Ивлев Виктор Михайлович : другие произведения.

Конкурентная стратегия России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Существующая экономическая политика бездарна. Возможсти экономического чуда у России есть.

Конкурентная стратегия России.




Самое большое разочарование от деятельности исполнительной власти за последние годы состоит в идейной слабости экономической политики.
Политика России строилась на ожиданиях, что за отказ от коммунизма мы получим режим наибольшего благоприятствования во всех отношениях. Нам спишут часть или все бывшие союзные долги. Примут на выгодных условиях во все экономические сообщества. Нельзя сказать, что эти ожидания были беспочвенными. Были достигнуты договоренности с европейскими странами о списании части союзных долгов для России. Но далее ситуация принципиально изменилась. Договоренность о списании долгов была фактически аннулирована. Нам предложены жёсткие условия вхождения в ВТО.
Облегченное включение в мировую экономическую систему не состоялось по независящим от нас причинам. К нам относятся как к конкуренту, без всяких привилегий за отказ от коммунизма. Не хуже и не лучше чем к другим конкурентам. Если можно нас прижать за счет экономической слабости в части вхождения в мировые экономические сообщества, они это делают в свою пользу. Упрекать их в этом, по меньшей мере, некомпетентно.

Пустые надежды


Существуют жесткие критерии вывоза капитала, которые никогда не нарушались за последние 150 лет. Современные технологии вывозят в страны дешёвой рабочей силы. В Китае в 70-х стоимость рабочей силы была в 20-30 раз ниже американской. По этому критерию мы не проходим. До сих пор китайский рабочий, производящий массовый ширпотреб на швейной машинке, обходится в 2-3 раза дешевле на единицу продукции, чем российский рабочий. Поэтому выжить российскому бизнесу в конкуренции с китайским, турецким или индийским массовыми, дешёвыми товарами нет ни одного шанса. Европейцы берут за счет высоких технологий и качества. Технологический уровень у нас примерно тот же, что в Китае и Турции, но более дорогая рабочая сила. Как следствие, на рынках дешевых массовых товаров практически не возможно найти отечественный товар. Там всё китайское, турецкое, индийское. Свободных рабочих рук в этих странах сотни миллионов. Если у нас не самая дешевая рабочая сила, значит, нет объективных причин для ввоза капитала в Россию.
Даже после того как мы успешно проведем административную реформу и добьемся высокого инвестиционного рейтинга, объективно более привлекательными странами для ввоза капитала останутся Китай, Индия, Турция. Откуда взялись ожидания массового притока иностранных капиталов? В честь чего?
Да, с достижением надежности российского рынка увеличится присутствие иностранного капитала. Но и российские компании увеличивают вывоз капитала. Например, нефтяные компании планирую широкие инвестиции в Ирак. Для того чтобы больше ввозили, чем вывозят, нужны объективно лучшие условия. Если никаких преимуществ нет, значит, ожидания массового притока иностранного капитала, способного увеличить темпы развития - маниловские мечтания.
Нам ближе пример Испании и Португалии. Там с инвестиционным рейтингом все в порядке, соблюдение законов тоже на высоте и ... без субсидий Евросоюза они не могут поддерживать темп развития, чтобы сократить разрыв со среднеевропейским уровнем. Разумеется, зачем пойдут капиталы в эти страны, какие такие преимущества они там получат? То же самое и с Россией. После нескольких лет упорной работы и успешного проведения административной реформы мы окажемся всего только в положении Испании и Португалии.

