|
Смотри также
Оценки жюри
| | | |
Стартовая страница
Победители
Первое и второе места: Сиромолот Юлия "Тщетно, Сетанта..." и Андронова Лора "По велению Грома".
Третье место: Mayra "Двести слов для улыбки"
Распределение мест и комментарии Александра Ройфе
1-е и 2-е места разделили рассказ ЛОРЫ АНДРОНОВОЙ "ПО ВЕЛЕНИЮ ГРОМА" и рассказ ЮЛИИ СИРОМОЛОТ "ТЩЕТНО, СЕТАНТА...". Поздравляю с победой обеих писательниц! :))
Я искренне убежден в том, что Лора Андронова - уже сложившийся мастер фэнтези. Какая там Марион Зиммер Брэдли, какая Танит Ли? Тексты Лоры покруче будут. Вот хотя бы рассказ "По велению Грома" - как ловко он сделан! сколько головокружительных кульбитов совершает сюжет в пределах не очень большого объема! Верю, что авторские книги и громкая слава у Лоры не за горами. А на "Самиздате", как мне кажется, в рамках фэнтезийного жанра соперников у этого автора нет... Но рассказ Юлии Сиромолот "Тщетно, Сетанта..." явно лежит за пределами всех жанров! Что это такое, в точности не скажет и сама Юлия. Мистика, конечно, но уж больно изощренная. Фэнтезийный мир, в который попадает душа умирающего, и пугает, и завораживает. А намек на то, что он был создан усилием этой души и не рассеялся после ее ухода, открывает в линейном на первый взгляд сюжете "второе дно"... Выбрать из этих двух рассказов лучший не взялся бы, наверное, и царь Соломон. Что ж, остается вдохновиться его примером и объявить победителями оба произведения!
3-е место. МАЙРА "ДВЕСТИ СЛОВ ДЛЯ УЛЫБКИ".
Некоторые сочтут этот рассказ чересчур моралистичным, чересчур назидательным и чересчур "понятным". Однако если бы судьба конкурса "ЗД" решалась голосованием людей с улицы, именно "Двести слов..." обладали бы наибольшими шансами на победу. Майра написала, наверное, самый "народный" текст конкурса, и лично мне это представляется настоящим достижением. Конечно, от идеала ее рассказ далек. Когда один из героев-чужаков все время называет аборигенов грубыми словами, это выглядит нарочитым. Когда жители развитых миров скопом упрекаются в бездуховности, это выглядит пристрастным (они же все разные, правда?). Когда планету приносят в жертву трансгалактическому "шоссе", это слишком напоминает известный роман Дугласа Адамса... И тем не менее автор, которому есть что сказать читателям и который умеет это делать, вполне заслуживает высокого места. Майра, поздравляю вас с "бронзовой медалью"! :))
4-е место. МОНАХ "ЧУЖАЯ ПЛОТЬ".
Сказать хочется вот что. Возможно, кого-то это удивит, но мне "Чужая плоть" напомнила произведения Филипа Дика. От самой коллизии (Вечный Жид как вечный источник плоти, этакая мясная фабрика) веет благородным безумием истинно в диковском духе. При этом Монах коснулся серьезнейших теологических проблем. Можно ли прощать того, кто проклят Господом? Можно ли его жалеть, точнее, можно ли его НЕ жалеть? И простит ли его сам всемилостивый Господь?.. А ведь у рассказа есть и иные достоинства: хороший язык, несомненная осведомленность автора в истории религии. Единственное, что меня несколько смутило, - последний абзац. Самая концовка. Ну, ведь Агасфер не первый век на свете живет. Зачем бы ему так картинно падать с обрыва? Он же не Маклауд из клана Маклаудов. Ну, прогнали его... В первый раз, что ли? Повернулся - и побрел себе...
5-е место. АДЕЛАИДА ФОРТЕЛЬ "ТЕЛЕЖКА НА ОДНОМ КОЛЕСИКЕ".
Этот рассказ я назвал бы "рассказом обманутых надежд". Такое замечательное начало - забавное, точное в деталях, нетривиальное. И такой унылый итог: персонаж садится писать книгу о жизни Нострадамуса. Ну, если уж придумал автор этих симпатичных "сатиров", если уж снабдил их столь могучим талантом, как способность предсказывать будущее, так подыскал бы им занятие по плечу, что ли. Кто-нибудь скажет: "Ну, как же?! Ведь именно благодаря Боримэ не разгорелась третья мировая война!" Согласен. Но неужели ради этого бедолаге Боримэ обязательно нужно было в седьмой раз учиться в средней школе? Это какая-то очень неразумная трата времени и сил получается - даже для столь живучих существ... И какая радость "сатирам" в том, что лишенный ими Нобелевки персонаж, аки А.П.Казанцев, будет писать о Нострадамусе? Да сегодня о нем только ленивый не пишет - и никому веры нет... Хотя, в общем, я придираюсь, наверное. Ну, так рассказы от места к месту все лучше и лучше становятся. Вот и приходится "блох" ловить.
6-е место. ВОРАТХА "ФЕЯ ГИБИСКУСА".
