|
| | | |
Стартовая страница / Статьи
Виталий РомановПоколение NEXT |
|
Эта статья представляет из себя ряд независимых глав-наблюдений. Каждая часть - спорна. Автор надеется, что диспут вокруг статьи позволит расширить кругозор по некоторым вопросам. :)
Только от читателя зависит - какая картинка сложится после прочтения, лишь читатель способен решить - можно ли вообще сложить картинку из этих кусочков.
Автор не ставил перед собой задачу обидеть кого-либо, посмеяться над чьими-то привычками, убеждениями. Цель была: поделиться мнением и услышать в ответ другие, разумеется, отличные от моего. А потому, заранее прошу учесть, что если отдельные мысли можно трактовать двояко - не надо искать за текстом скрытую издевку.
Наблюдение первое. Проблемы современного автора.
Речь в главе пойдет лишь о тех авторах, которые начинали писать в соответствии с классическим принципом: "можешь не писать - не пиши". То есть, переводя на русский язык, о тех авторах, у кого внутри что-то росло, рвалось наружу и временами прорывалось. О тех, кто целенаправленно шел в литературу, чтобы "срубить капусту" здесь нет ни слова.
Итак, пишущий человек, на мой взгляд, отличается от "человека обычного". Отличается тем, что голос, который звучит внутри, накладывает отпечаток на личность автора. Часто писатели - люди немного "не от мира сего", погруженные в новые романы и повести, существующие "и здесь, и где-то еще". Таким людям труднее быть в коллективе, подчиняться жестким (часто - несправедливым) законам построенного нами же самими общества. Такие люди - скорее индивидуалисты, чем наоборот, нередко - интраверты.
Все знают, что идеальных организаций (мест для работы) не существуют. Боссы далеки от совершенства. Тонкая, чуткая натура гораздо болезненнее реагирует на неправильное (или субъективно неправильное) устройство фирмы, на грубые выходки босса, маразм, идиотизм, наезды, выпускание пара на первого подвернувшегося.
Представим себе обычную ситуацию: молодой работник, на одной из низших (стартовых) должностей в коммерческой структуре. В свободное время развлекается написанием фантастических повестей и романов. Какое счастье испытывает человек, однажды получивший ответ от издателя: "Мы будем печатать вашу книгу"! Автор подписывает договор, часто - на весьма приличную сумму, и этой подписью ставит себя вне той среды, в которой существовал ранее. Человек доказал, в первую очередь самому себе - что он другой. Выделился из толпы. Он - Творец. Назавтра ничего не подозревающий босс снова вызовет нашего "творца" "на ковер" и будет возить "мордой об стол".
И вот тут возникает внутренний конфликт, с которого все начинается.
"Почему он так со мной? - говорит внутренний голос. - Я достоин лучшего. Ведь пошлю все это..."
"Все бросить? - с сомнением отвечает альтер эго. - Ты сильно рискуешь".
Одна размолвка, другая. Иногда нервы не выдерживают. Наш герой бросает на стол заявление об увольнении. И возникает иллюзия свободы. Казалось бы - вот то, что требовалось. Теперь можно творить. "Ведь я же способен заниматься любимым делом и зарабатывать этим деньги?" - спрашивает молодой автор себя в который раз. И гордо отвечает: "Да!"
Но это ошибка. Вырвавшись из "плена", освободившись от пут, человек некоторое время испытывает эйфорию. Проходит очень немного времени и ему становится понятно, что для обеспечения себе (и семье) сносного уровня жизни, потребуется писать 2-3 романа в год! А ведь издатель - тоже хозяин. Такой же, как владелец коммерческой фирмы, которую наш герой недавно оставил. Издатель может не принять рукопись, отвергнуть уже написанный роман. Может выплатить не тот гонорар, на который расчитывал автор. Не обязательно, что это случится, тем не менее, вероятность существует. Не говоря уж о том, что муза не приходит по приказу или когда заканчиваются деньги...
Да, я все понимаю. Читал: "профессионализм на 10% состоит из таланта, на 90% - из готовности работать". Но, увы, муза все равно не приходит по приказу. Расставшись с ненавистной работой, начав заниматься любимым делом, писатель (начинающий) вынужден заниматься им с утра до ночи, выдавая план как токарь-многостаночник.
Сколько может получить за свой труд раскручивающийся автор? Если взять за основу статью Г.Л.Олди "Я наваял нетленку - что дальше?" (http://zhurnal.lib.ru/j/janr_1/izdatel.shtml) - 1000 евро за роман.
