Ярич Ирина Георгиевна: другие произведения.

Из прошлого испанского народа

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткий обзор этнической истории

   Ярич И. Г.
  
   ИЗ ПРОШЛОГО ИСПАНСКОГО НАРОДА
  
   ( Краткий обзор этнической истории)
  
  I. ДРЕВНОСТЬ
  По данным раскопок в баскской пещере Урбиола в 1965 г. ученые заключили, что на Пиренейском полуострове в III тысячелетии до нашей эры жили три этнических типа. Из них преобладал западно-пиренейский, но также распространен был альпийский или арменоидный тип. Предполагают, что последние переселились с Ближнего Востока или Кавказа. (1) Пришедшие племена, возможно, смешались с ранее поселившимися выходцами из Африки, представителями капсийской культуры (2), создав высокую эль-аргарскую культуру иберов бронзового века. Однако есть мнение, что в чистом виде капсийская культура не достигла Испании (3). Академик “ Н. Я. Марр вскрыл глубокие и древнейшие связи между иберами в Испании, иберами Кавказа и берберами Северной Африки, между Лигурией и Гурией (на западном Кавказе), между басками и абхазами - abas-k”ами ...(4).
  На севере Испании жили племена васконов, предков современных басков, представители древнего доиндоевропейского населения или (и) возможные потомки “круглоголовых”(5).
   Древние обитатели Пиренейского полуострова ютились в многочисленных пещерах. Пещерное искусство Испании (резьба по камню и живопись) восхитительна. Мастерство художников палеолита удивляет живостью и реалистичностью.
   С изменением климата изменяется и образ жизни населения. Потепление в Западной Европе способствовало переходу от обитания в пещерах к созданию собственных жилищ, земледелию и одомашниванию животных. Юго-восток полуострова, область Альмерии - очаг новой культуры, распространившийся на север до Каталонии и Пиренеев, на запад в Гренаду и Андалузию. В Альмерии горы были богаты полезными ископаемыми - медь, серебро, олово, где находились древнейшие в Европе рудники.
   Племена жили уже в укрепленных каменными стенами селениях, а умерших хоронили в могилах, обложенных каменными плитами. Из селений возникают города, где зарождается промышленность, торговля, морские торговые походы в дальние земли.
   На атлантическом побережье Испании возникает “мегалитическая культура” - колоссальные сооружения из огромных камней и каменных плит. Мегалитические постройки обнаружены на морских побережьях Франции, Англии, Ирландии, Дании, на всех островах Средиземноморья, кроме Сицилии, на западночерноморском побережье, в Крыму, на Кавказе, в Палестине, Абиссинии, Индии, и Дальнем Востоке. Предположительно, что у Пиренейского полуострова сходились морские торговые пути на север и восток. На побережьях обнаружены коллективные гробницы, где найдено золото, бирюза, янтарь.
   Энергичные жители Испании “круглоголовые” - создатели “колоколообразной” посуды совершали не только дальние морские путешествия. Они проникали через Пиренеи, доходили до Рейнской области, смешиваясь с местным населением, порождая "новую народность" (“народность круглых курганов”)(6). Шли дальше, на территорию нынешней Голландии, Дании, Германии, Чехии, на Дунай, завоевали Британские острова (до кельтов), Ирландию, где добывали руду, мастерили оружие и посуду. Видимо колоссальные усилия представителей мегалитической культуры и их огромное влияние на местное население других стран можно объяснить высокой пассионарность (7), которую породил один из пассионарных толчков (8) древности, захвативший Пиренейский полуостров. И Испания стала "колыбелью" (9) древней западноевропейской культуры.
   Юго-восток Испании в какой-то степени поддался влиянию мегалитической культуры. Жители создавали огромные гробницы, высеченные в скале. Но в основном они остались независимы и самобытны.
   В первой половине II тысячелетия до н.э. одним из процветающих центров Альмерийской культуры был Эль-Аргар, распространяя свое влияние почти на всех жителей Пиренейского полуострова. Умелые ремесленники создают кинжал и алебарду, которые распространяются от Испании до Ирландии. Искусные мастера делали украшения из золота и серебра, которое добывали из местных рудников в большом количестве. Альмерийцы перешли от коллективного захоронения к одиночному трупосожжению.
   Как же выглядели иберы? Внешние признаки иберов: рост выше среднего, черные глубоко сидящие глаза, черные жесткие волосы(10).
   В силу природных условий группы населения при сходстве в культуре имели и различия. Горные массивы затрудняли постоянный взаимообмен и смешение.
