Январёв Леонид Иванович: другие произведения.

Эдип и Фрейд

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Удобнее всего водить человека за нос посредством морали. (Ф.Ницше "Антихристианин")

  ЭДИП И ФРЕЙД
  
  (Глава из книги "Другой Олимп")
  
  ...Словно тур, тоской томим,
  Хочет сбросить рок вещаний
  Средоточия земного,-
  Но вещанья роковые
  Вечно кружатся над ним.
  (Софокл, "Царь Эдип")
  
  Общеизвестно, что Зевс влюбился в сына основателя легендарной Трои, прекрасного юношу Ганимеда и сделал его виночерпием на Олимпе. Один из столпов "исторического материализма" Фридрих Энгельс в книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" написал: "Унижение женщин мстило за себя и унижало самих мужчин, вплоть до того, что, в конце концов, они погрязли в противоестественной любви к мальчикам и лишили достоинства своих богов, как и самих себя, мифом о Ганимеде". Разумеется, на основании единственно авторитетного для них мнения, советские классовые самодуры вычистили из олимпийской истории мира упоминание о подобных фактах, дабы не смущать умы строителей коммунизма. По их версии Ганимед был взят на Олимп исключительно с целомудренной воспитательной целью.
  
  Меньше известно, что не Зевс первым привёл любовника в свой дом, а его братец Посейдон. Он влюбился в красавца Пелопа и унёс его на Олимп в колеснице, запряжённой золотыми конями, сделал своим личным виночерпием и постельничим.
  
  "Среди всех смертных, когда-либо считавшихся достойными дружбы с богами, нет ни одного, кто не был бы обязан этому предпочтению своей красоте" (из Лукиана). Пример Пелопа один из многих. Так и что? Красота - дар божий!
  
  О глазах юного Пелопа величайший драматург Греции Софокл сказал, что это магический круговорот любви, увлекающий свою жертву. "Ни на одну другую телесную прелесть своих любимцев любящие не обращают такого внимания, как на глаза, в которых живёт тайна всех доблестей мальчика"- писал Аристотель. Любовь проникает в душу через взгляд. Богу сна Гипносу так нравилось любоваться глазами своего возлюбленного, что он не позволял им закрываться, даже когда погружал юношу в сон.
  
  Жена Посейдона, возмущённая поступком мужа, в конце концов, допекла его своими упрёками, и он вернул Пелопа на землю, сохранив свою любовь к юноше. Мысль об однополых браках не приходила в головы олимпийцев, но иные смертные считали отношения мужчины с юношей истинным браком, а с женой - тяжкой обязанностью по продлению рода. Другие на это отвечали - высшим проявлением союза мужских сердец может быть платоническая любовь, но никак не уподобление её супружескому сожительству, для коего чувственность абсолютно необязательна. К тому же, брак без умысла завести детей? Это предосудительно! Отношения любовников изначально предполагали неизбежное расставание.
  
  Устраивая жизнь Пелопа, Посейдон помог своему любимцу выиграть в гонках колесниц и получить, таким образом, в жёны царскую дочь. Но лёгкая, с божьей помощью, победа, дорого обошлась Пелопу и его потомкам.
  
  Царь Эномай, который правил Писой, что в Элиде, пылал тайной страстью к собственной дочери. Он устраивал такие испытания для претендентов на руку и сердце красавицы Гипподамии, что будущие зятья прямиком попадали в царство мёртвых. Лошади Эномая превосходили по резвости остальных лошадей Греции: зачатые от северного ветра Борея, они и мчались как ветер. По условию состязаний, проигравший гонки колесниц, погибал. К слову, это было очень распространённое правило во всех сферах жизни. Иногда побеждала сила и ловкость, чаще - изначальное неравенство положения и многочисленные уловки. Пытая счастье, женихи получали в невесты Смерть. Так Эномай расправился с двенадцатью царевичами. Их отрубленные головы и конечности он прибил над воротами своего дворца, а тела побросал без погребения.
  
  Пелопом руководил расчёт, чувства царевны его мало волновали. Для успеха предприятия Посейдон подарил своему любимцу самую быструю в мире золотую колесницу, которая могла мчаться даже по морю, не касаясь волн, запряжённую незнающими устали крылатыми бессмертными конями. Первый выезд закончился трагически. Колесница в мгновение ока доставила нового хозяина к острову Лесбос. Переведя дух, Пелоп обнаружил, что от быстрой езды умер его юный возничий Килл. Возможно, не обошлось без ревности Посейдона. Самый известный пример священного характера отношений между воином и его возницей - Геракл и Иолай.
  
  Пелоп прибыл к дворцу Эномая как раз в тот момент, когда царь, на фоне отрубленных голов и конечностей, хвалился, что скоро построит храм из черепов незадачливых женихов. На любимца Посейдона эта картина произвела тягостное впечатление. На бога надейся, а сам не плошай! В окружении Эномая он сразу приметил Миртила, по слухам сына Гермеса. Честолюбивый царский слуга без колебаний согласился на предательство. Пелоп предложил ему половину царства и право провести первую брачную ночь с Гипподамией, если дело выгорит.
  
