Ясько Георгий Юрьевич : другие произведения.

Прометей был прикован к вершине Казбека...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кавказ играет в истории роль, которая достаточно ещё не определена.


ПРЕМЕТЕЙ-ТО ПРИКОВАН К ВЕРШИНЕ КАЗБЕКА...

   Мистики Востока и Запада согласны в том, что именно в настоящее время славянству, и в частности России, передан некий светоч; вознесёт ли его наш народ или выронит, - вопрос мировых судеб. Горе, если выронит, не для него одного, но и для всех; благо для всего мира, если вознесёт. Мы переживаем за человечество - и человечество переживает в нас великий кризис... Поистине "всякий за всех и за всё виноват"; и наша хотящая и не могущая освободиться страна подвизается и изнемогает за всех.
   Вяч. Иванов.
  

1

   Это было в конце 60-х. Приходит папа с работы и радостно сообщает: партийный актив республики собирали на закрытую лекцию в обкоме, где лектор из ЦК сообщил, что по данным СВР американцы внесли г. Орджоникидзе СО АССР в список целей первого ядерного удара. Вот такого уровня достигла концентрация в нем военной промышленности. Я тоже был очень рад этому.
  
   При всех уродствах советской власти, у неё было очень сильное качество,- уважение к культуре. Культуру так уважали, что яро истребляли её выдающихся носителей: Флоренского, Вавилова, Мандельштама... Другой рукой культуру "насаждали". И классику, и "советскую культуру", которой многое можно простить за утверждение идеи: "Все люди - братья!" Именно уважение к культуре создавало и поддерживало в стране и в граде Орджоникидзе атмосферу, в которой вырастали и великие учёные, и талантливые инженеры, и высококвалифицированные рабочие, обеспечившие военный паритет с США, спасшие страну и народ от агрессии НАТО. В конце же 60-х были открыты колоссальные запасы нефти и газа. Показалось,- не надо напрягаться и тянуться ввысь, стимулировать развитие мышления, раскрытие духовного потенциала, рост культурного уровня народа, развивать науку, искусство, образование, технику. (Что, укрепляя страну, одновременно подрывало идейные основы того строя.) Казалось, для стабильной жизни советской элиты достаточно продавать углеводороды и покупать всё, что нужно у "капиталистов" за нефтедоллары. Тогда же были завинчены гайки в идейной сфере и страна пошла путём Саудовской Аравии, не под зелёным флагом, конечно, а под красным. Что вскоре и привело сверхдержаву к умственной, а потом и технологической деградации и как следствие к гибели.
  
   Не мифические "жидомасоны" уничтожили СССР, а мы сами, своими же руками. Сначала при Брежневе при высоких ценах на нефть мы легли на печь и проспали революцию высоких технологий. Страна превратилась в болото. А когда Горбачёв спустил нас с идеологической цепи, мы занялись самоуничтожением: сначала разграбили то, что было создано трудом прошлых поколений, а теперь, когда цены на углеводороды снова взлетели, мы стали грабить наших детей и внуков, перекачивая на Запад эти невозобновляемые ресурсы. Все мировые лидеры от США до Индии живут разработкой и воплощением идей, а мы как Саудовская Аравия живём продажей углеводородов. Не под зелёным флагом, а под пустыми небесами, в которых собираются утвердить восьмиконечный крест. Но ведь православное царство у нас уже было, кажется? Что не спасло нас от катастрофы 17-го года. Как писал князь Е.Н. Трубецкой в 1918 году: "Русская государственность стала добычею пламени, которое разгорелось в её же собственных недрах. Не случайно наша действительность стала похожею на ад: ад в ней давно таился, но только теперь он явно выступил наружу. Не у нас одних, а у всех народов государственная жизнь покоится на некоем компромиссе с адом..." (Е.Н.Т. Смысл Жизни. М., 1994, стр.201). "Компромисс с адом", который до срока позволял существовать Российской империи заключался в том, что единомыслие обеспечивалось силой государства, подавлявшей свободную мысли ради обеспечения идейной монополии РПЦ МП. Нет большего преступления, как угашение огня духа, подавление свободомыслия. Так что, утвердившаяся на шестой части суши после гибели Империи монополия марксизма, тоже окончилась распадом СССР - величайшей политической катастрофой ХХ века. Но на уничтожение в ХХI веке России никто нам мандата не давал.
  

2

   Тимур Кибиров причиной того катастрофического процесса, который бушует сегодня (и не только в России) назвал одичание. Мир переживает катастрофу. Греческое слово "катастрофа", как и латинское слово "революция" на русский язык переводятся одним словом - "поворот". Наше время - это время крутого поворота всего человечества, всей жизни на земле на новый путь. И у каждого из нас на этом новом повороте истории есть выбор: одичание или возрождение к новой жизни.
  