  "Иберский алфавит" был известен еще в эпоху Возрождения, но до сих пор полностью не расшифрован.(11) Происхождение иберийского письма не выяснено, есть предположение, что оно заимствовано у чужеземцев, потому что представляет собой смешение слоговой и алфавитных систем. Определенны две разновидности алфавита: северная (иберийская, дешифрованная М.Гомес Морено) и южная (тартессийская), расшифровать, которую не удалось. Последующие исследователи выделили большее количество разновидностей алфавита на территории Пиренейского полуострова. В испанском языке сохрранился совсем небольшой иберский лексический субстрат.(12)
   Постепенно энергия жителей Пиренейского полуострова ослабевает. На арену истории выходят предприимчивые финикийские, греческие племена и этруски. А по Западной и Восточной Европе распространяются кельтские племена.
   С УIII в. до н. э. на северо-запад Пиренейского полуострова в Галлецию стали проникать кельты (13), ведомые высокой пассионарностью, в дальнейшем они заселились на территории Пиренейского полуострова.
   Языковеды пришли к выводу, что кельты на Пиренейский полуостров двигались несколькими волнами: первая охватила племена индоевропейского происхождения, вторая состояла из древних кельтов, говоривших на гуадельском языке, третья - из кельтов, говоривших на бретонском языке.
   “ Основываясь на данных Посейдония, Диодор пишет о кельтах, что они были высокого роста, с белой и нежной кожей, с голубыми глазами и русыми волосами. ... Мужчины мазали себе волосы известковым раствором, чтобы прическа лучше держалась, а затем зачесывали их назад. Некоторые мужчины брились, другие носили бороды. Знатные брили щеки, но оставляли такие длинные усы, что они закрывали им рот. ... Кельты носили цветные хитоны и штаны. Сверху надевали плащ, зимой - шерстяной, летом из тонкой ткани, и застегивали его фибулой.”(14)
   Кельты в минуты опасности были ловкими и воинственными, но не прибегали к военной хитрости и впоследствии поплатились за свою наивность. В часы отдыха они любили пировать, были гостеприимны, следили за своим внешним видом, были опрятны. Мужчины и женщины носили украшения.
   Кельты, какими их застали римляне, находились в основном на стадии родоплеменной. Хотя они не создали государства, но целостность свою различные племена ощущали, в основном стараниями жреческой организации - друидов. Политической организацией являлись роды, кланы, управляемые отдельными князьями. Кельты имели свою письменность, первые использовали в мореходстве парус, а на поля, обрабатываемые руками рабов, также первыми применили искусственное удобрение. Римляне у кельтов в Галлии застали отличные дороги. Активны были промышленность и торговля.
   В I в. до н. э. “При несомненном уме кельты отличались легкомыслием. Блестящая храбрость соединялась у них с отсутствием всякой выдержки и со склонностью серьезное дело мешать с шуткой или насмешкой. Не любя упорного труда, кельты до смешного предавались удовлетворению своего любопытства, которое у них совершенно вытесняло любознательность”.(15)
   “У-IУ века до н. э. представляют апогей кельтского могущества на полуострове ...”(16) Конец кельтского могущества по мнению Мишулина, положили лузитане, спустившиеся с гор в III в. до н. э. и оттеснившие группу цемпсов (17) к пограничным горам между Эстремадурой и Уэльвой. Кельтов, потерявших былую пассионарность в течение нескольких прошедших веков, также вытеснили в Каталонии и на Эбро, и они рассеялись среди иберийских племен.
  Нашествие кельтов на Пиренейский полуостров оставило следы и в языках народов, живущих там. Например, в кастильском языке насчитывается до сорока слов кельтского происхождения. Немало их и в бакском языке. Исследователь Рамон Менендес Пидаль, пытаясь установить происхождение слова Madrid, нашел его кельтский этимон Magetoritu - mago, magete "grande", ritu "vado, puente".
   Со временем пришельцы смешались с местным населением, в основном в центральной части Пиренейского полуострова. Античные авторы дали им имя кельтиберы, а местность их проживания назвали Кельтиберией.
  Кельтиберы, кельты, лузитаны использовали "иберское" письмо.
   По мнению испанских этнографов, бой быков - национальное испанское зрелище, унаследовано от иберов. Бой с быком, его умерщвление, а затем совместная трапеза всех жителей селения. Съедание поверженного быка в древности имело ритуальный характер. Наблюдаемое в ХХ в. вечернее шествие по улицам селений, на юг от р. Эбро, где жители сопровождают быка с копьями, на концах которых зажжены факелы из просмоленной пакли - отголосок также древних времен. Римляне застали у кельтиберов загоны быков с горящими факелами.(18)
   Кельтиберы на стадии разложения родового строя жили в деревнях и вели полукочевой образ жизни, занимались овцеводством. Главными из племен кельтиберов были ареваки, лузитаны, беллы, питтии.(19)
   “В северной части Испании культура раннежелезного века сложилась под влиянием гальштатской (20) культуры юга Франции. На юге Испании, не позже IХ в. до н. э. начинает развиваться самобытная металлургия железа”.(21) В богатой металлами и плодородными почвами Южной Испании процветало государство Тартесс. Древние авторы утверждали, что тартессийцы имели крупные города, развитую письменность, поддерживали торговые отношения с другими странами Средиземноморья и с Британскими островами.
