Предгорье: другие произведения.

Чёртова дюжина, выпуск 0. Обзор Елены Навроцкой

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Комментарии: 12, последний от 15/08/2003.
  • © Copyright Предгорье (denc@aaanet.ru)
  • Обновлено: 13/08/2003. 15k. Статистика.
  • Статья: Литобзор
  •  Ваша оценка:


    Смотри также

  • Все обзоры

  • Стартовая страница / Обзоры

    Чёртова дюжина.

    Обзор Елены Навроцкой

    Выпуск 0

  • Поместить в избранное

  • Обзор "Чёртова дюжина" отличается от других обзоров "Предгорья" тем, что здесь нет оценок и рейтингов. Нет также текстов из ряда "можно не читать". И главное отличие этого обзора - здесь публикуются рецензии не только на произведения фантастических жанров, но и на прозу и публицистику.
    Обзор ориентирован, прежде всего, на интересные новинки, появляющиеся на страницах Самиздата. Однако "старенькие" произведения, если они очень уж хороши, тоже не будут обойдены вниманием.
    Ну и обычное замечание. Моё мнение не претендует на истину в последней инстанции, всё субъективно. Хотя я и стараюсь отойти от абсолютного субъективизма и ознакомить читателя не только с моей точкой зрения на текст, но и с проблемами, поднимаемыми тем или иным произведением.


    Mayra
    Бастион


    Жанр: фантастика

    Проблема отцов и детей, столкновение двух культур: "молодёжной" и "стариковской". И всё это доведено до абсурда, с которым, тем не менее, сталкиваешься уже и в наше время.
    Состарившихся родителей дети отправляют в Бастион, некий приют для престарелых, а потом этот Бастион становится лёгкой добычей для молодёжных банд. Выживший среди всего этого ада старик вынужден бороться не только за свою жизнь, но и ухаживать за раненым парнем-бандитом.
    Подобные "бастионы"-резервации, куда ссылают немощных людей, не самый новый идеологический приём в литературе. Если обратиться к творчеству Самиздатовцев, то сразу же вспоминается Колыбель смерти Александра Остапенко, там дети отправляли родителей умирать на остров, где старики должны были бороться за остаток отпущенных дней. Но в отличие от "Колыбели", где противостояние отцов и детей идёт как бы за кадром, в "Бастионе" весь сюжет построен на подобном противостоянии. Старик, слушающий Баха, Вагнера, Шопена, читающий Ницше, Достоевского, Библию, испытывающий гуманные чувства по отношению к слабому противнику и подросток, вечно гадящий, говорящий на ужасном сленге, не умеющий читать, неблагодарный и жестокий по отношению к своему спасителю. Однако, несмотря на однозначность характеристик данных персонажей, всё не так просто. Старик, потративший всю свою жизнь на устройство собственного комфорта и ощущающий теперь мучительную бессмысленность существования. И подросток, чьи родители тратят жизнь на комфорт - существование этого подростка также бессмысленно, просто парень в отличие от пожилого человека никогда не осознает этого.
    И думается, что в происходящем виноваты не молодёжные банды, вернее в меньшей степени они. Может быть, случившееся - вина самих людей, отправляющих родителей в бастионы, откупающихся от своих детей дорогими подарками? Людей, живущих ради удовольствия и комфорта, но не ради более высоких ценностей.
    Автор даёт все ответы на возникающие ответы, но от этого не становится легче.
    Сам текст написан очень профессионально, хотя персонажи, особенно молодые, иногда сильно утрированы, скорее всего, намеренно.


    Юлия Сиромолот
    Браслеты Луны


    Жанр: фантастика

    Весьма своеобразное произведение. Сюжет, действия и смысл всех действий призрачно маячат за колоритным антуражем и не менее колоритными персонажами. Автор рисует завораживающие картины некого футуристического общества. Смесь магии и хай-тека, удивительные герои, мало чем напоминающие обыкновенных людей, странный, полупонятный экшн, и всё это причудливо разбросано яркими осколками, собирать которые приходится читателю. А для этого требуется обладать недюжинным воображением.
    Не берусь пересказывать содержание произведения, потому что в данном случае нельзя отрывать суть от формы.
    Кроме того, рискну сравнить стиль Юли Сиромолот со стилем Сэмюэля Дилэни, который тоже не скупится на причудливую мозаику диковинных антуража и героев.
    И в то же время Юля никому не подражает, стиль у неё всё-таки, свой фирменный, который и выделяет этого автора из общей массы писателей-самиздатовцев.


