Сразу хочу расставить точки над i. Нижесказанное - не критика, а скорее мои впечатления. Я не разбираю рассказы по составляющим и не анализирую каждую, а потом использую полученные данные для особнования своего итогового решения. Хоть меня и пригласили судить финал конкурса, к этому делу я подхожу как рядовой читатель и, читая произведения, в первую очередь ориентируюсь на катастрофически необъективный, чудовищно предвзятый, но при этом главный критерий в занятии 'чтение для удовольствия'. И критерий этот - 'понравилось - не понравилось'.
Разумеется, при выставлении оценок это будет не единственным критерием, но в рассчёт я его, конечно, беру.
В обзоре я попытаюсь пояснить, почему именно то или иное произведение мне понравилось или не понравилось. Однако большая часть этих объяснений, опять же, глубоко субъективна и обусловлена моими личными вкусами и предпочтениями.
Потому, пожалуйста, помните, что высказываемое здесь - ни коим образом не истина в последней инстанции. Кроме меня, вас будут оценивать и другие люди, и их мнение может в корне отличаться от моего - как в лучшую, так и в худшую сторону.
Всем успехов на конкурсе!
Кашин А. Под пятницу
Рассказ-эмоция. Повествование дано штрихами, мазками, набросками, чтобы погрузить читателя в нужное состояние, передать ощущения главного героя, создать соответствующую атмосферу.
И хотя обычно рассказы-эмоции меня цепляют, в этот 'погрузиться' мне почему-то не удалось. По ходу чтения у меня создалось ощущение, будто я слушаю мелодию и пытаюсь поймать ритм, но он что-то как-то никак не ловится. Может быть, потому, что ритм немного аритмичный.
А, может, потому, что мне медведь на ухо наступил, и ритм рассказа тут вовсе и не при чём.
Ink V. Третий лишний
Замечательная атмосфера, прекрасные описания, которые оживляют перед глазами читателя придуманный автором мир, а также умело поданные детали и мелочи, которые делают героев настоящими, живыми.
И вообще, языку и стилю - одни только комплименты.
Но при этом сюжету, на мой вкус, заметно не хватает динамики. Я понимаю, что текст с психологической глубиной и не должен быть переполнен экшеном, но мне всё-таки мне хотелось чуть больше движения.
Клеандрова И.А. Маска Психеи
Помню этот замечательный рассказ ещё по Генетике. Тогда кто-то в Угадайке ещё мне авторство приписывал :), и когда я рассказ прочитала, то была очень польщена таким предположением, потому как рассказ мне очень понравился своими потрясающими описаниями, необычными красками и вкусными деталями. И самой историей тоже, конечно.
Кстати, тот факт, что рассказ я вспомнила по одному только названию, и не только вспомнила, что его видела, но и вспомнила, о чём он - наилучший комплимент. Потому как - и это, конечно, звучит жестоко, но что поделать? - абсолютное большинство рассказов, которые читаешь на конкурсах, забываешь со скоростью звука, они вообще не остаются в памяти. Бывыет, в финале встречаешь рассказ, которые читала буквально неделю назад в подсудной группе - и всё равно не можешь вспомнить, о чём он.
Словом, с Генетики времени прошло довольно много, а впечатление, которое на меня произвёл этот рассказ, по-прежнему не потускнело.
Тихонова Т.В. Воспоминания Ундервуда
К сожалению, я - не ваш читатель, автор. Мне кажется, что есть такие вещи (или жанры), про которые можно сказать, что они - на любителя. Вот, на мой взгляд, и этот рассказ - на любителя, и я к ним не отношусь.
Разумеется, я не могу не отметить безусловные достоинства рассказа, я прекрасно вижу, что он тщательно продуман, до деталей, что он умело составлен и прекрасно подан, но поскольку рассказ совсем 'не мой', то на эмоциональном уровне он оставил меня равнодушной и не особенно заинтересованной.
Впрочем, не сомневаюсь, что у этого рассказа будет немало 'своих' читателей.
Пик А. Коварный притворщик
Замечательная стилизация. Хотя я и не отношусь к особым любителям азиатского антуража, не могу не отметить, что автор хорошо проработал 'мат-часть' - меня ни разу не выбило из настроя, который с первых же строк задал рассказ, не разу меня не резануло фальшивым звуком.
