Аннотация: сценарий неигрового одначастёвого фильма
ИЗО Мы видим штангиста, поднимающего тяжести. Бегунов, стремительно рассекающих воздух, приближающихся к финишу. Прыгуна с шестом, штурмующего высоту.
Д.Т. - В НАШЕ ВРЕМЯ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ИЗОБРЕЛ МАССУ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН, РАЗНООБРАЗНЫЕ СКОРОСТНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И СОТВОРИЛ РАКЕТЫ, УСТРЕМИВШИЕСЯ К ЗВЕЗДАМ; ЗАЧЕМ ЭТИ АДСКИЕ ПОТУГИ, ЭТО СТРАШНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ МЫШЦ И НЕРВОВ, ЭТА НЕИЗЪЯСНИМАЯ ВОЛЯ К ПОБЕДЕ.
Чествование победителей. Табло с цифрами, констатирующими новые рекорды. Лица спортсменов чемпионов, когда играются гимны и поднимаются вверх флаги их стран. Крупно глаза, в которых блестят слезы.
- РАДИ СПОРТИВНОЙ СЛАВЫ СВОЕЙ СТРАНЫ. РАДИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Игровые виды спорта, где спортсмены страхуют друг друга. Мы видим, как они самоотверженно бросаются на помощь товарищу по команде. Корректное, полное уважения отношение к соперникам.
--
В СПОРТИВНЫХ СХВАТКАХ СПОРТСМЕНЫ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА ПРОНИКАЮТСЯ ИСТИННЫМ РЕАЛЬНЫМ ОЩУЩЕНИЕМ МЕСТОИМЕНИЯ "МЫ".
Кадры с падающими спортсменами, совершающими немыслимые кульбиты, испытывающими страшные перегрузки. Крупно их глаза в момент экстремальных ситуаций.
--
НО НЕ ТОЛЬКО ПАТРИОТИЗМ, ОБРЕТЕНИЕ ЧУВСТВА ТОВАРИЩЕСТВА И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ДВИЖЕТ ЧЕЛОВЕКОМ, ОТДАЮЩИМ ВСЕ СВОИ СИЛЫ, НЕРВЫ И ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАКОЙ-ТО НЕРЕАЛЬНОЙ ЦЕЛИ. ЭТА ЦЕЛЬ НЕ ПРИНОСИТ КОНКРЕТНЫХ ВИДИМЫХ ПЛОДОВ, А УТВЕРЖДАЕТ, КАК НИ СТРАННО, ПРИ ПОМОЩИ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, ТОРЖЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА.
На экране горы. По ним медленно поднимается вверх цепочка людей. Камера панорамирует по ним, останавливается на вершине горы, и наш взгляд устремляется все выше и выше в небо.
--
ЗДЕСЬ НЕТ НИ ШУМА СТАДИОНА, НИ ОАВЦИЙ ПОБЕДИТЕЛЮ, А РЕКОРДЫ МОЖНО СЧИТАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ, ИБО НА КОНЕЧНОМ ПУНКТЕ, ДА И НА ВСЕМ ПУТИ - СУДЕЙ НЕТ.
- И ВСЕ-ТАКИ ЗДЕСЬ - СХВАТКА. ТАКЖЕ КАК СПОРТСМЕНЫ БОРЮТСЯ С КИЛОГРАММАМИ, СЕКУНДАМИ, МЕТРАМИ, ТАК СПОРТСМЕНЫ-АЛЬПИНИСТЫ БОРЮТСЯ С ГРАДОМ, СНЕГОМ, ОБВАЛАМИ; И, ГЛАВНОЕ, С САМИМИ СОБОЙ, ИБО В ОСНОВЕ ЛЮБОЙ БОРЬБЫ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРЕООЛЕНИЕ САМОГО СЕБЯ.
Альпинисты в жесткой связке, друг за другом поднимаются по отвесной скале.
--
А МЕСТОИМЕНИЕ "МЫ" ЗДЕСЬ, МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫХОДИТ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН.
Завораживающие, феерические выступления артистов цирка. Шуты, акробаты, воздушные гимнасты прыгают, кувыркаются и дурачатся в потоке яркого света и мишуры.
На фоне этого номера свои стихи читает А. Межиров.
- "...В ОГРОМНОЙ БОЧКЕ ПО СТЕНЕ,
НА МОТОЦИКЛАХ, ДРУГ ЗА ДРУГОМ,
МОЕЙ НАПАРНИЦЕ И МНЕ
ВЕРТЕТЬСЯ НАДО КРУГ ЗА КРУГОМ.
