Если после подсчёта святых угодников и сорока разбойников, в первом случае результат преисполнен святости, а во втором - греха, значит это нумерология. Таблицу умножения для гадания ещё не используют, но чем черт не шутит, когда бог спит!
В разных языках, в определённый исторический период, в качестве цифр употреблялись буквы алфавита. На Руси до 17 века числа писали буквами. Простотой употребления, так называемые, арабские цифры завоевали Европу, и буквенная запись чисел отошла в прошлое. Но в оккультной среде традиция соотносить буквы с цифрами трансформировалась в особый инструмент исследования священных книг.
В любознательно-поверхностной среде бытует мнение, что древнее еврейское эзотерическое учение Каббала, это своего рода числовая демонология. Конечно же, это не так. Не так примитивно.
Хотя мы говорим о Каббале в связи с нумерологией, не стоит смешивать одно с другим. Это тоже, что перепутать курицу и куриный помет. На что не пойдёшь ради интриги изложения? Но не только поэтому. Действительно, чаще всего Каббала упоминается в связи с закодированными книгами, буквенно-числовыми манипуляциями, таинственными символами и талисманами.
Каббала изначально и прежде всего, что о ней может и, будет сказано - это изустное предание, в котором заключена эзотерическая мудрость, накопленная еврейским народом, и является тайной частью Торы. Прошу не путать с бытовой еврейской мудростью. Говорят, что это не одно и то же.
Означает ли это закрытость Каббалы для других народов? С точки зрения иудейской традиции, например, я, как не иудей, к тому же не почитающий никаких святынь, должен быть причислен к числу гоев, которые несут миру горе и разрушение. Но не будем упрекать Каббалу в еврейском происхождении, ведь не упрекаем мы в том же Иисуса Христа? И обвинять её в религиозной нетерпимости не будем. Та же Каббала признает безусловное право на существование даже самого вредного, так как в мире нет ничего лишнего, ненужного. Выходит, и такие гои как я, с точки зрения каббалиста, могут на что-нибудь да сгодиться, и свет мудрости для них не закрыт. Это характерно для Каббалы: сначала отдалить, поставить на своё место, а потом дать шанс.
Уделив более пристальное внимание Каббале, мы с удивлением обнаружим целый куст эзотерики, гнущийся под тяжестью плодов. Некоторые авторы говорят о Царстве Каббалы. Христианская каббала, Розенкрейцерская каббала, Некрономическая Каббала, Энохианская каббала, Каббала Маат... Есть даже такой экзотический плод, как Ликантропическая каббала. Вряд ли мой перечень исчерпывающий. Есть разновидность Каббалы, которую её адепты считают наукой и преподают как обычную научную дисциплину.
О Каббале говорить не трудно, но в какой-то момент перестаёшь понимать, о чем собственно говоришь? Параллельные мысли и ассоциации то и дело уводят в сторону. Это свойство эзотерических учений. Говорить о них никому не возбраняется. Трудно удержаться на грани внятности. Приходится то и дело напоминать о сложном единстве формы, содержания и времени, из которого они выходят. Иногда это помогает. Древние мудрецы считали, что суть кувшина в пространстве, очерченном внешней оболочкой, а не в самой глиняной оболочке. Увы, такое впечатление, что чаще всего удаётся поговорить лишь о глиняной оболочке. С Каббалой как раз тот случай.
Письменные источники о Каббале появились сравнительно недавно, они известны с 13 века, и можно сказать, являются лишь оболочкой. По утверждению знающих, до сих пор многие, если не основные, каббалистические таинства передаются изустно от учителя к ученику. Поэтому, прежде всего, Каббала делится на письменную и изустную. Есть мнение, что письменная Каббала содержит намеренные искажения, чтобы сбить с толку непосвящённых Вероятно, по принципу, бей своих, чтобы чужие боялись. Это справедливо для эзотерики вообще. Кроме того, Каббала Каббале рознь. Учат ей таким образом: учитель лишь приоткрывает смысл тайных аспектов, а ученик, если способен понять, чему же собственно его учат, додумывает недосказанное, опираясь на собственные силы души. В итоге получается две Каббалы - одна от учителя, другая от ученика. Совершенно не обязательно, что это одно и то же.
Вообще всегда, когда мы говорим о магии, эзотерике и в частности Каббале, нужно помнить, что обучение этим, условно скажем, дисциплинам по книгам невозможно. Книжная информация позволяет составить только приблизительное представление о предмете.
В дальнейшем рассказе не обойтись без употребления слов "оккультизм", "эзотерика", "магия", поэтому хотелось бы уточнить их применение, чтобы самому не запутаться и вас не путать. Это стандартное уточнение, которое я использую в своих текстах 'о неочевидном'.
По одной из схем тайноведения оккультизм следует относить физическому плану, эзотеризм - к астральному плану, герметическую философию - к ментальному плану, мистику - к духовному плану (космическому сознанию). Иногда слово "оккультизм" используют для обозначения некой совокупной системы особых, оккультных знаний, но чаще - для обозначения области сверхъестественного, необъяснимого с точки зрения науки и здравого смысла, при этом разделяя христианский оккультизм, европейский оккультизм, исламский оккультизм, индуистский оккультизм и так далее.
Слово "мистика" вполне уместно там, где речь идёт о глубоких религиозных переживаниях, прозрениях, явлении святых, божественных знамениях и так вплоть до психического расстройства.
Эзотеризм и герметизм тяготеют к некой систематизации оккультизма, мистики, магии и в этом похожи на философию, отсюда употребление в сочетаниях "эзотерические учения", "герметические науки".