Наши преимущества


Не все так плохо. У нас есть свои конкурентные преимущества. Мы располагаем научно - техническими кадрами мирового уровня с низкой оплатой труда. Для сравнения: зарплата инженера в 10 раз ниже европейской и в 20 раз ниже американской. Это уникальное преимущество. Везде в мире высокий научно - технический уровень сопровождается высоким жизненным уровнем. Единственная страна, где высокий научно-технический уровень сочетается с низкой зарплатой, является Россия.
К сожалению, это обстоятельство не делает нашу страну привлекательной для притока капитала. Иностранный капитал извлекает свои выгоды через утечку умов. Снимают сливки в виде привлечения наиболее талантливых инженеров и исследователей к себе на работу за меньшие деньги, остальное их не интересует. Финансируются также некоторые разработки на территории России, например в программировании, конструировании сверхзвукового самолета нового поколения, но не производство. Кредитование полного цикла от разработки до выпуска продукции маловероятно, по той простой причине, что делать за свои деньги себе конкурента они не будут. По крайней мере, в истории не известно ни одного примера такого рода.
Уникальное преимущество "дешёвых мозгов" требует нестандартных приемов реализации. Нам представляется это в виде создания национального банка реконструкции и развития. Целью такого банка было бы оказание поддержки наиболее перспективным проектам. Инструментами поддержки могут быть гарантии по кредитам и отложенные налоги. Под отложенными налогами мы понимаем отсрочку по налогам до достижения рентабельности проекта. В этом случае у лучших проектов зеленая улица - получить кредит под гарантии национального банка составит минимальные затруднения. По налогам наилучшие условия, какие могут быть предоставлены. Практически внедрение проекта обеспечено.
Всю сверхприбыль, которая возникает от использования природных ресурсов, нужно вложить в такой национальный банк развития. Это около $10 млрд. в год. Оценим, что мы получим, если используем эти средства для поддержки лучших проектов. Если средний не возврат кредитов составит, предположим, 20%, то, используя $10млрд в качестве гарантий, мы можем обеспечить гарантиями возврата $50млрд кредитных средств.
Такие средства имеются в стране. Один из источников - привлечение средств населения. Способы привлечения - высокий процент и надежность возврата в виде гарантий национального банка. Другой источник - финансовые резервы России. Резервы ЦБ составляют более $100 млрд. Для поддержания курса рубля согласно международным нормам достаточно стоимости закупаемых за границей товаров в течение 3 месяцев - это $20-25 млрд. Остальные $75 млрд. могут быть использованы для кредитования модернизации экономики. Чтобы это было возможно, следует законодательно разрешить использование средств ЦБ, которые возникают сверх необходимого предела, для кредитования национальной экономики. Вероятными проектами, принятыми для осуществления поддержки, могут быть - новый проект атомной электростанции, который позволит упрочить свои позиции в этом секторе мирового рынка. Производство новой серии гражданских самолётов, дешёвые лекарства с новыми свойствами и т.д. $50млрд инвестиций в лучшие проекты даст рост годового ВВП под 20%.
Результатом этих действий станет концентрация национальных ресурсов в лучшие проекты. Снижение налогов есть действие в противоположном направлении. Действительно, национальные ресурсы, которые страна собрала для поддержки роста экономики, могут быть использованы несколькими способами. Один из них снижение налогов. В этом случае ограниченные ресурсы будут распределены всем понемногу. Предполагаемый результат в этом случае - на 1 рубль снижения налогов 1 рубль прироста ВВП. Этих крох совершенно недостаточно, чтобы лучшие проекты, скажем в самолётостроении или в атомном машиностроении, могли быть реализованы. Значит возможность выхода на мировой уровень и занятие сегмента рынка высоких технологий в тех отраслях, где и научный задел и кадры позволяют это сделать, закрыта. Фактически это отказ от использования своих преимуществ в интеллектуальном потенциале. Если бы у нас было в запасе лет 100, тогда, за счёт естественных механизмов рынка, положительный эффект от такого рода действий проявился бы. А сейчас это означает некоторую дальнейшую деградацию промышленного и интеллектуального потенциала, закрепление за Россией статуса сырьевого придатка развитых стран.
Наш путь использования ресурсов через налоговую и кредитную поддержку лучших проектов даст на 1 рубль 5-10 рублей прироста ВВП. Место передовой страны в международном разделении труда, высокие темпы развития и роста жизненного уровня.
