Аннотация: В российских компаниях повсеместно внедряется западный тренд - рейтинг сотрудников. Что из этого может получиться, Вам расскажет история Люси Ивановой.
Люся Иванова vs Рейтинг
Люся Иванова волновалась. Она стояла перед кабинетом, в котором заседала кадровая комиссия, и, прижимая руки к груди, пыталась унять сердцебиение. Повод к волнению у Люси был: за год она набрала всего двадцать пять баллов при минимуме в восемьдесят.
Люся уже смирилась с тем, что по этой причине стимулирующую надбавку к зарплате в конце года ей не выплатят. Страшнее было услышать, что она недостаточно активна и подрывает корпоративный дух компании. Об этом каждому сотруднику, не набравшему минимум баллов, говорил директор.
Как вошла в кабинет и села на стул перед комиссией Люся не помнила. Зато остальное запомнила очень хорошо и вспоминала весь следующий год постоянно.
- Людмила Александровна Иванова, менеджер по кадрам. Рейтинг - двадцать пять баллов, - представила Люсю секретарь комиссии, она же начальник отдела кадров и Люсина начальница Алевтина Васильевна.
- У Вас очень мало баллов, Людмила Александровна, - обратился к Люсе директор. - Как Вы нам объясните столь малую активность в этом году?
- Я работала, - еле слышно произнесла Люся.
- Значит мало Вы работали, - раздраженно сказал владелец компании. - Посмотрите, Ваша коллега Анжелика Сергеевна Курчицкая набрала сто баллов. Смогла ведь?
В разговор вмешалась Люсина начальница:
- Люсенька очень хороший работник, она раньше всех приходит на работу, позже всех уходит. Очень ответственная и дисциплинированная! Никогда не делает ошибок в документах и вообще большая умница! Анжелика же, как мне кажется, худший работник в нашем ...
- Остановитесь, Алевтина Васильевна! - строго сказал директор. - Рейтинг Людмилы Александровны говорит сам за себя. Человек недоработал. Причём недоработал прилично. О стимулирующей надбавке и речи идти не может. А если такой же результат мы будем наблюдать и в следующем году, то компании придётся попрощаться с Людмилой Александровной и взять на её место более активного работника. Незаменимых людей нет!
Дома Люся отказалась от ужина. Маме сказала, что очень устала и хочет пораньше лечь спать. Как только закрыла дверь своей комнаты, разрыдалась.
Раньше начальство очень ценило Люсю и ежемесячно выплачивало ей премию за качественную работу. Потом случился мировой экономический кризис. Премию стали платить ежеквартально, то есть её сумма уменьшилась ровно втрое.
Теперь же Люсино начальство решило перейти к более прогрессивному методу стимулирования работников: в компании ввели рейтинг. В течение года нужно было набирать баллы, чтобы в конце декабря кадровая комиссия смогла определить размер стимулирующей надбавки к зарплате.
Сотрудники сразу подсчитали свои потери: по факту они получали одну премию в год в сумме, равной той, которую раньше они получали ежемесячно, а потом поквартально.
- Мошенничество чистой воды этот рейтинг, - говорили в коридорах. - Никакой здравомыслящий человек на это не поведётся. Будем работать как работали.
Но человеческая психология - сложная штука. Оказалось, что виртуальные стимуляторы способны мотивировать работников ничуть не меньше, чем реальные деньги.
Постепенно Люсины сослуживцы втянулись в погоню за баллами. При этом самыми активными оказались те из них, кто свои непосредственные трудовые обязанности выполнял хуже других. Благо положение о рейтинге это позволяло.
Люсино горе в тот день уже достигло апогея, когда позвонила её лучшая подруга Света:
- Привет! Чем занимаешься?
- Плохо мне, Светик! - ответила Люся и, не дожидаясь следующего вопроса, рассказала подруге обо всем, что с ней сегодня произошло. - Увольняться буду, наверное. Работаю я хорошо, это я и сама знаю. А вот остальное мне не под силу. Я ведь не активная, и в школе такая была.
Люся заплакала.
- Стоп, - сказала Света, - увольняться пока не будем. Лучше расскажи, что представляет собой этот ваш рейтинг.
Люся рассказала. За качественное выполнение своей работы можно получить максимум двадцать пять баллов. Начальница, собственно, и оценила Люсины труды на максимальный балл.
Остальные баллы начислялись за самосовершенствование по двум направлениям: здоровье и повышение профессиональной квалификации.