Одновременно с тем повествование меня не увлекло настолько, чтобы я проживала историю вместе с героями; я так и осталась сторонним наблюдателем. Впрочем, обычно почти все легенды-стилизации кажутся мне немного холодноватыми, и даже и не из-за подачи или языка, а просто ф силу специфики, как сказать, жанра.
Отдельное спасибо за то, что не похоронили повествование в излишних деталях и долгих описаниях - многие стилизации этим страдают и тем навевают на меня невыносимую скуку :)
Баев А. Наледь, снятая с души
Мистический компонент рассказа вплетён в реализм так органично, что мистическим почти и не кажется (это не упрёк, скорее похвала). И вообще, рассказ - замечательный образец реализма, который, на мой взгляд, так редко удаётся подать удачно, так, чтобы не скатиться в банальщину, не завязнуть в излишних деталях и при этом не оказаться слишком скучным и неинтересным из-за этого своего реализма. Автор, на мой взгляд, успешно обошёл все эти 'подводные камни' и выдал нам очень даже хороший текст.
Царицын В.В. Смерть - дело добровольное?
Герои и диалого описаны старательно, на мой взгляд, даже слишком старательно, из-за чего на каком-то этапе мигрируют в категорию 'затянуто'. И чем дальше я читала, тем больше это впечатление укреплялось - слишком много разговоров (пусть и хорошо и живо прописанных), и при этом ноль действия, только топтание на месте. И хотя я понимаю, что сами обстоятельства не располагают к действиям, всё равно динамики, ну хоть какой-то, мне очень не хватало.
Если у автора была цель создать интригу с местом нахождения героя, то со мной она не сработала - о том, что персонажи умерли, начинаешь подозревать довольно быстро, и аналогия со Стиксом тоже появляется очень рано.
Что мне в рассказе очень понравилось - так это когда главный герой поясняет причину своего 'ухода'. Незатейливо, искренне и очень по-настоящему.
Крошка Ц. Поводок
Я не очень люблю хоррор. И никогда не находила в нём особого смысла. Это - не применительно к данному рассказу, а к жанру вообще.
Что касательно самого рассказа - если абстрагироваться от не самого жалуемого мною жанра, написан он неплохо. Местами даже хорошо - создаёт атмосферу, нагнетает напряжение. Но местами словно 'выбивает', и нередко не только сбоем в стиле и слоге, но ещё и хаотически разбросанным запятым и царапающими слух выражениями вроде 'судорожно суча босыми ногами сполз на пол'.
А вот деталь с игрушками мне понравилась. И финальные фразы.
Рашевский М.В. Простое задание
Если поначалу меня немного напрягало обилие подробностей и деталей, которые и не особо, на мой взгляд, нужны, то потом затянуло и, как говорится, 'проняло'. И что порадовало - раз за разом текст обманывал мои худшие ожидания по поводу развития сюжета.
Не хватило какой-то индивидуальности главного героя. Все его чувства и переживания переданы прекрасно, но при этом он всё равно остался для меня несколько безликим.
Ну, а объяснение в финале, конечно же, не могло оставить равнодушным. Мне нравится, когда - о важном и о вечном, о простых истинах и человеческих ценностях.
А кожа-то всё-таки чья была? Вроде, по сюжету мелочь, но в начале ею поманили, и теперь она покоя не даёт.
Малухин С.С. Которой нет
Очень просто, линейно, довольно незатейливо и весьма предсказуемо.
Умом, пока я читала, я всё это прекрасно понимала. И однако же есть в этой простой истории какой-то тёплый свет, какое-то своё особое безыскусное очарование, неподдельная искренность и трогательная наивность, и остаться к ним ранодушной не получилось.
Зато после прочтения в душе осталась лёгкая, светлая грустинка.
Маверик Д. Я и мои злые гномики
Прекрасный рассказ. Читала не отрываясь, забыв, что всё это началось всего лишь как обязательство прочесть очередной рассказ конкурса.
Замечательное сплетение сказки и реальности, волшебства и кошмаров, реализма и символизма. И столько самых разных нот! Трогальность, беззащитность и одиночество, страх и надежда, вера и разочарование, усталость и обречённость... И особенно замечательно показано, как раскручивается та цепь событий, которая приводит нас к тому, что мы в итоге имеем. Универсальная, кстати, истина: злодейство, которое мы видим здесь и сейчас, далеко не всегда начинается с обдуманного злого поступка в самом начале; чаще всего поступок, давший толчок всей цепи событий, начинается примерно так, как у героя этого рассказа - не с желания сознательно причинить боль, а всего лишь из потребности обезопасить себя и своих близких, избавить их от страданий.
