Омар Ал-Хаййами Ан-Найсабури : другие произведения.

О Всеобщности Существования

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    НАПИСАННЫЙ ПО-ПЕРСИДСКИ ТРАКТАТ 'ОМАРА АЛ-ХАЙЙАМИ О ВСЕОБЩНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ

  НАПИСАННЫЙ ПО-ПЕРСИДСКИ ТРАКТАТ
  'ОМАРА АЛ-ХАЙЙАМИ
  О ВСЕОБЩНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ1
  
  (71б) Во имя Аллаха, милостивого, милосердного.
  Так говорит Абу-л-Фатх, 'Омар ибн Ибрахим ал-Хаййами: когда я приобрел счастье службы праведному господину Фахр ал-Мулку, сыну Му'аййида [ал-Мулка]2 и он одарил меня своими милостями, он потребовал от покорного слуги памятку о всеобщей науке. Это сочинено как трактат для удовлетворения этой просьбы Если ученые и философы подойдут со справедливостью, они найдут, что это краткое более полезно, чем все тома. Пусть всевышний Аллах дает успех в осуществлении цели всякого, клянусь его благом и щедростью.
  
  Начало речи
  
  [Раздел 1]3. Знай, что все существующие вещи, кроме самого всевышнего творца, одного рода, все это субстанции4. Субстанция бывает двух видов - телесная и абсолютная5. Первым из слов, означающих общее, является субстанция, а если ты разделишь это на два вида, одно слово есть тело, а другое - абсолютное Общее сущее имеет только эти три названия - субстанция, 72а тело и абсолютное, || так как, кроме всевышнего творца, субстанция есть только это. Один вид общего делим, а другой - неделим, делимое это тело, а неделимое - абсолютное6. Между делимым и неделимым имеется различие в отношении порядка. Абсолютное в отношении порядка подразделяется на два общих вида, один называется разумом, а другой -душой, каждый из них имеет десять ступеней. Части общего разума бесконечны. Первая из них - это творящий разум, первое следствие необходимо сущей первой причины и причина всего сущего, находящегося пот, ним, это господин общего сущего. Второй разум - господин высшего неба, третий разум - господин неба небес, четвертый разум - господин неба Сатурна, пятый разум - господин неба Юпитера, шестой разум - господин неба || Марса, седьмой разум (72б) - господин неба Солнца, восьмой разум - господин неба Венеры, девятый разум - господин неба Меркурия, десятый разум - господин неба Луны. Для всякого разума есть душа, так как разум не бывает без души, а душа - без разума. Каждый из разумов и душ, являющихся господами небес, движет свое небо, причем душа движет деятельностью, а разум - любовью. Поэтому разум выше и достойнее, чем душа, и ближе к необходимо сущему7.
  [Раздел 2]. Надо знать, что когда мы говорим, что душа движет небо деятельностью, а разум движет душу любовью, мы говорим, что душа уподобляется разуму, || хочет достичь его, (73а) и взаимоотношения души и разума и являются причиной движения неба.
  Это движение требует исчисления частей неба и приводит к числам, необходимым для общего. Полное число необходимо бесконечно, потому что конечное || число есть часть, так как оно может (51б) быть поделено делением пополам и является или четным или нечетным [и если оно четное, оно превышается нечетным, а если оно нечетное, оно превышается четным, так что четное и нечетное являются частями числа. Отсюда следует, что общее не может быть конечным, а полное число несомненно принадлежит к общим]8.
  Надо знать, что общее сущее, являющееся вечным, представляет собой следствие необходимого сущего, первое из них творящий разум, затем общая душа, || затем общее тело. Тело бывает (73б) трех видов: небеса, матери и рожденные9. Каждый из них делится, и его части бесконечны по возникновению и исчезновению, только небеса и светила не возникают и не исчезают. Под ними находятся матери, первая из которых огонь, затем вода, затем земля. Из рожденных первое - минералы, затем растения, затем животные, затем человек. Человек принадлежит к роду животных, но выделяется речью, в отношении которой он превосходит животных10.
  Порядок сущего подобен порядку букв алфавита, каждая из , которых происходит из другой буквы, находящейся над ней. Только "алиф" не происходит от другой буквы, так как он является первопричиной всех букв и не имеет предыдущей, но имеет последующую11. Если кто-нибудь спросит, какое число || наименьшее (74а), мы ответим "два", так как единица не есть число, у всякого числа имеется предшествующее и последующее12. Говорят, что единица на единицу есть единица, единица на два есть два, единица на три - также три, а дважды два - четыре, [так как .единица предшествует двум, а следует за ними три, а затем четыре]13. Тo же самое для всех чисел. Поэтому необходимо сущее есть единица - не как число, так как единица не есть число, ибо она не имеет предшествующего, но она необходимо есть единица как первопричина. Следствием его является разум, следствием разума - душа, следствием души - небо, следствием неба - матери, следствием матерей - рожденные, и каждое из них есть(74б) причина того, что под ним и следствием того, || что есть причина другого. Это называется цепью порядка14. Человек является совершенным человеком, только если он признает эту цепь порядка и знает, что все ее посредствующие господа - небеса, матери и рожденные - являются причинами его существования, но не однородны с ним, так как он однороден с тем, чье величие велико. Таким образом, мы пришли к самой достойной вещи после разума и души, т.