Давайте прикинем. Пусть наш писатель создает два романа в год - по одному за шесть месяцев. Это 2000 евро. Пусть автор успевает еще несколько рассказов протолкнуть в хорошие журналы, да за допечатку старых вещей что-то накапает. Итог : 2500 - 3000 евро в год, для человека, несколько лет занимающимся любимым делом, имеющего ряд книг. Ну пусть даже будет три романа в год и 3500 евро.
Сколько получает средний менеджер в России? Если в IT-сфере, то системный администратор некрупной сети: 250-400 евро в месяц; программист приличного уровня: 350-700 евро; sales-менеджер: от 500 евро. А если мы на миг отрешимся от уровня зарплаты в российских фирмах и попробуем оценить ставки в филиалах импортных компаний, то сисдамин будет получать 500-700 евро, программист 600-1000, а хороший sales 1000-1500 евро. И это, между прочим, питерские ставки. В Москве они выше.
Конечно же, не надо забывать, что люди живут не только в Москве и в Санкт-Петербурге, что есть много городов, где уровень зарплат ниже. Можно также резонно возразить, что в IT-сфере довольно-таки высокие доходы, а скажем, врач, учитель получают меньше. Полностью согласен. Вообще, если продолжить эту линию, то самый правильный путь ныне: жить на Украине и печататься в крупном российском издательстве. :)
Однако, все же отмечу, что приведенные мною цифры средних зарплат (300-500 евро в месяц) свойственны не только IT-сфере. А потому, давайте сравним показатели:
1. Хороший писатель, имеющий несколько изданных книг и выпускающий 2-3 романа в год: доход 2500-3500 евро
2. Средний менеджер средней компании: 4000 - 6000 евро в год.
А если служащий чуть повыше, чем средний? "Вилка" растет. Кстати, надо отметить, что "средних" менеджеров, которые получают зарплату от 500-600 евро в месяц в России гораздо больше, чем хороших писателей, которые получают столько же. Увы. Это не в укор писателям. Это - реалии текущего дня.
"А при чем тут менеджеры? - воскликнет читатель. - Ведь мы говорим о литературе, а не о том, у людей какой профессии выше оклад!" Все верно. Но надо вспомнить начало статьи, ведь наш герой - ныне писатель - когда-то тоже был программистом, врачом, менеджером, сисадмином. Был. И писал только тогда, когда приходило вдохновение. Пока не кинул на стол босса заявление об увольнении.
Из сборника "Наша фантастика", выпуск 1, 2000 год, изд. Центрполиграф. Интервью Андрея Плеханова, вопросы задает Василий Мельник (цитаты):
"... иногда вдохновение приходит, чаще - нет. Большую часть того, что я написал в последние два года, я сделал по выходным, работая по десять часов в день, а также в отпуске.
- В таком случае не приходила ли тебе мысль о том, что долго усидеть на двух стульях не удастся и когда-нибудь придется окончательно выбрать один из видов деятельности - либо хорошо писать, либо хорошо лечить?
- Ага! Значит, все-таки предлагаешь пустить на мясо одного из моих демонов? И я даже представляю какого! Ну уж нет. Я жадный. Я не люблю расставаться со своими сокровищами. К тому же я знаю многих современных производителей романов (не берусь назвать их писателями), которые бросили свою прежнюю работу, но хорошими авторами так и не стали. Наоборот - после того, как они начали ваять по пять-семь романов в год, все признаки того, что можно назвать литературой, исчезли из их книг с ужасающей скоростью.
... (пропущено)...
Чтобы закончить эту тему, я приведу одну беседу - разговор с Киром Булычевым. Я только что получил приз "Старт" и купался в лучах славы. "Я слышал, вы врач? - спросил меня Игорь Всеволодович (так на самом деле зовут Кира Булычева). - Вы не собираетесь бросать свое медицинское ремесло?"
"Нет, - сказал я. - Это еще зачем?"
"И правильно, - сказал Игорь Всеволодович. - Вас будут убеждать бросить работу врача и писать по пять романов в год, но вы так не делайте. Работайте врачом и пишите по два романа. А еще лучше - по одному. Раз в два года. И тогда это будут хорошие романы".
Я думаю, в чем-то он прав.
Какая мораль у этой главы? Не торопитесь становится "свободным художником", если только вы не живете в местах, где сотни-другой евро хватит. По российским меркам, вы вряд ли сможете обеспечить себе достойный уровень жизни. Увы.