Вы говорите - не может быть. Давайте сравним со странами, которые добивались подобных результатов с исходными аналогичными условиями - это послевоенная Германия и Япония. У нас отношения с внешним миром после коммунизма достаточно хорошие. Коммунисты по своей идеологии были миссионерами. Они пытались с помощью религии коммунизм осчастливить весь мир. По этой позиции у нас положение существенно лучше. К послевоенной Германии и Японии было отношение или холодно равнодушное или враждебное. К нам относятся доброжелательно. У нас имеются внутренние ресурсы для роста в виде природной ренты. В послевоенной Японии внутренние источники финансирования развития отсутствовали, внешней помощи они не получили. В послевоенной Германии внутренние источники отсутствовали, ограниченная внешняя помощь по плану Маршалла. В результате через 10 лет Германия покончила с бедностью и вышла на высокий темп развития. Результаты настолько впечатляющие, что их называли "немецкое чудо". Япония достигает ещё большего успеха, но несколько позже. Обе страны из разрухи выходят в мировые лидеры. Рецепт их успеха в концентрации ограниченных национальных ресурсов на наиболее эффективных проектах и наличие непритязательных к зарплате квалифицированных инженерно-технических кадров. Объективно у нас все исходные позиции лучше. Лучшие отношения с внешним миром, есть внутренние ресурсы для развития, лучше подготовленные инженеры и исследователи. Вопрос скорее не о том можем ли достигнуть таких же результатов, а в том, почему мы их ещё не имеем.
К идее использования финансовых ресурсов России для целей развития выдвигают два основных возражения.
Первое: средства выделенные для развития будут использованы не по назначению и стало быть неэффективно. При этом подразумевается, что средства будут распределяться чиновниками административным образом. Разумеется, доверять это дело административному управлению чиновников ни в коем случае нельзя. Мы полагаем, что роль государств должна сводиться к поддержке частной инициативы. Поддержка бизнеса в виде гарантий на кредиты должна осуществляться именно специальным банком в соответствии со стандартными процедурами - оценкой деловой репутации заёмщика, надёжности проекта и его кредитной историей. Для увеличения надежности гарантии государства могут быть предоставлены только на часть кредита, так чтобы другую часть риска брал на себя заёмщик.
Во всем мире имеется тактика кредитной поддержки экспортных операций. Широко практикуется кредитная поддержка сельского хозяйства. В Китае такую поддержку получает любой проект, способный усилить позиции на внешнем рынке. И везде успешно, таким образом, опасения в нецелевом использовании средств это вопрос квалификации исполнителей. Возражения против самой идеи совершенно несостоятельны.
Ещё более одиозным выглядит второе возражение - использование финансовых резервов для целей развития якобы приведёт к росту инфляции. В соответствии с основами экономической науки средства, вложенные в производство, возвращаются на рынок в виде товаров большей стоимости на величину прибавочного продукта. Тогда откуда взяться инфляции, если мы получим большее, чем вложили, предложение на рынке? Наш спрос на рынке возрастёт на величину зарплаты, необходимой при производстве товаров. Стоимость нашего предложения на рынке будет состоять: 1. зарплата при производстве, которая перешла в стоимость товаров + 2. амортизация оборудования в основном импортного, которая также перешла в стоимость товара + 3. прибавочный продукт. Таким образом, при производственном использовании средств, учитывая, что оборудования пока в основном импортное, предложение будет примерно в 2 раза превышать спрос. Инфляция должна снижаться.
Во всех развитых странах повышение уровня инвестиционной активности не только не сопровождается повышением инфляции, но наоборот приводит к появлению товаров с большей потребительной стоимостью на единицу цены, что означает реальное снижение инфляции и повышению жизненного уровня. Ожидать, что инвестиции в России приведут к отрицательным последствиям - это абсурд.
Ощущение несоответствия элементарному здравому смыслу нарастает в связи с разговорами о якобы "сложных" проблемах сдерживания инфляции, которые возникают за счет слишком больших доходов от нефти. Какие проблемы? О чём это они? Везде в мире повышение внешнеторговых доходов приводят к повышению инвестиционной активности и как следствие к повышению жизненного уровня в виде большего предложения высоко оплачиваемых рабочих мест и снижения инфляции. Так и в России, вложение сверхдоходов в развитие производства даст повышение жизненного уровня в виде новых рабочих мест и снижение инфляции.
Второе возражение не просто несостоятельно, оно абсурдно по сути.