е. начала, и если человек отличает начало от конца, он должен знать, что его разум и душа однородны с общим разумом и душой, а остальные господа чужды ему и он чужд им. Поэтому он должен стремиться к однородным с ним, так как он не может быть вдали от родственных субстанций, иначе он должен испытывать постоянную пытку. Известно, что тело не имеет никакого (75а) отношения к абсолютному || и истина субстанции человека абсолютна и неделима, а тело делимо Определение тела таково: у него имеется длина, ширина, глубина и другие акциденции, как линия и поверхность, на которых оно находится. Определение абсолютного таково: у него нет длины, ширины и т.д., оно - источник вещей и определяет их формы. Оно - не точка, не линия, не поверхность, не тело, не характеризуется другими акциденциями - качеством, количеством, отношением, местом, временем, состоянием, обладанием, действием и страданием15. Оно не является ничем из этого, оно - вполне самостоятельная субстанция. Доказательство того, что оно - субстанция, в том, что оно определяет форму, а форма - акциденция, акциденция (51б поля) же не может определяться акциденцией, || [а только субстанцией. Поэтому это - субстанция, оно не является телом, оно - (75б) мера и неделимо, так как мера неделима]16. Эта || субстанция должна быть чиста от свойств тел. Под этими свойствами мы имеем в виду ее близость с телами; эта близость может иметь место только с однородными телами, это и является причиной ее уничтожения.
  [Раздел 3]. Знай, что разум самостоятелен в постижении познаваемого, а душа при понимании истины познаваемого нуждается в разуме. Необходимыми свойствами души являются гордость и величие, [по этой причине] она похожа на разум. Доказательство этого - в том, что душа при понимании никогда не завидует разуму, так как душа считает, что у нее больше способности к пониманию, чем у разума. Но ее понимание приблизительное и совсем не истинно. Это сходство души и разума стихийно, его следы проявляются в ощущениях. || Таким образом, душа, (76а) которая достойнее, чем тело, не свободна от сомнения, тело же всегда обладает сомнением. Тело состоит из материи и формы17 и обладает качествами, которые в общем даны ему душой, а в частностях даны телесными причинами. То, что мы сказали о частностях, нуждается в разъяснении, так как это весьма кратко. Всеобщая душа дает душу частному, а небо дает элементы18 рожденным и человеку, являющемуся частным случаем рожденных. Его качества дают и душа, и небо, и элементы, и рожденные, поэтому самомнение этого больше, чем у других вещей.
  [Раздел 4]. Знай, что древние не углублялись в частности, так как частности преходящи и мимолетны. Они занимались общим,так как общее постоянно || и наука о нем прочна. Кто знает (76б) общее, необходимо будет понимать и частное.
  Знай, что общее бывает пяти видов: род, вид, подразделение, особенность, акциденция19. Каждый из этих видов сам по себе является общим Так, например, род есть [единое] общее слово, охватывающее множество Тело и субстанция также являются общим, каждое из них охватывает множество. Субстанция - это слово, означающее все познаваемое, за исключением всевышнего творца. Субстанция бывает двух видов - растущее и нерастущее. Растущее бывает двух видов - животное и неживотное. Животное бывает двух видов - говорящее и неговорящее. Здесь можно найти родовое место, под которым нет другого вида, - говорящее животное. Остальные виды - || промежуточные, и каждый из промежуточных (77а) видов [по отношению к тому, что под ним, есть род], а по отношению к тому, что над ним, есть вид20. [Там, где они являются видом, - они частное по отношению к своему общему. [Таким образом, каждый из них есть] и общее и частное. Так, например, субстанция является родом по отношению к своему виду, ее виды - животные и неживотные. Животные являются родом -по отношению к своему виду, их виды - говорящие и неговорящие. Знай, что субстанция - это общее, охватывающее все существующие роды, подразделение есть такое общее, с помощью которого можно отделить род от рода и вид от вида [Так, например, животное - это одно слово, включающее говорящее и неговорящее, говорящее это подразделение, выделяющее человека, который || отличается от других животных речью]21. Сравнивай (77б) другие вещи таким же образом. Особенность - это такое свойство, "которое нельзя отделить от ее субстанции ни воображением, ни разумом, ни действием, как,например, влажность от воды, если ты отделишь влажность от воды,она перестанет быть водой,или жар от огня, сухость от земли, тонкость от воздуха.
  Общих акциденций девять видов - количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие и страдание, - все это акциденции. Количество означает сколько, качество - как, отношение - что к чему22, место - где, время - когда, состояние - каким образом, обладание - чей, действие - что делает, страдание - что испытывает23.
  Все это приводят и в состояние движения и в состояние покоя - и небеса и матери [и рожденные. То, что приводит их в эти состояния], человек называет живой водой. [Для всех] частных предметов возможны и состояния движения и состояния покоя. [Тому, кто изучает эти предметы], эти слова должны быть известны. [Однако истинные причины этих состояний] лучше всего находить людям на основе обследования и доказательства, [принимая во внимание], какова цель и каково место [этих состояний]24.