ОН СТАР, НАШ НОМЕР ЦИРКОВОЙ,
ЕГО ДАВНО ПРИДУМАЛ КТО-ТО, -
НО ЭТО ВСЕ-ТАКИ РАБОТА,
ХОТЯ И КНИЗУ ГОЛОВОЙ.
О ВЕРТИКАЛЬНАЯ СТЕНА,
КРУГ НОВЫЙ ДАНТОВСКОГО АДА,
МОЕ СПАСЕНЬЕ Т ОТРАДА,
ТЫ ВСЕ ВЕРНУЛА МНЕ СПОЛНА.
НАШ НОМЕР ЛОЖНЫЙ?
НУ, И ЧТО Ж!
ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНАЯ СИЛА
МОИХ КОЛЕС НЕ ПОБЕДИЛА -
ОТ СТЕНКИ ИХ НЕ ОТОРВЕШЬ.
ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ, К НЕСЧАСТЬ,
Я ЗАМЕЩАЮ ЗАВЛИТЧАСТЬЮ.
Колеса циркового мотоцикла сменяются колесами машин начала века.
На экране трюки с использованием автомашин, придуманные гэгманами немого кино. Крупным планом кинокамера показывает бобины проекционного аппарата. Вспыхивает луч и пронзает тьму зрительного зала. На экране кадры из кинофильма "Огни большого города" Ч. Чаплина. Эпизоды, где слепая девушка дарит главному герою цветок. Заключительные эпизоды кинофильма: девушка, обретшая зрение, прикасаясь к лацкану пиджака главного героя, чтобы вдеть ему цветок в петлицу, узнает своего благодетеля.
Кадры из кинофильмов Ю. Райзмана "Коммунист" и "Гамлет" Г. Козинцева. Эпизоды смерти главных героев кинофильмов.
- НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ
МОДЕЛЬЮ ЖИЗНИ - КИНО!
ОНИ ОГЛЯДЫВАЮТСЯ
НА СВОЮ ЖИЗНЬ
И,
КАК КУСКИ КИНОЛЕНТЫ,
МЕДЛЕННО КРУТЯЩЕЙСЯ
В БАБИНАХ
ПРОЕКЦИОННОГО АППАРАТА,
ЭПИЗОД ЗА ЭПИЗОДОМ
РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ИХ ЖИЗНЬ.
ВЫПЛЫВАЮТ ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ -
ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ
И ЗРЕЛОСТЬ.
ЭПИЗОДЫ, ГДЕ НАКАЛ СТРАСТЕЙ
ДОСТИГАЕТ ПРЕДЕЛА,
ЯВЛЯЮТСЯ КУЛЬМИНАЦИОННЫМИ,
И ВЕНЧАЕТ ВСЕ ЭТО
ПЕЧАЛЬНЫЙ
ИЛИ СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.
Мы видим, как готовят съемочную площадку к проведению съемок. Макетчики и художники кладут последние мазки на почти готовую декорацию. Осветители устанавливают свои приборы. Операторская группа готовит кинокамеру к работе. Гримеры поправляют прически и грим актерам. Выходит режиссер и начинается действо.
Вновь цепочка людей медленно поднимается на вершину горы. Внизу течет горная река. Камера крупно показывает бурлящие воды горной реки. Кадры морского шторма. Огромные волны ударяются о скалу, разбиваются и вновь набегают. Должно создаваться впечатление, что это та скала, по которой поднимаются альпинисты.
- И ЦИРК И КИНО - ИСКУССТВО,
НО ЭТО ЛИШЬ ЧАСТЬ ЖИЗНИ,
А ЖИЗНЬ НЕОБЪЯТНА,
КАК МОРЕ,
КАК ОКЕАН,
ГДЕ ВОЛНЫ,
НАБРАСЫВАЮТСЯ НА БЕРЕГ.
ОНИ РАЗБИВАЮТСЯ
ИСЧЕЗАЮТ
И СНОВА,
ВОЗРОЖДАЯСЬ И
НАБЕГАЯ ОДНА НА ДРУГУЮ,
УСТЕМЛЯЮТСЯ К БЕРЕГУ...
В горах начинается гроза. Альпинисты продолжают восхождение под приливным ливнем.