Для финала, приведу одну странную мысль. Часто бывая на "Нуль-Т", неоднократно видел, с каким пренебрежением относятся там к авторам, издающим книги за свой счет. "Издаваться за свой счет - это то же самое, что платить за любовь". Так, кажется, звучало в последний раз, когда народ обсуждал эту тему. Мол, гусары денег не берут. А за свой счет печатаются только те, кто по-другому не способен...
Математическая задача. Берем хорошего профессионального писателя, выпускающего 2 романа в год и имеющего профит в 3000 евро. Берем среднего менеджера средней компании, имеющего доход 5000 - 6000 евро в год. Наш "менеджер" даже не пытается пробиться в издательство, он спокойно откладывает две тонны, чтобы напечатать свои труды. Не прогулять в Испании, не прожрать по кабакам, а в силу своей чудаковатости - мечтает издать книгу. Он будет любовно, смакуя каждую деталь, готовить тексты несколько лет. Найдет художника, которому станет долго объяснять, какие именно нужны иллюстрации и в конце концов получит то, что хотел. Найдет грамотного профи, чтобы тот сделал корректуру. Он не станет ни с кем согласовывать поведение героев романа и не будет ломать голову - впишется ли сюжет в ту или иную серию, выходящую ныне в крупных издательствах. Не будет скрипеть зубами, читая аннотацию, которую ему влепят на обложку. Все будет сделано медленно, аккуратно, именно так, как хочет наш гипотетический менеджер, за его собственные деньги. Он сотворит книгу такой, как хочется только ему. И его доход (за вычетом 2000 евро) станет равен 3000 - 4000 евро в год.
Так кто из них более счастлив, людей, получающих одинаковые деньги? Тот, кто в поте лица "стругает" романы и нервно кусает губы - примет ли их издатель? Или тот, кто спокойно и неторопливо прорабатывает каждую мелочь, точно зная, что книга дойдет до читателя?
Ответа я не знаю, еще раз повторю - обидеть никого не хотел. У самопечати есть много плюсов и минусов... Вообще, у любого способа жить есть много плюсов и минусов.
Наблюдение второе. О способе подачи информации и особом пути русскоязычной фантастики.
Для начала, конечно, надо бы убедиться, что он именно особый. :) Тут я совсем не уверен, а потому безумно интересно услышать, что скажет народ. Но, по порядку.
Недавно, опять же на "Нуль-Т" была брошена интересная фраза, запомнившаяся мне: "не хочу печататься в презренном мятом покет-буке". И эти слова оживили в памяти давно забытый разговор...
Как-то раз беседовали со знакомым писателем. Обсуждая то и это, неожиданно вышли на интересную тему:
- Знаешь, - сказал он. - Я тут в чате с американцем познакомился, у него электронная библиотека.
- Ну? - говорю. - И что?
- У него был шок, когда я сказал, что у меня несколько изданных книг в твердых обложках.
Дальше мой знакомый стал объяснять, что на "диком Западе" все по-другому. Там у автора сначала выходит дешевый покет-бук. Потом второй, третий, четвертый, двадцатый. А уж потом издатель запускает в серию книгу в твердой обложке. И вот, после этого, автор - обеспеченный человек...
А что у нас? Молодые авторы жизнерадостно клепают романы на 15 а.л. и сразу их - в нарядный твердый глянец, на полку магазина. Тиражом 10 000 экз. Пардон, иногда 15 000.
Правильно это или нет? Судить очень трудно, слишком мало фактов для анализа. Лишь с ходу бросается в глаза такая вещь. Вот говорят, что любовные романы и детективы гораздо популярнее, чем фантастика. Они, мол, выходят огромными тиражами. Но, если проанализировать как набирали популярность А.Маринина, П.Дашкова или - сейчас - Д.Донцова, то любой человек, не страдающий склерозом отметит: сначала у Александры Марининой вышло 15 покет-буков, а уж потом по "Каменской" стали снимать многосерийный фильм, который пошел в прайм-тайм. И "мятый грязный" покет-бук не стал препятствием для раскрутки автора. А потом также "пошла" Полина Дашкова, у которой допечатки больше, чем основные тиражи "глянцевой" фантастики.