  Царевна не подозревая, что стала предметом бессовестного торга, влюбилась в Пелопа с первого взгляда. Она лучше других знала, что главное препятствие на пути к её семейному счастью - это отец. Как правило, в таких ситуациях царские дочери не тяготились родственными чувствами. И она тоже взяла в помощники Миртила, невольно подтвердив выбор разборчивого в людях Пелопа. Видать, боги шельму как-то да метят. Гипподамия пообещала слуге щедрую награду, если отец по любой причине проиграет состязание. Заручившись посулами с двух сторон, Миртил заменил металлическую чеку в колеснице Эномая на восковую. В разгар гонки колесо отвалилось, и царь разбился насмерть.
  
  Ни жених, ни невеста своих обещаний не выполнили. На упрёки Миртила о нарушении клятвы Пелоп не ответил. Он столкнул слугу-предателя с золотой колесницы в море. Падая, Миртил проклял Пелопа и весь его род.
  
  Романтических чувств к жене Пелоп не питал, его больше занимали государственные проблемы. Свободное время он предпочитал проводить в обществе свободных женщин и красивых юношей. Чтобы искупить свою вину за смерть Миртила, Пелоп построил первый в Пелопоннесе храм Гермесу. Но это не остановило действие проклятия. Жизнь внебрачного сына Пелопа, Хрисиппа, оборвалась трагически. Он стал первым в череде кровавых разборок.
  
  Случилось так, что Пелоп принял изгнанного из Фив Лая. Того самого Лая, который станет отцом Эдипа, обогатившего в ХХ веке, благодаря Зигмунду Фрейду, теорию психоанализа термином "эдипов комплекс". Изгнанник был принят в дом Пелопа по-дружески. Обучая Хрисиппа искусству возничего, Лай влюбился в него и, как только получил разрешение вернуться в Фивы, увёз мальчика с собой. Жене Пелопа это было на руку: она опасалась, что муж сделает своего незаконнорождённого отпрыска наследником, в ущерб её сыновьям. Отправившись вслед за Лаем в Фивы, жена Пелопа стала уговаривать близких Лая убить мальчика, сбросив его в колодец. Но никто не согласился убить гостя. Тогда она сама прокралась в спальню и мечом зарубила Хрисиппа.
  
  Пелоп с войском выступил против Фив, но близкие Лая уже сами заключили его в тюрьму. Убивица покончила с собой. Пелоп простил Лая, признав, что только безумная страсть, хорошо знакомая и ему, могла заставить нарушить законы гостеприимства.
  
  Раз повествование завело нас в Фивы, то следует отвлечься от истории Лая и рассказать об одной традиции, которая там сложилась. У греков не вызывало сомнений, что на боеспособности армии благотворно сказываются любовные отношения между воинами. Перед битвой спартанцы приносили жертвы Эроту потому, что были убеждены: "любовь сражающейся плечом к плечу дружеской пары несёт спасение и победу". Фиванцы люди практические, они логически завершили военную реформу исходя из своих представлений об укреплении боевого духа в армии: создали "Священный отряд", полностью состоящий из 300 юношей и их возлюбленных (150 пар), принёсших взаимные клятвы любви и дружбы. Легенда гласит, что все они как один погибли в битве, не уступив врагу, не оставив друг друга в бою. "Горе тем, что подумают плохо о таких мужах!". Влюблённого воодушевляют и придают ему сил два бога - Эрот и Арес.
  
  В другое время, в других краях, там, где ничего на слышали о древних Фивах, великий Цезарь столкнулся с аналогом "священного отряда": "...галлы называют их "солдуриями". Их положение таково: они обыкновенно пользуются благами жизни сообща с теми, чьей дружбе они себя посвятили; если этих последних постигнет насильственная смерть, то солдурии разделяют их участь или же сами лишают себя жизни; и до сих пор на памяти истории не оказалось ни одного такого солдурия, который отказался бы умереть в случае умерщвления того, кому он обрёк себя в друзья". "Отряды друзей" - не редкость в армиях разных народов.
  
  Иные фантазёры на этих примерах рассуждают за чашей вина, что хорошо бы образовать из влюблённых и их возлюбленных государство, оно бы управлялось лучшим образом. Какая наивность! Политика превращает в грязь все, что попадает в её сферу. Но спорить за дружеским столом - это неприлично.
  
  Игривое предложение о государстве влюблённых и их возлюбленных вышло из-под пера величайшего мыслителя античности - Платона. Но у него есть и другой взгляд на этот вопрос. Платон последовательно отстаивал ценность общественного неравенства и примат "общего блага" над личными интересами членов общества, то есть в грош не ставил права человека и прочие иллюзорности демократии. Это даёт повод иным нашим современникам считать его отцом тоталитарных идеологий.
  
  На склоне жизни, отрешившись от страстей молодости, Платон якобы написал труд "Законы". Среди прочего философ изложил свои изменившиеся взгляды на однополую любовь, объявив её неестественной. На эту тему основательно рассуждает участник диалога некий Афинянин. На его взгляд, однополая любовь низменна, и государство не только вправе, но и обязано с этим бороться, поскольку отсутствие дисциплины опасно для государства. С этой целью в неком утопическом государстве Магнезия, законодатели принимают закон, "который разрешает половой акт только для его естественной цели - произведения потомства" и запрещает однополую любовь, мастурбацию и иные излишества на том основании, что в них "преднамеренно уничтожается человеческая раса".
  
