Искандаров Шарафджон Фахриддинович, Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Право человека и гражданина на Истину

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящее время предметом исследования юридической науки выступает право человека на Истину, которое было закреплено и провозглашено четвёртым и пятым поколениями прав человека. Существующий дефицит достоверной и истинной информации о тех или иных событиях, духовных и материальных явлениях бытия человека связан с отсутствием в юриспруденции правового определения истины, нежеланием государства устранить эту искусственно созданную проблему, что и побудило авторов обратиться к освещению права человека и гражданина на Истину. Право на Истину входит в состав права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, но отдельно не выделено, а также права на обращение в государственные органы и получение информации. Для цитирования: Искандаров Ш. Ф., Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И. Право человека и гражданина на Истину // В поисках социальной истины : материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 29 ноября 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С.41-45. ISBN 978-5-9624-1985-5


  
   Искандаров Ш. Ф., Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И. Право человека и гражданина на Истину // В поисках социальной истины : материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 29 ноября 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С.41-45.
   ISBN 978-5-9624-1985-5
  
  
  
   УДК 165, 342.7
   ББК 67.400.32, 87.226
  

Искандаров Ш.Ф., Душанбе, Республика Таджикистан

преподаватель кафедры прав человека и сравнительного правоведения

Таджикского национального университета,

E-mail: isharafjon@mail.ru

Асадуллина Г.Р., Уфа, Россия

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и работы с молодёжью Башкирского государственного университета,

E-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru

Ивентьев С.И., Казань, Россия

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, советник РАЕ,

E-mail: sergei-zsk@mail.ru

Право человека и гражданина на Истину

   Аннотация: В настоящее время предметом исследования юридической науки выступает право человека на Истину, которое было закреплено и провозглашено четвёртым и пятым поколениями прав человека. Существующий дефицит достоверной и истинной информации о тех или иных событиях, духовных и материальных явлениях бытия человека связан с отсутствием в юриспруденции правового определения истины, нежеланием государства устранить эту искусственно созданную проблему, что и побудило авторов обратиться к освещению права человека и гражданина на Истину. Право на Истину входит в состав права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, но отдельно не выделено, а также права на обращение в государственные органы и получение информации.
   Ключевые слова: Бог, Истина, человек, гражданин, поколения прав человека, четвёртое и пятое поколения прав человека, свобода совести и вероисповедания, религия, государство, информация.
  
   За период существования человеческой цивилизации под истиной понимали слово, священные знания, справедливость и пр. [2, с. 19].
   В юридической науке под истиной понимают объективное (верное) соответствие юридической теории юридического знания правовой действительности [9, с. 190-191].
   В праве выделяют юридическую истину, которая облекается в законы, направленные, как полагают государственные и общественные деятели, на благо народа и для установления социальной справедливости [5, с. 114-117].
   Категория "справедливость" является составляющей свободы совести и вероисповедания (четвёртого поколения прав человека) [6, с. 282].
   Юридическая истина - есть порождение политической или государственной истины [1, с. 137]. Этим определением пользуется юридическая наука.
   Юридическая истина без государства не может существовать [5, с. 114-117].
   Следует отметить, что определение юридической наукой истины является неполным, т.к. не учитывает другие виды истины, о которых говорят религия, философия, эзотерика и другие научные дисциплины.
   Как правило, понятие "истина" было объектом пристального внимания философии, которая "несёт ответственность за истину во всех её проявлениях" [5, с. 114-117].
   Как отмечают О.В.Турчина и М.Н.Ситкина, "сразу следует заметить, что философы, эзотерики, религиоведы, учёные выделяют различные формы и виды истины. Так, например, философская и научная истины имеют такие виды, как абсолютная и относительная, объективная и субъективная истина, случайная, аналитическая, устаревшая, эмпирическая, необходимая, абстрактная и конкретная истина, действительная, непосредственная и идеальная истина, а также другие формы и виды истины. Кроме того, выделяют отраслевые виды истины, одной из которых является юридическая или правовая истина, судебная или процессуальная истина и даже состязательно-выигрышная истина" [12, с. 13].
   По нашему мнению, не только философия, но и юридическая наука должна нести ответственность за Истину [5, с. 114-117].
   В настоящее время предметом исследования юридической науки выступает право человека на Истину, которое было закреплено и провозглашено четвёртым и пятым поколениями прав человека [5, с. 114-117].
   Каждый человек имеет право на Истину, которое выражается в следующем.
   С религиозной точки зрения человек должен стремиться к Истине, Богу (Аллаху).
   Бог-Творец является Первоисточником Истины и Абсолютной Истиной [2, с. 3].

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Библия, Иоан.1:14).

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Библия, Иоан.8:31-32).


Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Библия, Иоан.17:17).

Это - потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах - Возвышенный, Большой (Коран, 22:62).