Другое качество жизни


Ограничением для темпов развития может стать недостаток первоклассных проектов готовых к внедрению. Поэтому, мы полагаем, банк реконструкции и развития должен осуществлять селекцию перспективных в коммерческом отношении идей и их финансирование на стадии первоначальной разработки. Дальше, участие в конкурсе и в случае удачи - гарантии на кредит, которые предоставят реальный шанс собрать необходимые средства для осуществления проекта. Наше преимущество по затратам на услуги исследователей и инженеров рано или поздно скажется. В списке наиболее уважаемых бизнес-проектов рядом с Биллом Гейтсом появятся российские имена, с каким-нибудь лекарством от старости или ещё более экзотичным продуктом. Для нас это будет означать нечто большее, чем удовлетворение от национального успеха. Это будет другое качество жизни. Каждый своим трудом и талантом сможет достичь самых больших высот. Равенство в возможностях добиться процветания. Созидательная частная инициатива получит простор для своего развития. Идеалами общества станут люди, которые добились успеха через реализацию проектов мирового значения. По мере своего укрепления эти здоровые силы вытеснят бандитский капитализм туда, где и положено находится грязному бизнесу - на задворки общества. Попутно окончательно решается проблема безопасности. Уважение и престиж, которое мы получим в этом случае, выбивает последние аргументы у наших недоброжелателей на западе.

Идеальная позиция


В нашем положении в международной торговле есть свои преимущества. Наш сырьевой экспорт имеет гарантированный сбыт. Прогнозы также благоприятны. Топливные балансы ведущих стран фиксируют такой рост потребности по углеводородному сырью в ближайшие 10-15 лет, что без роста производства этой продукции в России свести балансы будет весьма сложно. С другой стороны имеется два примерно равноценных рынка это США и Западная Европа, на любом из которых мы можем купить все, что нам необходимо. Значительную часть наших потребностей может перекрыть Япония и страны Юго-Восточной Азии.
Это идеальная позиция. Наше сырьё всё равно купят. А мы можем выбрать, какому рынку отдать предпочтение.
Мы наблюдаем сейчас обострение конкурентной борьбы между США и Западной Европой. США испытывают временную слабость, но исход этой борьбы за лидерство совершенно неясен. В такой ситуации мы можем проводить такую политику, чтобы любое действие, наносящее ущерб интересам России, получало адекватный ответ в виде ухудшения возможности продаж на российском рынке. Это есть инструмент конкурентной борьбы России. Причем приёмы могут быть завуалированы, чтобы исключить прямую конфронтацию. Например, организовать проверку на соответствие российским техническим требованиям и за счёт этого закрыть доступ большинству товаров на российский рынок той стороны, которая ведёт против нас нечестную конкуренцию. Процедуру обжалования затянуть до бесконечности. Не нами придумано, это тактика евробюрократов против российских товаров.
В перспективе мы можем стать одним из наиболее быстро растущих рынков для самой прибыльной высокотехнологичной продукции. Провал на таком рынке для любой из конкурирующих сторон может означать серьёзную неудачу в очередном раунде борьбы. Нам это все равно. На самом деле успех или неуспех любой из сторон не задевает наших интересов. Мы должны сближать с той стороной, которая в настоящий момент предоставляет лучшие условия для наших товаров.
Используя свои преимущества, в рамках конкурентной борьбы, мы должны заставить считаться с нашими интересами. Как только, например, европейцы окажутся перед реальной перспективой потери крупных контрактов с Россией в пользу США, они очень быстро осознают, что виза, хотя бы и дешёвая, хотя бы и многократная, есть очевидное нарушения прав человека по отношению к жителям Калининграда. Для европейцев, как и для всех участников рынка - "покупатель всегда прав". Возможный выход из соглашения о стабильных ценах на энергоносители в Европу ещё один козырь в конкурентной борьбе. Конкурентная стратегия России должна состоять в равно удаленности от крупнейших рынков. И сближение с теми, кто предоставит лучшие условия для наших товаров.

