Попова Анна: другие произведения.

"Ах, стать бы мне..."

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предисловие к книге, работа над которой никак не войдет в фазу завершения


  
  

"Ах, стать бы мне"...

   Хаос черновиков: растрёпанные записные книжки, густо исписанные старенькие блокнотики, клочки и обрывки тетрадных листов... Мы с автором, окружённые внушительными тетрадными горками, стараемся не ступать на белые, с черно-синим узором, бумажные долины. Смеёмся от души... правда, немного иронично и в то же время озадаченно - вот так информационное пиршество! Ну что ж, лиха беда начало... вздохнув, приступаем к стихотворным архивам: поиск, отсев, корректировка, формирование разделов - чёткая, почти научная работа, но откуда же эти невольные воспоминания, ассоциации - на грани музыки и цвета? Уже не спорим и не рассуждаем - чувствуем и ощущаем...
   "Ах, стать бы мне..." - строчка (и даже не целая) из давнего, почти забытого самим автором стихотворения, случайно обнаруженного на энном по счёту листочке - густо исчерканном фиолетовыми чернилами, склеенном из двух половинок... Что это - безадресная мольба - или призыв, обращенный к себе самой: соберись, ты должна... Должна стать. Состояться.
   Рабочий беспорядок на ковре: школьная стихотворная тетрадь (надорванная и заботливо склеенная), студенческие конспекты со стихотворными вставками, строгие листы А4 - с распечатками на одной стороне и летящими, неровными строчками - на другой. Почти пятнадцать лет становления. Отдельно - школьно-студенческие размышления о своей роли в этом мире, посвящения друзьям - немного пафосные и декларационные - но такие обаятельные в своей серьезной наивности... Отдельно - недавние, зрелые стихотворения: резкие и точные - ничего лишнего...
   Что ж, самое сложное позади: бессистемная груда бумаг трансформировалась в ровные стопочки - фрагменты-разделы. Чуть поодаль, в пухлой папке - стихотворения, которым вынесен беспощадный приговор... С некоторым удивлением обозреваем результаты трехчасового труда... И мне почему-то кажется: уже не поэтесса раскладывает черновики стихотворений, а хорошая актриса с легкой грустью осматривает свой богатый театральный гардероб. Вот - простая и строгая, прошедшая и огонь и воду военная форма. А это - будничный, деловой наряд. Фантастически роскошное бальное платье. Экстравагантный "прикид" женщины-вамп...
   Как просто... и как невероятно сложно становиться такой - полемичной, ироничной, трагической, озорной, умудренной опытом, строгой... разной. Стихи Елены Яворской из раздела "Огни" - это прежде всего многотемность, многостильность, многослойность. Даже принадлежность стихотворений к одному разделу отнюдь не предполагает тематического, идейного и стилистического сходства. А ведь, к сожалению, нередко читаешь сборники современных авторов как одно огромное, растянутое на всю книгу стихотворение...
   Как непохожи друг на друга исторические портреты - и портреты реальных персоналий, и портреты-обобщения, портреты-типажи. Растерянный - затерянный в неродной России "Голштинец" Петр III; задорная, искрящаяся жизненной силой "Царица" - Екатерина II; настоящий, не лубочный "Солдат" Великой Отечественной; лишённый привычной однозначности немецкий захватчик ("Он", "Немецкий ас"), молодой парень - "осколок Чеченской войны девятнадцати лет" ("В подземном переходе")... В этой галерее каждый из портретов, как у настоящего художника, выписан в собственной, не повторяющейся манере.
   Сложнее - портреты-абстракции, портреты - воплощения определенного исторического периода. "Наш двадцатый" - череда типических символов, психотипов, умонастроений. "Поколенье" современников, циничных, знающих, что, где и почём. Одинокая в своем несовременном романтизме "Современница" - "в руках мобильный телефон и томик Блока".
   Частая, почти навязчивая "привязка" к слову портрет неслучайна: для того чтобы написать стихотворный портрет, воссоздать Личность, нужны и подлинное внимание к человеку, и проницательный -- но в то же время неравнодушный взгляд, и умение отбирать наиболее характерные чёрточки, штрихи (а как иначе? - довлеет закон жанра: перед нами не пространные романы, не рассказы и даже не поэмы, потому и приходится ограничиваться именно штрихами стихотворения-голограммы, способными дать представление о целом). В сущности, сборник "Огни" - о людях и для людей...
   Вот они - отложенные отдельно, дорогие мне стихотворения из раздела "Одиночества", вот они - судьбы: почти отчаявшийся "Пятидесятилетний" (при всей относительной стандартности его биографии); полусумасшедшая одинокая старуха, заплутавшая в прошлом ("Дашка"); молодая девушка, пытающаяся ощутить присутствие Бога в замкнутом кругу повседневной рутины ("Портрет одиночества"). Насколько жизненны и бытовой "Театрик" на кухне со слезами, неутихшим скандалом и вызывающим молчанием, и развод "У Петровых" - делёжка единого целого - бывшего счастья...
   Но воинствующая проза - лишь одна сторона медали; тем ярче воспринимается по контрасту следующий раздел - "Фантазии" - не сказки (героями стихотворений выступают не только "сказочные" существа), а именно фантазии, попытки пережить нечто такое, с чем маловероятно или в принципе нереально столкнуться в действительности...
   Помню, по окончании черновой работы зашла речь о предназначении стихотворных сборников, о том, для кого (и для чего, для какой - в высшем смысле - цели) они создаются. Наверное, нет такого автора, который не задумывался бы о возможной реакции потенциального читателя: а "зацепит" ли, захватит ли? Не закроет ли этот неведомый некто мою, родную, выстраданную книгу в самом её начале? И - в конечном счёте - а каковы критерии "качества" поэтического сборника?
   Сколько бы не говорилось об "искренности", "душевности", "народности" и других так называемых "художественных" достоинствах, главное, что вызывает уважение к поэту, что побуждает читать книгу далее, - это ощутимый с первых же строк авторский уровень: богатый лексикон, нешаблонная сочетаемость, краеугольный камень поэзии - нестандартная рифма и, наконец, особый угол зрения, нетривиальное восприятие даже самых обыденных вещей (а далее раскрывается тематическая и идейная широта - не пестрота, а именно широта)... Вот, казалось бы, набившая оскомину тема - поход за грибами. Пожалуй, не счесть поэтических изображений этого действа, непременно сопровождающихся умилительными, с претензией на классичность, шаблонными описаниями осенних пейзажей. Но как нетрадиционно, как изящно и в то же время как просто решает эту задачу автор в стихотворении "По грибы"...
   И снова я с рюкзаком.
   Утро солнечным языком
   гладит мне спину,
   словно рождённый недавно
   телёнок
   белёсый.
   Яркая просинь.
   Шляпу поглубже надвину...
   Опёнок
   стоит при дороге и кукиши вертит:
   "Вот я какой, ничего не боюсь я, поверьте!"
   Верим...
   И все-таки варим...
  
