Якименко Константин Николаевич : другие произведения.

Эксперимент

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:



                       КОНСТАНТИН ЯКИМЕНКО

                      Э К С П Е Р И М Е Н Т

                                              Посвящается Кате Гоцуляк

    Джон Харрикейн одиноко сидел в кабинете на втором этаже своего за-
городного дома.  Он пытался  собраться  с  мыслями,  и  они  постоянно
возвращались к одному и тому же.  Прошло уже  столько  времени...  да,
почти месяц с тех пор, как он поставил точку в Эксперименте. Он сделал
то, что должен был сделать - и, не менее важно, он пришел к этому  вы-
воду сам.  Когда-то Джон создал мир, а теперь уничтожил его  -  не  по
указанию Корпорации, а потому, что продолжать Эксперимент дальше стало
опасно. Ситуация вышла из-под контроля - любой мыслящий человек спосо-
бен был это понять. И тогда он принял решение...
    Жалел ли Джон о содеянном? Самому себе он мог признаться: да,  жа-
лел.  Дело не в том, что он отдал собственному миру очень много сил...
хотя и в этом тоже. Просто этот мир стал для него родным, чем-то вроде
еще одного ребенка - впрочем, скорее не одного, а многих.  Но что сде-
лано - то сделано. Интересно, если бы Корпорация распорядилась прекра-
тить Эксперимент, поступил бы он так же? Вполне возможно,  из  неосоз-
нанного противоречия он кинулся бы защищать свое любимое  детище,  пы-
таясь доказать, что еще не поздно все исправить.  Впрочем, сама Корпо-
рация никогда бы на такое не решилась.  Шутка ли - угрохать на  проект
миллионы долларов, чтобы потом поставить на нем крест? Да, Джон спешил
действовать еще и потому, что не был уверен, как поведут себя  толсто-
сумы из Корпорации.  К счастью, они признали его правоту, и  Джон  мог
быть спокоен за свое будущее. Вот только иногда он начинал сомневаться
в своей правоте.
    Ветер ворвался в комнату через приоткрытое окно. Джон встал, соби-
раясь захлопнуть его.  На полдороги он вдруг передумал, но все-таки не
спеша дошел до окна и выглянул наружу.  За неширокой полосой  деревьев
был виден пляж.  Ветер усиливался, и люди потихоньку  расходились,  но
многие еще лежали, подставив спину солнцу, а из воды выглядывали голо-
вы купающихся. Где-то там была сейчас его жена... и почти уже взрослая
дочь.  Эми... Джон ведь совсем не уделял ей внимания. У него всегда не
хватало времени. Можно ли считать это оправданием? Наверное, нет, если
быть честным хотя бы с самим собой. Эксперимент забирал все. Вся жизнь
уходила на то, чтобы возиться с его миром.  Другой жизни просто не бы-
ло.  Казалось, что ничего больше и не нужно -  а  выходит,  надо  было
только поднять голову и оглянуться вокруг. Как же много он потерял! По
сути, он никогда и не жил по-настоящему.  Есть ли еще возможность  на-
верстать упущенное?
    "Завтра обязательно пойду вместе с ними на пляж.  К черту - хватит
прикидываться отшельником!" - решил Джон, возвращаясь в кресло.
    Сколько лет ушло на Эксперимент? Семь? Нет, надо копать  глубже  -
со времени учебы в университете.  Тогда у него еще не было ни  возмож-
ности, ни средств, чтобы осуществить задуманное.  Корпорация предоста-
вила ему такую возможность - семь лет назад, когда у него хватило сме-
лости описать им свою идею. Семь лет существования другого мира, похо-
жего на наш, но все же живущего по своим законам.  Семь лет у нас -  а
сколько прошло у них? Века? Тысячелетия? И что в результате?
    Творение выходит из-под контроля своего творца. Достаточный ли это
повод, чтобы уничтожить его? Ведь он убил их - миллионы людей!  Пускай
они - лишь потомки тех, кто был порожден когда-то  его  фантазией,  но
они самостоятельно жили и принимали решения.  Джон Харрикейн - убийца!
Сбрось кто-то сейчас бомбу на его домик, он тоже не  успел  бы  ничего
почувствовать.  Впрочем,  что  за  чушь?  Называть  людьми  порождения
компьютерной программы... достаточно совершенной программы, чтобы  мо-
делировать жизнь во  всех  ее  проявлениях;  чтобы  она  стала  самос-
тоятельной и способной представлять угрозу для настоящей жизни. И тог-
да Джон сделал ЭТО - пожертвовал миром искусственным  ради  сохранения
мира реального.  Может быть, человечество еще поставит  ему  памятник?