Условия вхождения в ВТО


Равные условия вступления в ВТО на самом деле являются абсолютно неравными для России. В развитых странах имеется первоклассная финансовая система. Это выражается в значительных объемах кредитных средств и низком ссудном проценте. За счёт этого всем участникам рынка доступны длинные кредиты, необходимые для модернизации и развития. Российский рынок в этом отношении неполноценен. Большинству предприятий обрабатывающих отраслей длинные кредиты недоступны. Это приводит к дальнейшей деградации обрабатывающих отраслей. Подтверждением может служить то, что в автомобильной промышленности разрыв по отношению затраты/качество по сравнению с ведущим автомобильным гигантам продолжают расти. В этом случае присоединение к ВТО может привести к негативным последствиям для отечественной обрабатывающей промышленности. И ничего не прибавит по нашим основным экспортным статьям - углеводородному сырью и металлу.
Недостатки российского рынка можно компенсировать государственным регулированием в виде гарантий по кредитам и налоговой поддержки лучших проектов. Тогда, хотя бы для лучших проектов длинные кредиты станут доступны, они смогут конкурировать на равных. Учитывая наше преимущество по стоимости услуг научно-технических кадров, у нас есть шанс подняться. Но такого рода льготы для отдельных предприятий по правилам ВТО запрещены. Это противоречит базовому принципу ВТО - равенство в производстве и сбыте. Продукция таких предприятий будет попадать под санкции.
Выговорить себе особые условия на переходный период в настоящий момент маловероятно. Под особыми условиями в данном случае мы понимаем не сохранение таможенных тарифов на некоторое время, а особенности поддержки государством лучших проектов на достаточно длительную перспективу. Прецеденты такого рода есть. В Европе проект аэробуса имел налоговые и кредитные льготы. Даже богатые европейцы оказались не в состоянии конкурировать с американской авиапромышленностью без поддержки государства. Американские корпорации пытались за счёт этого обвинить европейцев в нечестной конкуренции и помешать сбыту, но безуспешно. По отношению к большим и сильным ВТО готово отнестись с пониманием. Нам на это не следует рассчитывать, нам ведь предлагают даже не равные условия, а существенно хуже.
Успешная тактика должна предполагать наличие предварительных условий в экономике в виде создания конкурентных предприятий или отраслей. Предположим, атомное машиностроение получило поддержку и создало задел, который при присоединении к ВТО даст возможность расширить сбыт. Предположим также, что ни одно из предприятий автомобильной промышленности не попало в список лучших проектов и присоединение к ВТО приведет к сокращению производства. Если плюсы перевесят минусы, мы выиграли. Мы войдём в международное разделение труда как развитое государство. В противном случае присоединение к ВТО не даст нам ощутимых выгод. У нас идеальная позиция для защиты своих интересов, есть договора о режиме наибольшего благоприятствования с большинством стран. С другой стороны, возможное давление конкурентов на Россию с использованием механизмов ВТО явно недооценивается.

Американская антимонопольная революция


Конец 19 -го и начало 20 -го века прошли в Америке под знаком борьбы с монополиями. Методы борьбы - передел собственности, в виде антитрестовских законов. Цели - насильственный отъем части экономической власти и передачи её среднему классу, что соответствует интересам всего общества. По методам и целям это социальная революция. Нас учили, что социальная революция - это разрушение и горы трупов. В Америке глубокие общественные преобразования произошли в рамках демократических процедур. По основным признакам - передел собственности и власти это есть именно социальная революция. Плодами успешных преобразований Америка пользовалась весь 20 век. Благотворное влияние сравнимо со значением французской революции для Европы.
В Великобритании негативные процессы, связанные с несовершенством рынка, в том числе за счет монополизации нарастали с середины 19 - го века. И не получали со стороны общества никакого противодействия. В соответствии с английскими политическими традициями государство это ночной сторож. Регулирующее воздействие государства с целью противодействия монополизму или смягчению кризисов исключены. В результате из позиции мирового лидера Великобритания откатывается в положение второсортной страны. В политической жизни она настолько несвободна от американского влияния, что можно говорить об утрате части суверенитета. Те же проблемы и у нас. По оценке всемирного банка у нас около 30% экономики контролируют монополии. Использовался формальный признак наличия бизнес - групп. С нашей точки зрения негативные явления далеко выходят за рамки этого признака.
Конкурентная экономика предполагает наличие значительных объемов финансовых средств, способных перетекать в сферы с повышенной нормой прибыли. Посмотрим под этим углом на металлургическую промышленность России. Существуют ли свободные финансовые средства достаточные для организации расширения предложения? Нет, значит, имеется ограниченный круг производителей, каждый из которых не в состоянии серьёзно расширить сбыт и потеснить конкурентов. Значит, в металлургической промышленности реализуется тактика монопольного повышения цены. Автомобильная промышленность, последнее повышение цен. Может ли кто-либо быстро собрать необходимые средства, организовать производство и потеснить, скажем, ВАЗ? Нет, значит в своей ценовой группе ВАЗ монополист. В автомобильной промышленности каждое предприятие в своей ценовой группе монополист. Соответственно, повышение цен есть монопольная тактика цены.
Действительно конкурентных областей в нашей экономике совсем немного. Прежде всего, лёгкая и пищевая промышленность, торговля. На любое значительное превышение нормы прибыли найдутся необходимые средства и производственные мощности, чтобы увеличить предложение по этой позиции. Туда же можно отнести фармацевтику, бытовую химию, ряд других. Но никак не набрать больше 30% областей в нашей экономике, в которых полностью соблюдаются условия конкуренции. 70% экономики России в той или иной степени монополизированы. Примерно такой же уровень монополизации был в Америке в конце IXX века. Там это было негативным следствием излишней концентрации капитала, у нас это наследие плановой экономики.

