Асадуллина Гузелия Рауфовна, Гончаренко Константин Дмитриевич, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Религиозный терроризм как составляющая экстремизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей статье представлен междисциплинарный взгляд на религиозный терроризм, охвативший весь Мир. Авторы отмечают, что основы религиозного терроризма и нигилизма были заложены в период рабовладельческого строя. В статье приведены основные причины возникновения терроризма. Предложены пути борьбы с религиозным терроризмом. Для правильного цитирования: Асадуллина Г. Р., Гончаренко К. Д., Ивентьев С. И. Религиозный терроризм как составляющая экстремизма // Третьи международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н. А. Пьянова: материалы конференций 5, 20 и 26 ноября 2021 г. / отв. ред. и сост. М. Ю. Спирин; [науч. ред. С. А. Комаров, И. А. Кузьмин]. - Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2022. - С. 98-109. ISBN 978-5-86247-155-7


  
   Асадуллина Г. Р., Гончаренко К. Д., Ивентьев С. И. Религиозный терроризм как составляющая экстремизма // Третьи международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н. А. Пьянова: материалы конференций 5, 20 и 26 ноября 2021 г. / отв. ред. и сост. М. Ю. Спирин; [науч. ред. С. А. Комаров, И. А. Кузьмин]. - Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2022. - С. 98-109.
   ISBN 978-5-86247-155-7
   Тираж 100 экз.
  
  
  
   УДК 323.2, 343
   ББК 67

Гузелия Рауфовна Асадуллина

Башкирский государственный университет,

г. Уфа, Россия

Константин Дмитриевич Гончаренко

Челябинский государственный университет

г. Челябинск, Россия

Сергей Иванович Ивентьев

ООО "ДЭЛИЛ",

г. Казань, Россия

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКСТРЕМИЗМА

  
   В настоящей статье представлен междисциплинарный взгляд на религиозный терроризм, охвативший весь Мир. Авторы отмечают, что основы религиозного терроризма и нигилизма были заложены в период рабовладельческого строя. В статье приведены основные причины возникновения терроризма. Предложены пути борьбы с религиозным терроризмом.
   Ключевые слова: Бог, человек, вера, религия, терроризм, религиозный терроризм, экстремизм, нигилизм, религиозный нигилизм.
  

Guzelija R. Asadullina

Bashkir state University,

Ufa, Russia

Konstantin D. Goncharenko

Chelyabinsk State University ,

Chelyabinsk, Russia

Sergey I. Iventev

"DELIL" LLC,

Kazan, Russia

RELIGIOUS TERRORISM AS A COMPONENT OF EXTREMISM

   This article presents an interdisciplinary view of religious terrorism that has swept the world. The authors note that the foundations of religious terrorism and nihilism were laid during the period of the slave system. The article lists the main reasons for the emergence of terrorism. Ways of combating religious terrorism are proposed.
   Keywords: God, man, faith, religion, terrorism, religious terrorism, extremism, nihilism, religious nihilism.
  
