Ципоркина Инесса : другие произведения.

Рецензия на "Шаг до пропасти"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Мой любимейший стимул к творчеству!


   Наташа, я сделала рецензию. Надеюсь, вам пригодится то, что я подметила из недостатков.
  
   Язык литературный, но недостатки есть.
  
   Чувствуется склонность к плеоназму и повторам:
   "невероятно реалистичное изображение" и "невероятно обаятельная улыбка" практически в соседних абзацах.
  
   Аккуратней со словами: "начали погасать (гаснуть!) магические светильники", "целеустремленной энергичной рысью", "скучно, наверное, тогда было бы жить", "жаркие объятья брата (это любовные объятья бывают жаркими, а братские - крепкими)"... Перечитайте текст повнимательней, чтобы не было таких корявых и несуразных словосочетаний.
  
   Уменьшительно-ласкательных надо бы поменьше: лучики, прядки, дочурка, сестренка, братишка, реснички (особенно у юноши)... Постарайтесь свести их к минимуму. И вообще пусть персонажи перестанут сюсюкать. А то они нежны друг с другом до приторности, называют друг друга "солнышками", "деточками", "малышами", без конца обнимаются, гладят друг друга по головам, плечам и проч. Причем все - от родителей до преподавателей. Это какая-то бездонная банка сиропа.
  
   Бесконечные воззвания к богам - штамп. Уменьшите их количество. Они затрепали имя этой своей Минеи настолько, что его просто не хочется слышать.
  
   Стараясь сделать героев пообаятельнее, вы достигаете противоположного эффекта. Они превращаются в красивенькие манекены:
  
   "Умный, знающий, уверенный, целеустремленный - это едва ли сотая часть от тех положительных эпитетов, которыми он мог бы охарактеризовать Эрлиона Милдорна. - что-то много эпитетов" - лучше написать "десятая часть", а то мысль о 400 эпитетов вызывает усмешку. Влюбился он в него, что ли? - думает читатель.
  
   "В ее взгляде, направленном на Эрлиона Милдорна светились нежность и обожание" - а без свечения обожанием, нормально так, как жена на мужа после многих лет брака, она смотреть не может? Реальная женщина, если она не полная дура, за эти годы перейдет уже к пониманию и снисхождению. Потому что он для нее близкий человек, а не мраморный обалдон на пьедестале. А если обалдон и если она дура, то пусть это сразу станет ясно. Вопрос не в том, чтобы придать героям сугубо положительные черты, а в том, чтобы эти черты соединялись органично.
  
   И еще. Не надо ни ехидства без дела упоминать, ни лукавства, ни шаловливости, ни озорства. Это какие-то девчачьи выражения лица, от которых уже все стонут. Если королева расколдовала охранников, пусть ведет себя так, словно ничего не произошло, с достоинством, а не строит из себя... шалунью. Глупо это смотрится. Попробуйте, представьте эту сцену в лицах. Вот хоть Кейт Бланшетт из "Золотого века" поставьте перед собой и вообразите лукавство на ее вполне прекрасном лице. Не монтируется оно с королевским имиджем.
  
   У вас герои жертвуют действием в угоду слову. Подруги, вместо того, чтобы сбросить со стола горелку, вынимают из рук Леи флакон, устраивают ей скандал, буквально рядом с бикфордовым шнуром... Они что, душевнобольные? И через секунду уже ржут, хотя только что едва не взлетели на воздух вместе со всем дворцом. И это не нервная реакция, а какая-то блондинковая тупость.
  
   Имена такие имена... Откровенно говоря, все эти "сугубо эльфийские" звукосочетания набили читателю оскомину. Нельзя ли придать именам большую простоту и естественность? Почитайте списки старинных европейских имен - хотя бы валлийских. Они звучат не столь вычурно. И их запомнить легче, а то невозможно же понять, что перед тобой за герой - имя незапоминаемое. К тому же хорошо, если звук имени подходит к характеру человека. А то они все, имена эти, звучат так, словно стонет сизый голубочек. А вплетающиеся заимствования из Шекспира, Бернса и Толкиена только добавляют нелепости.
  
