Ижевчанин Юрий : другие произведения.

О "религии откровения"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  При дискуссиях по поводу моих эссе о Боге и науке выявилось коренное различие моего подхода и подхода разумных и мыслящих полностью воцерковленных православных. Они (здесь я могу сослаться и на светлой памяти отца Александра Меня, и на дьякона А. Кураева, и на Ильина, и на многих других) готовы обсуждать многое, но при этом имеют четкое убеждение, что истинная религия одна.
  
  Аргументация здесь следующая. Религия (настоящая, а не квазирелигия или же тоталитарная секта) не может быть измышлена или создана человеком. Она получается в результате откровения, ниспосланного Богом через носителя этого откровения. Но, чтобы откровение было понято, человечество должно быть к этому готово. Чтобы подготовиться, нужно приложить силы, дух и разум, и поэтому неизбежны стадии человеческих размышлений и исканий. Поскольку Бог един, то в любой момент может быть лишь одна религия откровения (сначала ею был иудаизм, а затем таковой стало христианство; мои мусульманские братья по разуму и по вере в Бога Единого добавят еще один этап, что полностью согласуется с данной концепцией и может быть оспариваемо лишь анализом конкретных реализаций).
  
  Единобожие появилось как солнцепоклонничество, когда источник света и жизни данного конкретного мирка был отождествлен с таковым для всей Вселенной и всех миров. Это полностью согласовалось с человеческой гордыней, проявившейся в записи и редакции книжниками Книги Бытия, которая несет глубокий аллегорический смысл. Земля в центре всего мира, о других мирах нет и понятия, солнце --- источник света для всей Вселенной. А человек создан по образу и подобию Божиему и является царем мира, дающим имена всему сущему, что являлось на Востоке символом вассализации.
  
  Сколько во всех этих словах подводных камней! Тут и идея завоевания мира (природы), и идея доступности человеку абсолютной истины и абсолютных идей, а при примитивном понимании даже идея всесильности человеческого разума. Ничего удивительного: говорилось для людей, находящихся на одном уровне развития, а затем механически переписывалось, как богвдохновенное, для людей совершенно другого уровня и, значит, ответственности.
  
  Поэтому ниспослание Христа было неизбежным: человек стал подменять Бога писаным законом и поклоняться Закону вместо Бога. Но это тоже было Слово для людей определенного уровня, кстати, очень актуальное и сейчас. Ведь именно тогда в общество внесли гибельный яд двоемыслия, стали попирать мораль и честь, заменив веру обрядами, началось первое "рыночное" потребительское общество, необратимо разрушавшее и людей, и природу вокруг них, что сказалось через три столетия.
  
  Но возникает вопрос: для всех ли людей подходит христианство и не скатывается ли оно в ту же пропасть обрядоверия и начетничества? Не судите и не судимы будете, но это не избавляет от необходимости видеть, слышать и осмыслять. И ведь не зря для людей совершенно иного склада, живших в обществе, основанном на смелости, чести, верности, правде и активности, а не на деньгах, лжи и предательстве, а затем покаянии и вновь впадении в те же грехи, было ниспослано мусульманство.
  
  Разум, когда он начал завоевывать лидирующее положение в европейской цивилизации и был в опьянении от успехов этой цивилизации, попытался стать на место Бога. Но при этом сразу выявилась ограниченность самого разума, особенно при решении моральных проблем. И в итоге сейчас "поклонники разума" пытаются уничтожить само понятие греха. А ведь если греха нет, то любой подонок сам себя оправдает, ведь он любит себя искренней любовью и найдет основания для всех своих деяний.
  
  Но видение Бога получило новое основание через разум. В гармоничности строя Вселенной, в единстве источника разума (Шрёдингер) и в других подтверждениях того, что весь мир не случаен, а реализация некоей Идеи. Я не путаю эту Идею с Богом, это скорее "Слово было от Бога". А раз Слово Божие во всей Вселенной, можно смотреть в любую сторону и воспринять его, но при условии: "Имеющий уши да слышит". Посмотрим теперь через достижения разума, что все это означает практически (в духовной сфере до аналогичных выводов уже доходили намного раньше).
  