Очень много верно подмеченных деталей, множество точно подобранных слов, немало удивительно складно поданных мыслей, тех, которые так и носятся вокруг, но обычно никак не желают улечься печатным текстом так, чтобы он верно передавал их суть.
Я после конкурса этот рассказ обязательно ещё раз перечитаю. Уже просто для себя.
Спасибо.
Львова Л.А. Барисан
Хотя времени с Генетики прошло уже прилично, стоило мне увидеть название рассказа - и я сразу вспомнила не только название, но и сам рассказ. А это, пожалуй, уже само по себе комплимент, потому что абсолютное большинство рассказов с конкурсов забываются, стираются из памяти и не оставляют там никакого следа, что явно свидетельствует о том, какое они в своё время оказали воздействие на читателя.
Очень характерный, особенный у этого рассказа колорит. Интригующее перепетение сюжетных линий, складный слог, ощутимая атмосфера и очень хороший мистический элемент.
Вдовин А.Н. Обратный отсчет
Когда автор тщательно прорабатывает 'мат-часть' - это всегда вызывает уважение. Да и на качестве текста это тоже отражается, и обычно - положительным образом. Так и в этом рассказе. Большой его плюс - достоверность описаний исторических событи и деталей.
Я, как мне кажется, понимаю задумку автора - свести, переплести две нити реальности, прошлое и настоящее. Но на мой вкус - удалось не на все сто. Мне не хватило в этом переплетении какой-то органичности, что ли, несколько более глубокого взаимопроникновения этих линий. А списывание видений на сны (да, это вполне естественная человеческая реакция, я понимаю, и всё же..) ещё сильнее усугубляла это впечатление, словно отнимая из мистического компонента рассказа какой-то элемент этой самой мистики, тайны.
Символизм клеща понятен, но на чисто эмоциональном уровне у меня как у читателя он вызвал отторжение - не люблю насекомых. Впрочем, это я просто к сведению, на оценку моя нелюбовь к насекомым точно не повлияет :)
Ещё не хватило какой-то завершающей точки в финале. Вроде, было много событий, много действий, а какого-то результата в итоге от них и нет.
Токарева М.Ю. Бесконечно в бамбуковое зеркало текут сны
То, что пытается сделать автор в этом рассказе, КАК пытается его подать, какими средствами, какими образами - задумка амбициозная и чрезвычайно сложная для исполнения. За храбрость, необходимую для такой рискованной попытки, накину автору балл. И за идеи, заложенные в рассказе, за сам посыл - тоже.
Но вот исполнение, на мой взгляд, несколько подкачало. В таком тексте должна быть выверена каждая деталь, и каждая мелочь должна быть абсолютно безупречна. В таком тексте сфальшивить никак нельзя, потому что малейшую фальшь сразу же слышно. И не просто слышно - она режет слух. Это в обычном повествовании можно простить какую-то ошибку или не обратить внимание на какой-то недочёт, потому что в обычном повествовании - иные движущие сюжет силы. В подобном же тексте, тексте, построенном на очень определённой мелодике мыслей, образов и слов, любая шероховатость 'выбивает из ритма'. И, к сожалению, такие мне попались не раз, не позволил тем самым погрузиться в текст.
И всё-таки сама попытка, на мой взгляд, заслуживает уважения.
Мшанкин П. Человек, творивший добро
Очень неоднозначное впечатление от рассказа. С одной строны - поднят ряд вполне серьёзных проблем, намечено развитие героя, есть динамика, но... Но всё это словно недоделано. Например, описание того, как герой всё-таки решился принести жертву и убить - ему не хватает психологической глубины. Вроде, и есть описание цепочки мыслей, приведших к этому решению - но всё как-то пунктиром. Или, например, сцена с суицидом - точно также, слишком 'ускоренно', на мой взгляд, подано то, почему герой пришёл к этому решению. Понимать понимаю, но прочувствовать никак не удаётся. А прочувствовать хочется - ведь вот получается же прочувствовать ситуацию с упомянутой в рассказе Фридой, когда читаешь Булгакова.