   О. П.А. Флоренский так говорит о сути переживаемого нами момента: "Словно какая-то ткань, словно какое-то тело из тончайших звездных лучей ткется в мировых основах. Что-то ждется. В чем-то недостаток, по чему-то томится душа, желающая разрешиться и быть со Христом... Когда наступает вечер, везде появляются звёзды. Точно так же, когда в известный исторический момент наступает вечер, почти для всех начинают быть видны явления другой культуры, тогда как раньше на них обращали внимание только некоторые "выходящие из себя" ("transсende te ipsum" - бл. Августин), - из плоскости рассудка.
  
   Сейчас у нас наступают сумерки, уже произошло смещение сознания, которое мы не замечаем только потому, что оно совершилось медленно и постепенно. Колоссальный сдвиг общественного сознания начался с начала ХХ-го века. Раньше, например, понятие "мистика" считалось психопатством и отождествлялось с ним даже среди кругов философских. Поэтому многие таили свои мысли и на известные книги указывали не всякому, а по разбору... Правда, многие и раньше чувствовали иное бытие. Например, Тютчев: "О вещая душа моя!/О сердце, полное тревоги,/ О, как ты бьешься на пороге /Как бы двойного бытия!../Так, ты - жилица двух миров,/Твой день - болезненный и страстный,/ Твой сон - пророчески-неяный,/ Как откровение духов.../Пускай страдальческую грудь/ Bолнуют страсти роковые -/ Душа готова, как Мария,/ К ногам Христа навек прильнуть".
  
   Итак, мы находимся на пороге нового бытия. На наших глазах слезает шелуха с культуры прошлого и выявляется новая, подобно тому, как сбрасывают чешую весной, зеленеющие почки деревьев. Я говорю: наступает новая историческая полоса; это значит не то, что отдельные люди почувствовали эту перемену, а то, что она произошла во всех областях культуры, во всех её деятельностях и нет ни одной стороны, которой она не коснулась. И всюду и везде она вносит одни и те же начала новой культуры.
   Ко времени Страшного Суда будет совершенная свобода: не будет препятствий верить или не верить. Приближается время, благоприятное для эсхатологических целей.
   Нужно отметить особенность нашего времени. Представьте себе долину и высокие горы. Мы живём в долинах, в обычном воздухе, и лишь живущие на высоких горах задеваются духовными облаками. А к вечеру облака спускаются и задевают всех, а не одних лишь жителей гор. Так и в наше время - "вечернее" - заметно, с одной стороны, обострение мистической чувствительности, а с другой - снисхождение к нам Божества, миров иных. Сейчас чудо неизмеримо ближе, как и вообще мистические явления, как благодатные, так и темные... "Блюдите, как опасно ходите".
  
   Прежние чудеса становятся ближе и обыкновеннее. Мистические явления становятся всё ближе. Приближение к большому опыту. Мир снова начинает принимать мистический характер. Надо ожидать величайшего синтеза всех сторон знания, и это - дело не столь отдалённого будущего, так как потребные для этого элементы уже расправлены и нужно время, чтобы дать им возможность выкристаллизоваться".
  
   Наступает эпоха преображения человека, преображения человечества, преображения Неба и преображения Земли. Каждый из нас мог бы рассказать о каких-то "сверхъестественных" происшествиях, или знаках, например о сбывающихся, вещих снах, которые касались самых обыденных вещей. Не спрашивая - а есть ли в жизни, этом величественном космическом процессе хоть что-нибудь "обыденное", отнесём эти маленькие "чудеса", эти признаки духовного аристократизма, ставшие ныне демократичными, к самым главным приметам нашего времени. О том же говорят массы книг и руководств по магии заполонивших прилавки книжных магазинов, стало быть, - пользующихся массовым спросом.
  
   Флоренский, познавал магию на своём жизненного опыта, которому он нашел подтверждение как в трудах Платона, так и в фольклоре. В работе "Смысл идеализма". ( П.А.Ф. Сочинения. ФН. т. 129. стр.70.) он пишет, что поскольку платонизм есть типическое выражение внутренней жизни, поскольку он влился возбуждающей струёй в религиозную мысль всего человечества - пантеистическую, христианскую, магометанскую, иудейскую - постольку он явился самым мощным ферментом культурной жизни; поскольку терминология и язык платонизма оказались наиболее приспособленными для выражения религиозной жизни - постольку и корни платонизма суть общечеловеческие, естественные корни, одним из которых и является магичность.
  