Интересно, есть ли у кого-то результаты маркетинговых исследований, насколько эластичен спрос на издание от цены для новых, нераскрученных авторов? Например, сколько людей готовы купить книгу неизвестного им автора за 25-40 рублей (0,7 - 1,5 евро) и за 70-100 рублей (2,3 - 3 евро)? Мне кажется, что чем меньше сумма, которой человек рискует (покупая кота в мешке), тем значительнее вероятность, что сумма все же будет потрачена. А ведь надо еще учесть, что покет-бук отлично ложится в карман куртки (почитать в метро), в дамскую сумочку, его можно запросто перегнуть пополам.
"Ха! - скажет читатель. - Вот тут и получается грязный мятый покет-бук!"
Угу. Вопрос только, что правильнее (и ответа опять же у меня нет): гордо сиять твердым глянцем на полке магазина или войти в каждый дом? Во времена СССР хорошие книги на пишмашинках перепечатывались и ходили по рукам...
Маленькое послесловие.
Интересная сцена произошла на "Нуль-Т" в ходе последней "грелки". Под конец Сергей Лукьяненко предложил издать лучшие рассказы конкурса в "АСТе" отдельной книгой. Отличная мысль. Ведь Ник Перумов задал вечную тему на четвертую "грелку", рассказы получились толковые и разные.
Суть в том, что С.Лукьяненко брал переговоры с издательством на себя и планировалось, что сборник выйдет в формате покет-бука. Кто-то поинтересовался, может ли быть гонорар за книгу, кто-то другой ответил, что за покет-буки общий гонорар бывает на уровне 300 евро. Полагаю, все учились в школе и способны разделить 300 евро на 20 авторов. Вряд ли это можно назвать гонораром. :)
Тем не менее, все принялись дружно редактировать тексты и отсылать их по e-mail Сергею Лукьяненко. Для участия в покет-буке. Том самом. Мятом. Грязном.
И правильно. :) Собственно, это нам и требовалось доказать. У нормального автора инстинкт должен быть заложен в крови: предлагают публикацию - не отказывайся. Если появилась возможность донести свои мысли до других людей - используй шанс. И уже не столь важно, будет ли за это гонорар или нет, и не имеет значения - твердый картон или покет-бук.
Забросайте меня стодолларовыми бумажками, если я неправ.
Наблюдение третье. О роли интернета в становлении автора.
Вот, говорят, что интернет не способен молодому графоману ничего дать. Мол, даже вредно в нете свои каракули вешать. Хочется с этим поспорить.
Все мы (что греха таить?) изначально уверены в своей звездности и непогрешимости. Все мы когда-то делали принтерные распечатки текстов, показывали их родственникам, друзьями знакомым и млели от "Опааа! Нуу классно! Ты врезал! Держи пять!!!" Интернет способен дать начинающему графоману очень многое - для начала реально бьет по морде, чтобы автор понял: "Я не умею ничего". А дальше - по обстоятельствам. Одни пойдут мылить веревку, другие - попытаются работать, чтобы прогрессировать. Собственно, те, кто способен к прогрессу - золотой фонд. Именно они, отрешившись от первых обид, смогут шагать по лестнице вверх. Сколько ступеней преодолеют? Зависит только от них самих.
Отмечу лишь, что сейчас на "Самиздате" Мошкова созданы все условия для прогресса авторов.
1 шаг. Уверены в собственной непогрешимости? Вам быстро помогут снять розовые очки. Учитесь быть сильными, чтобы расти.
2 шаг. Что было не так? Найдите того, кто способен помочь вашему росту. Просите содействия тех, кто сможет сделать качественный разбор текста, хотя бы играйте на сетевых конкурсах (тот же Блэк Джек), получайте свою порцию критики, стремитесь использовать ее разумную составляющую.
3 шаг. Уверены, что добились чего-то? Попробуйте опубликовать свои творения в журналах, к вашим услугам статьи
Журналы (на Предгорье)
Куда податься автору бестселлера? (в "Инфо")
4 шаг. У вас получается работа с журналами и вы подумываете о собственной книге?
Опять же, статья Куда податься автору бестселлера? позволит вам оценить, какое издательство могло бы принять ваш труд.
А статья Г.Л.Олди Я наваял нетенку - что дальше? поможет правильно подготовить рукопись, расскажет о первом контакте с издательством, о том, как грамотно выстраивать отношения.
Альтернативный путь. Не верите в возможность прогресса за счет сетевых конкурсов и чьих-то мнений? Верите в свои силы больше? Пожалуйста, учитесь самостоятельно.