КОНСПЕКТ О ТВОРЦЕ
Сокровенное, неизреченное Божество выше всякого определения. Любое определение является ограничением. Самоограничением Абсолютное освобождает в себе место конечным мирам, само не меняясь, оно каким образом проявляется. В проявленном пространстве оно излучает свет, так как теперь есть куда и откуда испускать лучи. Это называется эманацией. Лучи, о которых идёт речь, не являются чувственными в том смысле, что это не физический свет. Это свет умопостигаемый. Это категории бытия. Упрощая, можно сказать, что это способ передачи информации. Это тридцать два пути мудрости, которые соединяют 10 сфер (сфирот), лежащих в основании бытия. Сфирот (не "сефироты"!) называются:
1. Венец или Корона ("Кетер", ударение на первый слог).
Проявленное единство всех сфирот. Мир архетипов. Прообраз мира. Нетленная сущность. Субстанция, из которой берет начало все живое. Тоска. Белый цвет, содержащий в себе все цвета спектра. Иногда в оккультизме - цель и конец мистического опыта. Оборотная сторона - хаос и разрушение.
2. Мудрость ("Хокма", ударение на последний слог).
Мудрость, как откровение, а не жизненный опыт, как открытие ранее сокрытого. Первая явленная эманация и творящее Слово. Линия. Творческий импульс. Голубой цвет. Всевидящее Небо.
3. Ум или Разум ("Бина", ударение на последний слог).
Восприятие, понимание. Определение, как ограничение. Устойчивая форма. Разумная Материя. Треугольник. Коричневый (иногда - чёрный) цвет. Цвет Земли.
4. Милосердие ("Хесед", ударение на первый слог).
Это милосердное величие Творца, ибо в его власти давать Свет, создающий и проявляющий все сущее. Это Любовь Творца, созидающая "все из ничего". Это поток энергии во времени и пространстве, который осуществляется во Вселенной. Четырёхмерное пространство. Четырёхугольник - это предел материальных форм. Синий цвет. Свет звёздного неба.
5. Справедливость или Строгость ("Гебура", ударение на последний слог).
Это Справедливость в пользу Добра. Это Строгость Творца, порождающая Страх перед Творцом. Страх, без которого невозможна ни одна Религия. Это всадник, поражающий змея. Свобода, как самоограничение выбора. Красный цвет. Форма - пятиконечная звезда.
6. Красота ("Тиферет", ударение на средний слог. Вариант - Тифарет).
Точка, в которой сходятся высшие и низшие сфирот. Философское Солнце. Взаимопереход сил - отражение высшего в низшем и стремление низшего к высшему. Нисходящий и восходящий треугольники. Гармонизация внешних и внутренних ритмов жизни. Жёлтый и золотой цвета. Символы - крест в круге, куб, шестиконечная Звезда Давида (символ гармонии). Деньги, как символ накопленной энергии.
7. Торжество или Победа ("Нетцах", ударение на первый слог).
Торжество Творца создавшего Вечность из конечных самовоспроизводящихся материальных форм. Жизнь, побеждающая Смерть. Человеческая любовь в отличие от божественной любви. Природа. Основа инстинктов, но и вдохновение, рождающее искусство. Красота справедливого, и правота прекрасного. Зелёный цвет. Символ - роза.
8. Слава ("Ход").
Инструмент Творца, позволяющий отделить хаотическую жизнь от разумной. Организация форм жизни. Строительство общими усилиями жизни, как храма Творцу. Мудрость. Практическая деятельность. Осмысление мира. Рациональный взгляд на вещи. Оранжевый цвет. Символ - змея.
9. Основание ("Йесод", ударение на последний слог).
Восприятие мира в неразрывной связи с Творцом, с его Благодатью. Чистая вера в божественный замысел и в божественность замысла. Чистота духа и помыслов. Интуиция, как божественный промысел. Фиолетовый цвет.
10. Царство ("Малкут", ударение на последний слог).
Конечная форма проявленного мира и множественность его форм. Материальная действительность. Порядок материальной жизни, заданный Творцом. Незыблемость этого порядка. Множественность проявления материального мира характеризуется радугой. Символы - дверь, врата жизни и смерти, алтарь на двойном кубе - один куб небесный, другой куб земной.
Сефорот предшествует Бесконечный Свет (Эйн-Соф-Ор) - он, прежде всего сущего. После сфироты Бина следует скрытая - Знание (Даат). Мир формирования отделён от Высших миров Бездной, в которой находится сфирота Даат. Это высший предел умопостижения Бога для человека и предел снисхождения Бога для умопостижения человеком. В идеале - точка равновесия высшего и низшего. Прозрачный цвет.
Короткие пояснения к сфирот, которыми я воспользовался, не являются обязательными. Лишь посвящённые знают истинный смысл сфирот. Мы можем только предполагать.
Сфирот - это и матрица совокупности миров, и матрица индивидуума. Они образуют единое целое, принимая форму совершенного существа. Это Древо Жизни.
Образ Древа жизни вы встретите у многих народов в мифах, фольклоре, в колдовских манипуляциях. Шаманы, хотя и незнакомы с Каббалой, по символическому древу жизни поднимаются в тонкие миры. Разумеется, формальное совпадение образов не означает понятийного тождества, но и не является случайным.
Свой тайный язык Каббалисты называют языком ветвей. Его особенность в том, что это язык форм нашего мира, вырастающий из универсального (корневого) языка отражающего суть этих форм, по-разному отражённых в других мирах. Поэтому он пригоден для обмена чувствами и образами с другими мирами при условии, что подразумеваются предметы другого мира, хотя и называются предметы нашего мира. Уф! Язык сломать можно! Иными словами, говорится одно, а подразумевается другое.