  
   Право человека на Истину не было выделено из свободы совести и вероисповедания в отдельную и важную для личности группу прав человека.
   Право человека на Истину позволяет открыто и без каких-либо манипуляций строить общение между людьми, государством и обществом, а также странами [5, с. 114-117].
   Любой гражданин имеет право получать и знать достоверную и истинную информацию о своём государстве, деятельности государственных органов, чиновников, государственных и коммерческих организациях, а также другую информацию, от которой зависит благополучие человека и общества.
   Право человека и гражданина на Истину входит в состав права человека на свободу совести и вероисповедания, а также права на обращение в государственные органы и получение информации.
   Согласно статье 18 Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948 г., пункту 1 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии [10, с. 23-28, 40-59]. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
   Указанные духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина были закреплены в национальных законодательствах [3, 4].
   Например, в Конституциях Российской Федерации и Республики Таджикистан право на свободу совести и вероисповедания, а также право на исповедание любой религии закреплено в статьях 28 и 26 соответственно [7, 8].
   Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [6].
   В соответствии со статьёй 25 Конституции Республики Таджикистан государственные органы, общественные объединения, политические партии и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность получения и ознакомления с документами, касающимися его прав и интересов, кроме случаев, предусмотренных законом [8].
   При этом в указанных конституциях, как и в других конституциях других стран, к большому сожалению, не указывается, что государство обязано предоставлять своим гражданам достоверную и истинную информацию. Следовательно, государство может умалчивать и не раскрывать в полной мере важную для граждан информацию. Этот бесчеловечный правовой пробел в законодательстве должен быть устранён.
   Сокрытие любой истины от человека, гражданина, общества и нации можно считать преступлением против человечества [2, с. 168].
   Обратим внимание на то, что в уголовном праве умолчание об истине расценивается как пассивная форма мошеннического обмана [13, с. 68-72].
   Государство обязано по запросу граждан предоставлять достоверную и истинную информацию по всем вопросам деятельности государства, работы чиновников, политических партий, государственных и коммерческих организациях.
   В настоящее время политические деятели, чиновники, если говорить литературным языком, занимаются, как выражаются литературным языком, "очковтирательством", давая неисполнимые обещания и отписки на обращения граждан, не решая их и общества насущные вопросы, часто прикрываясь государственной, налоговой, военной и прочими тайнами.
   Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, очковтирательство - разг. намеренное введение в заблуждение, обман. Заниматься очковтирательством  [1].
   В российском и других национальных законодательствах отсутствует какое-либо правовое определение истины [5, с. 114-117]. Это связано с тем, что, как верно и обоснованно отмечает М.В. Савостьянова, "проблема современной науки заключается в том, что понятие истины практически отсутствует в философско-методологической литературе о науке последних десятилетий" [11]. Это основные причины возникшего дефицита достоверной и истинной информации о тех или иных событиях, духовных и материальных явлениях бытия человека. При этом государства не заинтересованы устранять по своей инициативе эту искусственно созданную проблему.
   Несмотря на отсутствие правового (юридического) определения истины, государство через законы утверждает и распространяет свою идеологию или государственную истину, включая социальную истину, во все сферы деятельности человека и общества [2, с. 23-24].
   Таким образом, возникла острая необходимость на законодательном уровне закрепить правовое определение понятию "истина". При этом должен быть осуществлён синтез всех существующих концепций истины.
   Кроме того, граждане любого государства должны через проведение референдумов включить в свои конституции право каждого на Истину, а также положение об обязанности государства на запросы своих граждан и их объедений предоставлять только достоверную и истинную информацию.
  

Список литературы

  
   1.Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. Санкт-Петербург: Норинт, 1998. 1536 с.
   2.Ивентьев С.И. Истина. Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ", 2016. 384 с.
   3.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Москва: Директ-Медиа, 2012. 143 с.
   4.Ивентьев С.И. Права человека. Свобода мысли, совести и вероисповедания // Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / Под общ.ред.В.С.Курчеева и Т.В.Сидориной. Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ. 2010. С. 121-131.
   5.Ивентьев С.И. Право человека на Истину // Философия образования и современность: к 10-летию кафедры философии образования в структуре философского факультета МГУ. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Москва, 22 ноября 2018 г. / Ред. и сост.Е.В.Брызгалина, В.А. Прохода, П.Н. Костылев. Москва: Философский факультет МГУ, 2018. С. 114-117.
   6.Ивентьев С.И. Справедливость с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Социальная справедливость - основа общественного здоровья / Материалы научно-практической конференции 13.03.2018 г. Санкт-Петербург: Культурно-просветительское товарищество, 2018. С. 271-282.
   7.Конституция Российской Федерации // Российская газета. 25.12.1993.
   8.Конституция Республики Таджикистан. [Электронный ресурс].
   https://www.mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/konstitutsiya (дата доступа: 25.10.2021).
   9.Ларин А.М. От следственной версии к истине. Москва: Изд-во Юрид.лит-ра, 1976. 200 с.
   10.Международное гуманитарное право в документах / Сост.: Колосов Ю.М., Котляров И.И. Москва: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1996. 556 c.
   11.Савостьянова М.В. Понятие истины в философии и методологии науки ХХ в. // Вестник Севастопольского национального технического университета.. 2004. N 56. [Электронный ресурс].  https://lib.sevsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1745/filosof.56.2004.192-202.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата доступа: 25.10.2021).
   12.Турчина О.В., Ситкина М.Н. Формальный подход к установлению объективной истины в суде // Право и образование. 2017. N 10. С. 113-118.
   13.Хилюта В.В. Умолчание об истине как пассивная форма мошеннического обмана // Уголовное право. 2007. N 3. С. 68-72.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"