  Платону очень хорошо известно, что запрещать любовную страсть законами - занятие бесполезное. Его Афинянин предлагает убедить людей в том, что, как и инцест, однополые связи являются абсолютной мерзостью в глазах богов и наиболее отвратительными из пороков. Для этого закону следует придать достаточное религиозное подкрепление и обоснование, тогда он (закон) войдёт в каждую душу и запугает её до повиновения. Это написано в IV в. до н. э., а звучит, словно цитата из выступления современного гомофоба. Все так знакомо! Всё же не следует винить Платона в угнетении однополого секса. В его сочинениях замечательно представлены и другие точки зрения, в том числе противоположные гомофобности, а его авторство труда "Закон" сомнительно. Из текста, кем бы он ни написан, следует, что в Греции нет и не было гомофобных законов, хотя есть историки, которые утверждают обратное. Противники однополой любви всегда были и будут, но большинство греков их взгляды не разделяло. Обилие античных источников, это подтверждающее, говорит само за себя. Вероятно, кто-то посчитает это пропагандой гомосексуализма. Что ж, на каждый платок не накинешь платок! В отличие от современных гомофобов, греки не пытались забить кляп в глотку, несогласным с их мнением.
  
  Вернёмся к Лаю, который стал править Фивами. Он женился на Иокасте, но детей у них не было. Лай тайно обратился к Дельфийскому оракулу и получил ответ, что несчастья порой только кажутся несчастьями, а на самом деле являются благом: любой ребёнок, рождённый Иокастой, станет его убийцей. Что сказано, то сделано: неведение разрушено, и сын родиться. Рок - это то, что изречено.
  
  Получив оракул, Лай стал избегать близости с женой. Раздосадованная женщина не могла с этим смириться. Однажды она напоила мужа допьяна и добилась своего. Когда родился сын, Лай проткнул ему гвоздём лодыжки, крепко его связал и оставил в безлюдном месте. Но богини судьбы распорядились по-своему. Младенца нашёл пастух, назвал его Эдипом и отнёс в Коринф, где тогда правила бездетная семья. Приёмные родители воспитали найдёныша как собственного сына, но над юношей смеялись друзья, говоря, что он ни в мать, ни в отца, а в лихого молодца. Дразнили - полбеды. Смутные предчувствия не давали ему покоя. Эдип отправился к Дельфийскому оракулу в надежде, что это поможет ему разобраться в себе. "Прочь из святилища, несчастный! - вскричала Пифия, - ибо ты убьёшь своего отца и женишься на матери!". Не желая зла своим родителям, Эдип решил больше не возвращаться домой.
  
  Он брёл по узкой дороге в мучительную неизвестность навстречу собственной судьбе, и она не замедлила проявиться. Впереди показалась колесница Лая.
  
  Правитель Фив направлялся к Дельфийскому оракулу, чтобы узнать, как освободить свой город от напасти. А всё дело в том, что Гера не простила Лаю любви к юному Хрисиппу и смерти мальчика, кроме того, была раздражена присутствием на Олимпе любовника Зевса, красавца Ганимеда. Её оскорбляло и поведение фиванцев не только не осудивших порочную страсть к мальчикам, но и всячески поощрявших подобные отношения. В наказание Гера наслала на город чудовище Сфинкс из глубин Эфиопии.
  
  У Сфинкс была голова женщины, тело льва, хвост змея, крылья орла. Обосновавшись неподалёку от Фив, чудовище задавало каждому проходящему загадку, которую услышало от муз: "Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?" Не сумевшего ответить, Сфинкс сладострастно удушала в своих объятиях и пожирала. Она могла бы убивать без лишних расспросов, но, имея чувственную, нежную душу, не хотела выглядеть беспричинно кровожадной и чудовищной. Кокетка!
  
  Пристрастие Сфинкс к загадкам было поводом для насмешек среди олимпийцев. Однажды сатир Силен спрятал в руках птичку, которой мог в одно мгновение свернуть шею и спросил эфиопское чудище: "Что находится у меня в руке - живое или мёртвое?". Сфинкс не имела никаких шансов угадать и признала своё поражение.
  
  У страха глаза велики. Молва разнесла по свету жуткие подробности о Сфинкс. Город оцепенел от страха. Храбрецы, отважившиеся на бой с чудищем, погибли. Подданные ждали решения царя.
  
  Лай ехал по ухабистой узкой дороге в мрачной задумчивости. Он даже не сразу понял, что произошло, когда колесница остановилась. Эдип невольно перегородил путь. Лай грубо потребовал пропустить колесницу, ибо в ней тот, кому Эдип должен поклоняться. "Я поклоняюсь только богам и родителям" - гордо ответил Эдип. Лай приказал своему возничему трогать, не обращая внимания на препятствие. Колесо задело ногу Эдипа, и он в ярости пронзил возничего копьём. Напуганные лошади понесли, сбросив наземь запутавшегося в упряжи Лая, и царь погиб. Сбылась первая часть оракула - Эдип убил своего отца.
  
  Направившись по дороге дальше, Эдип был остановлен Сфинкс. Он дал ответ на вопрос чудовища: "Человек в младенчестве ползает на четвереньках, в молодости стоит на двух ногах, в старости опирается на посох". В отчаянии Сфинкс бросилась с горы и разбилась насмерть. А что ей оставалось? Без своей загадки она всего лишь кровожадное чудовище, которое никто и никогда не полюбит. Ах!
  
