Яновская Марина: другие произведения.

Рецензия на "Стучит, гремит, откроется" (автор Травка Мария)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Собственно, первая рецензия на роман, поэтому и удостаивается внимания. Началось все с того, что больно уж хотелось мне получить непредвзятое мнение человека, неоднократно писавшего подобные отзывы. Поэтому я и обратилась к Марии, до этого мы не были знакомы. Огромное спасибо доброй душе за труд!:)

   Засилье псевдоюмористических женских романов, по недоразумению отнесенных в категорию фэнтези и фантастики, постепенно становится притчей во языцех. Главные героини оных изо всех сил упражняются в ехидности, отпускают несмешные шутки и покрытые мхом анекдоты, а также с легкой руки автора влюбляют в себя города и целые континенты. Порой складывается впечатление, что авторы этих незатейливых историй соревнуются друг с другом в категориях "Нелогичность", "Унылость" и "Картонность". Периодически тот или иной соревнующийся одерживает победу и порождает целый сонм подражателей, плодя тем самым новых соперников.
   К чему я все это говорю? К тому, чтобы плавно подвести Вас к главной мысли моей рецензии: Марину Яновскую, автора романа "Стучит, гремит, откроется" и на пушечный выстрел не подпустили бы к участию в этом соревновании.
   Почему?
   Роман "Стучит, гремит, откроется" не обладает ни одним из вышеперечисленных обязательных качеств.
   Он не уныл. События в нем разворачиваются стремительно и, в то же время, не запутывая читателя в веренице имен и фактов. В нем нет навязшей в зубах шаблонности образов и сюжетов, которая и придает тексту тот неповторимый привкус безвкусной жвачки. Развитие событий непредсказуемо - сюжет то и дело резко сворачивает в сторону, уводя читателя в абсолютно новый виток.
   Он не картонный. По ходу повествования все герои полноценно раскрываются и приобретают индивидуальные яркие черты. Так обычная сварливая тетка Гелина постепенно превращается в ведьму, пышущую лютой ненавистью к невестке и мечтающей сжить ее со свету, а писарь Стольник, суховато-отстраненный в начале, неожиданно раскрывается перед нами как сердобольный человек, искренне и горячо любящий свою крестницу и желающий ей помочь.
   Единственный недостаток становления персонажей и прорисовки их образов, на мой взгляд, в работе с характером главной героини, Меланьи. У Марины Яновской мастерски получается раскрывать и "оживлять" второстепенных персонажей, а с главной героиней вышла небольшая заминка. Ее характер, показанный в романе, показался мне порой противоречивым и слишком резко метущимся из крайности в крайность. Так, живая и импульсивная девушка, показанная нам в завязке, вдруг становится забитой серой мышкой, прячущейся за мужниным плечом, стоит ей только выйти замуж; получив же хороший удар от судьбы и помыкавшись по бездорожью и тюрьмам, Меланья становится еще более зашуганной - с одной стороны, и дерзко-своевольной - с другой. Ее персонаж вызывает ассоциацию с салатом, куда побросали неочищенные, не порезанные овощи - описанные качества в нем присутствуют, но по отдельности, словно в девушке живут и действуют, как минимум, три человека. Мне показалось, что до полного раскрытия образа Меланьи Марине не хватило малой толики - не то уверенности, не то решимости. Выгодно отличает девушку одно и, пожалуй, самое главное - она не язвит, не рассказывает бородатые анекдоты, и не издевается над всеми окружающими, переходя рамки дозволенного. Ее характер закаляется, пройдя череду достаточно суровых испытаний, и мы можем воочию наблюдать его становление, что не может не радовать: обычно современные авторессы не утруждают себя подобными мелочами.
   Что же касается мужских персонажей, бок о бок находящихся рядом с героиней, то, отбросив сонм ее многочисленных поклонников, сразу можно выделить двоих: Васеля и Зоека. Оба до безобразия похожи друг на друга, только Зоек чуть более умудрен жизнью и опытом. К тому же, их объединяет одно - оба до дрожи влюблены в героиню, и та отвечает им взаимностью. Ничего особенного про них сказать нельзя - оба благородны, до безрассудства храбры и порой кажутся немного "не от мира сего" - ввиду их "идеальности".
   Отдельного упоминания заслуживают и антагонисты романа: свекровь Гелина, тюремщик Эдард и колдун Роцор. Их характеры и образы выписаны с поразительной точностью: в отличие от положительных героев, они предстают перед нами, будто живые. Однако в ситуации с ними меня смущает одно: уж больно незаметно Марина спешит с ними расправиться. Не поймите меня неправильно и уж тем более не сочтите кровожадной, но я считаю, что злодеи должны получать по заслугам так, чтобы убедить читателя в том, что они бесповоротно исчезли со страниц романа. У Марины же конфликт между добром и злом разворачивается по следующему сценарию: злодей знакомится с Меланьей - изо всех сил пакостит ей прямо или косвенно при помощи различных подручных средств - через третьих лиц Меланья получает известие об его кончине. Может быть, я чересчур мнительна, но на месте девушки я бы не доверяла слухам. На мой взгляд, подобный ход, "убегание" от прямого разрешения конфликта - одна из слабых сторон романа.
   В целом же, "Стучит, гремит, откроется" можно смело называть прорывом в жанре "фэнтези для женщин": он яркий, интересный, динамичный и нешаблонный. За героев действительно хочется переживать, а за автора - испытывать неподдельное чувство радости и гордости. В самом деле, строки романа так и дышат любовью Марины Яновской к своим персонажам, а также стремлением скрупулезно проработать каждую деталь. Отдельной похвалы может удостоиться даже язык, которым написан "Стучит, гремит, откроется": богатый, образный, замечательно стилизованный под старинный выговор и манеру повествования. О всяких там "тушках" и "фигах" даже упоминать не приходится: автор, похоже, и мысли не допускает об их существовании. И это еще один плюс в копилку Марины Яновской.
  
   Итог: 7 баллов из 10. Отличный, добротный роман с четко очерченным законченным сюжетом. Рекомендуется к прочтению исключительно прекрасной половине человечества, уставшей от засилья наглых попаданок и Мери-Сью; увы, при всех своих многочисленных плюсах роман исключительно женский. Автор задала сама для себя очень высокую планку, учитывая, что это ее дебютный роман; от всего сердца желаю ей расти и двигаться в выбранном направлении, а также непременно издаться.
   Таких книг сейчас очень не хватает на российском рынке фантастики и фэнтези.
  
  Оригинал рецензии: http://samlib.ru/k/kruz_o/stuchitgremitotkroetsya.shtml
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"