   В работе "Общечеловеческие корни идеализма" он пишет: "Вопросом "Откуда происходит платонизм?" спрашивается: "Из каких данных сознания? Где эти данные проявили себя в своей первичной грубости? Где они наиболее ярки?" Если Вы согласитесь на такую постановку вопроса, то ответ мой краток и прост. "Магия" - вот то единственное слово, которое решает платоновский вопрос. Или если хотите более современного слова, то это будет о к к у л ь т и з м". (Там же стр. 147) Свой вывод о происхождении платонизма из магического мировоззрения непосредственного (мы бы сегодня сказали "мифологического") сознания он подкрепляет фактами, взятыми из области русского фольклора, фольклора, обычаев народов Кавказа, уроженцем которого он является. Что свидетельствует: весь быт пропитан и скреплён потусторонним. Все вещи - центры исходящих тайных сил. Океан неведомого бьёт волнами в обиход. Весь мир пронизан магическими и мистическими силами, и нет вещи, которая не была бы опутана сетями мага. Для "простого" человека вся жизнь всегда имела уклад религиозно-магический; все житейские явления, так или иначе, блистают светом потустороннего. То же было и в древней Греции и безграничная вера Платона в силу человеческого духа есть прямое отражение народной веры в возможность творчества силою мысли. Непосредственно же философия Платона есть лишь пересказ прекрасным греческим языком истин, которые были явлены ему при посвящении в Мистерии.
  
   А вот что Флоренский пишет о специальной сфере магического: "... это когда создание направлено на вещи не физического порядка. Тогда такое произведение тоже есть своего рода машина, но машина магическая. Это некое орудие магического воздействия на действительность. Такие орудия действительно существуют: так, уже рекламный и агитационный плакат имеют назначением принудить к известным действиям всех на них смотрящих и даже з а с т а в и т ь смотреть на них. Тут действие на окружающих и изменение в их душевной жизни должен оказать не с м ы с л, а непосредственная наличность красок или линий. Иначе говоря, такие плакаты суть машины для внушения, а внушение есть низшая ступень магии". (П.А.Ф. Сочинения. ФН. т.131, стр. 156) Речь идёт о плодах труда политиков, политтехнологов, рекламщиков и т.п., всех тех, чья сфера трудовой деятельности сегодня обозначается словом "пиар".
  
   Вспомните, как нам внушали "коммунисты": "Народ и партия едины!" Или как внушали "демократы": "Да, да, нет, да!" Это тоже магия, или оккультизм. Что такое как ни внушение, ни магия, ни оккультизм - обыкновенная, столь привычная нам коммерческая реклама? Оккультизм ныне практикуют:1) священнослужители всех конфессий; 2) политтехнологи и политики; 3) работники рекламных агентств; 4) работники СМИ. 5) заправилы и "звёзды" шоу-бизнеса, т.н. "массовой культуры". Это не всегда чёрная, иногда и "белая" или "серая" магия, но это всегда "практический оккультизм".
  
   Вот один из обрядов черной магии, применяемых в православии, описанный Флоренским в его "Философии культа". Т.н. "Чинопоследование на проклятие преступников псалмами". "Суть этого чина нижеследующая: после заамвонной литургийной молитвы, на которой преступник поминался за упокой, в середине церкви ставится столик, на котором обычно благословляются хлебы, а на нём блюдо с уксусом. Семь священников переоблачаются, выворачивая облачение наизнанку и окружают означенный столик, держа каждый в руках по зажженной смоляной свече. Начиная обряд, старший иерей кладёт в уксус кусок негашеной извести величиной с яйцо или с орех, и понятно, что известь начинает шипеть, а к концу обряда затвердевает и пристаёт к блюду. Самый обряд состоит из чтения по очереди всеми служащими семи избранных псалмов, в которых собраны наиболее сильные проклятия Псалтыри. Псалмы перемежаются особыми прокимнами и пением так называемого тропаря Иуды - из песнопений Великого четверга. По окончании чтений смоляные свечи гасятся в уксусе, а блюдо опрокидывается вверх дном и оставляется в храме. Тогда преступник, на голову которого были собраны эти проклятия, начинает мучиться угрызениями совести и вынужден принести повинную или иссохнуть от тоски. Само собою разумеется, что присутствие проклинаемого при этом обряде не необходимо". П.А. Флоренский. Сочинения. ФН т. 133, М., 2004, стр. 298-299.
  