  В благодарность за избавление от напасти фиванцы провозгласили Эдипа своим царём, так как подоспела горестная весть о смерти Лая от руки неизвестного по дороге в Дельфы. Иокаста стала женой нового царя. В то время часто единственный законный путь к трону лежал через брак с царицей. По обычаю, после смерти своей жены, царь должен был отказаться от власти, которая досталась ему только благодаря женитьбе. Иногда из династических соображений отец брал в жёны собственную дочь, чтобы сохранить титул, приобретённый им благодаря её матери. Таков был порядок вещей. Только в наше время в голову основателю психоанализа могла прийти странная мысль о подсознательном стремлении сына вытеснить отца из постели матери. Увы, к разочарованию тех, кто что-то об этом слышал, к "эдипову комплексу" случившееся с Эдипом не имеет отношения.
  
  Нет и ещё раз нет! Миф и написанная Софоклом трагедия - это о роковой судьбе и проклятии, о том, что расплата неизбежна, судьбу не обманешь. Подспудное стремление Эдипа убить своего папу, чтобы переспать со своей мамой? Греков бы это позабавило! Миф - о внешних обстоятельствах жизни, а не о проблемной психике. Но это полбеды. По Фрейду все мы неосознанно желаем войти в свою мать, но смертельно боимся, что отец нас за это кастрирует. Вот это беда! Не наша беда. Беда Фрейда.
  
  3 октября 1897 года в письме к коллеге Фрейд описал желание, которое когда-то испытывал к собственной матери, Амалии Фрейд, и которое пробудилось в нем, как он теперь понял, где-то между вторым и третьим годом жизни "во время поездки [на поезде] из Лейпцига в Вену, когда мы... провели ночь вместе и когда я, по-видимому, видел её nudam [обнаженной]... Я ещё не вполне понял, что это значит". Но через две недели он всё понял: "Я обнаружил, и в себе тоже, любовь к матери и ревность к отцу, и теперь считаю это общим для раннего детства явлением... Если это действительно так, то захватывающая история о царе Эдипе становится вполне понятной... Когда-то все, в своих фантазиях, были в чем-то подобны Эдипу.
  
  Ладно, говорил бы за себя, ан нет! "Все"! Психоанализ устроен так, что если вы захотите отряхнуть с себя этот кокаиновый бред, то в ответ получите: ""Нет", которое слышишь от пациента, после того как его вниманию предлагаешь вытесненные им ранее мысли, - оно констатирует лишь это вытеснение, а его решительность в этом, одновременно, измеряет его силу. /.../ "нет" в таком случае означает желаемое "да"". Попасть в болото психоанализа просто, но выбраться из него трудно. Как говорится, увяз коготок и птичке "писец"!
  
  Любой современный психолог средней руки камня на камне не оставит от безапелляционности дедушки Фрейда, но и пороха не изобретёт. Мифы податливый и удобный материал для интерпретаций. Культурологи, психологи, фантасты, да мало ли кто черпает из них по своему усмотрению. Фрейд запустил руку в мифологию, пожалуй, глубже, всех. Эдипа, Медузу, катарсис и ряд других древнегреческих понятий и образов он внедрил в своё учение, придав им исключительно фаллическое значение. Олимпийские боги обрели фрейдистские пенисы! Американский историк и теоретик культуры Гарольд Блум, назвал Фрейда "самым влиятельным мифотворцем" двадцатого века и поставил его четвёртым в одном ряду с Платоном, Монтенем и Шекспиром. Соглашаться с этим или не соглашаться - вопрос личных пристрастий, в том числе и к кокаину. Но, увы, то, что сделал Зигмунд Фрейд из истории Эдипа - это гениально.
  
  За великолепное владение слогом (правда, в переводах это не чувствуется) некий критик сравнил литературный стиль Фрейда со стилем Набокова, который, однако, не скрывал, что "всегда люто ненавидел венского шарлатана". В одном из интервью журналу "Лайф" Набоков назвал фрейдовские измышления "шарлатанским и сатанинским абсурдом".
  
  Пенис - главный герой психоаналитической драмы. Фрейд "нарушил сон мира", сорвал фиговый листок с христианского тела. Не удивительно, что современники восприняли это как акт сатанизма. "Психоанализ возвещает наступление Царства Сатаны", - писал в 1933 году Отто Фридель. По его словам, Фрейд, "как истый знаток чёрной мессы, воздаёт должное фаллосу как верховной святыне".
  
  Фрейд видел причину душевных болезней в пенисе. Пенис больше, чем просто часть тела! Пенис - это символ символов, на который мы все неосознанно реагируем. Каждый из нас испытывает страх кастрации. Все мы помешаны на сексе. Все мы, и мужчины, и женщины, проходим через фаллическую стадию развития. Все испытываем инцестные эротические желания. Упор на слово "все". История человечества - это история пениса!
  
  Множество вещей могут символизировать пенис. Фрейд был заядлым курильщиком. Он выкуривал до двадцати сигар в день. Фрейд признавал, что его дурная привычка подразумевает гомосексуальную фелляцию - замещение основополагающей человеческой привычки мастурбировать. Однажды на вопрос с намёком он ответил, что "иногда сигара - всего лишь сигара!". Иногда - да, но не в большинстве случаев.
  