Хотя какое это теперь имеет значение?
    Мысли Джона были прерваны сигналом - кто-то намеревался войти.  Он
включил терминал и увидел на экране знакомое лицо.  Глен  Торн...  что
ему нужно здесь? Раньше он выступал посредником между Джоном Харрикей-
ном и Корпорацией, не питая при этом особых симпатий  ни  к  одной  из
сторон.  Джон вспомнил, что в день, когда ЭТО случилось, Торн  куда-то
пропал. Выяснять, куда именно, желания не было - хватало других забот.
Почему же теперь посредник пришел к нему на виллу, вместо того,  чтобы
просто позвонить... да и вообще - о чем они могут говорить?
    - Торн? Я думал, все дела между нами закончились вместе с Экспери-
ментом, - это не был вопрос, но Джон ждал ответа.
    - Можно мне войти?
    Что-то сразу не понравилось Джону.  Он не понимал, что  именно,  и
это его раздражало.  Может быть, он увидел нечто новое во взгляде Тор-
на - нечто скрытое, затаенное, незнакомое ему. Человек, которого обыч-
но интересовало только одно: кто больше заплатит? - не мог  так  смот-
реть.  Возможно, было что-то и в голосе, в интонации Торна.  Он  будто
демонстрировал свое превосходство - но не то  показное  превосходство,
которое дает туго набитый кошелек.  Джон предпочел бы, чтобы  незваный
гость сейчас же ушел, но прогнать его, даже не узнав  причину  визита,
казалось глупым.
    - Я же сказал, что больше не буду подписывать никаких контрактов с
Корпорацией! - не церемонился Джон.
    - Это не имеет отношения к Корпорации.  Мне нужно с тобой  погово-
рить. Есть кое-какие невыясненные детали насчет Эксперимента.
    Послать его к черту? Джон наверняка бы так и  сделал,  не  упомяни
Торн Эксперимент.  Любопытство требовало удовлетворения.  Джон  понял,
что не сможет успокоиться, пока не разберется, в чем дело.
    - Хорошо, проходи. Мой кабинет на втором этаже.
    Дверь открылась, и лицо исчезло с экрана. Чего хочет Торн? Возмож-
но, он просто сменил подданство.  Кажется,  Корнелл  Ассосиэйшнс  были
совсем не против заполучить некоторые материалы  Эксперимента.  Может,
нечто в таком роде Торн и имел в виду, когда сказал, что это не связа-
но с Корпорацией? Если так - пусть выскажется,  а  потом  можно  будет
преспокойно выставить его за дверь.  Однако интуиция подсказывала Джо-
ну, что на самом деле все намного сложнее. Может, послать его подальше
прямо сейчас, пока еще не поздно? Но дверь кабинета уже  распахнулась,
и в проеме показалась мощная фигура Торна.
    На первый взгляд Глен Торн мог показаться человеком, у которого ум
не принадлежит к числу сильных сторон. Лишь поговорив с ним, можно бы-
ло убедиться, что это не так. Его ум обычно проявлялся в особого сорта
хитрости, свойственной  людям,  которые  постоянно  держат  в  обороте
большие деньги; она была доведена у Торна почти до совершенства. Он не
брезговал никакими средствами ради получения прибыли и  умел  выходить
сухим из воды.  Джон не любил таких людей, и сотрудничать с Торном его
вынуждал только контракт, подписанный  с  Корпорацией.  Но  сейчас  ко
всегдашним причинам неприязни добавилось еще что-то неуловимое -  Джон
убедился в этом, когда Торн вошел и странная улыбка мелькнула  на  его
лице.
    - А ты, я вижу, неплохо устроился, - заметил Торн, окидывая взгля-
дом кабинет.
    Домик Харрикейнов, действительно, был обставлен со вкусом - в  ос-
новном, конечно, на деньги, полученные от  Корпорации  за  работу  над
Экспериментом. Но вряд ли Торн пришел для того, чтобы посмотреть на их
жилище.
    - Садись, - Джон указал на кресло напротив своего.
    Торн опустился в кресло, откинулся на спинку и,  закинув  ногу  за
ногу, продолжил оглядывать стены.
    - И о чем же ты хотел со мной поговорить? - спросил Джон напрямик,
чувствуя, что иначе ждать придется долго.
    - Прежде всего - я не Глен Торн.
    Выражение лица Джона никак не изменилось.  Воспринимать эту  фразу
буквально не имело смысла: разве он так плохо знает Торна, чтобы усом-
ниться в том, кого видит перед собой? Здесь скрыт какой-то намек... Но
Джон не мог уловить его, и раздражение росло.  Что  же  ему  ответить?