   А магия любовных отношений? А магия искусства? Магизм является основой человеческой жизнедеятельности. По мнению Флоренского граница между земным миром и мирами иными, горними не может рассматриваться как безусловная. Человек - микрокосм живёт и действует (не сознавая того) во всём Макрокосме, на всех его уровнях. Что касается не только его сознания, жизни его духа, но и жизни его тела. "Магия, в этом отношении, могла бы быть определённой как искусство смещать границу тела против обычного его места. В сущности же говоря, всякое воздействие воли на органы тела следует мыслить по типу магического воздействия. Взятие пищи рукою, поднесение ко рту, положение в рот, разжевывание, глотание, не говоря уж о переваривании пищи, выделении слюны, желудочных соков, усвоении пищи и дальнейшего её обращения в теле, - все эти действия магические, и магическими называю их не в обычном смысле таинственности или сложности их совершения, а в точном смысле явления ими воли, хотя местами и под-сознательной, по крайней мере у большинства. Но наряду с этими органическими последствиями инстинкта, есть и другие, технические. Вместо прямого действия, в случае голода - вместо схватывания пищи, мы накопляем в себе мысль о действии, и через то обостренно сознаём необходимость добыть себе пищу. Это сознание проектируется в виде средств к удовлетворению того же голода, и, конечно, - в размерах, увеличенных сравнительно с первоначальной потребностью добычи на первый раз: ведь наша мысль суммировала ряд импульсов - позывов на пищу, может быть не наш личный только ряд, но и бесчисленное множество импульсов одного рода со стороны окружающих нас, со стороны прошлых поколений, влечения народной истории. Увеличенная, сравнительно с личным импульсом в данный час, мысленная проекция голода облекается в вещество, теперь уже во внетелесном пространстве, и таким образом воплощается в технические приспособления". (П.А. Флоренский. Сочинения. ФН. т. 128. М.,99, стр. 403-404). Таков виртуозно краткий очерк его мысли, показывающий: наука и техника тоже являются отростками магии. (Ср.: "Корыстную жажду овладения природой и добытия из неё того, что даёт силу человеку, современная наука получила в наследие от тёмной магии. Вся психология естественной науки и естественной техники родственна темной магии. И ужас, который испытывает современный человек от колдовской власти над ним мертвого механизма природы, есть кара за корыстно-магическое отношение к природе. Старая магия незаметно переродилась в современную технику и выпустила огромные магические силы, значение которых неясно современному сознанию". Н. Бердяев. Смысл творчества. М., 2002, стр.275).
  
   Магия есть живое, жизненное единение человека с природой. Магия - общение человека с разными силами природы и лишь разная духовная высота намерений человека отделяет благодатную "белую" магию от вредоносного, эгоистичного использования этих сил "чёрной" магии. Поэтому, сознательно употребляя слово "магия", Флоренский вкладывал в него и положительный и отрицательный смысл. Как он пояснил в одном разговоре А.Ф. Лосеву: "Чтобы подчеркнуть это расширенное понимание, я и беру это слово. Конечно, если бы было другое, более общее слово - я сказал бы его, но его нет. Волшебство - хуже, а магия - хотя и спорно, но хоть прилично". А.Ф. Лосев продолжает: "По-видимому, отец Павел нарочно употребил слово "магия", указывая на его широту, чтобы положительное и отрицательное рассматривать вместе: конечно, хотелось бы иметь общий, объединяющий единый термин - более нейтральный, менее раздражающий. Но его нет! И уж если отец Павел его не знал и не предложил, то тут уж ничего не остаётся делать". (П.А. Флоренский. Сочинения. ФН. т. 128, М., 99, стр. 251).
  
   Освящение и преображение плоти Мира, - эта основная задача русского духа, - для самого Флоренского вставала, как стремление примирить дух и материю, подняться к началу их синтезирующему. Это было одним из характернейших направлений его мышления. Идея воплощения духа, согласно его воззрениям такова: дух "ткёт" себе тела, тончайшим из которых является имя, затем идут такие тела как ментальное, астральное, эфирное, физическое. Но этот дом духа распространяется вширь и далее, переходя из беспредельности духовной, потенциальной, к беспредельности актуальной, а потом снова возвращаясь в беспредельности духовной. В дом, который строит себе дух человеческий входят одежды, которые продолжают физическое тело, жилище, орудия труда, поле труда человека, которое постепенно от биосферы расширяется на ноосферу, а потом и на пневматосферу (это другие названия для астрального и ментального планов). Таким образом, весь космос становится для человека и телом, и домом, и храмом, и мастерской. В своих интуициях Флоренский был близок Е.П. Блаватский, с её идеями он был знаком. Сам себя он мог назвать и "магом" (П.А.Ф. Имена. М., 2000 стр.366) и "оккультистом" милостию Божией"(Павел Флоренский и символисты. М., 2004, стр. 531). Что нужно принять с широким пониманием нюансов этих переживших свой век понятий.
  