  К 1923 году, в результате неуёмного курения, все нёбо Фрейда было покрыто раковыми новообразованиями. Ему сделали около тридцати операций, удалили у него почти всё нёбо. Фрейд вынужден был носить специальный нёбный протез, который мешал ему нормально говорить. "Рука хирурга не вылетает у меня изо рта", - мрачно шутил Фрейд. Нёбный протез, который он называл "протомонстром", причинял ему постоянную боль. В 1922 году врачи отпускали Фрейду не больше пяти лет жизни, но он мучительно прожил ещё шестнадцать. Привычка Фрейда, вызванная чрезмерным курением, громко отхаркиваться и сплёвывать, не обращая внимания на присутствующих, вгоняла в оторопь его пациентов. Фрейд бранил их за чрезмерную на его вкус щепетильность. В конце жизни от Фрейда так пахло разложением, что его собака перестала к нему подходить.
  
  О сексуальной жизни Фрейда ходило много разных слухов. Газеты обвиняли его в распутстве и сексуальном авантюризме. По этому поводу, в письме своему другу в 1915 году Фрейд написал: " ... я выступаю за бесконечно более свободную сексуальную жизнь, однако сам я очень мало пользуюсь такой свободой". Официальный биограф Фрейда считал, что до женитьбы в тридцатилетнем возрасте Фред был девственником. Злые языки утверждали, что его теория либидо родилась под действием кокаина при неустанной мастурбации. Свою супружескую жизнь Фрейд считал неудовлетворительной, хотя за девять лет у него родилось шесть детей. Но это не связано с либидо. Фрейд с отвращением относился к презервативам. В тридцать семь лет Фрейд сообщил своему другу, что они с женой "живут в воздержании", чтобы избежать беременности и необходимости пользоваться противозачаточными средствами. Ещё через четыре года Фрейд ему же сказал, что "сексуальное возбуждение для такого человека, как я, уже совсем бесполезно". Позже Фрейд как-то намекнул, что его супружеское воздержание было связано со страхом умереть по вине своего члена. Да, он боялся секса как смерти! И вообще, он много чего боялся. Боялся числа 5, поворачивал обратно, если дорогу ему перебегала чёрная кошка, верил в знаки и знамения...Но при этом в бога не верил.
  Подробное описание жизни Фрейда лучше всего характеризуется сленговым "Жесть!".
  
  "Эдипов комплекс" - основной ключик к пониманию Фрейда, и визитная карточка психоанализа. Но вернёмся в древность, которая так странно отразилась в будущем.
  
  Сбылась вторая часть оракула - Эдип женился на своей матери. Но и при новом царе несчастья Фив не закончились. На город обрушилась моровая язва. Дельфийский оракул ответил, обратившимся к нему фиванцам: "Прогоните убийцу Лая!". Эдип, не ведая о своей роли, заочно проклял убийцу Лая и приговорил его к изгнанию.
  
  Слух о событиях в Фивах дошёл до слепого предсказателя Тиресия, который известен во всей Греции не только как предсказатель. Он был совсем юным, когда в горах нечаянно натолкнулся на двух спаривающихся змей. Они набросились на него. Отбиваясь, Тиресий убил самку, в результате - превратился в женщину. Тересий об утрате мужеского полу не горевал и не терял времени даром. Он стал знаменитой гетерой. Ровно через семь лет на том же месте Тиресий снова застал спаривающихся змей. На этот раз он убил самца и опять стал мужчиной. Тересий никому не рассказывает, где это удивительное место с волшебными змеями. Траву вытопчут. Кто хотя бы однажды не мечтал о столь чудесных метаморфозах, пусть кинет в меня камень. Шутка! Впрочем, гетеросексуальным мужчинам следует знать об одном древнем поверии и проявлять осторожность: не важно в каком месте вы увидели спаривающихся змей, в результате - неодолимое влечение к своему полу обеспеченно. А потом уже смотри, не смотри - обратного пути нет.
  
  Думаю, рассказ Терессия о повторном превращении в мужчину - это уловка. Внешне он стал мужчиной, но в душе... Чудес не бывает! В царстве мёртвых земные соблазны уже не одолевают и можно с изрядной долей объективности взглянуть на минувшее. Когда в свой черёд это случилось с Терессием, он, поселившись в Аиде, без лукавства отвечал на расспросы новых друзей о своих превращениях и говорил, что лучшая часть его жизни прошла в женском облике. А как же тяжёлая, бесправная женская участь? Да разве о том речь? Какие мужчины его любили!
  
  Ослеп Тиресий после того, как нечаянно увидел купающуюся Афину. Так заведено, что простой смертный теряет зрение, а то и жизнь, увидев обнажённых богинь. Известны исключения из этого правила, но Тересий не в том числе. Издревле поэты представляли истину в образе обнажённой женщины. От вида наготы, пусть и божественной, сам по себе ещё никто не умер, но как жить, увидев истину?
  
  Узнав о нерядовой судьбе Тересия и учитывая отсутствие грязных помыслов, Афина по-своему сжалилась. Она приказала мудрому змею вылизать слепому уши, чтобы тот мог понимать язык вещих птиц.
  