К вашим услугам статья Михаила Веллера Технология рассказа,
Статья Леонида Шкуровича (ЭКСМО) Авторам надо учиться,
Шпаргалка для писателя Василия Купцова,
а также уже вышеупомянутые материалы:
Я наваял нетленку, что дальше?,
Куда податься автору бестселлера.
Вывод: "Самиздат" - это мощнейшая школа для тех, кто способен находить полезные минералы в тоннах пустой породы.
Альтернативый путь - участие в офф-лайновых КЛФах. Но, увы, не в любом городе проходят писательские "тусовки". Это необходимо учитывать. Да и, честно говоря, иногда складывается впечатление, что там вектор обращен на несколько звезд, условно говоря, определяющих политику.
А потому - "Самиздат" - с его демократичной структурой и незавязанностью на лидеров, как никакая другая система способствует тому, чтобы здесь были представлены работы разных направлений, кстати - от авторов, обитающих не только в различных городах России, Украины, Беларуси, но и Израиля, США, Канады, Германии и т.д.
Еще одна забавная мысль. Помню, когда готовили второй "самиздатовский" сборник, пришло мне письмо с такими строками: мол, "ты ерундой маеси". Не поможет эта книга авторам, не будут их печатать. Потому как идти надо совсем другим путем. Надо ходить на писательскую тусовку в своем городе Надо смотреть в рот лидерам, поддакивать им, смеяться над их шутками. Через год на тебя начнут обращать внимание, через два - станешь своим, на третий - помогут протолкнуть первую книгу...
Глядя на то, что иногда появяется в наших магазинах, поневоле ловишь себя на мысли: "Эти, похоже, свои три года отходили..."
Если же вернуться к "Самиздату", то здесь система более демократична, но и более жестока. Бесполезно смеяться над чьими-то глупыми шутками, поддакивать лидерам. Все равно не поможет. Если уж есть желание чего-то добиться - надо получать критику, играть на конкурсах, набивать шишки, учиться писать. Или ходить на КЛФ в своем городе. Ничего не придет мгновенно. И успеха за полгода вы не добьетесь. Но если будете настойчивы, если способны учиться - все получится, "Самиздат" и интернет помогут добиться поставленной цели.
Послесловие.
В среднесрочной перспективе, по моему мнению, престижность конкурсов "Предгорье" и "Блэк Джек" будет нарастать. Наши (СИ-шные) авторы не стоят на месте, прогрессируют, соответственно, общий уровень "забегов" повышается. Если не разбредутся те, кто добился первых успехов, какой-то известности, то молодым будет с кем посоревноваться. Ничего плохого не хотел сказать о других конкурсах, более того, всегда стараюсь играть на "грелке" и уважаю Вадима Нестерова, как блестящего менеджера. А к КЛФ вообще грешно предъявлять претензии - сыграл всего один раз, но зато конкурсный расказ опубликован хорошим тиражом.
Однако, боюсь, альтернативные конкурсы могут и не выдержать своей тяжести. Число рассказов превысило сотню на "грелке" и подошло к сотне на КЛФ, главные недостатки конкурсов: один форум на все работы, ручная закачка текстов, ручной обсчет баллов, ручной вэб-дизайн (итоги + "прикрутить" мнения к рассказу). Полагаю, что если число рассказов будет под двести, то даже такому аккуратному и выносливому человек, как Вадим Нестеров, не хватит здоровья, чтобы вытащить на своих плечах кошмарный груз...
В этом смысле движок Петриенко-Мошкова гораздо более жизнеспособен. Отдельный форум к каждому тексту (что позволяет автору легко найти все мнения о своей работе), автозакачка файлов (с конвертацией в html) - 5-10 сек на работу, автоматическое построение списков по дате подачи работ, алфавиту, среднему баллу и т.п. Все действо происходит в он-лайн! При этом ведущий может быстро сконструировать интерфейс: ввести жюри или позволить голосовать всем авторам, заявившим работы на конкурс, а при необходимости - вообще всем посетителям сайта. Две минуты работы в он-лайне: и вот уже готова другая модель турнира. И текстов можно закачать хоть 200, хоть 300.
Так что СИ здорово опережает по технической оснащенности все альтернативные конкурсные модели, а потому существует вероятность того, что на длинном интервале времени конкурсы "Предгорья" станут одними из ведущих в сети. Хотя, как обычно, вероятностные пути - разные. :) Точно так же, например, "Блэк Джек" может загнуться в любую минуту...
О том, зачем играть на БД - убедительные цифры в последней главе.