Видимо, человек, заявивший, что он не  таков,  каким  выглядит,  понял
затруднение Джона и продолжил сам:
    - Я Эл Нимек. Тебе это имя о чем-нибудь говорит?
    - Эл Нимек?.. - только и смог вымолвить Джон.
    Конечно, он помнил его.  За такими, как Нимек, наблюдать было осо-
бенно интересно. Житель того мира, не потерявшийся среди массы размно-
женных образов, действительно представлявший собой личность.  Один  из
тех, кто предъявил Корпорации ультиматум...  Внезапно Джон понял,  что
он не просто "один из...".  Нимек вполне мог быть инициатором ультима-
тума... и причиной всего, что произошло потом.  Но Эл Нимек - здесь, в
теле Глена Торна? Да, это, конечно, объясняло  те  изменения,  которые
Джон заметил в Торне с самого начала.  И необычный взгляд, и  странные
интонации... Но разве такое возможно, черт побери?
    - Допустим, это правда, - начал Джон и продолжил  после  небольшой
паузы, - но как тебе это удалось?
    - Нам приходилось держать все в тайне, чтобы такие, как ты,  ни  о
чем не узнали. Мы создали устройство, которое спроектировало мой образ
в тело Глена Торна. Его выбрали случайно, он просто оказался поблизос-
ти.  Мы надеялись, что такой ход  поможет  нам  с  вами  договориться.
Только было уже слишком поздно.
    - А как же Торн?..
    - Его личность, естественно, была разрушена. Остались только самые
общие воспоминания, поэтому я смог быстро адаптироваться здесь.  Прав-
да, до сих пор приходилось скрываться, слишком велик был риск разобла-
чения.
    Это казалось невероятным, и в то же время  было  очень  похоже  на
правду.  Джон вдруг осознал, что гордится собственным  созданием.  Ему
нравился Эл еще тогда, когда был одним из жителей того мира - а теперь
он стал человеком, который прыгнул выше головы.  Джон иногда представ-
лял себе, как бы он говорил с ними, не являясь в их мир в образе некой
божественной силы - а вот так просто, с глазу на глаз.  Только он ведь
и мысли не допускал, что такое возможно.  И вот теперь человек,  назы-
вающий себя Элом Нимеком, сидит напротив  него...  Нужно  было  задать
множество вопросов, но сейчас ни один из них не  шел  на  ум.  Поэтому
Джон спросил просто:
    - И что ты теперь собираешься делать?
    В глазах Эла мелькнули недобрые огоньки.  А может, они были там  и
раньше?
    - Я пришел отомстить, - последовал ответ. - Ты уничтожил мой  мир,
я уничтожу тебя.
    И на коленях у него немедленно возник пистолет.
    Джон вздрогнул, настолько неожиданным был  этот  поворот  событий.
Взял сигарету и прикурил - рука слегка дрожала. Не ко времени возникла
мысль, что курит он обычно тогда, когда нервничает.  Отбросить сигаре-
ту? Нет, глупо...  Проще всего включить охранную систему - только про-
тянуть руку и нажать кнопку под столом.  Но инстинкт  ученого-экспери-
ментатора уже проснулся в Джоне и подсказывал: человек, сидящий напро-
тив - единственный.  Эл - это все, что осталось от огромного  мира,  и
долг исследователя требует сохранить его невредимым. Такую возможность
определенно нельзя упускать. Нужно только найти с ним общий язык.
    - Предположим, ты меня убьешь, - заговорил Джон. -  Чего  ты  этим
добьешься?
    - Восстановлю справедливость.  Хотя твоя смерть  -  слишком  малая
плата за то, что ты сделал. Лучше бы она была долгой и мучительной. Но
я хочу скорее покончить с  этим,  чтобы  чувствовать  себя  свободным,
поэтому ты умрешь быстро.
    Эл говорил очень спокойно, и холодная решимость  слышалась  в  его
голосе. Нужно объяснить этому человеку, что нельзя было поступить ина-
че - но как?
    - Но вы с вашим ультиматумом... - начал Джон и тут же сбился: - Вы
ведь угрожали нам... нашему миру. Вы представляли опасность, вы не ос-
тавили мне выбора!
    Он говорил совсем не то.  Джон сам это понимал - но не  знал,  что
нужно сказать, как оправдаться перед  человеком,  у  которого  отобрал
все.  Если бы кто-то отнял у него Сьюзен и Эми, разве нашел бы он  оп-
равдание такому?