Десять сфирот достаточно для описания любого духовного действия или объекта, это своего рода ДНК внутреннего (духовного) мира.
Удаление божественного света от первоисточника - это устройство Вселенной. В слиянии, а значит и в непосредственной близости от Божества находится:
Мир Слияний (Ацилут).
Подалее ещё три мира:
Мир Творения (Бриа) - область творческих идей питающих чистых духов;
Мир Создания (Иецира) - область душ;
Мир Делания (Асиа) - наш видимый материальный мир.
Каждому миру соответствует своё древо сфирот, но все деревья неразрывно связаны. Эти миры не имеют границ, они включены друг в друга. Человек принадлежит всем мирам, но живёт в низшем. В высших мирах живут ангелы. В каком-то смысле мы изгнанники из прекрасного духовного мира, но только напрочь забыли о его красоте, одна из задач Каббалы напомнить об этом неисторическом прошлом.
Десять сфирот можно сравнить с фильтрами, которые преобразуют свет Творца так, чтобы населяющие наш мир могли этот мир воспринять. Иногда их называют лучами, но это вряд ли. Иногда говорят, что сфирот на самом деле восемь - это восьмеричная Каббала. Мы не будем вдаваться в такие тонкости. Важно только понять, что сфирот - это своего рода визитная карточка Каббалы.
Божья искра заложена в каждом человеке, но изначально рождается человек духовно мёртвым и не чувствует Творца. Лишь в борьбе с самим собой, преодолевая свой эгоизм, действуя ради других и Творца и, очищая, таким образом, душу, он постепенно приближается к Творцу до полного слияния. Этот путь делится на 125 ступеней (иногда их тоже называют мирами). Не поле перейти!
В высших мирах отсутствуют физические понятия Времени, Пространства и Движения. Если учесть, что расстояние между духовными объектами вообще измеряется их различием или сродством, а не местом расположения, то, может быть, это и есть объяснение многих оккультных или сверхъестественные феноменов, которые ставят в тупик современную науку?
Если совсем уж утилитарно, то из каббалистической премудрости можно сделать вывод - индивидуальная духовность стремится к слиянию с общей (не индивидуальной) духовной сущностью из которой исходят все перемены в материальном мире. Таким образом, приблизившись, но, ещё не слившись, можно получить информацию о том, что будет материализовано в нашем мире. Как вам?
Абсурдность такого рода шпионства очевидна, но если отмести в сторону преднамеренность, то может быть провидчество - это атрибут не просто духовно развитого, а именно духовно возвысившегося человека или уже даже не человека вовсе, а почти совершенного существа? С другой стороны, полно примеров, когда провидцами становятся люди, далёкие от духовности, не имеющие ни чести, ни совести. На подобные рассуждения каббалист вежливо ответит, что вы поняли учение в меру своей подготовленности, но мы-то уже знаем, что говорится одно, а подразумевается другое, в данном случае - мы поняли в меру своей испорченности.
Вряд ли Каббала годится для такого примитивного употребления, как обоснование то ли чудес, то ли шарлатанства, но многие её идеи действительно завораживают и вызывают желание примерить их на свой опыт, даже если вы не собираетесь обернуться в иудаизм, следовать 613 заповедям Торы, и вам глубоко наплевать на религиозную составляющую учения. Чувство сродни тому, о котором сказал поэт - так и хочется "задрав штаны бежать за комсомолом", в нашем случае - за Каббалой.
Ещё одно располагающее обстоятельство. Каббала не требует умерщвления плоти, самоистязания (физического), гимнастических упражнений и йоговской позы "лотоса". Она не принуждает вас под страхом божьей кары отказаться от того, что вам хочется и что, по большей части, по меткому замечанию одной дамы "оказывается либо безнравственным, либо полнит". Правда, на этот счёт существуют религиозные предписания, но я сейчас не имею в виду, что вы перешли в иудаизм.
Каббала делает ставку на Творца. Приближение к нему, даже если это первый робкий шаг, даёт представление о таком блаженстве, в сравнении с которым меркнут плотские удовольствия и желания. А осознание того, что именно ваши желания, ваше стремление к плотским радостям - есть главная причина ваших страданий, напрочь отвратит вас от дурного образа жизни. Не знаю, стоит ли прибегать к Каббале, если вы, например, решили бросить курить. А почему бы и нет? Заодно перемените мировоззрение.
Если, увлёкшись Каббалой, вы решитесь перейти в иудаизм, то вам, может быть, расскажут историю о таком же новообращённом, который попросил научить его всей Торе, пока он стоит на одной ноге. Ответ был прост: все, что ты ненавидишь, не делай другим. Это частный случай закона - люби другого, как себя.
Правда, иудейским мудрецом сказано: "Хотел Создатель очистить евреев, потому дал им Тору...". А как быть, если ты возлюбил другого, как себя самого, а он не еврей? А если он антисемит?
Кумир некоторой части русской интеллигенции, великий писатель Ф.М. Достоевский, наряду с этим картёжник, педофил и душегуб, вложив в уста своего героя фразу о слезинке ребёнка, сам вряд ли имел в виду слезу еврейского ребёнка, как, впрочем, и вообще слезы человеческие. Сможет ли истый каббалист полюбить русского маркиза де Сада? Сомневаюсь. Только человек с напрочь отбитым чувством реальности на такое способен. Жизнь сложна, полна нюансов. Ни Каббала, ни какое другое учение не сделают нас добрее и терпимее, они лишь призывают к этому.
