По всему интернету раскиданы анекдоты, подписанные этим словосочетанием. Следует сказать, что грузины умеют и любят шутить. В маленькой области этой страны под названием Гурия человек даже на смертном одре становится выше своей смерти и продолжает выдавать шутки. Но тот жанр, распространённый в интернете, имеет мало общего с настоящим грузинским тостом. Конечно же, я не могу быть знатоком в этом вопросе - слишком мало знаю. Напишу о том, что я сам заметил.
Во-первых, обязательно в грузинском тосте звучит, что "мы пьём за Бога, который создал Грузию". Это правило никто не может обойти, потому, что все люди соглашаются с важностью правил поведения описанных в религиозной системе (возлюби ближнего, не убий, не укради, не прелюбодействуй). На этих правилах стоит общество, государство, цивилизация. Вот, представьте себе, что за столом сидит огромное количество незнакомых друг-другу людей, которые приехали издалека. Провозглашая первый тост, они все соглашаются с тем, что уважают Бога, что знают закон и правила поведения. И из этого следует, что есть смысл жить дальше, любить, строить дом, рожать и воспитывать детей, иметь планы на будущее. Потому, что вся цивилизация стоит на соглашении людей между собой. И оно - это соглашение символично выражается в словах тоста.
Во-вторых, пьют за всех людей, которые уже не с нами, за всех тех, кто жил раньше, за всех которых мы знали или которых мы помним, или даже за тех, которых не помним. Это очень мудрый тост, потому, что люди приходят к пониманию, что всё, чем мы обладаем сейчас, было заложено, придумано, сохранено теми, кто жил прежде. Одновременно, люди, которые пьют, осознают, что не хранят никакой обиды о родственниках тех людей, с кем сидят сейчас за столом. Ведь, если человек помнит, что-то плохое о ком-то из тех, кто жил раньше, он бы не смог сидеть и пить здесь. Во время этого тоста, люди настраиваются на одну волну уважения друг к другу.
В-третьих, пьют за всех ныне живущих. Представьте себя жителем маленького государства среди высоких гор, которое окружено переселяющимися народами, кочующим ордами, людьми, которые не уважают ваши законы и не верят в вашего Бога. И вот в маленькой Грузии, сидя за одним столом, люди понимают, что вот этот мир, и вот этот порядок можно сохранить, только благодаря заботе о своём родном и близком человеке, о том человеке, который сейчас рядом с тобой. Поэтому, необходимо хранить уважение друг к другу, поэтому необходимо хранить культуру и язык, на котором разговариваешь. Без этих вещей, общность людей распадётся, и народ потеряет землю, на которой живёт и сам человек превратиться в кочевника-переселенца. Очень мудрый тост, который хорошо бы перенять в нашу культуру.
В-четвёртых, пьют за всех детей и все поколения, которые будут жить в будущем. Тем самым люди, понимают, что смысл для продолжения жизни есть. И сейчас, в этот момент, за столом люди понимают, что их дети, которых может быть ещё и на свете нет, тоже будут помнить имена предков и сохранят культуру и уважение друг к другу, и будут помогать один другому , а значит не исчезнут бесследно.
Таким образом, выстраивается воображаемая прямая линия между Богом и всеми поколениями людей живших прежде, ныне живущими и теми, кто будет жить в возможном будущем. Вот какая мудрость заложена в грузинском тосте. Грузинский тост намного больше, чем просто застольная речь. Это словесная формула, которой гораздо больше, чем три тысячи лет. Она веками отшлифовывалась в сознаниях огромного количества людей для достижения нескольких целей: приход к соглашению, настройка всех присутствующих на одну благожелательную волну, пробуждение памяти, что способствует беседе, моделирование поведения на будущее, что помогает строить совместные планы на будущее. Многое ещё можно сказать об этом. Очень многое.
И уже только в-пятых люди, собравшиеся за столом, пьют за сам повод, ради которого они собрались в этот конкретный день. За именинника, за любовь, за усопшего, за удачную сделку, за праздничную дату. Вот уже в этот момент, если повод радостный, могут начаться шутки. Но при этом, люди шутят, испытывая уважение к присутствующим. В этот момент рассказываются анекдоты, вспоминаются забавные случаи из жизни и так далее.
При этом, если в компании много приезжих, обязательно присутствует человек который наливает - его называют словом "меликипи", и один человек, который не пьёт. Я ни разу не замечал, как происходит это соглашение, кто именно остаётся без алкоголя. Суть этого факта в том, что этот человек чётко знает: он будет потом, после застолья, развозить гостей на машине по домам. И вот поэтому ему нельзя пить.
Очень много ещё можно сказать об этой традиции. Наверное, целую книгу можно написать. Но я предлагаю всем хоть один раз по-настоящему поучаствовать в этом процессе вместо того, чтобы читать всякую умную литературу.