   Античная традиция различает две этнических группы иберов:
  1) иберы, жившие на пространстве от восточных берегов Испании и долины р. Эбро через юг Франции до северной части полуострова и Португалии, 2) “тартесские племена, из которых выросло потом население Андалузии и юго-восточной Испании”(22).
  
   2. КОЛОНИЗАЦИЯ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА
   Месторождения металлов и соли, а также другие богатства привлекали купцов и мореплавателей. “ Эгейские связи с Испанией сменились финикийскими. ...(23) Финикийская колонизация в Испании оставила мало следов (археологических), но она несомненно, ограничивалась южным и юго-западным побережьем полуострова и сводилась, по видимому, исключительно к торговому обмену”(24). И все-таки немаловажным было влияние греческих и финикийских колоний на местное население, которое перенимало у колонистов религию или ее элементы, обычаи, архитектуру и др. Финикийцев греки называли “фойникес”, что означало “красноватые”, “смуглые”(25).
   В ХУШ в. до н. э. пассионарный толчок прошел через Верхний Египет, Иорданию, Восточную Анатолию(26). Финикийский этнос II тысячелетия до н. э. сложился в зоне контакта пассионариев: египтян, жителей Малой Азии и северной Аравии. На восточном побережье Средиземного моря ханаанские племена основали крупные торговые города Тир и Сидон.
   В ХII в. до н. э. Финикия вела активно торговлю, постепенно увеличивая свое влияние на все новые земли. По сведениям, дошедшим до нашего времени, одной из первых ее колоний на Пиренейском полуострове был Гадир (Кадикс, Кадис), основанный в 1100 г. до н. э. на берегу Атлантического океана. Финикийцы основали колонии “на южном побережье Тартессиды, по обе стороны столбов Геракла (Гибралтарский пролив)(27).
  Греческие мореходы посещали берега Испании с IХ в. до н. э. Первые греческие колонии были основаны фокейцами (выходцами из Малой Азии) в УII в. до н. э.(28)
   “Отзвуки борьбы иберов с чужеземцами, тартессийцев с финикиийцам сохранились у греков в их мифологических сказаниях”.(29)
   Карфаген (Картхадашт) (30) с плодородной почвой и субтропическим климатом, колония города Тира, собрал больше пассионариев, чем другие финикийские колонии. И уже в УII в. до н. э. все финикийские колонии на Западе объединились во главе с Карфагеном(31). В УI в. до н. э. агрессивность карфагенян оттеснила греков от активной торговли. С греками соперничали и этруски, иногда совместно с карфагенянами (битва при Алалии в 535 г. до н. э.)(32). Карфагеняне, считая себя преемниками древних финикийцев, пытались утвердить свою власть не только на побережье Испании, но и распространить колонизацию в глубь Пиренейского полуострова.
  Греки, поддержанные иберами, потерпели поражение. В УI в. до н. э. карфагеняне разрушили греческую колонию Майнаку, а затем столицу древнего иберийского государства, город Тартесс. Это вызвало отток части уцелевших тартессийцев в глубь полуострова. А на восточном побережье древняя культура иберов в дальнейшем пришла в упадок. И тем не менее, между 700 и 500 гг. до н. э. на Пиренейском полуострове создалась основа культуры иберов железного века.
  В УIII в. до н. э. пассионарный толчок прошел через Центральную Италию, Южную Францию, Среднюю Грецию, Малую и Переднюю Азию(33). Из Южной Франции в Испанию пришли кельты, как было выше сказано. Финикия попала под власть пассионарных персов. Самниты, главные соперники римлян поставляли своих пассионарных юношей в Карфаген, в наемные солдаты (34). Таким образом, за счет импортной пассионарности Карфагенское государство несколько омолодило старый финикийский этнос и вело активную захватническую политику.
  Но уже в IУ в. до н. э. карфагеняне после борьбы с более пассионарными, чем они, эллинами гегемонию на море утратили, но сохранили свою самостоятельность(35). И вынуждены были считаться с молодым Римским государством. В 348 г. до н. э. между Карфагеном и Римом был заключен договор, где Карфаген “декларировал о своих правах на Ливию, Сардинию и Испанию”(34), а также карфагенскую Сицилию (западную часть острова, которую через 127 лет по мирному договору 241 г. до н.э. пришлось отдать римлянам после Первой Пунической войны 264-241 гг. до н. э.). Стареющий карфагенский этнос постепенно уступает свои земли и власть более молодому и сильному - римлянам. Но молодость не вечна, Рим тоже состариться, и уступит свою власть молодым и пассионарным этносам варваров. Но это будет еще не скоро, а пока ... на территории Пиренейского полуострова пассионарность семьи Барка вершит историю.