Каббала вобрала в себя опыт, известный многим древним культурам, поэтому её национальная окраска для здравомыслящих людей не является принципиальной. Более того, может быть именно благодаря иудаистскому акценту, она приобрела исключительную направленность на нравственное, духовное совершенствование, что не может не вызывать уважения.
Классическая (иудейская) Каббала предлагает два пути возвышения духа над материей:
Путь Торы - воспитание с малых лет в духе Торы, в духе искоренения эгоизма.
Путь страданий - путь, которым идёт человек нерелигиозный, который вдруг теряет смысл обычных занятий и вкус жизни. Ему предстоит долгая и тернистая дорога страданий.
Как добиться гармонии животного тела и божественной души? Человек рождается абсолютным эгоистом и так как совершенствоваться в этом направлении ему нет нужды, он, набираясь жизненного опыта, только изощряется в эгоизме.
Одной из форм изощрённого эгоизма является альтруизм. Все, что делает человек, он делает, прежде всего, для себя. Забота о ближнем, бескорыстие, готовность поделиться последним - все это на поверку оказывается либо удовлетворением тщеславия, либо желанием "выглядеть", либо стремлением поставить в зависимость, либо ещё чем-то подобным. Это ни обвинение, это следствие природы человека, не открывшего для себя Творца. Даже если вы готовы пожертвовать собой ради торжества идей гуманизма, вы все равно эгоист. Любая мотивация, не связанная с мыслями о Творце, любая выгода, если это ни выгода от стремления слиться с Творцом, любое наслаждение, если оно не наслаждение от духовного приближения к Творцу - это разновидности и суррогаты эгоизма. От них невозможно избавиться обычным воспитанием, увещеванием, наказанием, волевым усилием, благотворительностью или ещё как-нибудь так же. Только длительная духовная работа подкрепляемая знаниями, которые даёт Каббала, откроет вам путь к истинному блаженству.
Каббалистический смысл человеческой жизни - духовное стремление к Творцу, непостигаемому разумом. Утверждение, что смысл жизни в самой жизни, из которого вытекают современные идеалы гуманизма, применимо только к растительной жизни, в человеческом обществе оно приводит к господству эгоизма, к взаимоистребляющей конкуренции, к техническому прогрессу ради технического прогресса, к попранию всего и вся ради места под солнцем и, в конечном счёте, к самоуничтожению разумной жизни. Быть разумным существом и человеком - это не одно и то же.
ЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАННОСТЬ
Исследователи Каббалы различают в ней 4 вида (уровня) знаний:
1. Творение.
Создание и развитие миров. Закономерности и следствия взаимодействия материального и духовного миров. Цель творения человека и его место в системе с иллюзией свободы воли.
2. Функционирование.
Взаимодействие сущности человека с духовным миром. Личный путь каждого к Высшей цели и влияние действий каждого на всех и всех на каждого. Приход человека в мир и уход из него. Судьба. Это область практической Каббалы, каббалистической астрологии и медицины.
3. Кругооборот душ.
Кругообращение сущности каждой души. Последствия действий человека, их отражения в последующих жизнях от начала и до конца мира. Правда, Каббала прослеживает путь душ лишь в течение 6000 тысяч лет.
4. Управление.
Изучение неживой, растительной и животной природы. Управление природой из духовного мира. Восприятие человеком Времени и Пространства.
Эволюция души, её возвышение или падение, познание себя, своего личного места во Вселенной, вечная борьба добра и зла, человеческий дух, стремящийся к объединению с Божеством - все в Каббалистических путях мудрости. В знании сила! Современные учёные взяли на вооружение этот древний магический лозунг, но вкладывают в него совершенно иной смысл. Пифагор, которого они почитают за родителя теоремы собственного имени, говорил: сумма знаний, не есть ум. Но и незнание, горе для ума. Издревле известно, что непосредственное мистическое переживание развивает ум больше, чем сотни прочитанных научных книг, а главное - развивает душу. Поэтому всегда была Книга и книги. Знание не было синонимом образования. И образованный человек мог оставаться невежественным. А невежество - грех пострашнее всех смертных грехов вместе взятых, хотя их тоже нужно остерегаться.
Невежественная образованность - главный враг человечества, угроза всему сущему. К этому выводу приходят все эзотерические учения, но они по определению не могут быть идеологией масс, так как требуют особого сосредоточения и особых занятий - "для мира, но не от мира". До какого-то времени их посредницей выступала религия, да только вот беда - заставь дурака молится, он и лоб расшибёт! Она давно утратила своё значение и под лозунгом "Верую, потому что нелепо!" разбазарила своё эзотерическое наследство. Современное человечество на полных парах технического прогресса несётся к концу своей географии и истории.
Знакомство с Каббалой завораживает, заставляет по-новому взглянуть на мир, но привлекательность Каббалы в какой-то момент начинает пугать. Кроме того, возникает очевидный вопрос - почему Творец сразу не устроил все разумно и справедливо, в соответствии с принципами добра, любви и согласия? Почему человек в своём стремлении к Творцу должен сверхчеловеческими усилиями избавляться от собственного эгоизма? Почему Творец посылает человеку такие испытания, от которых взвоет даже каменное сердце? У Каббалы есть ответ на эти вопросы. Более того, есть ответ на любой вопрос! Это пугает. Лично у меня, в ту минуту, когда осознаешь, что столкнулся с глобальным, всеобъемлющим Учением, сразу пропадает интерес к жизни, но ненадолго - жизнь ни в чем не виновата - на самом деле пропадает интерес к Учению. Окончательно добивает, что и такое развитие событий предусмотрено в Каббале. Возникает чувство, будто неотвратимо надвигается пресс мироздания, чтобы расплющить тебя и отправить на дальнейшую переработку по 32 путям мудрости.