После блестящего "Вилтигай Велда", напечатанного во 2-м номере "Звездной дороги", этот рассказ Воратхи оставляет более скромное впечатление. Хотя присущая автору щедрость фантазии никуда не делась, а его тягу к литературному разнообразию можно только похвалить. Самым приятным в рассказе мне показался мастерски выписанный образ главного героя, к которому мгновенно проникаешься сочувствием. Самым неприятным - финальное объяснение всего и вся, которое сводится к "заразному психическому заболеванию" героини. Само по себе довольно банальное, оно вдвойне нетерпимо в произведении, которое претендует на звание "сиквела" общеизвестной сказки. Здесь, как мне кажется, работает только формула "известное + новое", а никак не "известное + знакомое". А потому - 6-е место.
7-е место. ОЛЕГ ШРАЙБЕР "БЕЛЫЕ БОГИ КОНГО".
Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Все семь рассказов, занявших верхние строчки в итоговом списке, написаны хорошо, можно даже сказать - профессионально; каждый из них при каком-то другом раскладе мог оказаться победителем. И только высокая конкуренция вкупе с некоторыми нюансами привела к нынешней расстановке мест... Вот, например, рассказ "Белые боги Конго". Очень милая, остроумная штучка. Автору даже удалось буквально несколькими штрихами обрисовать характеры персонажей. И все-таки это такая литературная безделушка, не более. Пока читал, улыбался, а потом забыл. Не скажу, что это плохо: такие рассказы, конечно же, должны писаться и печататься. Но при сопоставлении с текстами, затрагивающими "главные вопросы", произведения вроде "Белых богов..." всегда проиграют. По крайней мере, в моих глазах.
8-е место. АЛЕКСЕЙ ЕГОРЕНКОВ "УЛУЧШЕННИК".
Рассказ у Алексея получился динамичный, написан он живо, легко читается. Это, на мой взгляд, безусловные достоинства. Беда, однако, в том, что иных достоинств в "Улучшеннике" мне отыскать не удалось. Зато нашлось немало погрешностей против логики (как то: цивилизация, способная воздвигнуть хрустальные дворцы на поднебесных платформах, не может защитить торговые автоматы от взломщиков; или: представители угнетаемого сословия имеют возможность посещать университет, который, по идее, предназначен для правящего класса; или: в простом торговом автомате установлена деталь, которая в принципе стоит гроши, но кое-кто готов ее купить за безумные деньги, - да в таком случае ее с завода-изготовителя пачками бы таскали...). Довершает картину энное количество "штампов", вроде пресловутых "тележек", в которых каждый любитель фантастики легко опознает типичных роботов-убийц... Итого - 8-е место.
9-е место. АНДРЕЙ ШТИЛЬ "БЕЗ ПРАВА НА ПРОШЛОЕ".
Бесспорно, попытку автора поиграть стилями надлежит категорически приветствовать. В целом она удалась, хотя некоторые шероховатости в тексте все-таки есть (например, "поинтересовалась об успехе поездки" - в письме XIX века, "на данный момент установлены личности 83 погибших пассажиров" - в газете того же столетия). Достаточно оригинальной показалась мне и фантастическая идея (Земля как лагерь для заключенных); по крайней мере, ничего похожего на ум не приходит. Но как же распорядился Андрей этаким богатством? Увы, не самым лучшим образом. Сюжета фактически нет; все сводится к тому, что персонажи по очереди находят "загадочного дедушку" и выслушивают от него откровения. А когда даже самому непонятливому читателю все становится ясно, автор упорно продолжает объяснять, что к чему...
10-е место. МИХАИЛ МЕРО "ДОРОЖНЫЙ ПЕРСТЕНЬ".
Михаил написал страшненькую сказку о мире с небывалыми физическими и этическими законами. В этом мире девушка может сказать слово "грех" встретившейся в лесу компании - и ее тут же зверски изнасилуют и покалечат. В этом мире юноша может заморозить взглядом 24 человека - чтобы через несколько строчек безропотно принять в спину ровно 200 стрел. Возможно, если бы я жил в таком удивительном мире, мне и было бы интересно. Но я-то живу на Земле, и мне кажется, что в произведениях, написанных для землян, должны быть какие-то человеческие персонажи, человеческие чувства, человеческая логика, о каком бы волшебстве ни заходила речь... И еще: читая этот рассказ, почему-то вспомнил строчку из бессмертного опуса Вилли Конна: "По тропинке шла совершенно голая девушка". Нет, я не ставлю знак равенства, и все же... Словом, только 10-е место.
Дополнительные призы
Дело в том, что в рамках этого конкурса мне довелось прочитать не 10, но около 30 рассказов. И об отсутствии в финале двух из них я откровенно сожалею. Это рассказ Влада Русанова "Двойная игра" и рассказ Алекса Гарридо "Кукла". Чтобы поощрить их авторов, я решил учредить не оговоренный правилами Диплом главного редактора "ЗД" и присудить его "неудачникам".
Все пятеро дипломантов (победители Андронова, Майра и Сиромолот, обладатели "утешительных призов" Русанов и Гарридо) получат также комплект из пяти номеров "ЗД", которые успели выйти в нынешнем году.
Десятка финалистов
Аделаида Ф. Тележка на одном колесике
Mayra Двести слов для улыбки
Андронова Л. По велению Грома
Сиромолот Ю.С. Тщетно, Сетанта
Шрайбер О.А. Белые Боги Конго
Штиль А.В. Без права на прошлое
Меро М. Дорожный Перстень
Монах Чужая плоть
Егоренков А.М. Улучшенник
Воратха Фея гибискуса
А также:
Правила конкурса
Первая группа конкурсантов
Вторая группа конкурсантов
Третья группа конкурсантов
Работы членов жюри и буферная группа
| |
|