Кроуживо - так назывались первые опыты плетения заморской диковины из серебряных и золотых нитей. В Италии да Бельгии рукодельные проворки по-другому величались: верхушка ли зубчики, а у нас - кроуживо, да и занятие в основном мужское было. Но и правда, что позже девушки крепостные облюбовали забаву, придумали из льняных ниток круживо заплесть, а ниточки сканные - по две или три свитые - на коклюшки наматывать, проворней круживо получалось, вернее дело шло. Скрути, сплети, ш-ш-ши-кок-ш-ш-ши-скок... Ой, то не вечер, да не вечер.... ш-ш-ши-ток-ш-ш-ши-ток...Бывало по вечерам стук коклюшек раздавался из всех домов!
Но в любом круживе самое главное сколк - рисунок, по которому вывязывают мастерицы плетешки", узелки, да решеточки. Сколки рисовались на бересте, а если на бумаге, то укреплялись тканью, проклеивались; хранились и передавались по наследству, потому как редкое это было умение - правильно сколк нарисовать, вот и хранили его рядом с иконами.
Прижилось на русской земле плетение кружев на коклюшках. Пословицы появились; скор русский язык на новое - в самый корень смотрит, а своё изобретать не забывает: не плети коклюшки, мол, говори прямо, без обиняков. Или вот еще ядрёная сметка: подпустить коклюшку - обмануть, хитрость придумать!
Да только всё больше жизнь коклюшки подпускает, такие кружева по своим сколкам, только ей известным, мастерит, что дух занимается. А какое кружево получится: застывшая музыка узелков в вихре переплетений или рваная клочкастая дерюжка, зависит только от тебя, сумеешь ли передать свой сколк да круживо по наследству?
Ш-ш-ши-скок-ш-ш-ши-стук...