Слава богу, что ответы на все вопросы существуют лишь в голове тех, кто на них отвечает. Но кого-то наоборот, как раз и притягивает глобализм Учения, его всеохватность и всепроникновенность. Путешествие в эзотерику напоминает путешествие Колобка из одноимённой сказки. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя Каббала я и подавно уйду! Но рано или поздно Колобок все равно докатится до такого Учения, которое сожрёт его с потрохами. Поэтому вопрос не в том, какое Учение лучше, а какое хуже. Мне иногда кажется, что все они напоминают разные марки стиральных порошков для души. Выбирайте то, что вам комфортней по посулам, или, исходя из специфики пятен, но не забывайте историю Колобка.
Исторически известно, или полагают, что известно, откуда и с каких пор ведёт своё начало Каббала как форма, но что касается содержания, то его истоки скрыты за словами о божественном происхождении. Соответствующая сказка всегда наготове. Каббале Бог учил избранных ангелов в Раю. Адаму учение было передано после грехопадения и изгнания из Рая, как шанс вернутся. От Адама оно перешло к Ною, затем к Аврааму, потом к египтянам, а от них - к Моисею. По другой версии ангел учил Моисея Каббале все сорок лет скитания еврейского народа по пустыне.
Апелляция к доисторическим временам - это приём всякой эзотерической традиции. Знание, которым оперирует эта традиция, и способ его получения коренным образом отличается от того знания, которое приобретается обычным образованием. Звучит интригующе. К сожалению, ничего более определённого сказать нельзя. Многочисленные попытки различных исследователей внести ясность лишь только добавили путаницы. А те, кто действительно знают - молчат.
Чтобы не сбиваться на других авторов, которые с небольшой разницей говорят об этом, воспользуюсь цитатой из уже початого мною для употребления в своих текстах Элифаса Леви: "Платон говорил, что корень этого великого знания нельзя найти в книгах; мы должны узреть в себе с помощью глубокой медитации, открывая священный огонь в его собственном источнике... Вот почему я не пишу ничего, содержащего такие откровения и даже никогда не говорю об этом. Кто бы ни пытался популяризировать их, найдёт свои попытки тщетными, потому что, исключая очень малое число людей, одарённых от Бога пониманием, как открыть эти небесные истины внутри самих себя, им воздаётся презрением, ибо они относятся к другим с тщетной и необдуманной самоуверенностью, как если бы были хранителями дива, которое сами они не поняли".
Только немногим посвящённым позволено рассказывать в упрощённой, доступной форме о некоторых аспектах Учения, что бы у людей не возникало чувство, будто за их спиной плетутся злые козни. Непонятное пугает!
Несмотря на доступность письменной (читай - разрешённой) Каббалы в сегодняшнем информационном мире, чаще всего она ассоциируется не с 32 путями мудрости, а с магией. Эта часть Каббалы называется практической, в её арсенале: магические приспособления и символы, колдовство, некромантия, заклинания, общение с ангелами и демонами... Магисты считали, что пользуясь семью именами великих и могущественных духов, которые стоят у трона Всевышнего, или именами 72 гениев, управляющих миром проявленным, можно добиться многого. Не всегда результат отвечает ожиданиям. Сила истины и сила заблуждения соперничают между собой. Твёрдая, но безнравственная (читай - не полностью избавленная от невежества) воля может использовать священные имена для дурных целей, вызвать негативную реакцию в духовном мире, которая отразится злом в материальном мире. Но даже без умысла, ошибки при исполнении ритуалов могут привести к непоправимой беде. Поэтому, как говорят те, кто знает, применение практической Каббалы разрешено посвящённым лишь в самых крайних случаях.
Поминая Практическую Каббалу, мы впадаем в противоречие, о котором нельзя не упомянуть. Для краткости обращусь к безусловному авторитету иудаизма - Моисею. В пятой книге он категорически высказывается: 'Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых: ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего'. Наказание должно быть скорым - побиение камнями до смерти! С другой стороны, иудеев всегда считали сильными и неискоренимыми магистами. Сколько всего им приписывается! Опять наветы по национальному признаку? Если бы речь шла только о двойных стандартах - эка невидаль! В христианской Европе ровно за одно и то же могли либо причислить к лику святых, либо сжечь на костре. Это никого не удивляло. Дело в другом. Магический вопрос для религии - это болезненная тема.
Среди доступных книг, которые можно отнести к основным источникам по Практической Каббале - Шестая и Седьмая Книги Моисея, Большой Ключ Царя Соломона, Малый Ключ Соломона. Ключи есть, остаётся найти дверь. Этому посвящено множество других книг по магии. Где же каморка каббалистического папы Карло, где заветная дверь? Увы! То ли в каморке за старым холстом глухая стенка, то ли современные магические "буратины" предпочитают трудиться на другой ниве. Их усилиями не скудеет Поле чудес в Стране дураков.
ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ
Все европейские духовные, религиозно-мистические братства (ордена) прошлого эзотерические, а значит тайные. В различной степени они опирались на Каббалу до сих пор более неизвестную, чем известную или её разновидности. Поэтому под общим ярлыком 'масоны', очень часто с приставкой 'жидо', эзотерики стали в руках политиков удобным пугалом для обывателей. Ревнители христианства и государственности приписывали всяко-масонам стремление разрушить религиозный, семейный, а потом государственный уклад тех народов, среди которых они действуют. Судите сами, разве не дьявольские козни, не подкоп под христианскую цивилизацию представление о том, что человек, прошедший полное очищение и достигший просветления духа (не путать с религиозной святостью) становится вместилищем божественной силы, которая мистическими путями передаётся миру, способствуя победе добра? Что это - мания величия, бесовская гордыня или небезобидная чепуха? Все вместе!