  Так что же увидел Тересий? По умолчанию кажется, что женская нагота и нагота богинь - это нечто возвышенное. Как обычно, мы переносим современные представления на далёкое прошлое. По умолчанию же представление о красоте и прекрасном связаны с совершенством женского тела. А кто это вам сказал? Вы уверенны, что так было всегда? Вас убеждает история культуры, картины, поэзия? Действительно, живописная традиция изобилует толпами полуобнажённых и обнажённых красавиц. Голых мужчин, если этого неизбежно требовала художественная правда, за редким исключением принято было изображать либо задницей к зрителю, либо с прикрытым причинным местом. И в наше время общественную нравственность оскорбляет поза, которую острословы назвали - жопа, вид спереди! Сейчас это не однозначно, как век-полтора назад, но все же... Социально-эстетически женская нагота считается более приемлемой, если, конечно, не брать в расчёт культуры, где любая нагота неприемлема.
  
  Если вы когда-нибудь обратите внимание на предметы искусства, по преданию выкопанные в местах, где бывали олимпийские боги, то обнаружите, что древние скульпторы отдавали предпочтение мужской красоте, причём в целом, а не только филейным частям. В эпоху Зевса она была истинной, а женская привлекательность - была объектом потребления, как изысканная пища для одних, и наоборот - слишком грубая для других. Совершенное всегда прекрасно, а красота - не обязательно совершенство, скорее вопрос вкуса и привычек. Женщина могла быть и красивой, и прекрасной, не более того. Заметим, что древнегреческий писатель Лукиан, описывая прелесть женских ягодиц, называет их "юношескими частями". Это высшая из возможных оценок привлекательности! Как результат, открытость и естественность, в то же время, божественность мужских образов - с одной стороны; с другой - "неземная", мёртвая красивость нереальных женщин.
  
  Существование богинь на Олимпе - дань условности. По своему полу они женщины, по статусу - мужчины. Поэтому, когда смертный видит обнажённую богиню, он видит несовершенство, несоответствие статусу, он действительно видит истину. Это умаляет небожительницу. Отсюда и раздражение, которое выплёскивается карой.
  
  Есть и другой рассказ о слепоте Тиресия. Однажды Гера пуще обычного поносила Зевса за его супружескую неверность. Властитель Олимпа ответил ей, что женщины от секса получают неизмеримо большее удовольствие, чем мужчины, потому, даже не часто деля с ней ложе, он вполне исполняет свой супружеский долг. Гера имела в виду не супружеское ложе - пусть хоть травой порастёт! - а сластолюбие мужчин, которым без разницы в кого и куда совать. Нет и нет! Больше удовольствия получают мужчины - в этом причина их похотливости.
  
  Для Геры спор был принципиальным, Зевсу отшутиться не удалось. Чтобы рассудить, кто прав, призвали Тересия, который в свой жизни успел побыть и мужчиной, и женщиной. Оценив в целом любовное наслаждение в десять баллов, он посчитал, что из них на долю женщины приходится трижды на три, а на долю мужчины лишь одна часть. Уж ему-то об этом не знать! Другое дело, что женщины подчас не ценят мужские прелести и не способны дарить ласки, которые возвращаются утроенным наслаждением.
  
  Зевс был доволен ответом, а Гера в бешенстве ослепила Тересия. Она как раз из тех женщин, которые забывают снять корону, ложась в постель. Когда правда колет глаза богам, то слепнут смертные. Но Зевс восполнил урон Терессия, наделив его особым зрением, которое позволяет видеть будущее, и продлил его жизнь до семи поколений.
  
  Слепота сама по себе не признак пророческого дара, но сопутствие. Рассказывают, что философ Демокрит, которому приписывают изобретение атомов, ослеп, глядя на медный щит против заходящего солнца. Он сам лишил себя примитивного зрения в надежде, что откроются очи разума. Что же тогда безумие, если это мудрость?
  
  Слепцов считали особенными людьми, а их внутреннее зрение - более совершенным, чем обычное. Оно позволяет видеть тонкий мир, недоступный простому смертному. Так боги компенсируют уродство, до которого сами же и довели. Как страшно жить, клянусь собакой! Но хотя бы так... Худо без добра - совсем худо. Что касается Демокрита, то он стал жертвой собственной теории о том, что знание, полученное с помощью органов чувств, в том числе и зрения, не истинное, а тёмное. Вольному воля. Удивительно другое. Демокрит говорил о бесконечном множестве миров и устройстве Вселенной примерно так же, как и мы сейчас, но по секрету мог сообщить, что земля плоская и неподвижная. Платон, должно быть от зависти, хотел сжечь его книги, да что толку, если они останутся у других? Что-то пророческое в Демокрите было.
  
  Среди прочих людей прорицателя выделяет способность понимать язык птиц и животных, способность отличать божье знамение от людской глупости. Прорицателей чтут, их приглашают на важнейшие в жизни события, им дают пищу и кров, а к их советам прислушиваются. Прорицателям покровительствуют Зевс и Аполлон, но это не означает, что их избранники избавлены от превратностей судьбы.
  
  Кипрский прорицатель Фрасий волей обстоятельств оказался в Египте как раз в то время, когда там разразилась страшная засуха. Верный своему профессиональному долгу он предсказал, что бедствие прекратится, если царь Египта будет ежегодно приносить в жертву Зевсу одного чужеземца. Как вы думаете, кто оказался этим первым чужеземцем? Правильно! Сам прорицатель.
  