  “Завоевание Испании было начато Гамилькаром по прозвищу Барка (Молния). ... Гамилькар провел в Испании восемь лет и значительно расширил испанские владения Карфагена”(37). Сын Гамилькара Ганнибал находился при отце. Можно сказать, что он вырос в походах. Суровая военная жизнь была для него естественной и привычной. После смерти Гамилькара главнокомандующим стал его зять Газдрубал, тезка одного из братьев Ганнибала. Газдрубал основал на юго-восточном берегу Испании Новый Карфаген (Картахен). Он же заключал союзы, способствовал бракам между своими солдатами и иберскими женщинами.
  Карфагеняне первые на территории Испании распространили монету. Баркиды чеканили монеты с изображением богов, голов царей с именами, лошадей, слонов, носовых частей судов. Карфагеняне ввели в Испании свой алфавит, религию, культ некоторых богов. Общение местных жителей с карфагенянами и рабами из Африки способствовало изменению обычаев. Их влияние проявилось во внешнем облике городов и селений. Финикийские черты сохранялись в постройках еще в течение многих столетий после прихода римлян.(38)
  В III в. до н. э. кельтиберы героически отстаивали свою независимость против карфагенян. Им удалось убить Газдрубала в 220 г. до н. э. Его преемником стал 26-летний Ганнибал. “Получив власть в Испании, Ганибал стал готовиться к войне с Римом”(39).
  Ганнибал осадил Сагунт и римляне сделали из этого повод для начала второй Пунической войны (218-201 гг. до н.э.), по Аппиану “война за Испанию”.
  В Нумидии и Испании Ганнибал был фактически царем ... “С точки зрения личных интересов Ганибала война была ему не нужна, но она была неизбежна для его отчизны - Карфагена. Но сограждане “ ... не просили его воевать, в решающий момент отказали прислать подкрепление, и ненавидели его со всей страстью, на которую способен обыватель, чувствующий, что надо сделать что-то не для себя, а для общего дела. ... на пассионарность фамилии Барка навалилась тяжелым грузом субпассионарность (40) карфагенских обывателей. Именно она привела их сначала к проигранной войне, потом к гибели в стенах осажденного Карфагена, потом, как следствие, повлекла покорение Нумидии, за, чем последовало уничтожение ландшафта”.(41)
  Карфагенско-римские войны положили начало завоеванию Испании Римом, продолжавшееся почти три века.
  
   3. ГОСПОДСТВО РИМЛЯН НА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ. РОМАНИЗАЦИЯ.
  
  Ведя войну с карфагенянами за мировое господство, римляне, прибыв в Испанию, преследовали свои интересы. Местное население не было единодушно: часть из них примкнула к римлянам, а другая - к карфагенянам. "Иберы - древнейший пласт европейцев, находившийся уже в римское время в гомеостазе*"(42).
  ___________________________________________________
  * "Этнический гомеостаз - состояние этнической системы, при котором ее жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений и система сохраняет равновесие с ландшафтом и всеми подобными (то есть статическими) этническими системами, не проявляя при этом каких-либо форм целенаправленной активности, изменяющей окружение. Этнос в состоянии этнического гомеостаза состоит
   Иберы, несмотря на наличие храбрости, физической силы, выносливости и т.п., не имели уже того дополнительного качества, которое позволило бы им защищать от врагов имущество, семьи и жизнь. И все-таки местное население оказывало сопротивление римлянам. Способ ведения военных действий был непривычен римлянам. Испанцы воевали мелкими группами, нападая на противника врасплох, удачно приспосабливаясь к местности, которую римляне еще плохо знали. Боевые операции местных жителей вносили смятение в ряды римских войск, привыкших сражаться большими массами, применяя тяжелое оружие и передвигаться обозами. Так как местное население, все же сильно сопротивлялось римлянам, поэтому оно было поставлено в положение "stipendiarii", т.е. данников, полностью подчиняясь римским властям и обязано было платить большие подати.
  Древние испанцы вынуждены были воспринимать все римское: религию, законы, язык, обычаи. Римляне объявили Испанию своей провинцией в 204 г. до н.э.(43) Жестокость и чрезмерные поборы римских преторов вызывали ненависть местных жителей. Почти два столетия шло дальнейшее покорение страны и подавление частых восстаний.