Здоровое развитие общества


Кроме очевидных экономических причин необходимости борьбы с монополизмом имеются также жёсткие политические причины. В настоящий момент противодействие монополиям осуществляется за счет тарифов на их товары и услуги, устанавливаемые государством. Монополии заинтересованы в получении контроля над государственной властью, чтобы самим диктовать тарифы. Такого рода поползновения мы уже видели. Если бы монополиям удалось это, мы получили бы авторитарную систему в худшем виде.
Россия ядерная держава. Появление влияния на её политику разного рода удачливых авантюристов с полубандитским прошлым представляет прямую опасность для запада. Любые авантюрные телодвижения наших новых русских будут рассматриваться как реальная угроза. Соответственно, столь же реальные угрозы будут противопоставлены России. Это приведёт к снижению уровня безопасности для всех россиян.
Соотношение сил в виде финансовых и кадровых ресурсов между государством и монополиями таково, что опасность негативного развития этого противостояния сохраняется. Усиление государства как противовес монополиям - это не выход. Усиление бюрократии несёт не меньшую опасность возврата к авторитаризму.
Последнее усиление государственной машины, как необходимая реакция в борьбе с монополиями, выявила и отрицательные последствия в виде усиления влияния административного ресурса на выборы. Если так дальше пойдёт, мы в качестве избирателей, станем как бы лишними. За нас всё решат и подведут к правильной кандидатуре. Мы такое усиление административных рычагов можем принять только в качестве пожарных мер, и ни в коем случае не как долгосрочную тактику.
Здоровое развитие общества возможно только в том случае, если борьба с монополиями будет выиграна экономическими методами, в рамках демократических процедур.