  В отличие от мужчин, женщины прорицательницы предсказывают обычно бедствия. Их называют Сибиллами по имени знаменитой предсказательницы Сибиллы. Как утверждают, они видят на тысячу лет вперёд. По своим повадкам предсказательницы более ведьмы, чем жрицы. Их экстаз-пророчества обычно не связаны с магической силой оракулов и святых мест. В христианском аду предсказатели и гадалки посмертно поражены немотой. Почему немотой? А почему в аду? Христианский бог не жалует людей, которые подглядывают в будущее.
  
  Печально знаменита предсказательница Кассандра. В детстве её и брата близнеца родители забыли в храме, а когда мать вернулась за ними, увидела, что священные змеи лижут уши её детей. С тех пор Кассандра и её брат Гелен стали обладать даром пророчества.
  
  Но рассказывают так же и по-другому. Кассандра уснула в храме, и ей явился Аполлон. Златокудрый не стал лицемерить: если она разделит с ним ложе, то он наградит её даром предсказательницы. Кассандра оказалась недоверчивой девочкой: сначала он её наградит, а потом остальное... Аполлону не могло прийти в голову, что его обманут. Единственный, кто на это способен - Гермес. Но Кассандра обманула: дар приняла, а взамен не уступила... Тогда Аполлон уговорил её всего лишь на один поцелуй. Во время поцелуя он плюнул обманщице в рот. С тех пор пророчества Кассандры всегда точны и сбываются, но она потеряла дар убеждения: ей никто не верит. Хотя и царская дочь, а городская сумасшедшая! Кто знает, может быть с того времени и пошло - выслушай женщину и сделай наоборот.
  
  Много раз Кассандра пыталась предупредить защитников Трои о грядущих бедах. Её слышали, но не услышали. После падения Трои греки изнасиловали Кассандру в храме Аполлона (по другим сведениям - на алтаре Афины), где она пыталась укрыться. Злосчастная предсказательница стала боевым трофеем победителей. Есть люди, которых поцеловал бог, а есть люди, на которых бог плюнул.
  
  К Тересию боги относились благосклонно и сделали его, слепца, проводником людей. Умудрённый опытом, старец, опираясь на посох, подаренный ему Афиной, явился во дворец Эдипа, в то время, когда в городе свирепствовала моровая язва, и объявил волю богов: мор прекратиться, если кто-нибудь из поколения "посеянных" людей пожертвует своей жизнью, ради спасения остальных.
  
  В Фивах все знали, кто такие "посеянные" люди. Когда основатель города Кадм готовился к жертвоприношению Афине, он послал своих людей за водой к источнику бога Ареса, но не знал, что источник охраняется. Стаж источника, Дракон, уничтожил большинство спутников Кадма. За это Кадм раскроил ему голову камнем, но друзей и сподвижников это не могло вернуть. Афина приказала посеять зубы Дракона, что и было сделано. Моментально из земли выросли вооружённые спарты, или "посеянные" люди. Они гремели оружием и были агрессивны. Кадм швырнул в их ряды камень, который вызвал ссору: каждый обвинял другого. Завязалась яростная битва. В живых осталось только пять человек. Они и присягнули на верность Кадму.
  
  Ко времени царствования Эдипа из "посеянных" людей в живых остался только один. Это был отец царицы Иокасты. Он, не раздумывая, бросился с городской стены. Тересий сказал, что язва теперь прекратиться, но боги указывали на "посеянного" человека из третьего поколения, который убил своего отца и женился на своей матери. Этот человек Эдип!
  
  Тересию не поверили, но вскоре пришло письмо от приёмной матери Эдипа, которая раскрыла тайну его усыновления. От стыда и печали Иокаста повесилась, а Эдип ослепил себя золотой застёжкой, снятой с её одежд.
  
  До конца жизни Эдипа преследовали злобные эринии, обвиняя в смерти родителей. Из Фив его изгнали. Эдип долго странствовал, пока, в конце концов, эринии не затравили его до смерти.
  
  Так по законам жанра заканчивается трагедия Софокла "Царь Эдип". Но из гомеровских поэм известно, что на самом деле Эдип остался царствовать в Фивах, не помышляя о самоослеплении и погиб, доблестно защищая свою землю и свои стада от врагов. Мифология так устроена, что то и другое, правда. Во что верить - ваш выбор!
  
  По-любому, жизнь мифологического Эдипа закончилась, но Эдип сконструированный Фрейдом живёт и здравствует по сей день, наряду с представлениями о так называемой неосознанной детской сексуальности и прочим-прочим, что, как минимум, приводит в замешательство богобоязненного обывателя.
  
  "...В эдиповом комплексе ... начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов" (З. Фрейд, "Тотем и табу", 1913).
  
  Думал ли Сигизмунд Шломо Фрейд, еврейский мальчик из бедной семьи, что станет, если не властителем дум, то притчей во языцех? Да, безусловно, честолюбие его характерная черта, но главное - любой ценой вырваться из нищеты. Макиавеллевскому принципу "Цель оправдывает средства", Фрейд следовал неукоснительно, предусмотрительно сменив уместное лишь в анекдотах имя Сигизмунд, на горделивое Зигмунд, и выбросив упоминание о дедушке Шломо. В наше время уже неоспоримо, что за научные исследования Фрейд выдавал чистую беллетристику, свои страхи и домыслы. Когда ему это было выгодно, он унизительно лизоблюдничал, но на четвереньках добравшись до трона Учителя, он стал высокомерен и нетерпим к чужому мнению.
  