  Римляне усиленно внедряли на территории Испании свои законы и свою организацию. Ранее уклад местных жителей сохранял союз между всеми родственниками. Они жили вместе, имущество их было общим и переходило по наследству от родителей к детям - отец не мог располагать им по своему усмотрению. У римлян же к этому времени отец или глава семьи имел право распоряжаться своей собственностью с помощью завещания. Римские обычаи ослабили семейные узы и дали возможность членам семьи свободнее располагать своим имуществом. Римляне изменяли уклад древних испанцев, неодобрительно относясь ко всем видам
  ______________________________________________
  почти целиком из гармоничных людей - достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем необходимым себя и свое потомство, но лишенные потребности что-либо менять в жизни..." - См. подробно словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилева.-В кн. Л.Н.Гумилев. Этносфера: История людей и история природы. - М., 1993.С.537.
  общинной собственности, особенно поземельной и стремились разрушить все ее формы. Но ими создавались новые формы владения: фидеикомисы, фонды: религиозные, благотворительные.
   Римляне в Испании опирались не только на силу оружия. Они включали в состав населения полуострова римлян-рабочих, для работы на рудниках, солдат - ветеранов, которым давали землю и разрешали основывать города, а также детей от браков между римлянами и местными жителями. Так же они старались привлечь на свою сторону местных жителей: некоторые поселения объявляли независимыми, освобождали от уплаты налогов. Представляли право чеканить монету, но требовали помощи войску, поставке кораблей, матросов. Но за активное им сопротивление разрушали города, уничтожая жителей, переводили в отдаленные места большие группы населения, препятствовали сосредоточению большого числа испанцев в одном месте.(44)
  В Испани также хлынули спекулянты, торговцы, авантюристы, чиновники. В след за солдатами и колонистами в завоеванную провинцию шли евреи, большинство из них были купцы, и их становилось гораздо больше, чем до прихода римлян. Со временем еврейских переселенцев стало так много, что в 1У в. церковный собор в Эльвире издал специальные законы для урегулирования мирных отношений между евреями и христианами.(45)
  Романизация Испании шла относительно быстро. Кельтиберы усваивали римский язык и обычаи. В дальнейшем среди них распространилось христианство. Патроном Испании считается апостол Иаков, другое предание гласит, что первым проповедником был апостол Павел.
  Весь Пиренейский полуостров можно условно разделить на четыре зоны: зона Тартессии и Мастиены, охватывавшая наиболее богатые, культурно развитые области, которые раньше других оказались под римским гнетом и романизированы; зона иберская - центр и северо-восток полуострова. На север и запад тянется кельская зона, где отстаивалась самостоятельность и самобытность и куда римское влияние проникло позднее. Зона крайнего севера полуострова, находилась под влиянием иберо-кельтского культурных традиций и поэтому дольше сохранила древний уклад еще в эпоху реконкисты, а в лице басков и позднее.
  Представители местной социальной верхушки по разному отнеслись к новой власти. Но большинство из них добровольно романизировались, надеясь этим сохранить свои привелегии. Беднейшие слои населения в меньшей степени и значительно позднее подверглись романизации и усвоили латынь. Местные языки держались во внутренних частях полуострова. Цицерон говорил об иберском языке еще как о живом, наряду с пунийским. Также живым называет Плиний язык испанских кельтов, смешавшихся частично с иберами. Тацит сообщаел, что в эпоху Тиберия население г. Тормес на верхнем Дуэро говорило на родном языке. Силий Италик рассказывает, что галлекская молодежь поет песни на своем родном наречии. Но ко времени смерти Августа Бетика была практически полностью романизирована, по словам Страбона - почти все говорили по-латыни и забыли родную речь.
  В 1 в. до н.э. римляне стали создавать в Испании народное образование для распространения своей культуры. На юге полуострова имелись культурные традиции и связи с внешним миром, крупные торговые центры и здесь римский образ жизни распространился быстрее. Романизация южной Испании шла интенсивнее. Строились римские школы, самая известная из них Кордовская, которая воспитала немало замечательных поэтов и ораторов.
  В Испании родилось немало известных государственных деятелей и писателей: римский консул Бальбо; оба Сенеки, Квинтилиан, императоры: Троян, Андриян, Феодосий Великий и др.
  В процветании богатой сырьем римской провинции Испании заинтересованы были императоры, которые покровительствовали развитию культуры, торговли, содействовали строительству. В 1 в.н.э. заботились об Испании Веспасиан, Тит, дом Антонинов, правивший Империей с 96 по 192 гг., в Ш в. - Александр Север, Диоклетиан.
  В центральной и северной Испании еще долго сохранялись местные обычаи, традиции, законы. На северо-востоке, в Тарраконской области (Каталонии) римляне занимали сельскую местность, вытесняя местное население. Школ здесь строилось меньше, и они не могли поддерживать норму классической латыни.
  В дальнейшем местные жители все меньше используют родной язык и вынуждены переходить на латынь, так как все официальные документы и надписи на различном материале исполнялись только на латыни. Иберийских надписей 1в. н.э. не найдено.