По сюжетно-'конструкторским' средствам - слишком простые ходы. Завязка с сайтом всерьёз не воспринимается, как-то всё слишком поверхностно и просто; мне не удалось поверить в то, что герой почему-то вдруг истово уверовал в действенность обещаний и, более того, решил совершить жертвоприношение (впрочем, об этом я уже упомянула выше). Объявняловка в чате - ход слишком простой. Да, таким образом автору очень удобно донести свою мысль. Но при этом изящества подобному решению, как мне кажется, не хватает.
В финале не очень поняла, почему именно это, а не другие добрые дела, которые совершил герой, прнесло ему долгожданное избавление.
Зато в свете финала очень здорово 'выстреливает' название рассказа.
Липова М.К. Любава
Незатейливая история, милое исполнение, симпатичная 'старославянская' стилизация с ожидаемой, как и положено по канонам жанра, развязкой.
Не очень понятно, что для чего нужно вступление к истории в виде деда Михея; для сюжета дед Михей с Глафирой ничего не дают, а историю и так рассказать можно было бы.
В целом - всё очень и очень неплохо. Но при этом рассказу, на мой вкус, не хватает какой-то своей индивидуальности и оригинальности, чтобы запомниться или выделиться из множества подобных произведений.
Макдауэлл А.К. Солнышко отведет беду
Очень яркие описания. Мир рассказа встаёт перед глазами как живой, а состояние героев практически ощущаешь сама, так, что мурашки бегут по коже, а по спине - озноб.
Финальный монолог о кнопках и прогрессе - замечательный. Волки и комнатные собачки - особенно.
Читала с огромным интересом.
Дочитав, испытала ощущение, что мне дали посмотреть отрывок из середины очень интересного фильма. То, что я увидела, мне очень понравилось, но душа требует увидить и начало фильма, и конец.
А пока писала отзыв, вспомнила, что конкурс, вроде как, мистики, а мистика тут вроде как и есть, но ровно в том минимальном размере, чтобы удовлетворить требованиям чисто формально. Впрочем, на моей оценке это не скажется - я всегда считаю, что лучше прочитать хороший текст, чуть менее соотвествующий нужно жанру, чем скучный - но зато аккурат по всем канонам жанра.
Петрова З. Снежаны
Замечательный слог, прекрасные детали и образы.
Петербург в рассказе красив - так же, как и в настоящей жизни.
История героини, поданная в этом полу-сказочном, полу-мистическом антураже, затягивает. История постепенного превращения детских сказок в кошмары подана так, что против воли завораживает и наводит трепет. А также вызывает сочувствие к героине, увязающей в этом мире феечек, снежан и огненных дев всё глубже и глубже, уже практически с головой.
На каком-то этапе чтения ощущение сказки у меня окончательно исчезло, вплоть до отголосков, и всё сильнее начинало доминировало впечатление, что на самом деле это уже не история о том, как из детских фантазий выросли кошмары, а история одного безумия. Вполне реального психического расстройства, переданного через призму внутреннего мира человека, им страдающего. И весьма достоверно переданного.
Финал жестокий - но заномореный и ожидаемый (в хорошем смысле этого слова).
Ролдугина С. Глаз
Замечательная, прекрасная история. И по форме, и по содержанию. Настолько хорошо, что даже и сказать больше нечего.
Юс. С.С. Созерцание конечной бесконечности
Очень тщательно выписанные акценты, замечательно продуманные детали, прекраснно созданная атмосфера со своим особым колоритом, хороший, под стать этой атмосфере и духу описываемого времени язык.
Пока я читала рассказ, я наслаждалась 'погружённостью' в этот мир, в этот дух и атмосферу. И только когда рассказ подошёл к концу, поняла, что мне не хватило в рассказе некоего 'активного' компонента. Не хватило каких-то событий, не хватило, собственно, истории.
И ещё, на мой взгляд, название не лучшее - слишком оно 'обо всём и ни о чём'.
Калугина Л. Простишь?..
Жизненно, эмоционально, равнодушным не оставляет, заставляет задуматься над вечными истинами.
Но, на мой взгляд, на полноценное художественное произведение, такое, где - чтобы по всем правилам - сюжетные линии, герои, завязка-кульминация-развязка и всё такое - этот рассказ не тянет, и потому и воспринимается он скорее зарисовкой. Атмосферной, эмоциональной - но зарисовкой.