   Ах, если б стать... - извечное, горячее желание автора найти свой слог, найти себя как творческую личность... Елене Яворской свойственно редкое умение встраиваться в чужой стиль и оставаться собой.
   Имеются в виду даже не стилизации (каковых также немало). Хотя, думаю, каждому автору понятно, насколько ответственно, например, написать собственный вариант всем известной "Катюши" ("Сёстры"); как сложно вводить в идейно глубокие тексты элементы народно-разговорного стиля ("На месте лобном...", "Сорные травы" и др.); как нелегко сделать юмористическую стилизацию озорной, лёгкой, ненатянутой, естественной; как осторожно следует "передавать слово" лирическому герою...
   Хочется сказать о том, насколько по-разному может звучать слог Елены Яворской: от чеканного, сдержанного, простого и сурового:
   Выбор прост.
   Потому что - не выбор.
   Есть приказ.
   Вот он мост. Ну а дальше - погост.
   Мы могли б защищать этот мост. Мы могли бы...
   Только нынче его защищает наш враг. Выбор прост... ("Мост") -
  
   до классически лёгкого, тонкого, похожего на звуки рояля:
   Сквозь времена и времена
   Метет позёмка.
   А ты по-прежнему одна,
   О, Незнакомка... ("Современница")...
  
   В стихотворениях Елены поражает афористическое: Он был стихами, / Она была музыкой к ним..., парадоксальное А на рассвете - расстрел / А на рассвете - закат... (таких примеров можно найти множество) - при отточенном техническом исполнении, когда всё: ритм, рифма, строфика, пунктуация - становится средством в руках опытного художника, не устающего работать над своим творчеством...
   ... Набрасываю фразы, Елена скромно протестует... а за окном уже вечереет, и мы отвлекаемся от работы над стихотворениями: диалог, как это обычно бывает, по своей прихотливой логике обращается к другим темам. Собираем бумаги... кажется, пора прощаться. Прощаться - и пожелать читателю плодотворной, творческой встречи с хорошими стихотворениями.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   3
  
  
  
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Е.Васина "Клуб "Орион". Серенада для Мастера." (Современный любовный роман) | | Н.Яблочкова "Академия зазнаек, или Дракон попал!" (Любовное фэнтези) | | Е.Горская "По праву сильнейшего" (Любовная фантастика) | | А.Хоуп "Мир Белого дракона" (Любовная фантастика) | | I.La "Игрушка для босса" (Любовные романы) | | В.Свободина "Преданная помощница для короля " (Современный любовный роман) | | М.Боталова "Академия Равновесия. Сплетая свет и тьму" (Любовное фэнтези) | | Е.Горская "Я для тебя сойду с ума" (Любовное фэнтези) | | Л.Тимофеева "Заклятье для неверной жены" (Юмористическое фэнтези) | | Blackcurrant "Магия печатей" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"