  
   Предметом настоящего исследования выступают концепты "религиозный терроризм" и "экстремизм".
   Целью исследования - изучение понятий "религиозный терроризм" и "экстремизм" с точки зрения научно-философского и религиозного мировоззрений.
   В процессе исследования использовались методы логического и сравнительного анализа.
   В международном праве, под экстремизмом понимается "форма политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма" [17].
   В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г., "экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон" [20; 24].
   По своей сущности экстремизм противостоит духовности и нравственности (морали), то есть является их антиподом [2, с. 283-294].
   Некоторые авторы полагают, что экстремизм есть радикальная маргинальность (от позднелат. marginalis - находящийся на краю), абсолютное противопоставление нормам и ценностям, следование антиценностям [9, с. 107-112]. При этом отмечается, что в основе экстремизма лежит идеология нигилизма (от лат. nihil - ничто), и первая представляет собой так называемую "религию нигилизма" [9, с. 107-112].
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, под нигилизмом понимается "безобразное и безнравственное ученье, отвергающее всё, чего нельзя ощупать" [11, с. 544].
   В связи с тем, что религия связана с духовной, невидимой сферой, которую нельзя ощупать, нигилизм выступает антиподом первой. Можно даже сказать, что концепт "нигилизм" содержит в себе секулярный  (позднелат. saecularis - мирской, светский) аспект.
   Понятия "экстремизм" и "терроризм" соотносят как целое и часть, считая второе одной из форм первого [14, с. 239-245].
   В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля терроризм характеризуется как "устращивание, устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства" [10, с. 401].
   Терроризм в Большой актуальной политической энциклопедии определяется как "насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и т.д.) против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения" [5].
   Согласно Большому юридическому словарю, терроризм (от латterror - ужас) - "1) в широком смысле политика и практика террора, вид насильственной преступности, 2) и законодательстве РФ насилие в отношении физических лиц или организаций, или угроза его применить, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей либо значительного имущественного ущерба, а также наступления иных общественно опасных последствий" [7].
   В Федеральном законе N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [21].
   В приведённых выше примерах терроризм представлен не полно, больше как деятельность, направленная на убийство и запугивание мирных граждан.
   Терроризм - духовно-нравственное и социальное негативное явление, которое охватывает много аспектов.
   В литературе терроризм справедливо также относят не только к уголовному, но и к духовно-нравственному преступлению [6, с. 48].
   Некоторые авторы отмечают, что ключевым фактором, детерминирующим существование терроризма в современном обществе, является коррупция [23, с. 78-81]. В свою очередь, коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча), как и терроризм, - это не только правовое (уголовное), но и духовно-нравственное преступление [12, с. 86-90]. Следовательно, говоря о терроризме, необходимо под ним также подразумевать коррупцию.
   Следует отметить, что рассматриваемые преступления являются следствием злых помыслов и безнравственных поступков [13, с. 54-56], на что мало обращается внимание научной общественностью, а также государственными органами при разработке мер профилактики и борьбы с терроризмом и другими преступлениями.
   "Одной из форм веры и культа приведённой в экстремизме как религии нигилизма являются вера в некую (национальную или другую) исключительность некоего сообщества и культ персоналий ...." [9, с. 109]. Следовательно, терроризм - это одна из составляющих экстремизма.
   Религиозный терроризм берёт свое начало в малом (сначала - "лихие" мысли и злые помыслы...), развиваясь до серьёзных кровопролитных конфликтов, таких как "крестовые походы", "Варфоломеевская ночь", целью которых является убийства и запугивание населения, как это было в Японском метро в 1995 году, "11 сентября 2001 года", захват школы в Беслане и другие. Все террористические акты оканчиваются бессмысленными убийствами ни в чём неповинных людей.
   "11.09.2001 г. в США боевики-смертники террористической организации "Аль-Каида" (запрещённая в РФ организация) захватили четыре пассажирских самолета, направив на башни Всемирного торгового центра, Пентагон и, предположительно, на Белый дом или Капитолий. Все самолеты, кроме последнего, достигли целей". Жертвами терактов стали 2 977 человек, в том числе 343 пожарных и 60 полицейских. Погибли не только граждане США, но еще 92 государств. В Нью-Йорке жертвами теракта стали 2 753 человека, в Пентагоне - 184 человека, 40 человек разбились в Пенсильвании" [19]. В основе данной секты лежит "борьба за чистоту своей идеи и образа жизни, где Соединенные Штаты и Западная цивилизация рассматривается как угроза их образу жизни" [22, с. 20-26].
