Аннотация: Избранная глава из романа "Тонкая работа"
9 глава
Миша в мире Медузы
– Миша, расскажи про свою первую командировку в параллельный мир.
– Дело было так. Два года назад наши физики проводили первые эксперименты по проникновению в параллельные миры. Так уж получилось, что именно мне предложили совершить первый прыжок в иную Вселенную.
Я попал в тот самый мир, которым правит медуза и потомственная аристократия. Помнишь свой тест?
– Да, конечно, помню. Рассказывайте дальше.
– Пока наши физики искали способы, как вернуть меня обратно, я пробыл в этом мире долгих полгода. Причем я именно выживал, потому что мир этот оказался совершенно не приспособлен к чужакам.
Нет никаких социальных программ. Их вообще нет. Нет никакой помощи бедным и неимущим, потому что всем всегда помогают родственники. Учебу оплачивают родственники, пенсию старикам платят их родственники. Если кто-то болен или потерял работу – ему помогают родственники. Все всегда держатся за родственников. Понимаешь меня?
– Да, конечно. Ты попал в мир, где без родственных связей можно умереть с голода.
– Именно так. Можно просто банально умереть с голода! Я не знал, когда меня вытащат. Передо мной стояла задача просто выжить. Просто не умереть от отсутствия пищи и жилища.
Родственники человека, в тело которого я вселился, оплатили мне лечение в психиатрической клинике, где меня научили читать и писать на их языке, похожем на немецкий.
А потом, когда я смог понимать, что мне говорят, родственники задали мне неприятные вопросы: куда я дел кучу денег, которые они дали мне на развитие бизнеса?
Разумеется, я не знал, куда вложил деньги владелец моего тела, и тогда родственники выгнали меня на улицу. Вскоре я должен был именно что умереть с голоду. В том мире оскорбить своих родственников, не отдать им долги, делать вид, что не помнишь о своих обязательствах – это невозможно. Это немыслимое оскорбление своей семьи. И поэтому родственники меня оставили вообще без средств к существованию.
– И что же тебя спасло?
– Ты не поверишь. Меня спасла наша земная мировая литература и наши исторические хроники.
Уже почти умирая от голода, я пришел в первое попавшееся издательство. Начал по памяти главному редактору рассказывать самые трагические сюжеты из нашей Земной истории человечества и сюжеты из самых знаменитых книг наших великих писателей.
Красноречие у меня в тот момент разыгралось как у Остапа Бендера в Васюках.
В тот же день я получил аванс, временное жилище, пишущую машинку и начал писать. То, что я писал, расходилось, как горячие пирожки.
Мне очень хотелось кушать, очень хотелось рассчитаться с родственниками, которые часто приходили напоминать о долге.
Пока меня не вернут в земной мир, я собирался жить в чужом мире достойно и зажиточно, как живут их аристократия и купечество. Простой народ там живет очень и очень бедно.
Поэтому первые месяцы я печатал на машинке почти круглые сутки.
Почему-то все эти «произведения», в которых я кратко пересказывал по памяти все, что помнил, были так популярны в том мире.
И я только потом понял почему.
Потому что наш мир отвратителен.
Наш мир, где распинают Спасителя на кресте.
Судят и убивают невинных по решению суда.
У нас есть массовая наркомания, алкоголизм и сексуальные извращения.
В нашем мире повсеместно существует домашнее насилие.
Часто происходят войны из-за жадности или предательства власти.
Даже из-за любви у нас совершаются многочисленные преступления.
То есть мы с тобою, Максим, живем в мире свершившейся, уже состоявшейся антиутопии.
В очень неправильном мире.
Приходится это признать.
А в мире Медузы тогда был полный порядок. И все, что я писал по памяти, люди читали как прикольные ужастики, совершенно невозможные у них.
Вот в этом шкафу ты видишь «произведения», которые я за полгода наплодил в мире «Медузы».
Ну, что Максим, впечатляет?
– Да, конечно. Но я же не знаю немецкого, я ничего не могу прочесть.
– Ну и зачем тебе читать Шекспира или Чехова в плохом и кратком переложении?
Это тоже самое, как слушать арию великого Карузо в исполнении соседа без слуха и голоса.
Я перевел на русский язык несколько самых интересных откликов на эти, как бы, произведения, написанные литературными критиками и публицистами из мира медузы.
Хочешь почитать?
– Разумеется!
– Тогда читай вот это.
10 глава
Рецензии на произведения Мишеля Шмидта
;Литературовед Гитменшен
– Этот Мишель Шмидт внезапно выскочил, как черт из табакерки.
Кто о нем знал еще месяц назад?