...КАК ОБЛАКА,
ПЛЫВУЩИЕ ПО НЕБУ,
ПРЕВРАЩАЮЩИЕСЯ В ТУЧИ,
СТАЛКИВАЮЩИЕСЯ,
ИСТЕКАЮЩИЕ СВЕТЛОЙ ВЛАГОЙ
И ВНОВЬ ВОЗНИКАЮЩИЕ
В СВЕТЛО-ГОЛУБОЙ ПУСТЫНЕ...
Альпинисты штурмуют осыпающийся участок горы. На них сыплется песок, мелкий щебень. Возникают обвалы. Обходя опасные места, где падают крупные камни, спортсмены продолжают восхождение.
... КАК ПЕСЧИНКИ,
КОТОРЫЕ
БЕШЕНО УСТРЕМЛЯЮТСЯ
НАВСТРЕЧУ
ДРУГ ДРУГУ.
ЕДИНЯТСЯ,
ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ОГРОМНУЮ ГОРУ.
ДОСТИГНУВ ПРЕДЕЛА,
РАССЫПАЮТСЯ,
И ОПЯТЬ
ЕДИНЯТСЯ.
ЗНАЧИТ ЖИЗНЬ - ЭТО БОРЬБА,
А САМОЙ БЛИЗКОЙ
ЕЕ МОДЕЛЬЮ
ЯВЛЯЕТСЯ
СПОРТ.
Эпизоды спортивных схваток различных видов спорта. Накал страстей и, порою, жесткость сливаются с вдохновенной импровизацией и виртуозностью. Альпинисты на вершине горы. Они обнимают друг друга, на их лицах восторг, в этот момент они счастливы.
- ЛОВКИЕ И СИЛЬНЫЕ ТЕЛА
БРОСАЮТСЯ
НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ,
ГДЕ
ЭПИЗОД ЗА ЭПИЗОДОМ
СМЕНЯЮТСЯ СТАДИИ СХВАТКИ
И ПОБЕДУ
В ЧЕСТНОЙ БОРЬБЕ
ВЫРЫВАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ.
Награждение победителей на стадионах, во дворцах спорта, вручение медалей, кубков. Им дарят цветы, сувениры. В честь победителей звучит гимн и поднимается флаг их родины.
- ЯРКИЕ ЦВЕТЫ,
УЛЫБКИ ДЕВУШЕК,
ГРОМКИЕ ЛИКУЮЩИЕ ВОЗГЛАСЫ
ПРИНАДЛЕЖАТ ЕМУ.
Вновь мы видим альпинистов на вершине горы. Их радости нет предела. Горные вершины, покрытые снегом, сменяются горами, покрытыми густыми лесами. Время года - осень. Лучи солнца уже не обжигают, а, смешиваясь с порывами легкого осеннего ветерка, нежно ласкают кожу своим теплом. Желтые листья лежат на холодных камнях горных рек, на аккуратно подстриженных газонах горных парков.
- ПОБЕЖДЕННЫЙ,
ПОЗДРАВЛЯЮЩИЙ ПОБЕДИТЕЛЯ,
УЛЫБАЕТСЯ,
И ЕМУ
ПРИНАДЛЕЖАТ:
НЕЖНЫЕ ВЗГЛЯДЫ МАТЕРЕЙ,
ЗАПАХ ЛЕСНЫХ ЦВЕТОВ
ЛАНДЫШЕЙ И КУВШИНОК,
ВСЯ СВЕТЛАЯ ГРУСТЬ МИРА,
ИБО ЕСЛИ БЫ
НЕ БЫЛО ПОБЕЖДЕННОГО -
НЕ БЫЛО БЫ И...
ПОБЕДИТЕЛЯ.
Ликующие альпинисты на снежной вершине горы. Камера отдаляется от них. На фоне снежной вершины появляется портрет Эрнеста Хемингуэя.
"КИЛИМАНДЖАРО - ПОКРЫТЫЙ ВЕЧНЫМИ СНЕГАМИ ГОРНЫЙ
МАССИВ ВЫСОТОЙ В 19710 ФУТОВ, КАК ГОВОРЯТ, ВЫСШАЯ ТОЧКА
АФРИКИ. ПЛЕМЯ МАСАИ НАЗЫВАЕТ ЕГО ЗАПАДНЫЙ ПИК "НГАЙЭ-
НГАЙЯ", ЧТО ЗНАЧИТ "ДОМ БОГА".
ПОЧТИ У САМОЙ ВЕРШИНЫ ЗАПАДНОГО ПИКА ЛЕЖИТ ИССОХШИЙ