   Следовательно, религиозный терроризм - это вера фанатика в свою исключительность (превосходство), сопряжённая убийствами и запугиванием инакомыслящих.
   "Идеологическое отношение деструктивных культов и тоталитарных сект, сформировавшееся на основе насаждения крайнего религиозного мировоззрения и реализации религиозной экстремистской идеологии, к социальным структурам, культуре, традициям и обычаям, а также к самой системе общественного порядка и общепринятым правовым, социальным и религиозным нормам, что находит свое негативное отражение в следующих социально-теологических аспектах: 1) полное отрицание и негативное отношение к общепринятой системе социальных ценностей. Общество признается заблудшим, а его идеалы греховными; 2) пропаганда идеологии непринятия норм существующего общественного порядка путем призыва к отказу от соблюдения мирских запретов и стремлению только к беспрекословному подчинению идеологическим догмам деструктивного религиозного объединения; 3) враждебное отношение к традиционным религиозным конфессиям и их представителям, что выражается в отказе от политики толерантности к иным религиозным учениям и стремлении к противостоянию с ними; 4) отказ от принятия и соблюдения правовых норм государства. Формирование собственного правового пространства, основанного только на теологических представлениях и духовных канонах; 5) противопоставление деструктивного религиозного объединения существующим институтам государственной власти путём непризнания их легитимности и призыва своих последователей к невыполнению их требований; 6) распространение идеологии непримиримой борьбы со всякого рода инакомыслием и посягательством на истинность учения деструктивного религиозного объединения" [1, с. 76-79].
   Приведённый перечень также считаем необходимым дополнить элементами, характерными для деструктивных религиозных объединений, которые были выделены американским психологом Р. Лифтоном: 1) требование чистоты - резкое деление мира на "чистый" и "нечистый", "хороший" и "плохой". Группа, к которой принадлежит адепт, - "хорошая" и "чистая", все остальное - "плохое" и "грязное"; 2) объявление догмы своей группы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной; 3) разделение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет; 4) контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение подвергнуто регулированию, а допуск к информации строго контролируется; 5) религиозная доктрина провозглашается выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и её индивидуальный опыт [1, с.76-79].
   Способы привлечения в деструктивные секты различные. "Члены радикальных сект активно используют Интернет и социальные "месенджеры" для распространения экстремистских материалов, с целью привлечения в свои ряды молодых людей, не имеющих сформированной политической и социальной позиции" [3].
   В литературе отмечается, что "ситуация в современной России отличается низким уровнем гражданской активности населения, на что указывают как общероссийские, таки и региональные исследования" [18, с. 144-151]. Готовность участвовать в тех или иных формах социальной деятельности или в общественных объединениях, движениях обусловлена, прежде всего, интересами, социальным положением, которое предполагает ориентацию на будущее. В том случае, когда возможностей для самореализации нет, степень активности снижается.
   Как подчеркивает В.В. Петухов, в современном российском обществе, несмотря на рост политической информированности, изменение отношения к различным формам гражданского участия, среднероссийский уровень активности остается примерно на одном и том же уровне [16, с. 93-94]. Причиной этого, как указывает данный автор, является отсутствие у населения легальных и институционально оформленных инструментов влияния на принимаемые решения молодёжи.
   Невысокий уровень активности наблюдается и в группе представителей молодого поколения россиян. Например, по данным исследований М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, 67,8 % молодёжи считают, что не имеют возможности влиять на политику государства, 56,5 % уверены, что не могут донести до власти свои интересы и отстаивать их, 46,1 % не видят возможности вести диалог с властью по проблемам молодёжи [4, с. 263-266]. Статистика показывает существующий системный социальный страх у молодёжи, который может приводить к печальным последствиям.
   Как отмечает представитель студенческой молодёжи А.Г. Барейша, "в связи с этим возникает стремление реализовать себя в той сфере, где это в больше или меньшей степени возможно. Например, молодежь находит себя в различных других сферах жизнедеятельности, где они могут достаточно ярко себя проявить, а именно: в научной, спортивной, культурно-массовой, трудовой и общественной" [4, с. 264]. При этом некоторые, к большому сожалению, находят своё применение в различных деструктивных и террористических организациях, а также в совершении единоличных акциях убийства людей.
