приятный". Более древние значения слова "жертва" относят его к индоевропейским глаголам "воспевать", "превозносить". В русском языке "жертва" образована от церковно-славянского "жрец", "священник"; тот, кто хвалит Бога" [18, с. 8].
   Как указывают Л.С. Чернов и Е.Ю. Погорельская, "первоначально, в дохристианскую и христианскую эпоху, жертва понималась исходя из сакрального, священного. Нужно было принести жертву Богу, сверхъестественным силам, чтобы быть услышанным и оправданным. Юридический и нравственный аспекты здесь были тесно переплетены" [18, с. 13].
   Концепт "сакральная жертва" можно подразделить на политическое и религиозное (оккультное) понятия или лозунги  (нем. losung, от lЖsen - распускать; призыв, бросать жребий, идея, пароль).
   В настоящее время политические лозунги "жертва" и "сакральная жертва" используются в провокациях, оправдании противоправной деятельности и убийстве людей, а также других совершенных и совершаемых преступлений.
   Впервые известным оправданием именно убийства под видом "жертвы" является распятие на кресте или казнь Иисуса Христа две тысячи лет назад [9, с. 59-64]. С этого времени и появилась так называемая идеология "сакральной жертвы", когда умышленное убийство человека прикрывают понятием "жертвоприношение".
   Данная схема "жертвоприношения" почему-то всплыла в период активизации экстремизма и так называемых "цветных революций". Очевидно, что основатели (адепты) идеологии "сакральной жертвы" передают этот "опыт" из поколения в поколения, используя его для оправдания убийства людей, цветных революций и совершаемых государственных переворотов.
   В цветных революциях активно используются так называемые "сакральные жертвы" [3, с. 704-713; 8, с. 39-44].
   Слово "сакральный" (от англ. sacral и лат. sacrum) обозначает  священное, посвящённое Богу.
   Только Бог свят, а не человек, убивающий другого человека.
   Революция и убийство человека во имя революционных или иных идей никак не связаны и не могут быть связаны с Богом и Его святостью.
   Следовательно, политические и преступные "сакральные жертвы" никакого отношения к Богу и святости, духовности и нравственности не имеют, так как происходит убийство людей во имя каких-то революционных человеческих идей и нарушение заповедей Бога, включая заповеди "не убей".
   По нашему мнению, под сакральной жертвой следует понимать именно бескровные / безкровные действия человека, направленные не в угоду личных или коллективных эгоистических целей, а на благо человечества. Примерами этому служат подвижничество, жизнь и деятельность Святых людей (Пророки, Апостолы, Старцы и др.), волонтёрство  (от лат. voluntarius - добровольный) и другие благие и добрые дела.
   Политический лозунг "сакральная жертва" не преследует благие цели: повысить духовность и нравственность власть имущих и народа, прекратить совершаемые преступления, улучшить жизнь людей и др.
   "Сакральные жертвы" - это потерпевшие от преступлений (ритуальных преступлений), совершаемых для оправдания убийства людей, цветных революций, государственных переворотов, геноцида, терроризма и других преступлений.
   Идеологи цветных революций и бенефициары убийств политических оппонентов и духовных лидеров неверно трактуют, используют и извращают истинный смысл словосочетания "сакральная жертва".
   По нашему мнению, недостаточное осмысление казни Иисуса Христа, не осуждение виновных в совершении данного преступления и отсутствие реабилитации казнённого человека позволяет в настоящее время безнаказанно совершать убийство людей под видом "сакральных жертв" якобы во благо народа и страны.
   Выводы. Таким образом, с помощью концепта "духовно-нравственный смысл" мы смогли по-новому взглянуть на преступления и потерпевших (жертв) от преступлений и правонарушений, раскрыть причины совершаемых любых противоправных действий.
   Концепт "жертва" имеет различную смысловую нагрузку в зависимости от сферы применения (политика, право, наука, религия и т.д.).
   Политический лозунг "сакральная жертва", используемый в цветных революциях и политических акциях, не имеет какой-либо сакральный, духовный и нравственный смысл, никак не связан со святостью и Богом, духовностью и нравственностью, а используется политиками и сотоварищами для прикрытия совершаемых уголовных преступлений, ухода от уголовной ответственности.
  

Список использованных источников

   1.Асадуллина Г.Р., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект жертв преступлений // Актуальные проблемы теории и практики уголовного права и процесса в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции, 21-22 мая 2021 года, г. Донецк / отв. ред. к.ю.н., доцент С.Ю. Мироненко. - Донбасская юридическая академия. - Донецк, 2021. - С. 17-22.
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Жертвы духовно-нравственных преступлений // Виктимология. -??2021. -?? Т. 8. - N 1. - ??С. 30-37
   3.Анисимов Н.О., Римский А.В., Рязанова Н.А. 2019Экстремизм и насилие в практиках "Цветных переворотов": "Сакральная жертва" и "Чрезвычайное положение" // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2019. - N 44 (4). - С. 704-713.
   4.Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И., Шкуран О. В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15 февраля 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С. 401-407.
   5.Вишневецкий К.В. Структура виктимологической характеристики жертвы // Теория и практика общественного развития. - 2013. - N 9. - С.329-330.
   6.Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью // Советская юстиция. - 1992. - N 9-10. - С. 39.
   7.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.3: П. - СПб: ТОО Диамант, 1996. - 560 с.
   8.Ищенко Н.С. Архетип сакральной жертвы в практике цветных революций // Вестник СПбГИК. - 2019. - N 3 (40). - С. 39-44.
   9.Ивентьев С.И. Когда будет реабилитирован Иисус Христос? // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов XXIX Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. - С. 59-64.
   10.Мумаев С.М.-С. Понятие виктимологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2007. - N 2. - С. 48-52.
   11.Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктимологии : монография. - Москва:  ВНИИ МВД России, 2006. - 291 c.
   12.Самылова О.А. Духовно-нравственный смысл жизни юношеского  периода // Мир науки, культуры, образования.  - 2015. - N 2 (51). - С. 307-309.
   13.Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву / Исследования Адралиона Попова. - Казань: Тип. Императорского Университета. 1904. - 516 с.
   14.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета. - 22.12.2001. - N 249.
   15.Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.06.1996. - N 25. - Ст. 2954.
   16.Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://npa.dnronline.su (дата обращения: 09.05.2022).
   17.Уголовный кодекс Луганской Народной Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lug-info.com (дата обращения: 09.05.2022).
   18.Чернов Л.С., Погорельская Е.Ю. Истоки социально-правового понимания концепта "жертва" // Социум и власть. - 2019. - N 4 (78). - C. 7-15
   19.Эминов В.Е., Антонян Ю.М. Личность преступника и её формирование // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - N 1 (50). -С. 107-112.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"