Не пытаюсь оправдать масонство. Оно очень быстро выродилось в тайные политические кружки, группы, экстремистские и криминальные организации. Об этом написаны тонны и тонны книг. От Каббалы там уже давным-давно даже запаха не осталось. Современное масонство - это благообразная маска на лице хищного зверя, имя которому Капитал. И никакой эзотерики!
С точки зрения мирской власти чёртовы каббалисты, оккультисты, и прочие такие всегда выглядели весьма подозрительно, и в итоге своими кровавыми деяниями во имя гуманизма, добра и справедливости подтвердили худшие опасения. Возвышение души, тайны, загадки... Напоминает проповедь и кроссворд одновременно! А на деле вольнодумство, смутьянство, жажда денег и власти. Напускная, игровая таинственность, архаичная, нелепая обрядность - никакого отношения к каббалистической обособленности это не имеют. В чём же она проявлялась?
Каждая из 22 букв еврейского алфавита является активной силой, имеет особый атрибут божества (имя божье) и числовое значение. Поэтому умение читать в обычном и каббалистическом смыслах - это разные вещи. Любой алфавит сакрален. Например, феноменально сакрален русский алфавит, изрядно убитый реформами начиная с царя-иностранца Петра I.
Не только для каббалиста, но и для всякого верующего, очевидно, что Библия задумана, написана и сохранена сверхъестественным образом. Этого достаточно, чтобы остановится в благоговении, славя Господа. Но каббалисты понимают божий замысел шире буквального прочтения священных текстов. Человек, возвысивший душу, да увидит сокрытое от суетного внимания и от бездуховной любознательности.
Говорить, что для каббалистов Библия - зашифрованный текст, это примерно то же, что предположить, будто они шпионят за Господом, взламывая его секретные коды. Сокровенное, сакральное раскрывается в душе. Это и есть ключ к тайне истинных имён, которые читает каббалист. Это внутреннее зрение, которое позволяет видеть знаки божьи и предзнаменования в священных текстах (Библия лишь в том числе), как послания невидимых миров. То, что непосвящённые называет "вычислением", "расшифровкой" это всего лишь правила чтения. Без духовной работы манипулирование буквами, цифрами, датами, печатями - есть пустое занятие и богопротивное. Не ждите чудодейственной силы от талисманов составленных таким образом.
Что такое каббалистическая запись? Все буквы имеют числовое значение, значит любое слово можно "сосчитать", сложив буквы-цифры. Так можно "сосчитать" целые фразы. Разные слова могут иметь одинаковое числовое выражение. Такие слова символизируют друг друга. Фразы с одинаковым числовым значением - объясняют друг друга. Этот приём относится к Гематрии. Перестановка или замена букв в слове по определённым правилам, варианты написания слов, анаграммы - это относится к Темуре. Сокращение слова до буквы, а предложения до слова - это относится к Нотарикону.
Здесь следует сделать оговорку. Еврейское происхождение этих методик сомнительно. Они возникли для работы с буквами не еврейского алфавита. Нотарикон -- (NVTRIQVN) искаженное латинское слово notarius (писец). Темура - (ThMVRH) искажённое греческое слово typos (отпечаток, образ). Гематрия - (GMTRIA) искажённое греческое слово geometres (геометр, математик).
Даже не зашифрованный каббалистический текст может выглядеть настолько аллегорически или наоборот настолько обыкновенно, что непосвящённый никогда не догадается о содержании заключённого в нем послания.
В чем смысл покрова таинственности, как Каббалы, так и других эзотерических учений? Совершенно точно, что к режиму секретности, как в спецслужбах, это отношения не имеет. В эпоху болезни книгописания все тайны давно выболтаны. Так, кажется, а на самом деле эти тайны ещё глубже, чем прежде, погребены под спудом слов и книг.
Сами по себе причины запретов на разглашение никогда не были тайной.
Во-первых, если от разглашения нет никакой пользы обществу, оно не способно ни оценить, ни использовать во благо полученные знания, зачем сотрясать воздух? Хорошо если над вами только посмеются, а то и камнями закидают. Желающим блеснуть эрудицией лишь для того, чтобы показать свою приобщённость к посвящённым ни место среди посвящённых.
Во-вторых, действительно посвящённые знают, что есть ограничения языка, которые не позволяют передать тонкие духовные понятия иначе, чем искажая и вульгаризируя их. В лучшем случае такие попытки ведут к неудаче, в худшем - к ошибочным представлениям и опасным заблуждениям. Излагать тайные доктрины могут только люди получившие разрешение свыше, обладающие особой силой, наполняющей окружающее духовным светом. Но даже в этом случае, изложение будет каким, что поймут его лишь те, кто достоин и готов понять. Все прочие останутся в неведении и убеждении, что и сами это всё знают, а то и вовсе примут рассказ за сказку для детей. Ёмко и лаконично о вербальной неадекватности сказал поэт: "Мысль изречённая - есть ложь!"
В-третьих, и это главное - запрет Творца использовать, в том числе и Каббалу, в собственных интересах. Сюда следует отнести предсказания, амулеты, заговоры и прочее, что используется шарлатанами для выманивания денег у простаков. Мудрость, отданная на утеху глупости - разве есть больше оскорбление Творца? Разве есть большее неуважение к нему? Например, с этой позиции гадание на картах Таро, которые Элифас Леви вдохновенно скрестил с Каббалой, не выдерживает никакой критики, как и сами карты. Единственное утешение, что они не содержат в себе никаких приписываемых им тайн.