   "Различными путями мысль приходит всё к одному и тому же признанию: идеального сродства мира и человека, их взаимо-обусловленности, их пронизанности друг другом, их существенной связанности между собой. Гносеологически - всё, познаваемое нами, есть нами усвояемое и в себя нами преобразуемое. Биологически - всё, окружающее нас, есть наше тело, продолжение нашего тела, совокупность дополнительных наших органов. Экономически - всё возделываемое, производимое и потребляемое нами, есть наше хозяйство. Психологически - всё, нами ощущаемое, есть символическое воплощение нашей внутренней жизни, зеркало нашего духа. Метафизически - оно воистину есть то же, что мы, ибо, будучи иным, оно не могло бы быть с нами связано. Наконец, религиозно - Мир, образ Софии, есть Мать, Невеста и Жена образа Христова - Человека, ему подобная, ждущая от него заботы, ласки и оплодотворения духом. Человеку - мужу надлежит любить Мир-жену, быть с нею в единении, возделывать её и ходить за нею, управлять ею, ведя её к просветлению и одухотворению и направляя её стихийную мощь и хаотические порывы в сторону творчества, чтобы явился в твари её изначальный космос. Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его". (.П.А. Флоренский. Сочинения. ФН. т.128. М., 99, стр.440-442).
  
   Проще говоря: "воплощение есть основная заповедь жизни, - Воплощение, т.е. осуществление своих возможностей в мире, принятие мира в себя и оформление собою материи". Или: "воплощение в жизни идеала для превращения жизни в культуру". Вот и произнесено то слово, которое в 1920 году Флоренский не мог сказать Лосеву для замены слова "магия". Это слово - Культура.
  
   С 1920 года общественным сознанием проделан необходимый для оттачивания данного термина труд. И Флоренский в эту работу сделал колоссальный вклад. Духовная жизнь, жизнь воплощающегося духа есть непрестанное творчество, есть постоянное действие, по-гречески - "энергия". И это творческое действие (энергия) человека является частью творческого действия (энергии) Творца. Истинный порядок или закон для человека заключается в том, чтобы за вещами видеть энергию, за тварью видеть Творца. "Понять энергию. Но на земле самым ярким выразителем энергии является лицо человеческое. Лицо человеческое и есть предмет истории, и всё с ним и ради него и из него совершается, в противоположность совокупности вещей, природе. Но в чём же проявляется человеческая личность? Что служит характерным выявлением человечности? Если природой мы называем совокупность вещей, то совокупность энергий мы называем культурой". (П.А.Ф. Сочинения ФН, т. 129, М., 99, стр. 21.)
  
   Культура, как светлое действие или светлая энергия - должна быть признанна основой всей и всякой целеустремлённой деятельности человека. Флоренский демонстрирует это на примере молитвы: "Вот сторона культуры, по-видимому самодовлеющая и желающая быть самодовлеющей. Но она единством целей связана со всею техникой, с бытом. Для осуществления молитв нужны Храмы, например, а для них архитектура, т.е. вся организация знания, художники, т.е. вся организация искусства, для художников же - химики, готовящие краски, горные промыслы, добывающие красящие вещества из недр земли, заводы, их перерабатывающие, плантации, доставляющие масло, сельские хозяева, дающие пшеницу и вино, стальные заводы, доставляющие земледельцам орудия для обработки поля, и т.д. и т.п. Каждый объект культуры предполагает тысячи других, те - опять других и т.д. Бесконечно многообразная ткань культуры оказывается связанной с таким чуждым, по видимому, жизни фактором, как молитва. Да и то, мы взяли ее со стороны внешней. А возьмем со стороны внутренней. Каждое слово молитвы подразумевает существование всей суммы догматических понятий, исторически это значит, что включается сюда все прошлое церковной жизни, более - вообще религиозной жизни человечества. В наших молитвах вы увидите термины философии, образы поэзии, идеи, отзвуки которых находим в тысячелетиях. Каждая ниточка культуры подразумевает всю культуру, вне которой она не может быть". (П.А. Флоренский. Сочинения. М.,99, стр. 25 - 26.)
  
   Гераклит учит: "Всё составилось из огня и в огонь разрешается...Начало есть огонь; всё есть размен огня и возникает путём разрешения и сгущения...Вселенная конечна и мир един. Возникает он из огня и вновь исходит в огонь попеременно, оборот за оборотом, в течение всей вечности; совершается это по Судьбе". (Диоген Лаэртский. ФН, М., 79, стр.361) Наилучшим символом действия (энергии) всегда являлся Огонь, наилучшим символом Божества всегда являлся Огонь. Моисею Бог являлся в Огне. "Кто возле Меня, тот возле огня, а кто далёк он Меня, тот далёк от Царства", - гласит одно не записанное в Евангелии изречение Спасителя. (П.А. Флоренский. Философия культа. ФН. т.133, М., 2004, стр.299). "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!" (Лк. 12. 49-50) - сказал Христос. У Матфея говорится, что Христос будет крестить уверовавших в Него не только водой, но ещё "Духом Святым и огнём" (Мф.3:11) "Бог есть Огонь", - сказал Серафим Саровский. Творческая сила человека - в сопричастности его Божественному Огню. Об одной из своих статей Флоренский писал: "Это будет писаться долго, понемножку, т.к. требует больших подготовок для каждого отдела и страшного напряжения (огнистости)"... (Павел Флоренский и символисты. М., 2004, стр. 335)
  
