Иволга Надежда : другие произведения.

Гнездо Для Пегаса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на книгу Евгении Добровой "А под ним я голая"


ГНЕЗДО ДЛЯ ПЕГАСА

Рецензия на книгу Евгении Добровой "А под ним я голая"

  
  -- Интересно, а у Пегаса гнездо или конюшня?
  -- Где?
  -- Где-где... на Олимпе

Из повести Е. Добровой "Маленький Моцарт"

   Лежу на диване, читаю книгу Евгении Добровой "А под ним я голая". Муж заглядывает на обложку и хмыкает:
   - Ну-ну...
   - Что "ну"? Это совсем не то, о чем ты подумал.
   - А о чем я подумал, - опять ухмыляется.
   Действительно, о чем он? Но не буду отвлекаться, чтение захватывает.
  
   В книге три вещи. "Маленький Моцарт" и "А под ним я голая" объединены в дилогию "Двойное дно", плюс повесть "У небожителей". Сразу вспомнились другие произведения Добровой, которые мне довелось прочитать. Та же искренность, непосредственность в реакциях главной героини. Немного эпатажа, а в общем, все как у людей. Кто станет отрицать, что иной раз думал и поступал подобно героиням повестей, пусть бросит в себя увесистый камень.
  
   В первой части дилогии перед нами как будто дневник молодой писательницы. Записи поначалу кажутся разрозненными, даже случайными, но они, словно кусочки смальты, создают картину-мозаику. Вынь одно зернышко - и повествование обретет щербинку. В то же время каждая запись - самостоятельная миниатюра. То воспоминание, то анекдот, то молниеносный обмен репликами. И каждое слово, фраза многослойны: полнятся аллюзиями, искрят ассоциациями, наталкивают на размышление о чем-то своем.
  
   Молодая семья: она - начинающая писательница, он - фотограф-художник. А еще где-то родители, с которыми, увы, не обо всем можно поговорить. И друг семьи, солидный и влиятельный. Он, быть может, влюблен в главную героиню. Почему "быть может"? Влюблен все-таки или нет? А догадайтесь или вообразите сами, потому что степень вероятности любая, а в повести, как в дорогой шкатулке, двойное дно.
  
   С самого начала известно, что героиня, как и автор, пишет книгу. И книга эта о ней самой. Или о том, что приснилось, привиделось. А присниться может всякое... В том числе и воспоминания детства.
  
   Время от времени в тексте всплывает маленькая девочка, с интересом изучающая мир взрослых, таких странных и таких по-детски беззащитных. В этих воспоминаниях героиня пытается найти объяснения тому, что происходит во взрослой реальности.
  
   Здесь чувствуются отголоски повести Добровой "Угодья Мальдорора", где детская душа представлена так открыто и искренне, что не могу припомнить, встречала ли я раньше подобное в книгах о детстве. Что греха таить, взрослые часто напрочь забывают свои детские мытарства и пытаются думать о детях как о созданиях чуть ли не ангельских - и только разводят непонимающе руками, когда сталкиваются с подростковым бунтарством. А ведь корень многих наших проблем произрастает из детства и наливается горьким соком в отрочестве. Случившееся, увиденное в детстве не раз еще аукнется в судьбе взрослого человека.
   Евгения Доброва мастерски сложила из непростых паззлов сюжет повести. А под конец иронично улыбнулась читателям, заставив перелистать прочитанное на несколько раз, прежде чем перейти к следующей вещи.
  
   Лера Петровская из второй части дилогии, давшей название всей книге, - уже несколько иная особа, хотя по сюжету речь идет об одном лице. Получилась такая своеобразная матрешка: автор, автор-рассказчик и еще один автор-рассказчик.
  
   Перед нами довольно молодая и дерзкая натура, креативности которой можно только позавидовать. Чего стоит одно только платье, спасенное от мусорной корзины с помощью аппликации в виде французской фразы "Nue Dessous"! Или хитрое выполнение не очень приятного поручения шефа. Лера не лезет в карман за словом и выдает фразы, достойные стать идиомами.
  
   Колоритны и другие персонажи повести: взбалмошная коллекционерка помоечных артефактов Марина Гамаза, претендующий на роль рыцаря на белом коне горе-муж Родион, начальник с говорящей фамилией Корольков. Даже герои далеко не первого плана прорисованы удивительно четко: пара штрихов, а запоминаются, будь то Владлена Узьминична с потерявшейся буквой отчества, обладательница неизменно блестящих ботинок Косая или странно эрудированный экспедитор Слава Сорока.
  
   Повесть выстроена иначе, нежели первая часть дилогии, более традиционно, что ли. Но она также создает впечатление не плавно разворачивающейся картины, а феерической мозаики.
   Под занавес вновь возникает вопрос о том, насколько реальна описанная история. И автор вновь ускользает от ответа. А единственная молчаливая свидетельница происходившего - старенькая кукла - безвозвратно утеряна.
   "У небожителей" - так называется третья повесть книги. Сразу возникает ассоциация с античными мифами, с Олимпом. Но перед нами - Москва. Хотя названия улочек для читателя, родившегося и выросшего в советские времена, звучат почти мифически, так же загадочно и "вкусно".
   Да, в Москве есть свой Олимп - "Дом на Котельниках, каменный исполин, омываемый холодными мутными водами Яузы и Москвы". Именно оттуда, с семнадцатого этажа смотрит на огни города героиня, восседая на зыбком троне. Она натурщица. По несколько часов, два раза в неделю, за очень условную плату...
   Потом, спускаясь вниз, героиня летит в ретроавтомобиле со своим другом. Собственно, в повести разворачивается история их любви - странных отношений в нетривиальных декорациях, в антураже недомолвок и легенд.
   Автор вновь верен себе - повесть имеет несколько пластов, которые и дополняют друг друга, и самодостаточны.
   Есть у книг Евгении Добровой одна отличительная особенность. Словно блестки, рассыпаны по канве повествования названия всевозможных брендов. То упоминается книга, то называется картина, то возникает посыл к определенным маркам вин, или герои идут в конкретные магазины, кафе. Это и своеобразные иллюстрации к описываемым событиям, и узнаваемые для читателя маячки реальной жизни. Возникает ощущение, что герои книги, сам автор живут где-то рядом и уж наверняка в одно с нами время.
  
   Но не это самое главное. Важно, что произведения Добровой невозможно спутать ни с чем. Предельная искренность героини, динамичность фраз и острота языка, композиционные выкрутасы - все это не может не привлекать читателя.
  
   Я закрываю последнюю страницу книги и понимаю, что, подобно тому, как героиня повести "У небожителей" неизбежно возвращается в Дом на Котельниках, буду не раз перечитывать произведения Евгении Добровой.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"