  Экзальтированные поклонники психоанализа готовы поделить мир на "до Фрейда" и "после Фрейда". Так ли это? Отчасти. Чудовищно извращённое отношение западной христианской цивилизации к человеческим органам продолжения рода, превратившей пенис в "жезл дьявола", пришло в противоречие с прогрессом науки. Взгляд на христианина как на "больное человеческое животное" (из Ницше), уже не ввергал в религиозный ужас. С Фрейдом или без Фрейда перемены в мировоззрении были неизбежны. Но что произошло в итоге? "Жезл дьявола" так и остался "жезлом дьявола". Всей своей мифологической мощью он обрушился на многовековое ханжеское здание христианской морали, воздвигнутое на крови, и разрушил его. Одна вера сменила другую. Психоанализ не наука, а именно вера. Credo quia absurdum ("Верую, ибо абсурдно") - эта надпись вполне характеризует неофрейдизм.
  
  Критиков психоанализа не перечесть, но ему хоть бы хны. Его влияние на западную цивилизацию трудно переоценить. Набоков презирал фрейдизм, но его романы полны психоаналитическими вывертами. Во время работы над "Лолитой" Набоков не без пользы для творчества отвлекался на чтение книги "Этюды сексуальной психологии" Хэвлока Эллиса, которого называли "английским Фрейдом". Эллис и Фрейд не братья близнецы, печататься начали одновременно, и каждый шёл своим путём, но корень у них общий - психоанализ. А главный герой "Лолиты" почерпнут из "Исповеди Виктора Х.", русского дворянина, живущего на Западе. Она опубликована в качестве приложения к одной из работ Хэвлока Эллиса.
  
  Публикация "Лолиты" вызвала небывалый скандал, в конце концов, роман попал в список ста лучших романов столетия по версии журнала Time, и принёс автору огромный доход. "Огромный доход", разбивает любые социальные преграды. Психоанализ в современном мире - это огромный доход.
  
  Чтобы не говорить много о Голливуде, о нём и так сказано немерено, ограничусь утверждением, что "Фабрика грёз" построена на фундаменте психоанализа. Без этого её в таком качестве и количестве не было бы.
  
  В мрачные времена фашизма в Берлине публично сжигали книги "еврея извращенца". После оккупации Австрии нацистами, Фрейду грозил Освенцим. Его выкупила внучка Наполеона Мария Бонапарт, жена греческого принца Георга. Фрейду не привыкать. В своё время доброжелатели купили ему звание профессора. Вариант выкупа предложил Генрих Гиммлер. В оплату пошли два великолепных дворца княгини. Подписывая документы, она презрительно сказала: "Слава Богу, фамилию деда вы у меня отнять не сможете".
  
  "Этика мне чужда... Я не слишком ломаю себе голову насчёт добра и зла, хотя в среднем нахожу в людях очень мало "добра". Большинство, согласно моему опыту, - это сволочь, исповедуют ли они вслух то или иное этическое учение или вообще никакое". - это одно из нередких высказываний Фрейда о человечестве, на которое он был неизбывно зол. Ницшианские ноты в произведениях отца психоанализа, его нескрываемый антисемитизм, презрение к культуре, к гуманизму и правам человека - все это дало ростки в современной евгенике и в расовых теориях. Так что расхождения Фрейда с фашистской идеологией - это политическое недоразумение, особенно, если учесть, что современный неофрейдизм уже совсем не фрейдизм Фрейда. Психоанализ нынче в основном метод манипуляции людьми, чем он собственно в завуалированной форме и был, но не в такой степени наглости.
  
  При любом отношение к психоанализу, нельзя отрицать, что он работает. Но следует отметить, что "разговорные психотерапии" эффективны независимо от того, какие теории под них подкладывают. И всё же в купе с "эдиповым комплексом", хотя на строгое экспериментальное доказательство это не тянет, они работают лучше, чем без него. Почему? Потому что гладиолус!
  
  Казалось бы, где психоанализ, а где квантовая механика? Но общее между ними есть. Квантовая механика не менее абсурдна, чем теории Фрейда. Это прекрасно понимали её отцы-основатели и в своё детище не верили. Мы незнаем, какие реальные физические процессы она описывает. Она их не объясняет. Все попытки выудить из неё что-либо доступное пониманию, напоминают психоаналитический сеанс. Но она работает! Почему? Потому что гладиолус!
  
  Современная наука необозрима, обывателю неинтересна, специализирована настолько, что узкие специалисты перестали понимать друг друга, хотя подчас судят обо всём сразу, например, как я. Знаю, что вызову негодование у некоторых читателей, но даже, казалось бы, многожды подтверждённая теория электромагнетизма минимум наполовину сродни психологическим бредням. Психоаналитический взгляд на науку и на тех, что её продвигает, приводит к ужасающим выводам.
  
  Не знаю, как вся наша цивилизация в целом, но я в этом месте упираюсь в когнитивный тупик и не боюсь в этом признаться. Как страшно жить! Клянусь собакой!
  
  Л. Январев
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"