Наблюдение четвертое. Роль интернета, как средства дешевой рекламы.
Почти "роль коллективизации в подъеме сельского хозяйства". :)
Чуть выше мы рассматривали процесс становления авторов. Ну а кроме того, что еще может дать интернет писателю? Обиднее всего то, что многие интересные авторы потихоньку исчезают с сайта, не видя главного, что им дает "Самиздат" - читателя. Почему-то у многих предрассудок - если не пишут комментариев, значит и не читают. Честно говоря, мы тут, на сайте, разбалованы вниманием к себе. Если автору две-три недели не пишут отзывы на работы, начинается депрессняк (Ууу! Не пишут! А раньше писали!), ломки (Про меня все забыли, ухожу в монастырь!). А между тем, таково свойство обычных читателей - молча проглатывать тексты и уходить. Это мы тут, по простоте душевной, друг другу мнения пишем. И совершенно напрасно впадаем в транс от того, что коммы больше не появляются. Между тем, по-другому и быть не могло! Свои - давно перечитали, народ со стороны - читает, но комментировать не будет. Кого это не убеждает, скажу: поверьте, книги выходят огромными тиражами, а вот писатели почти не получают на них отзывов. Это совершенно обычная ситуация. А мы разнежились тут...
А теперь, после длинного вступления, о них, родимых, о молчаливых читателях. О тех, ради кого мы работаем.
Пример 1. Лора Андронова "Черная вода" - рассказ, победивший на первом "Блэк Джеке". Как известно, именно после БД Максим Мошков поставил линк с первой страницы СИ на файл с итогами. Было положено начало очень приятной традиции (для авторов). Теперь модератор ставит линки на конкурсы и их победителей постоянно. Итак, что же дал Лоре Андроновой непрямой линк на заглавной странице сервера? В ноябре рассказ "Черная вода" скачивался от 1 до 21 раз в день. Общее число download-ов за месяц - 281 (за октябрь было 529). За текущий год - 1802, за все время нахождения рассказа на сервере - 2134 посетителя.
Линк на статистику раздела
Пример 2. Шимун Врочек "Три мертвых бога". Рассказ не побеждал на сетевых конкурсах, однако занимает лидирующую позицию в рейтинге экспертов СИ, а потому постоянно "отсвечивает" на первой странице сервера. В ноябре "Богов" скачивали от 7 о 26 человек в день, общее число посетителей за ноябрь - 479. За текущий год - 3080. За все время нахождения на сайте - 4163.
Линк на статистику раздела
Пример 3. Олег Шрайбер "Центурионы надежды". Работа победила на недавнем конкурсе "Третий день". И вот тут Максим Мошков поставил прямой линк с первой страницы на каждую из трех лучших работ конкурса, кстати, такой же линк установлен на lib.ru. Результат? Убойно! Вот это стимул для игры на конкурсах!!! В любой день ноября работу Олега скачивали от 12 до 94 человек. За целый месяц - 1977 download-ов.
Вдумайтесь в эту цифру. Работа стояла на сервере месяц и за это время получила около двух тысяч читателей. А если мы теперь умножим это на 12, чтобы посчитать годовую посещаемость? Цифра впечатляющая. И уже язык не поворачивается сказать, что интернет ничего не дает автору:
- Денег - да. Не дает. Ни цента. Скорее отнимает. Но мы ведь не случайно посвятили в первой главе столько места анализу: что лучше, быть хорошим писателем или средним менеджером. Да и, если честно, не ради денег люди начинают писать. Не ради них... Так стоит ли вообще поднимать этот аргумент?
- Славу? А что есть слава? Автографы? Поклонники? Или все же на первом месте стоит возможность донести свои мысли до огромного числа людей? Если последнее - важнее, то "Самиздат" даже в настоящее время способен помочь автору.
Линк на статистику раздела
Конечно же, надо честно признаться, что для того, чтобы поразить воображение слушателей, я пошел на подлог. Ведь прямой линк на работу Олега Шрайбера не простоит на первой странице сервера целый год. Пройдет новый конкурс и свято место будет занято другим линком. А значит - общее число посетителей "Центурионов" за год не составит 20 000. И даже, вероятно, до 10 000 не добежит. Тем не менее, совершенно честная цифра - 2000 download-ов в месяц - это результат с большой буквы. Потому что количество читателей - побольше, чем если бы автор разместил текст в некоторых печатных журналах...