И разве есть кто-то, серьезно интересующийся новинками литературы, кто не читал его буквально на днях?
Меня, как профессионального литератора, поражает его плодовитость и неуемная фантазия. А сюжеты-то какие. Они немыслимы и невозможны.
Например, легко поверить, что существуют две семьи, которые враждуют из поколения в поколения. Это бывает. Но как можно было догадаться придумать сюжет, в котором парень и девушка из враждующих семей якобы могли бы тайно от всех влюбиться в друг друга?
И даже тайно обвенчаться... как такое вообще возможно!
Бывает ли вообще взаимная любовь и брак без благословения родителей?
По сюжету юные влюбленные оба покончили с собою... Да разве они не понимали, что делают бессмысленной жизнь своих родителей!
Или вот еще. Как можно было сочинить историческую хронику, в которой король не смог или не захотел спасти юную святую девственницу. Она ведомая голосами ангелов якобы возглавила королевские войска, выиграла множество сражений, этим спасая и самого короля, и его королевство.
Возможно ли было ее не выручить из вражеского плена?
Да король ли он вообще после этого!
Ужас. Ужас. Ужас.
И позже юная святая дева сгорает на костре, обвиненная в преступлениях против религии. Да разве бывают вообще преступления против религии!
И что... хоть когда-то в истории кого-то сожгли за это на костре?
Еще один рассказ. Якобы представитель почтенного и уважаемого купеческого сословия настолько забыл свое достоинство, что соблазнил обедневшую дочь умершего «товарища по цеху». Потом девушку разыграют в орлянку другие купцы. А еще позже ее убьет бедный завистливый чиновник.
Бывало ли такое вообще на свете? Возможно ли это!
И, наконец, мой «любимый сюжет». О том, как в монастыре умирает святой старец, и все монахи приходят с ним проститься, а на самом деле понюхать: пахнет ли старца как от обычного покойника, или запаха нет, потому что он святой?
Монахи уходят радостные. Потому что старец пахнет как обычный покойник.
А значит, он не такой уж и святой... и ничем не лучше их, обычных монахов.
Ведь бред-то какой. Какая сумасшедшая фантазия!
Подобное немыслимо в реальных монастырях.
Именно поэтому читать интересно.
Именно фантазия и плодовитость делают произведения Шмидта интересными.
Он не вникает в детали. Он несется по сюжету, сломя голову.
Его произведения кратки и остроумны. Один голый, сказочный и немыслимый в жизни сюжет.
Никакой «воды». Нет лишних слов.
На мой взгляд, читать его произведения полезно.
Именно, потому что наш замечательный мир, направляемый Бессмертным, вообще не похож на придуманный мир писателя Шмидта.
Возвращаясь из придуманного мира книжек Шмидта в наш настоящий мир, мы всегда можем сказать себе: слава Богу, что мы совсем другие.
Слава Богу, что мы живем в нашем мире.
А не в мире странных фантазий Мишеля Шмидта!
Критик Мессин
Не вижу ничего хорошего в произведениях Мишеля Шмидта.
Чему он может научить юное подрастающее поколение?
Чему может научить умудренных опытом мужей и их благонравных жен?
Скажем такой сюжетец. Преуспевающая светская львица вместо того, чтобы заниматься воспитанием сына, убегает с любовником в другую страну от своего немолодого, но законного мужа. Зачем же она потом, сломав свою прежнюю жизнь, не пытается построить новую и счастливую с горячо любимым молодым самцом...
Почему глупо бросается под колеса железной машины?
Разве может принести пользу духовному развитию читателя подобный немыслимый сюжет, рожденный в мозгу «писателя» непомерным потреблением алкоголя, или препаратами, расширяющими сознание?
Еще сюжетец. Схимника-затворника соблазняет скучающая красивая женщина, и он отрубает себе палец, чтобы избежать соблазна. А потом через какое-то время его совращает первая попавшаяся дурочка, и затворник уходит в мир, где прячется от всех…
Что это за бред! Кто хоть раз слышал о том, чтобы женщина, тем более из высшего общества, могла настолько низко пасть и неуважительно отнестись к религиозному служению схимников?
Бывало ли в истории, чтобы святые старцы, пользуясь неразумием дочерей человеческих, соблазнялись их телесными прелестями?
Это все невозможно!
Еще одна история... с позволения сказать «исторический роман».
Молодая принцесса, позже царица, руководит любовниками и гвардейцами, чтобы свергнуть с трона своего непутевого мужа.
Потом разрешает любовникам убить мужа, заводит от любовников детей, а с одним из них вступает в тайный брак.
Она раздаривает любовникам почти все сокровища своего царства, а в конце царствования еще более узурпирует власть.