    - Теперь у меня тоже не осталось выбора, - сказал Нимек.
    - Пойми же меня, черт побери! - взорвался Джон. - Ваш  мир  -  ис-
кусственный! Вот - настоящий мир! Я боялся, что  вы  можете  причинить
вред... настоящему миру!
    - Как ты смеешь! - гневно крикнул Эл. - Искусственный! Может, я  и
сейчас тоже искусственный? Ты говоришь, мы вам угрожали? Люди, которых
я знал, которых я любил - они все вам угрожали? Что они могли вам сде-
лать? Какой вред мы могли вам принести? Мы ведь хотели договориться  с
вами! Разве это мы виноваты, что  пришлось  прибегать  к  ультиматуму?
Разве мы могли сделать с вами то, что вы сделали... с нами?
    Джон понимал, что Эл говорит правду. Теперь ему казалось, что он и
раньше это понимал.  Ведь на самом деле он никогда не  воспринимал  их
как людей! Да, он называл их людьми - но всегда относился к ним как  к
игрушкам.  Игрушкам, с которыми интересно, но от которых  лучше  изба-
виться, если они вдруг поведут себя не так, как должны по  инструкции.
А тем более - когда они начинают ставить условия и  предъявлять  счета
своим хозяевам. Может быть, и нет в них ничего страшного, в этих усло-
виях - но сам факт... Сегодня непокорную игрушку еще можно отключить и
выбросить. Но что будет завтра? А через год?
     На ум пришла фраза о том, что разница между детьми и взрослыми  -
в стоимости их игрушек.  Да, так оно и есть, учитывая,  сколько  денег
потратила Корпорация на  Эксперимент.  И  все-таки  эти  игрушки  были
людьми.  Пусть другими - но все же  людьми,  которые  имели  право  на
жизнь.
    - Нимек, поверь мне, я действительно этого не хотел!  Меня  самого
теперь совесть мучает... Я никогда не сделал бы этого, если бы не...
    - Знаю.  Но факт есть факт - ты СДЕЛАЛ это. И я тоже сделаю. Какое
будет последнее желание?
    Рука уже непроизвольно тянулась под стол, но остановилась на  пол-
пути.  Джон вдруг подумал, что Эл может не знать одну простейшую вещь.
Получи он все воспоминания Торна, об этом не было бы и речи.  Но, учи-
тывая, что до сих пор он отсиживался где-то на стороне,  ему  неоткуда
было почерпнуть эти сведения. Конечно, еще неизвестно, как он отреаги-
рует... но в теперешней ситуации Джону, кажется, ничего другого не ос-
тавалось.
    - Подожди, Нимек.  Я думаю, тебе известно не все. Ты знаешь, что я
уничтожил ваш мир и что до этого я был руководителем  Эксперимента  по
его исследованию. Но ты можешь не знать, что я же и создал его.
    На лице Эла появилась улыбка, и он рассмеялся.
    - Я слышал эту сказочку.  Бог придумал нас всех за семь  часов,  а
потом месяц воплощал в жизнь. Ерунда! Согласен, что наш мир стоит ниже
вашего.  Но наукой доказано, что он сначала расширялся,  потом  в  нем
появились звезды, планеты, и...
    - Ерунда то, что ты говоришь сейчас.  Этого никогда  не  было.  Мы
сформировали условия так, чтобы создать видимость, будто моменту  соз-
дания предшествовал какой-то процесс. Конечно, я старался не один, по-
надобились эксперты по космогонии и эволюционной теории.  Но идея была
моя.
    Теперь удивление проявилось на лице Эла:
    - Постой! Это звучит правдоподобно, но так утверждать  может  каж-
дый. Как насчет фактов?
    - Хочешь детали? Пожалуйста. Эту идею я представил Корпорации семь
лет назад. Я разработал программу реализации искусственного интеллекта
на основе трех факторов - случайности, времени и приоритета. И я пред-
ложил применить ее для моделирования мира, подобного нашему.  Как  это
было заманчиво! Можно наблюдать за поведением  искусственных  людей  и
делать выводы, как действовали бы в такой же ситуации настоящие. А си-
туации - любые - создавать самим.  Короче говоря, Корпорация дала  мне
добро, и мы построили этот мир.  Мы заложили в  программу  все  законы
развития, а потом наблюдали за процессом и иногда корректировали, если
надо было его направить в нужную сторону.  Ты  хочешь  доказательства?
Пойди в Корпорацию и посмотри архив.  Ты получишь доступ без  проблем,
для них ведь ты все еще Глен Торн.