  В 69 г. латынь была введена как деловой и административный язык в городах императором Веспасианом.
  Угасанию местных языков, позднее живого латинского способствовало становление нового общего языка, центр распространения которого находился на юге полуострова.
  Начальный период фонетических изменений в латинском языке на территории Испании характеризуется изменением системы звуков из-за особенностей произнешения этих звуков местными жителями, и с выработкой общей нормы произношения в разнородной среде самих римских переселенцев. По прошествии времени, с каждым веком особенности новой системы становятся отличными от системы произношения метрополии. Возможно, что романская писменность, возникшая из разговорной народной латыни сосуществовала какое-то время с латинской.(46)
  Римская империя представляла собой единую культурно-социальную политическую целостность, в ней сосуществовали пассионарии и субпассионарии. "Носители традиций античного упадка нравов жили бок о бок с буйными мифотворцами, зачинателями новых традиций"(47).
  В 1 в. н.э. пассионарный толчок прошел с северо-запада Европы (Южная Швеция) на юг, в Абиссинию.(48) Этот толчок создал несколько очагов повышенной пассионарности, задев: 1) готов, которые ко П. в. переселились от Балтийского моря к Черному, заимствовали античную культуру, затем приняли христианство. И создали готскую империю в Восточной Европе; 2) славян, которые распространились из Прикарпатья до Балтийского, Средиземноморского и Черного морей; 3) даков (в современной Румынии); 4) христиан (в Малой Азии, Сирии, Палестине) и возникновение христианских общин; 5) иудеев; 6) аксумитов в Абиссинии.
  Христианами становились самые пассионарные люди в Римской империи. И в 1У в. именно из членов христианских общин состояли самые дисциплинированные и боеспособные войска римлян, в то время как Римская Империя клонилась к упадку, что отражалось отрицательно на ее провинциях.
  Представители римской власти в Испании злоупотребляли своим положением, грабили своих подданных. Местная администрация и городская магистратура также развращалась. Усиливалось падение нравов, которое уже проявлялось в 1-П вв. С Ш в. участились нашествия варваров. Рим требовал все больше и больше налогов. В Ш-1У вв. Разоряется средний класс и постепенно исчезает. Также разоряются должностные местные лица - бывшие богатые фамилии и целые поколения, порабощенные императорской службой. Городское население страдает от тягот, многие добровольно становятся рабами. Ремесленников закрепили за определенной профессией, сделав ее наследственной. Абсолютная власть императора вмешивалась во все, глуша живые силы страны и подавляя инициативу отдельных лиц.(49)
  На территорию Римской империи стали проникать энергичные, смелые, гонимые нуждой племена варваров. А молодушные, ленивые римляне, большинство из которых способно было лишь удовлетворять свои физиологические потребности уже неспособны были дать решительного отпора. Все дальше и дальше продвигались племена готов, франков, свевов, вандалов, аланов, гуннов, и др.
  
  4. НАШЕСТВИЕ ВАРВАРОВ. ОБРАЗОВАНИЕ ВЕСТГОТСКОГО ГОСУДАРСТВА.
  История римско-готских отношений началась в первой половине Ш в., когда вестготы (западные готы) появились в зоне Поднестровья. Вестготы застали здесь гетофракийцев, группы сарматского и, возможно, славянского населения. К середине 1У в. вестготы осели в современных Мунтении и Молдове, а также проникли в Трансильванию. Основное ядро продолжало обитать на нижнем Днестре. Несколько римско-готских войн не подорвали силы готов. В 1У в. н.э. у них происходил дальнейший рост производительных сил, шел процесс разложения родоплеменных отношений.(50)
  Вестготские племена 1У-У вв. Переживали переходный период от доклассового общества к классовому. В общественной жизни вестготов важную роль играли войны и переселения, связанные с нуждой в новых землях, а также усиливавшаяся нужда знати и дружинников в военной добычи. Для готского общества второй половины 1У в. характерна социальная и имущественная дифференциация. Свободные готы разделились на обедневших общинников и зажиточных, имевших патриархальных рабов, получающих дать от покоренного местного населения или (и) получающих жалованье, служа Римской империи или обогащающихся совершая набеги на римские провинции.
   С середины 1У в. и вплоть до поселения вестготов в Южной Галлии и Испании у готов постоянно вели борьбу друг с другом проримские и антиримские группировки. После неоднократных военных конфликтов с римскими армиями и неудачной попытки перебраться в Африку через Испанию Атаульф, готский король заключил соглашение с римским правительством, по которому вестготы вновь стали федератами Империи. Получив продовольствие, они могли утвердиться в Испании и воевать против других варваров. В 418 г. готы были поселены в качестве федератов в Аквитании.(51)
  Вестготвам было чуждо национальное самосознание. Находясь на высшей ступени военной демократии, они добивались от Римской империи территориальных уступок, чтобы обеспечить хозяйственную деятельность землевладельцев-общинников, а для знати - приобретение крупных земельных владений, власть над соплеменниками и местным населением.