Экономические методы


Тарифные ограничения для продукции монополий есть административный метод. И как любое административное управление на макроэкономическом уровне, оно лишает стимулов к развитию субъектов рынка. Главная проблема для предприятия- монополиста: как договориться о выгодных тарифах. Вопросы повышения эффективности производства и расширения сбыта второстепенны, от них слабо зависят доходы. В результате эффективность производства в виде, например, показателя объем продукции на единицу зарплаты неуклонно падает. Значит ни экономических, ни политических задач в полном объеме тарифы не решают.
Попытка применить в нашей действительности антимонопольные законы, как российский аналог антитрестовских, не имеет смысла. Возьмём электроэнергетику. Было принято решение о приватизации генерирующих мощностей с целью организации конкуренции. Смешные люди. Разве у меня есть три провода и я как потребитель могу выбрать к какому подключиться? Нет, у меня один провод. Стало быть поставщик для меня - монополист. Теперь уже не всероссийский, а региональный. Приватизировали подвижной состав железных дорог с целью повышения эффективности якобы через организацию конкуренции. Я опять в недоумении. Разве на перроне стоят три поезда в одном направлении и я могу выбрать один из них. Нет, на перроне всегда будет один поезд в данном направлении, значит, железная дорога как была, так и осталась монополист и стимулов к повышению эффективности как не было, так нет.
Более сложный случай с металлургической промышленностью. Формально ни одно из предприятий не занимает доминирующего положения и не подпадает под антимонопольное законодательство. Монопольная тактика цены есть следствие неполноценности финансового рынка. Современными информационными методами каждый участник может точно прогнозировать, что в условиях дефицита финансовых средств никто не сможет потеснить его на рынке и наилучшей для них является монопольная тактика цены. В этом случае не обязательны специальные соглашения по ценам. Даже, если, не смотря ни на что, мы провели бы деление крупнейших металлургических предприятий результат был бы вероятнее всего ноль. Так как наши причины монополизма не в чрезмерной концентрации капитала, а в неразвитых механизмах финансового рынка. Фактически нам не удалось найти ни одной области, где бы антимонопольные законы могли дать положительный результат.
Наша тактика противодействия монополизму основана на достижениях информационных технологий. Не представляет никаких проблем рассчитать для каждого предприятия какая часть прибыли получена за счет снижения издержек производства, а какая за счет простого повышения цен. Если данные бухгалтерского учёта прозрачны и доступны это тривиальная задача. Иначе, если данные не прозрачны, изменением налогового законодательства можно сделать необходимые данные доступными. Далее, каждому виду прибыли по источникам возникновения установить разные ставки налога. Поощряющие налоговые ставки для прибыли, которая возникла за счёт снижения издержек и расширения сбыта. И наказывающие ставки налога для прибыли возникшие за счет монопольного повышения цены.
Проиллюстрируем наш метод на примере жилищного строительства. Справедливая цена будет складывать из средних российских издержек на единицу продукции и средней нормы прибыли. Все что сверху - монопольная цена. Соответственно, прибыль возникшая из справедливой цены, будем облагать по ставке 15%, а монопольную прибыль по ставке 100%, так чтобы средняя ставка для отрасли не возросла. Ни метод расчета монопольной составляющей прибыли, ни ставки налога не являются предметом обсуждения. Возможно несколько методов расчёта, в том числе с различиями по отраслям. Главное для нас, что это технически решаемая задача.
Рассмотрим концептуально последствия такого рода регулирующего воздействия. Завышать цену бессмысленно, от этого все равно ничего невозможно получить. С другой стороны снижение цены снимает все проблемы по сбыту. Значит первое последствие - снижение цены самими субъектами рынка. Далее, резко увеличить прибыль можно только за счёт снижения издержек и расширения сбыта. Учитывая что, мы уступаем, например, американской эффективности в строительстве в разы, в этом направлении бездонные возможности. Значит, второе последствие состоит в том, что выделится группа лидеров, которая будет делать деньги за счет снижения издержек и расширения сбыта. А те, кто не успеет перестроиться, прогорит. С нашей сточки зрения все последствия соответствуют интересам общества. Таким образом, за счёт регулирующего воздействия государства можно добиться совпадения интересов данных экономических субъектов и всего общества.
Если говорить о естественных монополиях с контрольным пакетом у государства, тогда инструментом воздействия на интересы таких предприятий будет фонд оплаты труда, прибыль и так собственность государства. Ежегодные прибавки к фонду оплаты труда рассчитывать, как некоторый процент от прибыли возникшей от снижения издержек и увеличения сбыта. И вычеты из фонда оплаты труда через отрицательный процент от прибыли за счёт монопольного увеличения цены. В таком случае, если на предприятии ничего не делают для снижения издержек, а пытаются решить свои проблемы через повышение цены, используя монопольное положение, фонд оплаты труда будет снижаться. И соответственно есть основание для замены руководства.
Последствия, регулирующего воздействия по отношению к естественным монополиям, будут состоять в том, что интересы управляющих менеджеров и всего персонала будут совпадать с интересами общества. В настоящий момент никакими объективными показателями эффективности деятельность естественных монополий не контролируется. Собственно показатель прибыли, до тех пор, пока мы не определили источники её происхождения, дает искажённую картину. За счет этого резко растет оплата труда на фоне снижения эффективности. Фактически они паразитируют на теле нашей экономики. Попытка решить проблему за счёт приватизации или разделения бесперспективна. У потребителя все равно буден одна газовая труба, один электрический провод, один поезд в данном направлении. Получить повышение эффективности якобы за счёт возникновения конкуренцию в этом случае выглядит буквально профанацией идеи.
По объему преобразований, предлагаемые меры - это передел власти. Часть экономической, а вместе с ней и политической власти перейдёт от монополистических группировок к среднему классу конкурентных областей экономики. Поэтому, чтобы реализовать такие преобразования, необходима политическая воля. Необходима жесткая последовательная активность, чтобы перекрывать все возможные лазейки получения монопольной прибыли или незаслуженной оплаты труда.
Сфера применения нашего метода должна распространяться на наиболее очевидные монополии - сырьевые отрасли, энергетика, транспорт. И дальше распространять по мере необходимости.
В нашем методе противодействия монополизму отсутствует передел собственности. Мы рассматриваем это как достоинство. Для нашей молодой демократии реальный передел собственности может принести неприемлемо опасный уровень нестабильности. Нам не надо никаких социальных революций. Тем более что победить монополии можно без катаклизмов и бурь.