Градов И. Кладбищенский смотритель
Всё время, пока читала, не могла избавиться от некоего диссонанса. Сторож, от имени лица которого идёт повествование, почему-то сразу, с первых же строк показался мне очень 'нашим'. А потом - Имамото, Джек, Юми - совсем другая страна и культура. И это породило у меня устойчивый диссонанс - что делает наш, русский строж на японском кладбище?
Понравилась идея с голограммами на могилах. Много в ней можно отыскать смыслов и посылов, и проблемы затронуты, что называется, вечные.
А сама история, в общем-то, очень жизненная и человеческая. Заранее догадываешься, как будут развиваться события, но воспринимаешь это с каким философским смирением, мысленно словно вздыхая: 'Такова уж жизнь'.
Ivanoff А.Н. Смерть герцога Люденгорфа
Выверенный слог, чётко подобранный ритм повествования, прекрасно проработанная и умело поданная 'мат-часть', которая придаёт истории аутентичность. Все атрибуты, что называется, на высоте.
Может быть, история и не вызывает такого эмоционального отклика, как тексты из категории 'атмосферных', но, тем не менее это очень качественно сделанный, по-готически красивый рассказ, читать который было, безусловно, интересно.
Ефимова М. Миханик
Очень интересное в рассказе смешение всякой всячины - современных девайсов, 'обрусенных' английских слов, экстрасенсорики, архангелов и некоторой детской непосредственности. Похоже на салат с необычным подбором несмешиваемых, на первый взгляд, ингридиентов. Однако на вкус оказывается очень даже весьма.
А вот финал... жестокий такой финал... вызвал некоторый внутренний бунт. Я верю в тот ход мыслей, который привёл героя к тому поступку, который он в итоге совершил. Но нахожу чрезвычайно сложным поверить в то, что этот ход мыслей принадлежал мальчишке его возраста.
Монолог в начала рассказа, при всей важности содежащейся в нём информации, на мой взгляд, несколько затянут и отчасти 'перекашивает' композицию рассказа.
Сёстры вышли... ух, вышли так, что меня, что называется, 'пробрало'.
А в целом же от рассказа у меня осталось ощущении некоторой недосказанности и недообъяснённости, а от финала - очень яркое впечатление оборванности.
Дошан Н.В. Обманувшие Смерть
Рассказ, безусловно, интересен.
Стиль и слог мне показались не до конца выдержанными, время от времени они давали 'сбой'
Не хватало мне и определённого центрального 'фокуса' - я долго не могла понять, кто же главный герой рассказа, за кем следить.
На мой взгляд, не хватило некоторой достоверности актрисе. Все другие эпизодические персонажи вопросов не вызывают, а вот актрисе я не поверила.
Зато очень затронула просьба деда отдат его жизнь кому-нибудь хорошему. Вроде, ничего особенного, просто и даже безыскусно - а зацепил момент. При это одновременно он же сработал как этакое невыстрелившее ружьё - я ждала, что в итоге будет показано, кому же именно он отдаст эту жизнь...
Керлис П. Для неё
Что называется, рассказ изнутри. Изнутри внутреннего мира героини, через который читатели смотрят на окружающий мир и людей.
Психологизм в рассказе очень неплох; другое дело, что внутреннее состояние героини очень сумбурное, постоянно на грани срыва и истерики, так, что на каком-то этапе уже хочется восклинуть: 'Довольно!' Если задача автора состояла именно в том, чтобы показать такое состояние героини, тогда ему это удалось. Если же такой цели не преследовалось - тогда перебор с эмоциями, их можно и убавить.
Наконец, не могу не заметить, что рассказ, конечно, провокационный. Я в этом ничего плохого не вижу, но, конечно, мне любопытно, с какой целью была добавлена эта провокационность :)
Тор А. Seele
Не новая, но очень мило поданная история. И не менее милая идея, искренность которой очень явно улавливается из текста.
Не самый ровный слог и язык, их, на мой взгляд, стоило бы подшлифовать.
От концовки ожидала другого. Ожидала какой-то большой цели, чего-то масштабного и глобального (и не обязательно для всего человечества - можно было бы и для отдельно взятого человека). Никак не того, что в итоге весь этот дар художницы уйдёт на то, чтобы спастись.