   Так и запомним: Культура - это Божественный Огонь, горящий в нашей крови в наших сердцах. Глядя на вершину Казбека, к которой, по словам Е.П. Блаватской и прикован Прометей, будем об этом вспоминать.
  

3

   Мы в этой заколдованной стране всё время наступаем на одни и те же грабли. Ходим по кругу. Целые века нас учили "веровать", и это было хорошо, но нам запрещали думать: веруй, но не умствуй. Поэтому думать к 1917 году, когда мы утратили веру в православные догмы, мы не научились и приняли на веру западную мысль. Теперь кто-то снова пытается веру в научную мысль заменить верой в религиозные догматы. Но и попытки вырваться из этого магического круга не прекращаются. Был недавно в Москве, пошел в Третьяковку, в зал древнерусской живописи, сижу. Входит экскурсия. Молодая девица экскурсовод привела школьников 4-5 классов. Построила их и говорит: "Дети, запомните эту минуту на всю жизнь, вы сейчас стоите перед величайшим произведением живописи!"
  
   Святая Троица сияет, где и должно - не там, где всё пропахло безакцизным табаком, нефтью и алкоголем, а в сердцах образованных девиц, дети и внуки которых и построят Новую Россию. О предназначении которой Флоренский писал: "... дать целостную культуру, воссоздать живой дух античности, явить новую Элладу, - которые ждут творческого подвига от Русского народа". Речь о синтетическом подходе к жизни, когда духовная жизнь становится повседневной жизнью человека, превращая "биосферу" - сферу жизни в "ноосферу" - сферу культуры. Как учил нас тому Ангел-Хранитель России Преподобный Сергий Радонежский. Как это делали его духовные праправнуки - титаны "Серебряного века". Явившие новый, четвертый за всю историю человечества тип мышления. Космический. Предыдущие три: мифологический, религиозный, научный. Космический тип синтезирует все эти три типа. Не являясь их "суммою", а будучи органичным новым произведением эволюции человека, которая творит нового человека. Отсюда все ужасы нашей жизни. Все муки. Но это родовые муки. Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат.
  
   Возрождение России - природный процесс, который идёт по законам, нами ещё не изученным. Близко к их понимании подошел Л.Н. Гумилёв с его теорией "пассионарности". Новую Россию построят личности, которых будет малая честь от всего населения. Они будут похожи на нас в порядке культурной преемственности, но в чём-то главном, они будут от нас отличаться. Они будут Новые. Не новые капиталовложения, а новые люди создадут Новую Страну.
  
   Они уже нарождаются. Доктор биологических наук, директор Экологического центра института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова академик и член Президиума РАЕН Назаров А.Н. пишет: "Нужно выделить для исследования особенную, трудно определимую категорию современных детей младшего возраста (4-6 лет) и подростков (11-14 лет), которых называют "дети-индиго" или "фиалковые дети", - по цвету якобы видимой некоторыми экстрасенсами ауры вокруг их головы. Можно и нужно отбросить все ненаучные измышления, вызванные спекулятивным желанием громких сенсаций. Но, отбрасывая лженаучные сенсации, нельзя вместе с тем выплеснуть с водой и ребёнка. Речь, напомним, идёт о формировании "расы" особо одарённых детей, якобы приобретающих знания, которые не могли бы быть им известны, тем более в их детском возрасте. Можно встретить убийственную критику самой идеи "детей-индиго", объявляющую их законченными эгоистами, неврастениками, чрезмерно избалованными и т.п. Наверно, доля правды, возможно и немалая в этой критике есть. (...) Можно называть их как угодно: индиго, фиолетовыми, лазоревыми детьми, но уже сегодня их общий уровень интеллекта выше, а завтра они будут осваивать и создавать ноосферную реальность на базе целостных ноосферных знаний и новых систем ноосферного образования. Ноосферной парадигме не противоречит и формирование особой экологической расы (не вида!) людей, выросших в условиях насыщений биосферы и окружающей человека среды продуктами ноосферогенеза, их быстрой смены и отчуждения от естественных условий жизни. Может быть, появление слоя более развитых детей с их общим рефреном: "Оставьте меня в покое!", с ранней самостоятельностью суждений, со склонностью к суициду, когда старшие пытаются сломать их и подчинить себе, легко ранимых, но чувствующих в себе уверенность сильного и правоту убеждённого, и служит сигналом выхода на арену Жизни новой генерации людей земной и будущей космической ноосферной реальности?" (Культура и время" N 4, 2005, стр.95)
  