Не разрешает править своему уже давно взрослому законному сыну, подарившему ей множество внуков.
И всего через четыре года после смерти царицы, ее сына убивают заговорщики. Причем внук царицы, которому в итоге достанется царство, знает о заговоре, но ничего не делает, чтобы предотвратить отцеубийство.
Сын ничего не делает, чтобы предотвратить отцеубийство.
Ведь это немыслимо!
Ведь никогда в нашей истории, у наших государей, правящих от имени Бессмертного, не было столько преступлений за такое короткое время.
Наши правители не всегда были святыми. Это правда.
Но они и никогда не были подобными циничными преступниками.
Чему может научить молодежь нагромождение уголовных и нравственных проступков, к тому же совершаемых не плебсом, не простолюдинами, а самыми достойными людьми, аристократами по рождению?
Начитавшись подобных рассказов, кто-то может однажды подумать даже примерно так: животное ли я, мокрое и дрожащее от холода и страха, или я право имею?
И потом, после подобных страшных мыслей – пойти на преступление.
Я уверен, что некоторые читатели Мишеля Шмидта однажды сможет пойти на преступление. Реально смогут!
На преступление против власти.
Преступление против знатных дворян, купечества.
И, даже не могу выговорить: на преступление против своих собственных родителей, жены или детей.
Лично я считаю эти гадкие рассказики вредными и буду молить Бога, что власти их вскоре полностью запретили. Пользы от них никакой.
А вред для общества огромен.
Обозреватель Френетиш
Вот представьте себе такой сюжет: молодой князь, представитель аристократического рода, возвращается в столицу из психиатрической лечебницы. Ну ладно. Бывает. В конце концов, душевные болезни не выбирают, кто ими заболеет.
Но потом князь влюбляется в чистую девушку, дочь весьма достойного генерала, и одновременно… Боже!!! Одновременно князь влюбляется в падшую женщину, потерявшую родителей, тяжело страдающую душой, после того как ее совратил стареющий ловелас.
Князь предает обеих женщин.
Он не может выбрать между чистой девушкой и падшей сиротой, мучает обеих девушек.
Настоящий мужчина не должен так поступать.
Он должен был или выбрать чистую девушку, или поднять из преисподней падшую сироту. Но мучить обеих девушек…
Разве это по-мужски?
Второй рассказ. Немолодой литератор-холостяк, мучимый юношескими пубертатными воспоминаниями, совращает совсем юную девочку, потерявшую сначала отца, а позже и мать.
По сути, он совращает еще не созревшего подростка.
А потом прячется, путешествуя с ней из города в город, чтобы избежать наказания за свой безнравственный и циничный поступок.
Гениальный ход Мишеля Шмидта в этой повести состоит в том, что рассказ идет от первого лица.
В начале читатель как, обычно по привычке, сочувствует главному герою, пытается его как-то оправдать.
И лишь постепенно читатель понимает, какая же, извините, мразь этот главный герой. Научиться презирать героя рассказа, который читаешь – это очень интересный опыт, помогающий дальнейшему нравственному развитию читателя.
Какие два вывода можно сделать после ознакомления с произведениями Мишеля Шмидта?
1. Я бы посоветовал читать его рассказы и повести только тем, кто уже имеет некоторый опыт духовного роста. Не просто совершеннолетним, а взрослым, которые построили свою семью.
Тем, кто уже хорошо умеет отличать добро от зла.
Включать подобные произведения в школьную программу не стоит – дети все равно ничего не поймут и ничего хорошего из этих «взрослых» произведений не вынесут.
2. Очень важным, что я заметил в произведениях Мишеля Шмидта является то, что, как правило, тяжело страдают, совершают безумства или идут на преступления перед законом и совестью те, у кого нет родителей.
Страдают те, кто не любит своих избранников всем сердцем.
У кого нет своих деток, кто не дорожит самым главным в нашем мире – семейными ценностями.
Разве стал бы молодой душевнобольной князь мучить двух девушек сразу, если бы он сам не был сиротой и мог бы посоветоваться с отцом или матерью?
Стал бы соблазнять девочку-подростка стареющий литератор, если бы он был бы не одиноким самцом, а почтенным отцом семейства, который уважает мнение родителей, любит жену и свое потомство?
В целом, отношусь к произведениям Мишеля Шмидта, как к хорошей литературе именно для очень взрослого и умного читателя.
Для читателя, которому подобные книги помогают еще лучше понять, что именно семья, любовь и добро, которое делают близкие люди друг-другу, помогают нам сохранять на долгие годы то душевное тепло, которое мы получаем в семье и только в семье.