Боброва Наталья Алексеевна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Концепция прав души и духа человека как основа духовно‐нравственной интеграции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматриваются интеграционные процессы, происходящие благодаря концепции четвёртого и пятого поколений прав человека. По мнению авторов, права души и духа человека являются основой для межконфессионального диалога, а также связующим звеном между религией и правом. Правильное цитирование статьи: Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно‐нравственной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 8. Том 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. - С.141-147. ISSN 2410‐1583, Тираж 50 экз.


   Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 8. Том 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. - С.141-147.
   ISSN 2410?1583
   Тираж 50 экз.

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ДУШИ И ДУХА ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

  

Боброва Н.А., г.Тольятти (Россия)

Ивентьев С.И., г.Казань (Россия)

   Аннотация. В статье на теоретическом уровне рассматриваются интеграционные процессы, происходящие благодаря концепции четвёртого и пятого поколений прав человека. По мнению авторов, права души и духа человека являются основой для межконфессионального диалога, а также связующим звеном между религией и правом.
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, религия, права человека, права души и духа человека, интеграция.

A CONCEPT OF THE SOUL AND SPIRIT HUMAN RIGHTS AS A BASE FOR SPIRITUAL?MORAL INTEGRATIA

Bobrova N.A.

Togliatti, (Russian Federation)

Iventev S.I., Kazan (Russian Federation)

   Abstract. The article at the theoretical level examines the integration processes taking place in the spiritual and moral sphere due to the concept of the fourth and fifth generations of human rights. According to the authors, the rights of the human soul and spirit are the basis for inter? faith dialogue, as well as the link between religion and law.
   Keywords: God, man, the human soul, the human spirit, religion, human rights, the rights of the soul and spirit of the person, integration.
  