  В У в. у вестготов происходил переход от "большой семьи" к индивидуальной.
  В конце 20-х и в середине 30-х годов У в. вестготы пытались расширить свои владения. При Эйрике они овладели территорией на севере до Луары, на юге до устья Роны, захватили Прованс и заняли большую часть Пиренейского полуострова (северо-западной частью владели свевы). Бетика сохраняла полунезависимое состояние до середины У1 в.
  При первоначальном поселении вестготы имели право получать две трети пахотных земель, половину лесов, часть рабов, инвентаря, скота и хозяйственных сооружений "римлян".(52)
  К 70-80- г. У в. процесс разложения родового строя вестготов был значительным, чем у вандалов, франков, англов и саксов. Между тем Западная Римская империя все больше приходила в упадок, а вестготское поселение римских федератов усиливалось, превращаясь в суверенное королевство.
  В Испании районы массового поселения вестготов составляли незначительную часть территории страны. Более плотно была заселена бывшая римская провинция Тарраконе, плоскогорье между Дуэро и Тахо (Сеговия и Бургос). Но в конце У в. уже началось массовое заселение Испании вестготами. На вновь завоеванных территориях Испании возникали деревни со смешанным готско - "римским" населением, а иногда чисто готские селения с деревнями, населенными местными землевладельцами. Но равенства в распределении земельных наделов между готами не было, согласно древнегерманской традиции и римскому закону о военном постое.(53)
  Вестготы, завоевашие Испанию терпимо относились к евреям. Но в конце У1 в. вестготы приняли католичество и пожелали, чтобы это сделали евреи. Были запрещены браки между евреями и христианами.(54) Часть евреев покинула страну.
  Ослабевшие римские граждане не смогли полностью сохранить и передать античную культуру покорившим их, более сильным германским племенам. В результате испанские школы к У1 в. пришли в упадок. На рубеже У1 и УП вв. Церковь переживала упадок духовной культуры. Лициниан, еп. Картахенский сетовал, что трудно найти священника, знающего о том, что Иисус был распят.(55)
  Язык народов Испании видоизменился до неузнаваемости. Через языки других народов: этрусков, карфагенян, греческий язык влиял на латинский классический и народный языки и попадал в испанский. С конца У в. термин "романсе" начинают противопоставлять официальному письменному языку. "Вестготский период" (УП-УШ вв.) - установление, относительно общих изменений в народной латыни и постепенной дифференциации в территориальные диалекты будущих романских диалектов и языков. В дальнейшем из многих диалектов Пиренейского полуострова выделился кастильский (толедский), который стал образцовым языком, нормой для других провинций.
  После завоевания Пиренейского полуострова германскими племенами влияние их языка на пиренейскую латынь было незначительно. Их влияние шло через латинский язык и языковые контакты германских племен с испанским и романсе. В основном это лексика, связанная с юридическойй, религиозной тематикой, военная, сельскохозяйственная, абстрактные понятия; слова, относящиеся к повседневной жизни, много прилагательных; собственные имена: Alvaro(известный всем); Fridenandus/Fernando(готовый к миру), Rodericis/Rodrigo(богатый славой), Algimiro(известный войску), Gonzalo- Gonzalvo(от борьба), Aldefonsus-Alfonsus(готовый к сражению), Elvira(56)
  
   ПРИМЕЧАНИЕ
  1 - Бабилашвили А. Г. Исторические культурные и литературные взаимосвязи Грузии и Испании (Обзор). - Тбилиси,1981.-С.43.
  2 - Очерки общей этнографии. Зарубежная Европа. - М., 1966.-С.410-411.
  3 - Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Каменный век.- М.,1973.-С.302.
  4 - Кагаров Е. Г. Исторические наслоения в земледельческой технике Испании//Советская этнография. Сб.ст.I.-М.-Л.,1938.-С.199.
  5 - Казанский Б. В. Начало Испании//Советская этнография. Сб.ст.т.1.-М.-Л.,1938.-С.185.
  6 - Там же, стр.189.
  7 - “Пассионарность как энергия - биохимическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов совершать работу, наблюдаемую историками как их активность (миграционная, природопреобразовательная, военная, экономическая и т. д.) та активность определяется количеством энергии в системе, то есть количеством пассионариев различных уровней”. Подробно см. Гумилев Л. Н. Этносфера : история людей и история природы. - М.:Экопрос,1993.-С.509
  8 - “Пассионарный толчок - микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых регионах. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200-400 - км и длиной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте.”-Подробно см. Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н.Гумилева//Гумилев Л.Н.Этносфера: история людей и история природы. - М.:Экопрос,1993.-С.511.