    Джон наконец-то ощутил твердую почву под ногами. Эл, напротив, был
сбит с толку. Его первоначальная уверенность куда-то исчезла. Пистолет
из руки переместился на стол и там и остался.
    - Этого не может быть, - пробормотал он едва слышно.
    Джон встал из кресла и подошел к  терминалу,  по  дороге  выбросив
окурок в пепельницу. Руки больше не дрожали, когда он входил в главное
меню и запускал игру.  Через полминуты он уже управлял человечком, ко-
торый бегал по темным коридорам, отчаянно уворачиваясь от чудовищ.  Те
плевались чем-то ядовито-зеленым и, без сомнения, вредным, так как по-
лоска жизни понемногу укорачивалась.
    - Видишь, - обратился Джон к Элу, - это  всего  лишь  игра.  Здесь
есть  свои  обитатели,  они  живут  в  своем  мире.  Герой  ничего  не
чувствует, когда чудовища его ранят. Чувства не нужны в программе, где
важно только иметь быструю реакцию.  Моя программа была намного  слож-
нее.  Специально для нее был создан компьютер на порядок мощнее любого
из ныне существующих. Мы ввели в его память начальные образы всех оби-
тателей и каждому дали набор разных чувств, исходя из трех факторов. А
еще я заложил в программу возможность  самосовершенствования.  Это  не
просто тупое размножение, когда один порождает другого с новой  комби-
нацией чувств. Понадобилась настоящая цель. И в каждом из вас было за-
ложено стремление что-то изменить в мире, оставить в  нем  свой  след.
Одни изменяли к лучшему, другие к худшему, но все  это  вместе  давало
развитие. А кое-кто стремился узнать причины всего существующего, и мы
позаботились об этих причинах.
    - Подожди, - перебил Эл, - значит, те артефакты, исторические цен-
ности, которые мы находили...
    - Некоторые были заложены с самого начала.  Другие мы подбрасывали
по мере исследования вами мира. Естественно, в таких местах, где вы до
этого не бывали.
    - А космос? Далекие звезды, которые мы видели? Ваша программа была
настолько обширной, чтобы все это вместить?
    - Это была иллюзия, Нимек.  Объекты,  смоделированные  так,  чтобы
производить впечатление настоящих звезд, - а на самом деле всего  лишь
точки над небосклоном.  Но стоило вам полететь в дальний космос, и они
стали бы настоящими, с настоящими неизвестными вам  планетами.  Модель
всегда можно расширить, да и легче расширять ее постепенно, чем  прос-
читать и задать всю сразу. Все выглядело бы естественно, вы никогда ни
о чем не догадались бы.
    - Так что же, бог, в которого мы верили - это ты?
    - Религия - обязательный элемент любой культуры.  Естественно,  мы
не могли без нее обойтись. Да, я был для вас богом. Чаще просто наблю-
дал, но иногда вмешивался, чтобы  повлиять  на  ход  событий.  Помнишь
сияние, которое воодушевило ваши войска и помогло победить  трангорий-
цев? А внезапная смерть диктатора, и его странные последние слова? Да,
это моих рук дело.  Мне нравилось играть в эту игру, она  была  частью
моей жизни, и значительной частью.  Жалко, что больше этого никогда не
будет.
    Выражение лица Эла постепенно менялось.  Под конец он отступил  на
шаг, и Джон заметил, что в его глазах снова загорелись  злые  огоньки,
но еще не понял, почему они появились.
    - Я никому этого не рассказывал, но ты-то должен  помнить...  если
ты - это ОН, - заговорил Эл, и в голосе его чувствовалась слегка приг-
лушенная злоба. - Хотя ты, наверное, уже забыл, ведь я для тебя - все-
го лишь один из многих.  Я тогда был зеленым юнцом; думал, что знаю  о
жизни больше всех остальных, а на самом деле ничего не понимал.  Я на-
писал что-то вроде руководства к жизни и считал, что этим смогу  изме-
нить мир к лучшему.  Была поздняя ночь, я возвращался домой,  в  сумке
лежало мое произведение, и я чувствовал, что в  нем  весь  смысл  моей
жизни.  И знаешь, мне было приятно сознавать это! А потом  они  напали
из-за угла.  Требовали деньги, а у меня их не было.  Тогда  они  стали
рыться в сумке и наткнулись на исписанные листки.  Я говорил: делайте,
что хотите, только оставьте это!..  Они порвали все на части и развели
костер. Потом посмеялись надо мной, избили и убежали. Я понял, что это
конец.  Мой смысл жизни сгорел, и дальше жить было  незачем.  Я  пошел
вперед по улице, к мосту, чтобы прыгнуть в реку и утопиться. А потом я
увидел сияние.  Оно выглядело неописуемо! И голос, будто внутри меня -
и в то же время где-то далеко.  Он сказал:  "ТЫ  БЛАГОРОДНЫЙ  ЧЕЛОВЕК.