Гермес Трисмегист, которого считают автором так называемого "Герметического свода", в одном из наставлений говорит своему ученику: "Обещай мне хранить молчание (...), не открывай никому, сын мой, путь перерождения, который я передал тебе, из опасения, чтобы нас не сочли за врагов Вселенной".
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас". Это уже Библия.
Есть свой тайный язык и у суфиев. Он основан на шифровании слов арабского языка с помощью перевода в цифры и обратного разложения уже в другое слово. Причём приёмы, которые применяют суфии и каббалисты для своих тайных буквенно-числовых прочтений одинаковы. Общее и то, что свой тайный язык суфии используют не для шпионских донесений. Случайное совпадение? Опрометчиво смешивать Каббалу и суфизм, но невозможно закрыть глаза на многочисленные параллели, особенно в области магического. Не удивительно, по арабской легенде несколько посвящённых сохранили оккультное наследие иудейского царя Соломона. В доисламский период арабские и семитские колдуны пользовались одними магическими методами.
Кто такие суфии и почему им нужно шифроваться? Исламские мистики, трансцендентальные философы, восточные маги... Цифры, о которых мы намерены продолжить разговор, как известно арабские, что, впрочем, не факт. Алхимия, астрология - это то же суфии, хотя и не только. О них многое известно. Неизвестно только, правда ли то, что о них известно? Я говорю это не из любви к парадоксам. Суфии абсолютно свободны от какой либо религиозной приверженности, но европейцы считают их исламской сектой, хотя иные правоверные мусульмане подозревают в безбожии. У суфиев нет постоянного места для поклонения, нет священного города, нет монастырей, церквей и мечетей. Они, на первый взгляд, полностью интегрированы в господствующую религию. Суфии не называют себя суфиями, только улыбаются в ответ, мало ли у кого какие прозвища! Известно, что существуют суфиские общины (ордена), про которые доверчивым европейцам рассказывают вполне сказки, впечатление такое, что они как раз и существуют для отвода глаз.
Суфиям приписывают фантастические духовные практики. Одни удивляются, почему суфии никогда не пользуются сверхвозможностями? Другие не удивляются, когда становятся очевидцами сверхвозможностей суфиев. Определённо можно сказать, что это очень древнее духовное братство. Оно древнее язычества, христианства и ислама, хотя суфии не спорят, когда основателем суфизма называют самого пророка Мухаммада. Суфии берут от жизни только основные качества и отбрасывают случайные, такие как, например, религия, мистика, философия, но при этом строжайшим образом соблюдают религиозные предписания... Я не удивлюсь, если вы не слышали о суфиях, но удивлюсь, если вы не слышали о Мулле Насреддине, герое многочисленных суфиских притч. Самому пророку Мухаммаду приписывают слова: 'Тот, кто услышит голос суфиев и не скажет при этом 'Аминь', будет записан перед Господом как неосторожный'.
Вспомните мгновенную лотерею: чтобы узнать о выигрыше, нужно поскрести. В отличие от обычной, наша лотерея будет беспроигрышной. Поскребите любую религию, и вы везде обнаружите магию. Поскребите и её, но как только вы к этому приступите, тут же окажетесь там, с чего начали. Это не матрёшка, как может показаться на первый взгляд: тогда бы последняя фигура не равнялась первой. Все гораздо проще: вода - на земле, земля - на ките, кит - на воде. Это волшебное свойство замкнутого магического пространства. Тайна сама себя охраняет. А все эзотерические учения, как правило, носят одежды господствующих религий. Кто кому какой родней приходится - это вопрос не столько спорный, сколько склочный.
Каббала, казалось бы, полностью интегрированная в иудаизм, на поверку несёт в себе бациллу ереси. В учении бессчётно поминается Создатель, Творец. Все помыслы ученика направляются к нему, к центральной фигуре мироздания. Только вот Творец совсем не похож на Бога - ни на ветхозаветного гневливого старца, ни на его осовремененный клон. Он, скорее, некий принцип, чем мы его образ и подобие. В то же время каббалистический Творец и не Природа, как полагают безбожники. Ему нет определения. Как и религия, Каббала останавливается 'на краю небес', на границе постижимого, когда вопрос ещё задавать можно, но получить ответ уже нельзя. Каббалисты превозносят Тору, словно отдают ей первенство, но они же её и написали, только им понятен её истинный смысл. Ставить телегу впереди лошади, это не просто уловка эзотерики, это условие её существования.
Христианские догматики считают Каббалу дьявольским изобретением, но ничего не могут поделать с распространением этой заразы в христианстве. 'Никакая наука не может лучше убедить нас в Божественности Иисуса Христа, чем Каббала' - эти слова интеллектуала второй половины XIV века, сказанные в контексте платонически-пифагорейско-герметического синтеза, даже сегодня с точки зрения христианских ортодоксов - пример происков сионизма. Старинное европейское присловье, означающее крайнюю степень падения: 'Я, скорее стану евреем, чем...', никуда не делось, даже в наше политкорректное время, но хочу напомнить, что наряду было в ходу и другое присловье: 'Я, скорее стану священником, чем...'. Два сапога - пара!