  
   В настоящее время очень огромное количество работ посвящено политической, социальной и экономической интеграции (от лат. integratio - "вставка", integer - "целый), а не о духовно-нравственной интеграции, связанной с духовной сущностью человека, на что обращается внимание в статье.
   С момента появления человека до наших дней актуальными так и остаются вопросы, касающиеся духовной реальности человека, его души и духа, которыми занимаются религия, философия, психология и другие научные дисциплины.
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [2, с.10]. Об этом также говорят древние философские труды, научно-философские трактаты, религиозные и эзотерические учения.
   В авраамических религиях  (иудаизмхристианство и ислам) особое внимание уделяется душе человека.
   Согласно исламу, "каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях" (Коран 6:164). 
   В Библии читаем: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7); "И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды" (Лк. 12:23); "..какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"  (Мк. 8:36).
   Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) в "Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека", принятым Архиерейским Собором РПЦ 26.06.2008 г., указывает о посмертных благах человеческой души [12].
   В религиозных учениях понятие "дух", который присутствует в человеке или в окружающем мире, всегда увязывается с Богом и Святым Духом.
   В христианской и мусульманской традиции под Духом Святым понимают Божий Дух (Дух Господень): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2); "Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух" (Иоанн 3:6); "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою" (Чис. 27:18);  "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего" (Коран 17:87);  "Потом сформировал его (человека), вдохнул в него дух Свой и дал вам слух, зрение и сердце. Как вы мало Ему признательны" (Коран 32:9) и др.
   По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции [8, с.5-11]. "Первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признает душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [9, с.9].
   Хронология развития понимания духа человека имеет следующие стадии: "начинается с "души человека" в Древности, она превращается в полумистический "дух человека" в Средневековье, затем заменяется "сознанием человека" в Новое время, но постепенно открывается "психическая реальность" в Неклассическое время, которая дорастает до понятия "духовная реальность человека" в сегодняшнее Неоклассическое время" [11, с.162].
   С точки зрения современной философской научной рациональности и арелигиозной позиции "душа человека - это один из объективных элементов структуры духовной реальности каждого человека" [11, с.291]. Под душой человека понимается такой компонент духа человека, который фокусирует в себе всю намеренную духовно-соматическую энергию и содержание, растрачиваемую специально на управление внутренним миром человека и его самозащиту [11, с.245].
   "Дух - это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия - то в бытии, что побуждает так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия - дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но не осознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека" [9, с.9].
   Г.П. Меньчиков сетует на то, что "душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем "я" [9, с.9].
   Например, И.А. Ильин под духом человека подразумевал объективно существующую жизненную разумную энергию человека [3, с.236].
   С.И. Ивентьев указывает, что "душа человека - Божественная и духовно-нравственная ценность" [4, с.153].
   Под душой подразумевают: "1.Совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека; 2.Творение Бога" [4, с.352].
   Безусловно, что существует проблема идентификации "души человека" в структуре духовной реальности [10, с.57-64].
   В концепции (от лат. conceptio "система понимания") четвёртого и пятого поколений прав человека или прав души и духа человека душа человека наделяется определёнными правами и свободами [4, с.9], а также относится к нематериальным благам или, как говорят юристы, нематериальному активу, который бесценен [5, с. 158]. В данном случае под духом человека С.И. Ивентьев мыслит нетелесное, невещественное начало, эманация Бога [4, с.17, 352].
   К четвёртому поколению прав человека или духовно-нравственным права человека относят следующие права: право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на духовное и моральное творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право человека на духовную и моральную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие права, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека [4 с.130]. К пятому поколению прав человека относены: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на бесстрашное и доверительное общение с Богом, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право на переселение души, право человека на Абсолютную истину и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии [4, с.132].
   Религия, включая две ветви православия (каноническое и древлеправославие) и ислам, обращает особое внимание на спасение бессмертной души человека, как при жизни, так и после его смерти. С этой целью, например, у староверов существует определённый похоронно-поминальный обряд (чтение молитвы, причащение крещёной "иорданской" водой, омовение, отпевание, обряд похорон, поминовение в определённые дни и пр.), который, так или иначе, сходен с посмертным ритуалом в каноническом православии. Похоронно-поминальные обряды других религий также направлены на посмертную заботу о душе умершего.
   Согласно догматам древлеправославия, "человек двойственен: обладает смертным телом и бессмертной душой. Тело и душа враждуют: "Плоть желает противного Духу, а Дух противного плоти" (Посл. к Галатам, 5, 17). Тело стремится к удовлетворению физических и эмоциональных потребностей, душа жаждет единения с Тем, Кто сотворил человека, ибо человек - "образ и подобие Бога" (Бытие, 1, 26). После смерти тела душа каждого идёт на суд к Господу, Который определяет души верных и праведников - в Царство Своё (Царство Небесное - прим. авт.), души грешников - в ад. Истинная жизнь начинается только после смерти физического тела. Земная жизнь лишь подготовка к истинной жизни, экзамен. Христиане не признают перевоплощения душ в иные тела, зависания в "ином измерении" ("духи предков", "привидения"), чистилища" [13].
   О направлении души после смерти тела человека на суд к Богу (Страшный Суд, Последний День Суда, Судный День) говорится в Библии (Мф.13:41, 25:31-46; 2Кор. 5:10; Дан.12:2; Откр.20:1-15 и др.) и Коране (20:15; 22:6-7; 23:115; 36:49-54 и др.).
   Некоторые источники указывают, что "старообряцы-последователи праведного Аввакума хранили учение о перерождении как неотъемлемую часть исповедания христианского.  По крайней мере - первые  два-три века после раскола" [14].
   Русская Православная Старообрядческая Церковь (далее - РПСЦ) в настоящее время не придерживается буддийской философии о перерождении души или реинкарнации (лат. reincarnatio - "повторное воплощение") и трансмиграции (сансары, санскр. sarnsara - прохождение, протекание).
   Вышеприведённое говорит о том, что право души человека на переселение (пятое поколение прав человека) в древлеправославии отсутствует и по определению не может быть.
   Право человека на бесстрашное и доверительное общение с Богом, которое вытекает из одиннадцатой и двенадцатой заповедей ("Не бойся Бога своего", "Помогай Богу своему") [6, с.20-24], у староверов не предусмотрено, т.к. у них, как у христианства в целом, существует только десять заповедей, а не двенадцать.
   РПСЦ и РПЦ к духовным христианским ценностям относят веру в Бога, любовь к ближнему, смирение, целомудрие, милосердие и сострадание [7, с.74]. Указанные духовно-нравственные ценности также провозглашаются и закрепляются четвёртым и пятым поколениями прав человека, т.е. ценности христианства не противоречат правам души и духа человека и являются связующим звеном между христианством и теорией права человека.
   Христианская доктрина о Царстве Небесном была неправильно понята и истолкована людьми, как "истинная жизнь души только после смерти физического тела", что привело к потребительскому отношению человека ко всему в нашем Мире, и он стал сторониться реальной жизни на Земле (создание кумиров, употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры, суициды и пр.).
   В нашем понимании именно у человека Раем может быть только Земля, которая в религиозном традиции была сотворена Богом именно для его жизни (возможно, и другие планеты), не зря говорится, что "Рай начинается в нашем сердце" [1, с.122], а для души человека после смерти его физического тела - Царство Небесное.
   При гармонии (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность)  Божественных, духовно-нравственных и материальных потребностей человека, его души и духа, наступает Царство Божие: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17).
   Как усматривается из концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека.
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями.
   К большому огорчению, человек Рай на Земле превратил в огромную свалку материального и духовного мусора, который необходимо нам рано или поздно убирать.
   Права души и духа человека позволяют осмыслить значимость духовных ценностей и, как следует из концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, сбалансировать Божественные, духовно-нравственные и материальные потребности человека.
   На наш взгляд, права души и духа человека являются основой для межконфессионального диалога, в т.ч. почвой для объединения РПЦ и РПСЦ, а также связующим звеном между религией и правом.
   Кроме того, рассматриваемые права человека могут являться хорошим подспорьем для дальнейшего развития религиозной доктрины о Царстве Небесном и буддийского учения о реинкарнации души человека.
  