Владелец компании считал, что её доходы существенно вырастут, если сотрудники не будут болеть и окажутся в курсе последних тенденций в соответствующей области.
- Смотри, Светка, - сказала Люся, - если посещаешь спортивный зал в течение года, то прибавляй к рейтингу двадцать пять баллов, в нашей столовке выбираешь вегетарианские блюда - ещё плюс 15 баллов, каждый день уединяешься в комнате для медитаций - пять баллов. Посещение одного семинара или тренинга - пятнадцать баллов, участие в научной конференции - двадцать баллов, статья в профессиональном журнале - тридцать баллов.
- Так у вас и работать не надо! - сказала Света. - Медитируй, да на семинары с конференциями ходи! Не работа, а сплошное удовольствие! Значит так, сейчас составим план твоей деятельности на следующий год, а после новогодних праздников приступишь к его выполнению. И рейтинг у тебя будет как миленький.
После Нового года не без помощи Светы Люся активизировалась.
Купила себе абонемент в спортивный клуб (в копилочку - двадцать пять баллов, правда, посещений за год набралось не больше десяти, да кто ж проверит), в столовой ела исключительно вегетарианское (ничего, жареная картошечка со свининкой на ужин компенсировали дневное неудобство).
Каждый день ровно в четыре Люся вставала с рабочего места и отправлялась медитировать. Не нарушала режим ни разу, даже когда аврал с отчетностью случался и Алевтина Васильевна просила не отвлекаться. Рейтинг превыше всего!
Люся заходила в комнату для медитаций, а там уже яблоку негде было упасть: работники сидели в полной тишине в позе лотоса и зарабатывали баллы. Честно сказать, у Люси не очень получалось медитировать. Не понимала она, что нужно делать. Хотя пересмотрела множество роликов в Интернете и большое количество книг на эту тему прочитала. Поэтому она тихонько садилась, закрывала глаза и ... Один раз даже заснула и свалилась на пол. Но коллеги молодцы - сделали вид, что ничего не заметили.
Люся теперь посещала все семинары и тренинги, которые предлагались в компании. Она научилась основным принципам тайм-менеджмента, ораторского искусства (очень "нужное" умение для кадровика, по долгу службы работающего исключительно с бумагами), холотропному дыханию и другим малопригодным для Люсиной работы вещам. Кроме того, она написала статью о том, как улучшить показатели эффективности сотрудников кадровой службы. Её опубликовали в газете компании.
Правда на выполнение собственных трудовых обязанностей у Люси оставалось совсем мало времени, и Алевтина Васильевна все чаще высказывала своё недовольство. Люся начала делать ошибки в бумагах, а кое-какие поручения начальства и вовсе забывала исполнять. Но это ничего. Рейтинг уже существенно превышал требуемый минимум!
29 декабря стало днём Люсиного триумфа - двести баллов - абсолютный рекорд в компании.
- Поздравляем Вас Людмила Александровна! Такой результат! - сказал ей директор. - Не зря все-таки мы Вас пожурили в прошлом году. Вы активизировались и достигли больших успехов!
- Я все же хочу сказать, - Алевтина Васильевна вздохнула, - я Люсе поставила всего пять баллов. Я понимаю, прошлогодняя неудача заставила её так поступать в этом году. Немного даже в ущерб работе. Но все же, Люсенька, Вы не должны забывать, что ...
- Алевтина Васильевна! - перебил её директор. - Такие активные сотрудники - залог процветания нашей компании! А Вас, Людмила Александровна, ещё раз поздравляю!
Люся вышла из кабинета счастливая и гордая собой. Теперь и стимулирующую надбавку получит (правда, небольшую сумму, но какая разница, не в деньгах же счастье!), и, возможно, карьерный рост обеспечит себе. Вон, Алевтина Васильевна несовременная какая- то, не понимает пользы рейтинга для повышения эффективности сотрудников. Наверное пора ей уже на покой. Люся прекрасно могла бы справиться с её обязанностями!
Однако желаниям Люси не дано было исполниться. Компания обанкротилась. В погоне за рейтингом сотрудники снизили качество выполнения своих непосредственных обязанностей (день-то не резиновый, разве успеешь и помедитировать, и на семинар сбегать, и статейку склепать, да ещё и поработать), что не могло не сказаться на финансовом состоянии компании.
Люся сначала расстроилась. Но, как оказалось, совершенно зря. Её приняли на работу в управление кадров самого крупного в стране банка. Там тоже есть рейтинг и комната для медитаций. Так что Люся не пропадёт!