   Прозвучит фантастично, но к появлению и приёму этих детей всё давно уже готово. Готово главное, - "Инструкция К Применению". Речь идёт об учении Живой Этики, связанном с семьёй Рерихов, которое было дано через эту семью как будто бы как раз для этих носителей нового космического сознания. Первая фраза этого учения: "В Новую Россию Моя первая весть",- датируется 24 марта 1920 года. Книги Живой Этики на русском языке издавались в Латвии с 30-х. В СССР они распространялись в самиздате, а с начала реформ появились в книжных магазинах. С тех пор они переиздавались в России около двадцати раз. В РФ, странах СНГ, в Индии, Италии, Болгарии, Латвии, Литве, Эстонии, Германии, Англии, Канаде, США, Израиле, Ливане, Аргентине, Австрии, Бельгии, Мексике, Нидерландах, Сербии, Финляндии, Чехии и во многих других странах, - по всей планете возникли тысячи кружков энтузиастов культуры, изучающих это учение. Развивается всепланетарное, массовое т.н. "рериховское движение". Это стихийный, природный процесс. Рерихи, давая Живую Этику, не адресовали её какую-то группе, даже тем, кого сегодня называют "рериховцами", они не обращались специально и к "детям-индиго", они дали его всем людям, человечеству. Каждый, ознакомившись с этим величественным произведением человеческого Разума получит огромную пользу. Один из "меньших" пророков предвещал: "Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его" (Амос. 4, 11-17). Нерелигиозное, научно-философское учение Живой Этики как раз и является, этим долгожданным Словом.
  
   Этот стержень нового всепланетарного эволюционного явления, в то же время - вершина русской мысли, русской культуры, кульминация "Серебряного века". Который явился началом раскрытия в жизни общества формулы "Красота спасёт мир". Ф.М. Достоевский 8 июня 1880 года, в своей великой речи, посвященной открытию памятника Пушкину предрёк: миссия России - объединить человечество во всемирное братство. То, что сегодня происходит вокруг Живой Этики и есть начало этого великого дела, за которое отдали свои жизни лучшие из людей. Центром же этого вселенского процесса является Москва. Международный Центр-Музей им, Н.К. Рериха (МЦР), расположенный в самом сердце нашей столицы.
  
   Как и всё новое, эволюционное, чреватое будущим, Живая Этика входит в жизнь в напряженной борьбе. Все началось в 1974 году, в год столетнего юбилея Н.К. Рериха, когда его сын, тоже художник С.Н. Рерих послал в СССР коллекцию из 288 картин своего отца и своих. Оставаясь его собственностью, эти картины под опекой Минкультуры СССР путешествовали по стране, приобщая людей к высокому искусству. В 1990 году С.Н. Рерих создает МЦР, которому передает архивы своей великой семьи, личные вещи и ценности, а так же картины, в число которых входили картины вышеупомянутой коллекции, что было особо оговорено в дарственной. Тогда эта коллекция находилась на временном хранении в государственном Музее Востока. По распоряжению М.С. Горбачева Мосгорисполком выделил МЦР памятник архитектуры ХVII века "Усадьба Лопухиных" двухэтажное здание в центре Москвы, находившееся в аварийном состоянии. Под предлогом того, что у МЦР нет нужного хранилища для картин, чиновники Минкульта отказались сразу передать коллекцию ее владельцу. Когда же такое хранилище было предоставлено Музеем МВД России, Музей Востока картины все равно не отдал. Чиновники вели свою игру. Речь о чиновниках Минкульта, но мы сознательно опускаем определение, оставляя существительное. Ибо это они, чиновники уже более двухсот лет реально правят Россией, решая все вопросы в интересах своего клана.
  