  
  

Литература

  
      -- Алфавит духовный. Составленный по письмам и беседам старца
   иеросхимонаха Сампсона (Сиверса). - М.: Альманах "Держава", 2009. - 448 с.
   2. Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Республика,1995. - 352 с.
   3. Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 тт. / сост., вступит. ст. и
   коммент. Ю.Т. Лисицы. Т.3. - Москва: Русская Книга, 1994. - 592 с.
   4. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы
   человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   5. Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-
   продажи души человека // Справедливое общество - основа
   общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова;
   сост: А.Е. Антипова, С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна,
   А.Н. Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество,
   2017. - С.153-164.
   6. Ивентьев С.И. Пятое поколение прав человека: право на доверительное,
   бесстрашное общение и сотрудничество с Богом-Творцом // Культура.
   Духовность. Общество. Современность: сборник материалов IV
   Международной научно-практической конференции / Под общ. ред.
   С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2018. - С.20-24.
   7. Интервью с Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой
   Церкви Высокопреосвященнейшим Корнилием, митрополитом
   Московским и всея Руси на тему: "Обмирщение веры недопустимо..." //
   Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2010. - N 4. -
   Т.28. - С.73-74.
   8. Меньчиков Г.П. Душа человека: историко-философский экскурс //
   Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.
   - 2009. - N 1. - С.5-11.
   9. Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её
   существования // Вестник Казанского государственного университета
   культуры и искусств. - 2010. - N 1. - С. 9-13.
   10. Меньчиков Г.П. О проблеме идентификации "души человека" в структуре духовной реальности. Вестник Пермского гос. ун-та. Философия.Психология. Социология. - 2013. - Вып. 4(16). - С.57-64.
   11. Меньчиков Г.П. Неосознаваемое в структуре духа человека. - Казань:
   Познание, 2012. - 268 с.
   12. Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека. [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/06/26/ob_osnovah_ucheniya_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_o_dostoinstve_svobode_i_pravah_cheloveka (дата обращения: 19.05.2019).
   13. Сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви. [Электронный
   ресурс]. URL: http://rpsc.ru (дата обращения: 19.05.2019).
   14.Старообрядцы о переселении души... [Электронный ресурс]. URL:
   https://nethistory.su/blog/43202406618 (дата обращения: 19.05.2019).
konf.asu.ru/socintegr
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"