   "Социальные страхи сигнализируют о наиболее актуальных потребностях, а в случае невозможности их реализовать, способствуют формированию апатии, разочарования, беспомощности и социальной пассивности. Поэтому игра на социальных страхах, манипулирование ими может создавать условия для ограничения активности или, напротив, её роста" [4, с. 263-266].
   К основным причинам терроризма в настоящее время справедливо относят девальвацию системы духовно-нравственных ценностей, а также острый конфликт между духовно-нравственными и материальными потребностями человека [6, с. 48]. В нашу эпоху потребления этот конфликт ярко выражен и пока не разрешён.
   К очевидным причинам распространения терроризма следует отнести также низкий социально-экономический уровень людей и "социальные страхи", а также отсутствие диалога власти с народом.
   Кроме того, как нам видится, основой возникновения деструктивной идеологии религиозного терроризма и формирования религиозного нигилизма выступает древний религиозный догмат о грехопадение первого человека.
   Формирование основных религиозных учений приходится в основном на период рабовладельческого строя.
   Впервые библейский тезис о грехопадении первого человека появляется именно в Торе (ивр. ?????????? [тора]; букв. "учение, закон", - в иудаизме первая часть еврейской Библии или Пятикнижие Моисеево).
   Наука не признаёт концепцию креационизма (от лат. creatio, род. п. creationis - творение), согласно которой весь мир и человек были сотворены Богом, а значит, не считает достоверным религиозный догмат о грехопадении первого человека, больше относясь к нему как к мифу [8, с. 3-18].
   По нашему мнению, религиозные доктрины (догматы) были придуманы жрецами и другими религиозными деятелями в эпоху рабовладельческого строя для того, чтобы можно было манипулировать и управлять людьми, как рабами.
   Догмат о грехопадении первого человека искусственно создал пропасть между человеком и Богом, заменив в сознании людей представление о Земном Рае на понятие "Небесный Рай" на "том свете", который был взят на вооружение религиозными террористами, участвующими в террористическом джихаде (от араб. ??????? - "усилие"). Здесь прослеживается разновидность религиозного нигилизма, отрицающего вообще понятие "Земной Рай".
   В свою очередь догмат грехопадения первого человека породил новый религиозный догмат о необходимости искупительной жертвы, прикрывающий обычное криминальное убийство человека по политическим мотивам, и доктрину об истинной Божественной жизни человека не на земле. По нашему мнению, именно эта древняя религиозная философия и явилась благодатной почвой для религиозного нигилизма и терроризма, укрепляя в сознании людей идеологию нигилизма. В связи с чем, по нашему мнению, данная доктрина подлежит тщательному осмыслению и пересмотру, а также, по возможности, исключению из существующих религиозных учений.
   В литературе отмечается, что именно жрецы "придумали доктрину о том, что истинная Божественная жизнь человека не на земле, а где-то в ином измерении. Это они придумали образ рая вне Богом созданной земли. Благодаря этой доктрине у множества религиозных фанатов возникает пренебрежение к земной жизни, они готовы при совсем незначительном воздействии на их психику убивать себя и других" [15, с. 126].
   Нигилизм - есть религия, имеющая в основе веру в благополучие от экстремизма (в его различных формах) и культ радикальной маргинальности [9, с. 109].
   Для религии нигилизма характерны вера в исключительность (превосходство) некоего сообщества и культ его персоналий; вера в собственную исключительность и культ собственной личности; вера в улучшение путем суицида и культ смерти; вера в некое благо от социальной пассивности и культ одиночества, что используется в идеологии терроризма [9, с. 109].
   Таким образом, из вышеизложенного следует, что в период рабовладельческого строя начали формироваться основы религиозного нигилизма и терроризма. Именно в это время были посеяны идеологические семена и начали прорастать ростки новой идеологии, так называемой религии нигилизма, которая в настоящее время конкурирует с мировыми и национальными религиями и выступает идеологическим фундаментом религиозного терроризма и экстремизма.
   По нашему мнению, чтобы результативно бороться с терроризмом и экстремизмом, в том числе основанных на религиозной почве, в первую очередь, человечеству необходимо принять меры по пересмотру древней религиозной и рабовладельческой идеологии о грехопадения первого человека, а также основанные на ней другие религиозные догматы, которые активно используются адептами религиозного нигилизма и терроризма. То есть надо выбить из под ног терроризма идеологическую основу.
   Кроме того, обществу и государству необходимо культивировать духовно-нравственные ценности, устранить конфликт между духовно-нравственными и материальными потребностями человека, а также устранить причины, порождающие "социальные страхи".
  