    Джен
    Виртуальная реальность


    Жанр: фантастика

    Чего только не делают люди на протяжении истории, чтобы попасть в иную реальность - занимаются магией, шаманят, практикуют осознанные сновидения. Время идёт, шаманский бубен заменяет компьютер, но иная реальность остаётся иной, и никакая техника не способна подменить её всего лишь красивой графикой.
    Герои рассказа, играют в компьютерную игру, вроде "Цивилизации", но неожиданно осознают, что игра перестала быть игрой. Что люди, которыми можно безнаказанно управлять, не просто компьютерные роботы, но живые существа, что гладко нарисованные пейзажи, не просто графика, но живая природа. И тогда приходит понимание.
    Произведений с подобной идеей создано много, но текст Джен подкупает своей простотой и изяществом исполнения. Хотя начало, на мой взгляд, слишком уж простовато и повторяет вышеупомянутые тексты о виртуальной реальности.


    Дмитрий Лопухов
    Агонизирующий мир


    Жанр: фантастика

    Большой камень в сторону деструктивизма, который сейчас очень популярен в искусстве - литературе, кино, музыке, живописи... Не просто популярен, но и подаётся в яркой красивой упаковке; насилие ради насилия, убийство ради убийства. А что же в будущем?
    Космический корабль, на борту которого находится художник, терпит аварию неподалёку от двух планет, населённых разумными существами. Художник, как человек творческий, горит желанием создать картину. И создаёт.
    Текст весь пронизан ироническими нотками, но это горькая ирония, от которой невольно вздрагиваешь, а уж смеяться и подавно не хочется.


    Илья Новак
    Нежные прикосновения


    Жанр: фантастика

    В общем-то, это только начало большой повести, о чём Илья сообщает в аннотации к рассказу.
    Одним из главных признаков киберпанка является тщательное вырисовывание футуристического антуража в стиле хай-тек. Можно сказать, что антураж в киберпанке является одним из главных героев, которых на протяжении всего произведения сопровождает персонажей. Всего этого в тексте в избытке, причём написано так, что складывается ощущение - автор всё видел собственными глазами и потом пересказал нам. Вообще, тщательная детализация и создание атмосферы - одна из отличительных особенностей прозы Ильи.
    Итак, в Киеве был изобретён Искусственный Интеллект, который в свою очередь докопался до чего-то очень страшного. "Дьявол поселился на орбите Земли". Представители загадочной корпорации "Вмешательство" пытаются выяснить, что же произошло на самом деле. Параллельно с этим развивается повествование о не менее загадочном боевике, которого спасла простая девушка с фермы. Так что, помимо высоких технологий, автор уделяет немало внимания отношениям мужчины и женщины.


    Андрей Штиль
    Пустоцвет


    Жанр: фантастика

    И пустые плоды напрасных трудов могут приносить пользу... Главное достоинство этого рассказа - он добрый. Среди засилья насилья выгодно выделяется очень позитивным настроением.
    Генетики выводили деревья, плоды которых делали бы людей счастливыми. Но эксперимент не удался, осталось лишь одно дерево, которое цветёт всего лишь две недели. И в эти две недели происходят удивительные события.
    Рассказ написан в духе старой доброй классической фантастики и оставляет самые тёплые впечатления.


    Ад Скодра
    Рекристаллизация


    Жанр: фантастика

    Интересная фантастическая идея о "расстыковке" пространственно-временных связей. Когда "вчера" не соответствует "завтра", когда умершие воскресают с новым днём...
    Как всегда в подобных историях, во всём виноваты горе-учёные и их необдуманные эксперименты. В результате случается апокалипсис. И хорошо, что находятся силы исправить хоть одну ошибку.
    Рассказ получился жутковатым, можно даже сказать, жёстким. Не хотелось бы оказаться в той действительности.


    Александр Остапенко
    Три года


    Жанр: проза

    Возможно, мужчины и женщины будут смотреть на эту историю с разных точек зрения. Возможно, здесь наиболее явно показано различие женского и мужского мышления. И где-то на границе этих различий, возможно, случается просветление.
    Муж и жена стоят на балконе. Они вроде бы вместе, но каждому хочется совершенно разного. Противоречие нарастает, обстановка нагнетается и в результате случается то что случается. Характерно, что все события происходят на пороге родного дома, будто бы каждый из героев находился в преддверие чего-то важного, и это важное наконец-то произошло.
    Этот рассказ можно отнести к ряду притчей, над которыми можно долго думать, но "истина всё равно где-то рядом".