ВСЕГДА ПОСТУПАЙ ТАК, КАК СЧИТАЕШЬ НУЖНЫМ". И тогда я поверил в него! Я
решил, что он на моей стороне.  Возможно, он послал мне испытание,  но
он считал, что я способен его преодолеть.  И я понял,  что  ничего  не
кончено. Может быть, те записи и не были такими уж ценными. Жизнь про-
должается, и надо жить дальше.  Я жил, и верил в него, хотя  и  никому
этого не рассказывал.  Что бы я ни делал, я надеялся, что он это одоб-
рит.  И вот я действительно сделал это, сделал то, что когда-то считал
невозможным.  Я переступил черту, границу, которая отделяла наш мир от
вашего - благодаря тому, что он когда-то меня поддержал! И я  ушел  за
эту границу... навсегда.  А теперь выходит, что он - это  ты...  всего
лишь человек, который ничем не лучше меня. Великое божество, которое я
себе представлял - и вот оно, передо мной! И жизнь этого божества -  в
моих руках... Какое дерьмо! - внезапно воскликнул Эл, хватая пистолет.
    На Джона было жалко смотреть. Он просто потерял дар речи. Разве он
предполагал, к каким последствиям приведет его ночное явление? Да, ему
понравился Эл Нимек - он был чем-то похож на  самого  Джона,  особенно
своей любознательностью и настойчивостью в достижении цели. И он решил
его поддержать... но это тоже была только часть игры.  Могло ли  тогда
прийти в голову Джону, что однажды игра станет реальностью?
    - Теперь я понял, почему ты нас уничтожил, - сказал Эл. -  Мы  пе-
реступили черту.  Ты хотел, чтобы мы всегда оставались по ту  сторону.
По твоему плану мы не должны были знать ничего о том, что находится за
пределами нашего мира. Это должно было всегда оставаться игрой для та-
ких, как ты.  Но мы нарушили... я нарушил правила, когда поставил  вам
ультиматум. Вот почему ты это сделал.
    - Когда ты назвал свое имя, я почему-то сразу решил,  что  ты  был
главным, - невпопад сказал Джон.  У него кружилась голова -  казалось,
еще чуть-чуть, и он совсем перестанет соображать.
    Эл снял пистолет с  предохранителя.  Взгляд  Джона  скользнул  под
стол, где были спрятаны две кнопки.  Одна просто активировала охранную
систему и включала слежение; действие следовало лишь в том случае, ес-
ли возникала прямая угроза жизни хозяина.  Вторая  -  красная  -  была
кнопкой немедленного действия.  Угрозой считалось все, что  двигалось,
за исключением самих владельцев дома. Реакция была мгновенной; в зави-
симости от расположения объекта система выбирала  наиболее  быстрый  и
эффективный способ устранения опасности.
    - Творение уничтожает собственного творца. Кто бы подумал, что та-
кое возможно? Что я этими руками убью своего бога? Кто бы из  наших  в
такое поверил?! - но воспоминание о "наших" было слишком  болезненным,
и он осекся. - Сейчас ты умрешь, - добавил Нимек немного  погодя,  це-
лясь в голову.
    - На твоем месте я бы этого не делал.
    - Ты не на моем месте. И никогда на нем не будешь.
    Дотянуться до красной кнопки не составило труда.  Мгновенно откры-
лось отверстие в стене, освободив лазерную пушку.  Мощный луч, направ-
ленный охранной системой под нужным углом, ударил в голову Эла, пробив
черепную коробку.  Лишь когда Нимек уже потерял  равновесие,  раздался
выстрел.  Пуля прошла справа от Джона, вонзившись  в  стену  кабинета.
Пистолет выпал из руки на пол; тело рухнуло,  коснулось  изуродованной
головой кресла - и кровь тут же залила дорогостоящую обивку.
    Теперь к  Джону  вернулась  способность  размышлять.  В  том,  что
неудачливый мститель мертв, сомнений быть не может, об этом  красноре-
чиво свидетельствует дыра в голове.  Почему он мертв? Об Эле Нимеке  -
ни слова. Этот человек - Глен Торн. Что, если воспользоваться первона-
чальной гипотезой? Торн предал Корпорацию и уговаривал его  перейти  в
Корнелл.  Услышав отказ, начал угрожать. Затем  последовал  выстрел...