  

Источники и литература

   1.Абдулганеев Р.Р. Деструктивные культы и тоталитарные секты как источник распространения религиозного экстремизма // Юридическая наука. - 2012. - N 1. - С. 76-79.
   2. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект экстремизма // Поколение Z в онлайн-пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Уфа, 24-26 ноября 2020 г.) / отв.ред. Р.Б. Шайхисламов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С. 283-294.
   3.Болычев Н.И. Противодействие вовлечению молодёжи в радикальные организации, осуществляемому с помощью сети интернет // Вестник Воронежского института МВД России. - 2016. - N 1. - С. 203-208.
   4.Барейша А.Г Социальное самочувствие как фактор гражданской активности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - N 5-2. -С. 263-266.
   5.Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ.ред. А.В. Белякова и О.А. Матвейчева. - М.: Эксмо, 2009. - 412 с.
   6.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные аспекты противодействия терроризму и экстремизму // Противодействие идеологии терроризма: концепции и адресная профилактика. Всероссийская научно-практическая конференция (06.06.2019 года, г. Уфа) / Составители: Зинурова З.С., Фахретдинов Т.Р., Хазиев В.С., Юлбаев Р.З. - Уфа: Изд-во ИП Кузнецов Н.В., 2019. - С. 45-51.
   7.Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.] ; Под ред. А. Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 703 с.
   8.Вышеславцев Б. П. Миф о грехопадении // Путь. - 1932. - N 34. - С. 3-18.
   9.Гончаренко К.Д., Салганова Е.И., Тараданов А.А. Экстремизм - религия нигилизма // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2021. - Т. 21. - N 1. - С. 107-112.
   10.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.4: Р-V. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. - 784 с.
   11.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2: И-О. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. - 784 с.
   12.Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект коррупции // Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, 7 декабря 2018 г. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2019. - С. 86-90.
   13.Ивентьев С.И. Коррупция - это следствие злых помыслов и безнравственных поступков // Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения: материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11 декабря 2019 г. / под ред. А. В. Морозова; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2021. - С. 54-56.
   14.Кокорев В.Г. Соотношение понятий: "терроризм" и "экстремизм" // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - N 1 (47). - С. 239-245.
   15.Мегре В. Н. Энергия жизни. - СПб.: Издательство "Диля", 2003. - 256 с.
   16.Петухов В.В. Гражданская активность как альтернатива антидемократическому тренду российской политики // Полис. - 2013. - N 5. - С. 87-99.
   17.Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы N 1344 от 29.09.2003 г. "Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе" // Совет Европы [Офиц. сайт]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_ (Дата обращения 15.10.2021)
   18.Ромашкина Г.Ф., Печеркина И.Ф. Гражданская активность молодежи Тюменского региона // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - N 8. - С. 144-151.
   19.Террористический акт в США 11 сентября 2001 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20190911/1558495751.html (Дата обращения 15.10.2021)
   20.Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 г. N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 2. - Ст. 155.
   21.Федеральный закон "О противодействии терроризму" // Российская газета. - 10.03.2006. - N 48.
   22.Фивейская Л.В. Аль-Каида (деятельность этих организаций запрещена на территории Российской Федерации) // Религиозные экстремистские и террористические организации, запрещённые в Российской Федерации : Справочник / Составитель А.Л. Кузьминых. Под редакцией А.А. Желтова. - Вологда : Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. - С. 20-26.
   23.Хачидогов Р.А. Коррупция как фактор, детерминирующий существование 
   Терроризма //Журнал прикладных исследований. - 2021. - N 3. - Т. 4. - С. 78-81.
   24.Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г. // Бюллетень международных договоров. - 2004. - N 1. - С. 29-36.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"