   Опять же красота всех поголовно. Ну красавцы и красавицы кругом, ни одной обычной рожи. Тетка, у которой трое детей, носит рыжую гриву в пол, как молодая кобыла. Во-первых, по средневековым меркам, волосы распускать приличествует только девице, порядочная замужняя дама гордо носила прическу и ЧЕПЕЦ. Или эннен. Но у наших фэнтези-авторов все так и ходят лахудрами. А это не есть натурально. Ощущение, как от аниме.
  
   И придайте вы им человеческую внешность, живую и неидеальную, они от этого только обаятельнее станут. И бога ради, без геологических глаз из драгкамней - лазурь-сапфир-бирюза-хризолит... Это тоже надоевший штамп.
  
   Кроме того, эти капризные ребятки ведут себя не как потомки королевской семьи, а как забогатевшие купчишки. Нувориши и хамье. "Вышеназванная леди была типичным примером светской львицы, маниакально зацикленной на собственной внешности и дворцовых сплетнях. Даже мимолетное общение на балу с леди Инлер слыло среди мужчин наиболее (наиболее - вообще лишнее слово, избавляйтесь от них, срочно) изощренной пыткой. Ибо за несколько минут того же вальса или полонеза она просто фантастическим образом умудрялась не только сгрузить на бедолагу-кавалера все известные ей придворные новости, но вдобавок рассказать ему обо всех веяниях современной моды, а также обсудить все окружающие их танцующие пары...
   Некогда среди молодых дворян даже заключались пари на предмет того, насколько долго тот или иной юноша сможет вытерпеть болтовню Ее Сиятельства.
   Дару едва исполнилось восемнадцать, когда он, поддавшись на провокацию друзей, решился принять пари. Хватило его ровно на семь минут. Лардо тогда впервые в жизни видел и слышал, чтобы брат на людях выражал свои эмоции настолько... открыто и красноречиво. Скандал был просто изумительный! С тех пор имя герцогини стало нарицательным, а Вальдар о случившемся предпочитал не вспоминать" - хотя именно он и вспомнил эту историю. Ну вот что это, а? Он дворянин или конюх в камзоле? Слинять по-тихому под выдуманным предологом - да, это бы принц смог, а вот устраивать сцену, в 18-то лет... Ведь он уже не ребеночек, а кавалер. Нет. После такой характерной истории отношение к мальчику у читателя, мягко говоря, станет скептическим.
  
   А эта беготня по замку с заклинаниями и прибауточками? Его ведь тоже женить собираются, а он ведет себя так, словно ему лет 7. Или даже меньше. И выглядит не столько шалопаем, сколько дураком. Шалопай бы выкрутился поумнее, а бегать... он же принц. И это - груз воспитания, хитроумия, силы и ответственности. Идиотом ему представать перед окружением нельзя. Да и образ принца-шалопая надоел. Просто надоел. Может, отцу просто рассказать сыну, что над ним висит дамоклов меч? Почему он молчит об этом? Есть какая-то причина? Если есть, то на это надо указать, не оставлять читателя в недоумении.
  
   Непонятки в сюжете вообще надо объяснять. Или делать еще таинственнее. Как бы выставлять указатель: здесь - тайна. И до разгадки еще далеко.
  
   Вот пример непонятки. Непонятно, почему Лериан так расстроился из-за авансов хорошенькой владычицы. Он же мужчина. Вполне мог бы и лечь с ней в постель, пусть и без взаимной страсти. У него была другая девушка? Он не хотел ей изменять? Почему он так страдал, будучи вынужден жениться? Если да, то надо придать этому моменту большей определенности - тайна это или просто истерика мужчины, которому претит быть подкаблучником?
  
   Баги в матчасти:
  
   Битва на мечах над водой. "Пальцы, все еще крепко сжимавшие рукоять меча, начало сводить судорогой, и он сунул меч в ножны". Мокрый? Нечищеный? В ножны? Кошмар. Меч сдох бы от такого обращения. Пусть воткнет его в землю. Но не в ножны. Заржавеет же нафиг.
  