  9 - Казанский Б. В. Начало Испании//Советская этнография. т.1.-М.-Л.,1938.-С-192.
  10 - Там же, стр.185.
  11 - Григорьев В.П. История испанского языка, М.,1985.С.16.
  12. - Там же, стр.19.
  13 - Нарумов Б.П. Формирование романских литературных языков. Современный галлисийский язык. - М.,1987.С.7
  14 - Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный век. - М.,1974,С.281.
  15 - Моммзен Т. История Рима. - СПб.: Лениздат,1993.С.213.
  16 - Мишулин А.В. Античная Испания. - М.,1952.С.164.
  17 - Цемпсы - одно из кельтских племен.
  18 - Народы Западной Европы.- М.
  19 - Советская историческая энциклопедия. т.7.-М.,1965.С.162.
  20 - Гальштатская культура - условное название в археологии периода раннего железного века в Западной Европе. В окрестностях г. Гальштатт в Австрии был обнаружен могильник с железными изделиями, датируемые Х-УIвв. до н.э.
  21 - Всемирная история. т.1.-М.,1955.С.627.
  22 - Кагаров Е.Г. Исторические наслоения в земледельческой технике Испании// Советская этнография. Сб.ст.I.-М.-Л.,1938.С.197.
  23- Казанский Б.В. Начало Испании//Сов. этнография. т.1.С.193.
  24- Там же, стр.194.
  25 - Всемирная история. т.1.-М.,1955.С.627
  26 - Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.,1993.С.341
  27 - Мишулин А.В.История Древнего Рима. - М.,1946.С.16.
  28 - Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный век. - М.,1974.С.214.
  29 - Мишулин А.В. История Древнего Рима. - М.,1946.С.17.
  30 - Картхадашт -”Новый город” (лат. Картаго, откуда русское “Карфаген”) - см. История древнего мира. Ранняя древность. Под ред.И.М.Дьяконова.-М.,1989.С.355.
  31 - Мишулин А.В. История Древнего Рима. - М.,1946.С.27-28
  32 - Там же, стр.18.
  33 - Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. - М.,1993.С.343.
  34 - Там же, стр. 435.
  35 - Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М.,1993.С.238.
  36 - Мишулин А.В. История Древнего Рима. - М.,1946.С.19.
  37 - Там же, стр. 31-33.
  38 - Рафаэль Алмамира-Кревеа. История Испании. М.,1951.С.25.
  39 - Мишулин А.В. История Древнего Рима. - М.,1946.С.33
  40 - Субпассионарность (недостаток энергии) проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. - Подробно см. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М.,1993.С.520
  41 - Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.,1993.С.287-288.
  42 - Там же, стр. 421
  43 - Пискорский В.К. История Испании и Португалии. С-П.б., 1909. С.3.
  44 - Р.Альтамира-и-Кревеа. История Испании. М.,1951.С.34.
  45 - Евреи по страницам истории. Сост. С.Асианский, Э.Иоффе. Минск,1997.С.92.
  46 - Шишмарев В. Очерки по истории языков Испании. - М.-Л., 1941.С.63.
  47 - Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.,1993.С.374.
  48 - Там же, стр.343.
  49 - Р.Альтамира-и-Кревеа. История Испании. М.,1951.С.43.
  50 - Ременников А.М. Вестготы и Римская империя накануне нашествия гунов.// Вестник древней истории, 1967, Љ1.С.96.
  51 - Корсунский А.Р... Вестготы и Римская империя в конце 1У-началеУ вв.// Вестник МГУ. История.1965 , Љ3.С.95.
  52 - Корсунский А.Р. Об условиях поселения вестготов в Южной Галлии и Испании//Средние века. Сб.ст.,1964,Вып. 25.С.33.
  53 - Там же, стр. 32.
  54 - Евреи по страницам истории. Сост. С. Асианский, Э.Иоффе. Минск.,1997.С.93.
  55 - Шишмарев В. Очерки по истории языков Испании. - М.-Л., 1941.С.63.
  56 - Там же, стр. 44.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Ю.Риа "Обратная сторона выгоды" (Антиутопия) | | С.Суббота "Я - Стрела. Тайна города нобилей" (Любовное фэнтези) | | Ю.Королёва "Эйдос непокорённый" (Научная фантастика) | | Д.Деев "Я – другой" (ЛитРПГ) | | А.Мичи "Академия Трёх Сил. Книга вторая" (Любовное фэнтези) | | Д.Владимиров "Киллхантер 2: Цель - превосходство" (Постапокалипсис) | | А.Каменистый "Существование" (Боевая фантастика) | | Р.Прокофьев "Игра Кота-6" (ЛитРПГ) | | А.Мичи "Академия Трёх Сил" (Любовное фэнтези) | | А.Невер "Сеттинг от бога" (Киберпанк) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"