Кто-то резонно заметит: "Ну да, Андронова и Шрайбер победили на конкурсах! Другим не светит такая посещаемость..." Факт, согласен. А что, каждый кого печатают в журнале или у кого выходит книга, автоматом становится звездой? Нет. Чтобы раскрутить свое имя, не хватит одной публикации, пусть даже и собственная книга автора выйдет. Не хватит и одной победы на сетевом конкурсе.
А значит что? Надо работать! Активнее позиционировать себя в нете, ведь это дешевое средство рекламы. Участвовать в сетевых конкурсах, светить имя, стремиться выигрывать. Учиться регистрировать свой раздел (и файлы) в поисковых системах http://zhurnal.lib.ru/i/info/z_promo.shtml. Кроме того, "гулять" по сайту, оставляя комментарии другим авторам, ведь только тогда новые посетители (из числа авторов) придут к вам. Чтобы пришел успех - надо работать. И в нете тоже надо работать. А не ждать, пока ошеломляющий успех свалится на голову. Не будет такого. Это надо твердо понимать. И к поставленной цели надо идти не один год. Как в любом шоу-бизнесе. :)
Чтобы закончить картину, добавлю пару фактов. Итак, уже сейчас линк на первой странице "Самиздата" способен дать автору аудиторию, сравнимую по численности с той, которую получает автор в печатном издании. Но "Самиздату" всего несколько лет. Очевидно, что популярность сайта будет нарастать со временем, а значит - линк на первой странице позволит "перетянуть" на себя еще большее число "потребителей". Кроме того, надо обязательно учитывать факт, что по мере удешевления интернета в различных регионах России, будет расти число он-лайновцев. Полагаю, сейчас не всем доступ в Сеть - по карману, но эта ситуация, несомненно, будет меняться. А значит, в перспективе, посещаемость может вырасти на порядок (в 2-3 раза за счет роста популярности сайта и в 2-3 раза за счет роста общего числа пользователей нета).
Кто-то сомневается? При условии стабильности в России - все так и будет. И это наше, нынешнее поколение с интересом читает статьи, в которых горячо спорят о том, нужен ли автору интернет. И это нашему поколению надо учиться работать на два фронта, пробиваясь в печатные издания (то, что было во все времена) и на ходу осваивая премудрости "работы с клиентом" в Сети. А вот следующее поколение будет скучно позевывать, читая статьи под названием "нужен ли автору интернет?" Просто такого вопроса уже не будет стоять. Потому что ответ даст само время - количество читателей в нете будет превышать количество читателей в офф-лайне. Кто это понимает сейчас и станет учится работать с он-читателями - тот выиграет будущий рынок.
Послесловие к главе: малость аналитики.
На lib.ru действуют три рейтинга, самый представительный из которых чем-то похож на наш ТОП40, с той лишь разницей, что минимальное число оценок для участия в нем - 100. Давайте попробуем представить, что Максим Мошков вынашивает план организации подобного рейтинга на СИ. Кто бы вошел в список ныне?
Владимир Гурболиков Ольга (история любви) 7,51 * 124
Ирина Дедюхова Мы сидим на лавочке 7,15 * 132
Лора Андронова Черная полоса 7,11 * 123
Вячеслав Миронов Я был на этой войне 6,99 * 142
Шимун Врочек Три мертвых бога 6,80 * 180
Аделаида Война Белой Розы 6,75 * 104
Ork Mckeen Jamin'e 6,42 * 147
Не правда ли, впечатляющий список? Давайте призадумаемся, какая посещаемость была бы у этих работ, если бы модератор обозвал сей рейтинг "СУПЕРТОП Самиздата" и залинковал бы его с первой страницы сервера? Полагаю, что авторы жили бы совсем не бедно... Есть над чем призадуматься автору, выбирающему свой путь. :)
Резюме.
Самое время подвести итог статьи. Сложить тот рисунок, который получается у меня. Опять же повторю - это имхо. Прекрасно понимая, до какой степени утомил читателя, все же вынужден попросить терпения и прочитать фрагменты двух статей. Говорят, нет сейчас в нашей фантастики нового поколения, толкового, умного, отличающегося своим почерком.