    Виктория Дегтярева, Пауль Госсен
    Царевич-Лягушка, или По ту сторону Молочной Реки (сказка для взрослых)


    Жанр: сказка

    Ремикс старой доброй сказки про Царевну-лягушку оказался на пике модной темы транссексуализма. Может быть, авторы и не думали ни о чём таком, но вышло весьма актуально.
    Пересказывать сказку нет никакой необходимости, все и так знают основную фабулу. Комические приёмы и инверсия, использованные авторами, органично вписываются в сюжет. Лично я посмеялась от всей души, особенно в финале.
    Стиль тоже очень приятный, а авторские ремарки добавляют и без того пикантному тексту особенную остроту.


    Ирина Белояр
    Что такое "кармические узлы", и как с ними бороться


    Жанр: фантастика, мистика, юмор

    Фантастика плюс эзотерика плюс чёрная ирония - получилась гремучая смесь.
    Коммивояжера угораздило узнать о своих предыдущих воплощениях и карме. Карма у него - не дай Бог! Естественно, желание избавиться от плохой судьбы у торговца велико. Но не только один он попользовался машинкой для узнавания кармы, и вот этих людей хитрая судьба сводит вместе. В результате заваривается такая каша, которую простому смертному решить не под силу.
    Ещё один притчеобразный рассказ, над которым можно и посмеяться, и задуматься, особенно тому читателю, который увлекается восточной философией.


    Сергей Панарин
    Шизоидный триптих


    Жанр: проза, фантастика, естествознание

    Три рассказа о раздвоении личности.
    Первые два рассказа написаны в юмористически-ироническом ключе. Один из эпизодов первого текста "Привет из параллельного мира" мне лично напомнил похожий эпизод в "Бойцовском клубе" - когда герой начинает избивать сам себя. Второй текст "Остановись, мгновенье?.." напоминает байки нейро-лингвистического программирования о так называемых "якорях". На сей раз в роли якоря выступил кусочек газетного текста, который ввёл героя в состояние перманентного транса. Последний рассказ триптиха "Осколки" к юмору уже не имеет никакого отношения. Это жёсткий текст о том, как человек сходит с ума.
    Все рассказы написаны очень профессионально и могут представлять интерес для человека, интересующегося психологией.


    Константин Якименко
    Абсолютное счастье


    Жанр: фантастика

    Хотите ли вы быть счастливыми? Представляете ли вы, что такое счастье на самом деле? И знаете ли вы, что вас ожидает после получения такого долгожданного абсолютного счастья?
    Ответы на эти вопросы можно получить в некой конторе, которая продаёт людям счастье, а взамен покупает их жизни. Можно, конечно, главного героя, торговца счастьем, условно назвать дьяволом, но за маской высокомерия и усталости от "людишек" скрывается тот, кому счастья как раз и не хватает. Несчастное существо, которому только и остаётся коллекционировать души людские в пробирках. Сапожник без сапог. А что же люди? О, они получили своё - их счастье состоит в том, чтобы плевать на все проблемы с верхней полки. В некотором смысле они достигли состояния "самадхи", но это не просветление и не нирвана, это просто отупляющий и никуда не ведущий пофигизм.
    Рассказ-кунсткамера, рассказ-притча. Перед читателем проходит череда людей, которые ничего кроме жалости и отвращения вызвать не могут. Может быть, потому, что их судьбы рассмотрены сквозь дьявольскую призму, искажённое зеркало. Но большую жалость и отвращение, конечно же, вызывает сам торговец счастьем, неспособный настроить своё зеркало на иное видение, эгоистически зацикленный на самом себе. Не потому ли он пощадил поэта, потому что почувствовал, что можно существовать иначе? Или это очередная инфантильная прихоть?
    В общем, произведение неоднозначное. И самый непривычный здесь, конечно же, образ несчастного дьявола.

  • Поместить в избранное
  • В начало страницы
  • SpyLOG
  • Комментарии: 12, последний от 15/08/2003.
  • © Copyright Предгорье (denc@aaanet.ru)
  • Обновлено: 13/08/2003. 15k. Статистика.
  • Статья: Литобзор
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список