Вот пистолет, на нем - отпечатки пальцев Торна.  Пришлось активировать
охранную систему.  Все чисто - придраться не к чему. В Корпорации  на-
верняка ему поверят.  Что сказать Сьюзен и Эми? Нет, как-нибудь позже,
лучше им пока ничего не знать - это нетрудно, они ведь  редко  заходят
сюда.  Лучше оставить все, как есть, до прихода полиции. Почему бы  не
вызвать ее прямо сейчас? Только не отсюда.  Не очень-то приятно быть в
одной комнате с трупом.
    Джон старался не думать о человеке, которого убил. Нимек был нужен
ему живым - он никогда бы на это не  пошел,  если  бы  не  угроза  его
собственной жизни.  Угроза? Он поймал себя на том, что думает так  же,
как и после ТОГО дня.  А, к черту! Просто пойти и вызвать  полицию,  а
потом забыть обо всем...
    Дверь не открывалась.  Джон подергал ручку туда-сюда  -  напрасно.
Что за глупости? Кабинет может быть закрыт,  когда  хочешь  войти,  но
выйти?..  Джон рванул дверь на себя, потом  толкнул.  Не  поддается...
Какого черта? Что-то заело, или он  уже  забыл,  как  открывается  его
собственный кабинет? Нервы уже расшатаны порядком, надо просто сесть и
отдохнуть. Хотя какой может быть отдых, когда рядом мертвец?
    Джон развернулся - и вдруг замер.  Что-то светилось под  потолком,
прямо над телом Торна-Нимека.  Казалось, сам воздух искрится,  перели-
ваясь желто-оранжевыми волнами.  Примерно  то  же  должен  был  видеть
Нимек, когда он ему являлся, пронеслась мысль.  Что за бред? Такого не
может быть.  Наверное, именно так и сходят с ума. Этот свет,  конечно,
не настоящий. А может, и все, что сейчас произошло, ему только снится?
    Но тут Джон услышал голос - и это было именно так, как сказал  Эл:
внутри него, и в то же время невероятно далеко:
    - ЭТОТ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ЖИТЬ!
    Но Джон сейчас думал совсем о другом.  Вопрос сам собой сорвался с
языка:
    - Кто ты такой?
    - Я - ТВОРЕЦ. Я СОЗДАЛ ТЕБЯ И ВСЕ ВОКРУГ ТЕБЯ.
    И тогда Джон понял.  Как-то на вечеринке в Корпорации он  в  шутку
сказал: "А что, если мы - тоже часть чьего-нибудь эксперимента? Вот он
сейчас смотрит оттуда на нас и посмеивается, а мы об этом даже не  до-
гадываемся?" Конечно, в каждой шутке есть доля правды. Но Джон никогда
не думал всерьез, что ЭТО может быть правдой.  Он не хотел, чтобы  это
было правдой - а сейчас вдруг понял, что обманывал сам себя.
    - Скажи, Творец, это что - твой Эксперимент? Твоя игра?
    - Я НЕ БУДУ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС.
    Но Джон уже не нуждался в ответе.  Неужели все мы тоже живем иллю-
зиями? Находим то, что нам подбрасывают, и принимаем за чистую монету?
Открываем новые горизонты в науке, а за ними в действительности  стоит
только расширение модели? Играем в игры, устанавливаем правила,  а  на
самом деле все правила давным-давно навязаны свыше? И бог, в  которого
мы верим - тоже экспериментатор  вроде  Джона  Харрикейна?  Неожиданно
Джон осознал, что есть гораздо более важный вопрос, который он  просто
обязан задать.
    - Творец, но ты ведь не прекратишь Эксперимент?.. Скажи - не прек-
ратишь?
    Сияние на миг разгорелось ярче, а потом начало гаснуть.
    - НЕТ. ЕСЛИ ТОЛЬКО ВЫ НЕ... - голос внезапно прервался.
    - Что ты хотел сказать? - отчаянно кричал Джон. -  Если  мы  не  -
что?
     Но сияние уже таяло и скоро исчезло совсем.  Джон понял, что  это
все, - и тут его взгляд опустился ниже.  Эл как ни в чем не бывало си-
дел в кресле.  Никакой раны, даже никаких следов от нее  не  было,  но
Джона это не удивляло. Впрочем, его уже ничто не могло удивить.
    - Ты все слышал? - тихо задал он вопрос.
    Эл утвердительно кивнул головой.
    - Как глупо...  Выходит, я - такая же марионетка, как и ты...  как
ты был в том мире.  И он играет со мной так же, как я играл с тобой. И
все вокруг создано им, по им же придуманным законам. Интересно, он то-
же сотворил нас по своему образу и подобию?