   Когда стало ясно, - чиновники не собираются выпускать из рук это сокровище, ("Известия" 28.04.2006 сообщили, что на аукционе Sotheby's недавно картина Н.К. Рериха "Лао Цзы" ушла за 2,2 млн. долларов, а его картина "Конфуций" за 1,3 млн. долларов; по некоторым данным, около 50 картин из этой коллекции государевыми людьми уже украдены), С.Н. Рерих в апреле 1992 года обратился с письмом на имя Президента Б.Н. Ельцина. Российское Правительство поручило Минкульту решить этот вопрос, но чиновники не спешили, они чего-то ждали... Они дождались своего 30.01.93, когда находившийся в преклонном возрасте С.Н. Рерих скончался. Не прошло сорока дней, как директор Музея Востока без всяких на то законных оснований издает приказ N13, в котором приказывает самому себе принять "на постоянное хранение картины Рерихов". Чтобы закрепить свой успех и убрать свидетеля и пострадавшего от этого акта - неправительственную организацию, ассоциированный член ООН, протестующий голос которой слышит мировое сообщество, этот директор обратился в Правительство с просьбой передать Музею Востока все наследие Рерихов и "Усадьбу Лопухиных". В недрах аппарата эта идея понравилась. Через месяц после расстрела Парламента выходит постановление Правительства за подписью В.С. Черномырдина о передаче Музею Востока "Усадьбы Лопухиных". Не обошлось и без вездесущего А.Б. Чубайса, (он был тогда вице-премьером), закрытым распоряжением которого предписывалось отобрать у МЦР все наследие Рерихов.
  
   Мы далеки от намерения мазать черной краской всех, сидящих в московских "высоких кабинетах". МЦР подал судебный иск на В.С. Черномырдина в высший Арбитражный Суд и этот Суд признал его решение незаконным. Одновременно с этим Ю.М. Лужков издал постановление об аренде Центром "Усадьбы Лопухиных" сроком на 49 лет. Положение было спасено.
  
   Подчеркнём: к тому времени МЦР, уже доказал свой высокий статус культурного Центра мирового значения. Полным ходом шли ремонт и реставрация зданий усадьбы, которые осуществлялись на народные пожертвования. Деньги требовались огромные, и они находились, выручали меценаты. По всей России и за рубежом шли передвижные выставки картин Н.К. Рериха, которые находились в руках их законного владельца - МЦР. Архивные документы обретали форму десятков публикаций и книг. Вечерами сотни людей приходили в Центр, чтобы послушать лекции. Международные научно-общественные конференции привлекали представителей различных стран. В защиту МЦР с требованием вернуть его коллекцию выступали такие представители истинной российской элиты как Д. Лихачев, Б. Раушенбах, А. Яншин, А. Карпов, Ю. Воронцов, Н. Михалков и многие другие.
  
   В правящих кругах появилось понимание, что в этой ситуации государство выглядит неблаговидно. "Наверху" созрело намерение отказаться от посягательств на общественный Центр и вернуть его коллекцию. Это намерение нужно было сформулировать и облечь в форму нового постановления. Этим занимались такие вице-премьеры как Яров, Лобов, Кинелев, Ильюшин, Немцов, Сысуев, Матвиенко... От них шли в адрес Минкульта поручения, которые никто не выполнял, не неся за это никакой ответственности. Правительство России демонстрировало бессилие перед чиновничеством, этой страшной реликтовой силой, пришедшей к нам из самого мрачного прошлого. Чиновники ждут... Чего? Что вымрут все защитники наследия Рерихов? А между тем, по некоторым сведениям несколько десятков картин из этой коллекции уже пропали. Так алчность горстки московских чиновников угрожает существованию культурного центра мирового масштаба и всепланетарного значения. Попытки российского чиновничества уничтожить МЦР угрожают будущему всего человечества. Интересы временщиков, проходимцев - против интересов Ч е л о в е к а ... Кто победит?
  
   Нужно нормализовать отношения государства и общества. Долг государства перед обществом огромен. И в этой громаде долга маленькая капля - 288 картин Рерихов. Государство присвоило эту коллекцию, поправ все законы, которые оно должно исполнять, волю владельца С.Н. Рериха, который передал эти картины не государству, а народу. Чиновники Минкульта РФ попирают все законы - писанные и неписаные, не пора ли восстановить справедливость и вернуть эти картины законному владельцу - народу России? Этот народ всегда при всех общественных формациях уважал и свято соблюдал волю ушедших в иной мир. Традиция эта до сих пор жива и никакому ведомству ее нарушать не позволено. Ибо эта традиция из тех, на которых держится народная душа. Душа - это последнее, что у нас осталось в результате "реформ", что будет, если мы и ее утратим?
  
   10.12.2003 группа уважаемых людей, попечителей МЦР, обратилась на имя президента Путина с открытым письмом "Наследию Рерихов грозит уничтожение" http://www.roerichs.com/Publications/Centre-Museum/Letter_President1.htm . В нём они просили Президента вмешаться в ситуацию, созданную подчинёнными ему госчиновниками, которая угрожает существованию самого МЦР. В.В. Путин безмолвствует...
  
   ...Вашингтон теперь своими главными соперниками на этой планете видит Дели и Пекин. Владикавказ уже вычеркнут американцами из списка целей первого удара. Не рано ли?
  

19.03.2006.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"