Если вы не боитесь приобрести нервное расстройство, и у вас достанет сил углубиться в оккультную литературу, продраться через чащобу вздора, то, может быть, наградой станет солнечная лужайка, где вы с удовольствием остановитесь отдохнуть. Обозревая пройденный путь, вы непременно подумаете о неком первоначальном источнике, из которого разные авторы черпают одно и то же, если конечно, не списывают друг у друга. Эта мысль рано или поздно приходит всем. Наука верит в случайные совпадения, а эзотерику лучше вычеркнуть слово 'случайность' из своего словарного запаса. Ничего случайного не бывает. Что тогда?
А тогда, непременно найдётся цитата, которая подтвердит догадку: 'Все религии сохранили память об одной первичной книге, написанной иероглифами мудрецами первых веков мира, символы которой, будучи впоследствии упрощены и вульгаризированы, послужили Писанию буквами, Слову - категориями, а оккультной философии - её таинственными знаками' (Елифас Леви). Я не стал нарушать свою традицию цитирования этого автора, хотя мог найти похожее у другого. Это оккультная очевидность, чтоб не сказать банальность.
Любознательные умы уже очень давно пытаются найти универсальный первоисточник эзотерических знаний. Оккультизм приписывает его к Атлантиде, кто-то считает, что традиция берет начало в не менее легендарной Гиперборее, куда в свою очередь была занесена космическими пришельцами. Остаётся только позавидовать такой осведомлённости оккультных всезнаек. Те, кто преодолел комплекс 'поиска учителей', обращают внимание на то, что вероятнее всего эзотерика продукт сложного взаимодействия культур. Увы, появление этой дежурной фразы неизбежно. За неё удобно прятаться, но она ничего не объясняет. Честно в этом признавшись, с лёгким сердцем вернёмся к цифрам.
НУМЕРОЛОГИЯ: ОТЦЫ ОСНОВАТЕЛИ
Логично было бы предположить, что современная нумерология - продукт Каббалы, в которой, как мы выяснили, что-то там вычисляется совсем не в арифметических целях. Ничуть не бывало! Современная нумерология ведёт своё происхождение от легендарного мудреца древности Пифагора. По преданию он посвятил своих учеников в искусство предсказания будущего по числам. Его последователи учили, что вселенная строится в согласии с числом.
Всё, что мы знаем о жизни Пифагора, крайне недостоверно. Конкретные нумерологические приёмы появились гораздо позднее бесспорно не без влияния суфизма и Каббалы, но в сравнении с ними являются серьёзной профанацией, в частности, идей Пифагора тоже.
Пифагоровы штаны во все стороны равны! Это бодрая математическая истина постигается ещё в младшем школьном возрасте и, само собой разумеется, что речь идёт не о реальных штанах, а о теореме Пифагора. Но мифологический учёный был не только математиком. Его пытливый ум бился над разгадкой устройства мироздания. Пифагор, его ученики и последователи, которых с тех пор называют пифагорейцами, считали что мир - инструмент бога. Они раскрывали гармонию Вселенной через гармонию чисел, поясняющую божественный замысел.
Телесные воплощения души Пифагора происходили в течение 216 лет начиная со времени, когда он считался сыном Гермеса. Рассказывают, будто многомудрый бог пообещал выполнить любое его желание, кроме одного - бессмертия. Будущий Пифагор попросил, чтобы в следующих воплощениях он сохранял память о прошлых жизнях. Желание было исполнено.
Созданная Пифагором школа была общиной и тайным мужским союзом. Кандидаты в ученики проходили тщательную проверку. Отбор был строг. В человеке все должно быть прекрасно и гармонично: тело, душа, намерения. Люди неадекватные, с расстроенной психикой или просто дурным характером не имели никаких шансов стать учениками Пифагора, а те, кто удостоился такой чести, ещё три года считались кандидатами. За это время выяснялось, крепка ли их любовь к учению, не замутнена ли она корыстными целями. Затем Пифагор предписывал избранникам пятилетнее молчание - наиболее трудный вид воздержания. После этих испытаний имущество ученика переходило в общую собственность и передавалось специальным управляющим (домоправителям).
Если потом ученика отвергали по какой-либо причине, он получал имущества из общей кассы вдвойне больше (с процентами!).
В течение пяти лет молчания ученики могли слушать учителя, скрытого за занавесом и, таким образом получая образование, становились экзотериками. Успешно прошедшие испытания, допускались внутрь занавеса и получали возможность созерцать учителя во время занятий. Так они становились эзотериками.
Не выдержавшего испытания и особые священнодействия, считали умершим, на том месте, где он сидел, насыпали надгробный холм и воздвигали обелиск.
Об учении Пифагора более судят по его влиянию на великих философов древности, а не по первоисточникам. Как истинно эзотерическое, оно передавалось изустно, а не в письменной вульгаризации, в крайнем случае, использовались символы, понятные лишь посвящённым. Его ученики строго следовали предписанному учителем умолчанию о божественных таинствах.
Самому Пифагору приходилось не сладко на пути к знанию. Рассказывают, что он подверг себя обрезанию, иначе египтяне не допускали его к изучению своей древней науки. Для Пифагора было не просто решиться на это. Греки с физическим отвращением относились к египетско-иудейскому обряду обрезания. Для них 'обрезанный' - это всё равно, что моральный и физический урод. Римляне не только переняли это восприятие, но и отрубали обрезанные пенисы, как говорится, направо и налево.
Дорого доставшимися знаниями, Пифагор не спешил делиться со всем миром. Когда один из его учеников разгласил тайну иррациональных чисел, Пифагор воззвал к богам покарать отступника. Нарушитель клятвы молчанья вскоре утонул во время шторма вместе с кораблём, на котором плыл подальше от разгневанных соратников. На все воля божья!