К истории метода


Идеи нашего метода противодействия монополизму были первоначально изложены в брошюре в 1990 г. Терминология и способы реализации другие, так как тогда была принципиально иная экономика. Но концепция та же - налоговое поощрение действий соответствующих интересам общества и налоговое наказание действий противоречащих интересам общества.
Главным препятствием перехода к рынку в то время было то, что экономика на 95% монополизирована, за счёт планового прошлого. Мы говорили, что прямолинейное введение свободных цен в этом случае обрушит экономику. Напротив, если переход к рынку осуществить с использованием наших методов противодействия монополизму, порочной спирали - монопольное повышение цен - снижение производства - инфляция - монопольное повышение цен ... , не дали бы раскрутиться. Переход к рынку произошел в этом случае без спада, по сценарию близкому к китайскому, с непосредственным повышением жизненного уровня.
Исполнительная власть оказалась совершенно не восприимчива к новым идеям. Американские идеи 100- летней давности им оказались ближе. А если действительность им не соответствует, пусть будет хуже действительности. И ведь никто нам по большому счёту не мешал. Нищета в России никому не нужна. В яму спада мы упали исключительно по собственной интеллектуальной немощи и глупости.
Могут сказать - ну это уже история. В том то и дело, что это совсем не история, а наша действительность. В 2002 году адаптированный к новым реалиям вариант идеи был предложен нынешней исполнительной власти. Предлагалось связать показатель эффективности в виде соотношения объёма производства/рубль зарплаты с налоговой ставкой. Повышается эффективность, в виде увеличения объема производства на рубль зарплаты - низкая поощряющая ставка налога, снижается эффективность - высокая наказывающая ставка налога. Это есть упрощенный вариант применения концепции. И как любое упрощение проигрывает в точности. Но внедрить то можно было с калькулятором за 1 месяц.
Мы ожидали, что от появления у монополий стимулов к развитию, получим дополнительный прирост ВВП 2-3%. в год. Эти скромные проценты дорогого стоят. В них поворот к интенсивному развитию. Это возникновение платёжеспособного спроса на научно-технические достижения отечественного машиностроения. По минимуму решаются все экономические и политические задачи. В экономике - повышение темпов развития и плавный поворот в качестве развития в сторону обрабатывающих отраслей, в политике - снижение влияния монополистических группировок. И опять полная неспособность исполнительной власти воспринять новые идеи.
Уже после смены правительства заявлена позиция в русле концепции антитрестовских законов. Напоминаю, применение концепции антитрестовских законов предполагает передел собственности. Это политически опасно, а экономически бессмысленно. Антитрестовские законы приняты в Америке в конце 19-го века, для принципиально иной экономики. Забудьте.
В США имеют место негативные явления монополизма. Справиться с этим с помощью антитрестовских законов они не в состоянии. Нет ни одного примера удачного применения за последние 20 лет. Антитрестовские законы и для Америки уже устарели. По своим традициям Америка консервативная страна, поэтому менять, скорее всего, они ничего не будут. В качестве экономического лидера им и так хорошо. Возникает вообще сомнение: возможно ли в современных технологически очень связанных процессах, требующих высокой концентрации капитала, возродить конкуренцию эпохи первоначального накопления. Значит, если мы новаторскими методами решим проблему монополизма, то получим долгосрочное конкурентное преимущество.
Кредитная и налоговая поддержка лучших проектов в конечном счёте должна привести к переключению направления финансовых потоков в национальных масштабах. Такого рода преобразования требуют большой творческой работы. А процессы инерционны. В отличие от методов противодействия монополизму. Внедрить можно, если приналечь, за 1 месяц, приурочив начало действия на начало любого текущего квартала. И получить дивиденды уже в конце года. И продолжать стричь их каждый год последующие 100 лет.
Успех в созидательной работе подъёма экономики есть самый короткий путь к подлинной независимости и процветанию.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"