   "...в искусно расписанных финифтью ножнах" - финифть - это расписная эмаль. Так что быть украшенным финифтью можно, а быть расписанным финифтью - нет. И эмаль на ножнах - бред. Разве что на парадных. Но это же боевое оружие, какая эмаль, сколько она на тех ножнах продержится в условиях похода и боев?
  
   Металлический блеск лезвий искусно оттеняла голубоватая эмаль (Где? На лезвии? На рукояти? На черене?), по незакаленным участкам мечей (Откуда на мече незакаленные участки? заводской брак? Почитайте что-нибудь по истории оружия, обязательно) вилась тонкая сине-белая гравировка, изображающая морскую пену (на парадном оружии могли быть рисунки, но боевое оружие постоянно затачивается и чистится, на него попросту незачем наносить рисунок, он сотрется после пары-тройки поединков).
  
   И никаких, бога ради, танцев и симфоний во время поединка. Слащаво-романтическое восприятие фехтования - самая унылая фишка ЖФ. Просто возьмите швабру, встаньте у стены и попробуйте сделать несколько выпадов - так, чтобы преградить путь собственной тени. Через 5 минут вы поймете, что вам нужны все глаза, руки, уши и мозги, чтобы просто увильнуть от тени ручки швабры раньше, чем она вас коснется. Ни о каких танцах-песнях в этом состоянии не может быть и речи. Словом, меняйте этот поединок на нечто более грамотное, если не хотите стать предметом насмешек.
  
   От принцев отчетливо веет мартисьюшеством. "Тем более что за помощью в учебе ко мне сокурсники бегают едва ли не чаще, чем к учителям, так что... как говорится, приходится соответствовать!" Делать главных героев самыми красивыми, самыми могущественными, самыми знающими и т.п. - один из самых безнадежных штампов. Повторяю: только слабости, недостатки, обычность превращают персонажей в образы. Идеальные фигуры - просто картон. Штампованный.
  
   Не надо представлять персонажей тупее, чем они есть. Когда король собирается делать копию, уж сын мог бы догадаться, для чего отцу такая копия может понадобиться, и не делать непонимающих глаз.
  
   Штампов в сюжете довольно много:
  
   1) магические школы, в которых грядут экзамены по боевой магии - очень часто встречающаяся деталь
   2) ментальные касания, взаимопроникновения, etc. - это очень старый рояль, с помощью которого ничего никому не надо объяснять, рассказывать и узнавать
   3) распределение магов по стихиям - тоже крайне заезжено
   4) мечи, к которым прикасаться могут только илиры (рояль, который уже был в "Лейне" - там был эльфийский лук)
   5) говорящие мечи
   6) нечеловеческий цвет глаз - бирюзовый, лиловый и проч.
   7) магические побрякушки - перстни, медальоны и т.п., свидетельствующие о каких-то скрытых силах, происхождении, способностях, которые и развивать не надо - они вдруг раз! - и сами собой активизируются
  
   Затянутость первой части. Совершенно непонятно, что происходит, а главное, зачем. Сюжет попросту не просматривается в завалах событий. И в то же время интриги нет. Ну да, непонятно, за кого выйдет Лея, почему младшего принца должна убить какая-то тварь, что за разборки между преподавателями и королями... Но это постепенно тонет в сюсюканье, эмоциональных всплесках, истериках (которые колют все, включая пожилых магов), любовных излияниях и становится неинтересным.
   Часть тайн надо обозначить еще в начале книги. Чтобы не было ощущения, что перед нами - молодежная комедия. Пусть у читателя возникнет более четкое ощущение застарелых проблем, древних загадок, противостояния политических и магических. А то читать историю двух мальчиков и девочки, которых обижают большие дяди, взрослому читателю довольно скучно.
  
   Но! Если добавить в начало таинственности, чтобы не было так сладко, если структурировать сюжет и вычистить баги, а также избавиться по возможности от штампов, то книга получится.
  
   Главное - сделать ее интереснее за счет моментов, разгадка которых ожидается в продолжении. А то все секреты сосредоточены в самом конце. Это нерентабельно.
  
   И поправьте формат последних глав. Когда строчки не по левому краю, а по центру, читать очень трудно.
  
   Удачи. :-)


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"