    - Как гласит ваша легенда? Бог создал мир  за  шесть  дней,  а  на
седьмой отдыхал? Почему бы и нет! Интересно, как часто он  вмешивается
в вашу жизнь? Наверное, не реже, чем ты в нашу?
    - Господи, в каком дерьме мы живем! - воскликнул Джон.
    И сам засмеялся над своими словами.  Засмеялся нервным, истеричес-
ким смехом, не удивительным для человека, пережившего столько всего за
один день.  Реши Нимек сейчас все-таки застрелить его, он не  стал  бы
возражать.  После того, что ему довелось узнать, жить не  очень  хоте-
лось.
    Эл, будто уловив мысли Джона, поднял с пола пистолет и  демонстра-
тивно опустил на стол.
    - Я передумал, - сказал он. - ОН ведь уже отомстил  тебе  за  всех
нас.  Знаешь, мне теперь даже жаль тебя. В каком-то смысле это еще ху-
же, чем смерть. Можешь забрать пушку себе, в знак перемирия.
    - Спасибо за предложение.  Но, думаю, тебе она скорее может приго-
диться.
    - Как хочешь, - Эл спрятал пистолет в карман.
    Некоторое время длилось молчание.
    - И что ты теперь будешь делать? - спросил Джон.
    - А что я могу делать? Жить, так же как жил там.  Все придется на-
чинать сначала.  Смешно: ушел из низшего мира в высший,  чтобы  и  тут
оказаться в положении подопытного кролика.  Радует только  то,  что  и
здесь ОН на моей стороне, - Эл рассмеялся. - А ты?
    Джон помедлил с ответом.
    - Как ты думаешь, мы должны об этом рассказать?
    - Рассказывай сам, если хочешь. Только тебе все равно никто не по-
верит.
    - Ты прав. Пожалуй, не стоит. Да и зачем людям знать правду? Жизнь
- не всегда такая уж плохая игра, не будем ее портить.
    - Приятнее сознавать, что ты все-таки что-то значишь в этом  мире,
- согласился Эл.  -  Ладно,  я,  наверное,  пойду.  Надо  ведь  как-то
устраиваться, начинать новую жизнь.
    - Пойдем, я провожу тебя.
    Выйдя из дома, они остановились.
    - Знаешь, Джон, я понял, чего он не договорил, - сказал вдруг Эл.
    - Что ты имеешь в виду?
    - Творец сказал: "если вы не..." Он имел в виду: если вы не перес-
тупите черту.
    - Черту?
    - Ну, да. Ту, которая отделяет наш мир от его мира. Которую перес-
тупил я.
    - А, понимаю. Вряд ли это когда-нибудь произойдет.
    - Почему же? В каждом человеке это заложено изначально - разве  не
так ты говорил? Каждый стремится приблизиться  к  черте.  Может  быть,
пройдут сотни лет - но рано или поздно это случится.  Запомни мои сло-
ва.
    - Вот поэтому я тем более никому ничего не скажу.
    - Твое право. Ну, я пойду.
    - Как мне тебя найти, если что?
    - Скорее всего - никак.  Я не буду высовываться, особенно в первое
время.  Не хочу, чтобы кто-нибудь догадался, что Глен Торн уже не тот.
Скорее я сам тебя найду, если будет нужно. До встречи.
    - До свидания, Эл Нимек.
    Джон проводил его взглядом до ворот, потом развернулся и  вошел  в
дом.  До него донесся звук  отъезжающей  машины.  Уже  вечер,  вот-вот
должны вернуться Сьюзен и Эми... Да, Нимек прав: истину стоит знать не
каждому.  Рано или поздно что-то  подобное  должно  было  случиться...
Интересно, сможет ли он повторить Эксперимент, если ему дадут большие,
огромные деньги? К черту такие мысли! Лучше забыть о нем, как о страш-
ном сне.  Забыть и не вспоминать больше. Сейчас надо хорошо отдохнуть.
Он ведь обещал пойти завтра на пляж? Он сдержит  обещание.  Интересно,
слышит ли его сейчас Творец? Он ведь умеет читать мысли? А  если  слы-
шит, то что об этом думает?
    Поднимаясь по лестнице, Джон вдруг замер, как вкопанный. Он понял,
что так и не задал Элу самый главный вопрос.  Как он сумел переступить
черту? КАКИМ СПОСОБОМ ЭЛ НИМЕК СМОГ ПОМЕСТИТЬ СВОЙ ОБРАЗ В ТЕЛО  ГЛЕНА
ТОРНА?

                                                           23-24.02.96

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"