  Абсолютная идея едина, но многосторонняя, имеет, как сказал Спиноза, бесконечно много бесконечно совершенных атрибутов. Ее реализациями являются высшие Идеи, о которых говорил Платон, но он наивно предполагала, что, в частности, в геометрии мы дотягиваемся до этих Высших идей. Реализациями этих Идей служит все вокруг, и в телесной, и в духовной сфере. Но даже там, где, казалось бы, реализация одна (логика), эта иллюзия рассеивается, если принять во внимание ЦЕЛИ и ЦЕННОСТИ человека. Это и есть суть моего, не побоюсь сказать, открытия, частные случаи которого я сейчас успешно применяю и в научных трудах, и на практике.
  
  При этом логики, скажем, денег и реальных дел, знания и души, денег и души взаимно противоречивы. Некоторые мои ученики уже убедились в этом на своем опыте тоже. Но сама эта идея противоречит главной парадигме мировой науки и в особенности умирающей европейской цивилизации, которая пытается ухватиться за призрак объективности, рациональности и "единых ценностей".
  
  Тем самым экспликация и реализация единых идей высшего рода превращается для людей в совершенно различные идеи низшего типа, которые противоречат друг другу и по видимости, и до тех пор, пока ты не поднимешься на более высокий уровень разума и духа. Но и этот уровень не является высшим, и бесконечная гордыня человека - считать, что ему доступен уровень Бога, который бесконечно выше, чем уровень ангелов и самого сильного из них - падшего Сатаны. Этот пример показывает, что и на высших уровнях возможны разные реализации абсолютных идей, и увлечение своей собственной реализацией настолько, что считаешь ее абсолютом, необходимо приводит к падению.
  
  Мой оппонент в дискуссии сделал тонкое и умное замечание: "Бог настолько удален от человека (трансцендентен, внеположен миру), что это можно сравнить с положением Солнца относительно человека на Земле. Два человека на разных концах земного шара, показывая на Солнце будут на самом деле показывать в одном и том же направлении, и путь им предстоит пройти один и тот же. Отличия тут, если они и есть, незначительны и пренебрежимы." Тем самым он показал, что аксиома о возможности в любой данный момент единой универсальной религии откровения равносильна солнцепоклонничеству.
  
  Теперь я делаю важный вывод. Я не хочу регресса от Канта и Шрёдингера к Эхнатону. Более того, человечество подошло к моменту. когда нужно отбросить и доктринерство (я знаю Истину, все остальные ошибаются), и кастрированную "терпимость" (я выслушал ваше мнение, вы имеете право на свое мнение и мне до него никакого дела нет). Только в тяжелейшем осознании того, что по внешности совершенно различные реализации единой Идеи сходятся в высших сферах и, соответственно, через осознание того, где же скрытые подводные камни и ловушки в каждой из этих реализаций, для кого они подходят. а для кого - нет, оно может подойти к точке Омега, точке перехода на совершенно новый уровень, предсказанной, в частности, Тейяром де Шарденом и Н. Федоровым.
  
  А в таком труднейшем и опаснейшем процессе любая Церковь с претензией на то, что она обладает всей Истиной и ее можно познать, лишь поскольку приобщишься к данной церкви, никому не нужна. Гибельна она, такая церковь.
  
  Другое дело, что необходимо все время и настоятельно указывать на то, насколько трудно достигались полученные Церковью приближения к истине и насколько они превосходят грубейшие (а чаще всего и прямо ошибочные) модели, применяемые теми, кто пытается достичь всего своим собственным слабым умом. Ведь дурак никогда дураком себя не назовет и в своей ограниченности не признается. Идиотами сами себя называют именно умные люди, и они понимают ограниченность своих возможностей.
  
  ***
  
  При обсуждении в ЖЖ возникло некоторое недоразумение по поводу мусульман. Я не утверждаю, что нынешние мусульмане таковы же, как и те, кто создавал великий Арабский халифат, спасал от забвения эллинскую науку и развивал ее дальше.
   Но вот римляне последних веков и византийцы единодушно характеризуются как подлые в массе своей личности. Именно поэтому такое развитие получило монашество: те, кого тошнило от мира, бежали от него и пытались его спасти своими духовными усилиями (что им на некоторое время удалось).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"