  Знай, что каждое слово, которое говорится, [когда слушающий] является слугой, называется повелительным, а тот, кто слушает, называется подчиняющимся. Или же [слово] является просительным, это слово говорится подчиняющимся повелевающему. Или же суждение является условным, когда один говорит так, а другой говорит - нет, так. Или же слово является синонимом, это такое слово, которое имеет и другую форму. Имеется и еще одно слово - омоним, это такое слово, которое имеет два или больше значений25.
  [Раздел 5]. Знай, что действия человека бывают только двух видов и оба являются акциденциями: мгновенные и долговременные. Они появляются у человека по причине гнева, страсти или желания, движения или покоя. Все это бывает двух видов- приятные и неприятные, например гнев и ненависть неприятны, а привязанность или любезность приятны. То, что проходит и быстро исчезает, называется мгновенным, а то, что остается на долгое время, называется долговременным. Так, если человек изучает, он долгое время не забывает. Приятные и неприятные свойства могут оставаться в человеке или исчезать. Если что-либо исчезает, это акциденция и никогда не касается достоинства человека.
  (51а поля) Для доказательства || существования творца, велико его величие, надо знать, что вещей, мыслимых человеком, имеется только три вида: они бывают или необходимы, или возможны, или невозможны. Необходимая вещь - это то, что не может не существовать. Возможное - это то, что может существовать и не существовать. Если ты доказал возможное, оно становится необходимо в силу необходимости невозможного, и если говорят, что что-то есть, его существование возможно только в воображении людей. Вещь, существование которой всегда и во всех отношениях необходимо, - это творец, - священны его имена! Вещь, существование которой возможно, - это все существующее, кроме всевышнего творца. Вещь, существование которой невозможно, не существует26. Аллах знает лучше.
  [Раздел 6]. Знай, что все существующее бывает двух видов - один необходимо существующий, это всевышний творец, другой - возможно существующий, который также бывает двух видов: один субстанция, т.е.такая существующая вещь, которая не нуждается в содержании; второй-акциденция, т.е. существующая вещь, нуждающаяся в содержании. Субстанция бывает двух видов - тело и бестелесное. Тела одинаковы и равны по телесности, но действия тел различны: некоторые холодны, некоторые жарки, некоторые - растения, некоторые - минералы. Разные действия не могут быть совмещены в одном теле, не нуждаются в доказательстве действия и силы в теле, по причине различия которых в нем появились бы эти различия.
  Философы назвали некоторые из этих действий свойствами. Это нисколько не удивительно: так, магнит притягивает железо, а огонь обладает способностью производить одним пламенем сто тысяч таких же огней, причем эти огни не уменьшаются. Если бы люди не видели огня и если бы благодаря многократному созерцанию эта удивительность и странность не исчезли, они считали бы тело огня самым странным и самым удивительным. Но люди не удивляются этому действию огня и знают, что в огне имеется сила, являющаяся причиной сожжения и нагревания. Также они должны представлять себе, что в теле магнита имеется сила, действие которой состоит в притяжении железа. Кто представляет себе истинно это понятие, будет избавлен от многих трудностей.
  [Последний раздел]. Знай, что те, которые добиваются познания господа, чистого и высокого, подразделяются на четыре группы:
  Первые - мутакаллимы27, которые согласны с мнением, основанным на традиционных доказательствах. Этого им хватает для познания всевышнего господа, творца, имена которого священны.
  Вторые - это философы и ученые28, которые || познают при (78а) помощи чисто разумного доказательства, основанного на законах логики. Они никоим образом не удовлетворяются традиционными доводами. Однако они не могут быть верны условиям логики и ослабевают.
  Третьи - это исмаилиты [и талимиты]29, которые говорят, что путем познания творца, его существования и свойств является только весть праведника, так как в доказательствах познания есть много трудностей и противоречий, в которых разум заблуждается и ослабевает, поэтому лучше так, как требует речь праведника.
  Четвертые - это суфии30, которые не стремятся познать с помощью размышления и обдумывания, но очищают душу с помощью морального совершенствования от грязи природы и телесности, и когда субстанция очищена, она становится наравне (78б) с ангелами, и в ней поистине проявляются || эти образы. Этот путь лучше всего, так как мне известно, что ни для какого совершенствования, не лучшего, чем достоинство господа, от него нет ни запрещения, ни завесы ни для какого человека. Они имеются только у самого человека от грязи природы, и если бы эти завесы исчезли, а запрещения и стены были бы удалены, истины вещей стали бы известны и казались бы как они есть. Господин всего бытия, лучшие поклоны и молитвы ему, указал на это, говоря: в дни вашей жизни у вашего господа есть вдохновения, только вы должны их познать31. Трактат окончен во славу всевышнего Аллаха и с его прекрасной помощью Благословение Аллаха нашему господину и пророку Мухаммаду и его чистому роду32.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"