Константин Мзареулов Фантастика смутного времени
Фрагмент:
Характерно, что в последнюю очередь стали печатать соотечественников именно столичные издатели, а начинали поднимать русскоязычную фантастику имперские окраины. В Красноярске вышло "Иное небо" Лазарчука, в Киеве увидели свет первые книги Олдей и Дяченок, в Алма-Ате, Минске и том же Киеве были напечатаны первые "полномасштабные" книги С. Лукьяненко, а первый авторский сборник А. Громова был выпущен в Нижнем. Лишь в 1996 г. мощные московские фирмы приступили к массовому изданию отечественной фантастики. Довольно быстро сложилась обойма элитных писателей, едва ли не каждая книга которых провозглашается Большим Откровением, а также довольно многочисленный отряд авторов средней руки, умеющих в сжатые сроки варганить романы откровенно ширпотребовского качества.
В этот период взял старт феномен, почти не замеченный пока литературоведами: в русскоязычную фантастику пришло Пятое Поколение. Речь идет о принципиально новой плеяде фантастов, которые не были заморочены воспоминаниями о терроре трусливых редакторов-партократов, но и не прошли через мясорубки писательских семинаров типа ВТО или "Малеевки", где коллективный псевдоразум учил авторов исключать из собственных рукописей логические ошибки и откровенные глупости. Они были свободны от идеологической зашоренности и различных психологических барьеров, которые подспудно угнетают творческие порывы писателей Четвертого Поколения. С другой стороны, они изначально приобрели условный рефлекс подстраиваться к переменчивым прихотям издателей; в целом они не родили ни одной свежей идеи, предпочитая перерабатывать наследие предшественников.
Андрей Шмалько А за что нас любить?.
Цитата:
Лицом нашей фантастики, иначе говоря, гвардией к 1996 году были те, кого называли "четвертой волной". Сейчас этот термин многим не нравится, но авторы, вступившие в армию фантастов в конце 80-х - начале 90-х, от этого хуже не стали. Почти сразу же, в том же судьбоносном 1996-м, к ним присоединились те, кто только начал пробиваться. Условно говоря, к "старой гвардии" Рыбакова и Лазарчука присоединилась "молодая гвардия" (с издательством не путать!) Олди и Перумова. Лучшие авторы обеих этих волн и держали планку эти годы. Сие общеизвестно. Но, прежде чем в очередной раз пропеть хвалу мэтрам, обратим внимание на весьма печальное обстоятельство, заметное уже невооруженным глазом. С каждым годом книг, написанных представителями этих "волн", выходит все меньше и меньше. Возьмите почти любого из этих двух поколений, мысленно отбросьте переиздания и... Что мы видим? Сколько за последние год-два вышло новых книг Столярова? Рыбакова? Вершинина? Логинова? Трускиновской? Список, увы, можно продолжать и продолжать.
Еще цитата:
Медвежью услугу новому поколению фантастов оказали, сами того не желая, те, кто десять лет назад боролся за само существование русскоязычной фантастики. Они победили, появилась возможность печататься, открылись книжные серии, выросли новые читатели. Нынешние авторы пришли, по сути, на готовое. Не надо бороться, не надо доказывать свое право на существование. Конечно, и сейчас требуется и помощь, и везение, и какой-никакой талант, но все же дорога молодежи уже расчищена. Более того, эта дорога снабжена метками и указателями. Можно уже не бороться за само право быть фантастом. Более того, можно не напрягаться, не выдумывать новое: вот вам космический боевик, вот - славянская фэнтези. Можно не изобретать велосипед, а, взяв чужой напрокат, ехать по глубокой колее. Так даже безопаснее, ибо новое - это всегда риск. Вот и едут - чужой колеей на чужом велосипеде. Отсюда и затянувшийся период ученичества. Зачем выдумывать свое, когда можно писать под Лукьяненко, под Олди, под Головачева. Конечно, это второй сорт, но... Но ведь печатают, а от добра добра, как известно, не ищут.
Ну вот, а теперь время вывода. Я очень надеюсь, что новое поколение все же поднимет голову и громко заявит о себе. Почему-то кажется, что это будут не те люди, которые научились клепать романы по 3 штуки в год, проходные романы, которые легко принимаются издателями. Почему-то хочется верить, что это будут люди, которые сумеют подавить в себе желание забивать на литературе бабки и они станут писать то, что идет из души, а не то, что надо писать, чтобы жрать и выжить.
Я верю, что "Самиздат" обязательно вытащит на гребень несколько громких имен - ранее сказано о том, что здесь созданы все условия для творческого роста автора. Не удивлюсь, если новое поколение, то самое, тщательно и долго разыскиваемое, шагнет в литературу - настоящую! - со страниц "Самиздата".
© Copyright Виталий Романов, 2002 Использование текста возможно только с письменого разрешения автора
| |
|