Яворская Елена Валерьевна: другие произведения.

Буквица-2015. Личное мнение

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:

  Лариса Мягкова. Эпизод (Пожелание счастья...)
  Принято считать, что хороший тон - взывать к эмоциям читателя надо, непременно всякий раз изобретая какие-то принципиально новые сюжетные основы и ходы. Доводилось слышать от весьма мною уважаемых литераторов, что умилять читателя детишками и котятами недопустимо для профессионала, не больше и не меньше. Но если литература - та же жизнь, только перенесенная на бумагу, то изъять столь значительную часть ее без ущерба для целого невозможно. Искусственно выйдет. Я последовательно придерживаюсь мнения: важно не О ЧЕМ писать, а КАК писать.
  Лариса Сергеевна, по моим наблюдениям, именно так и работает: старая тема или новая тема, старый сюжетный ход или новый сюжетный ход - это не так уж и важно, если автор идет от своего видения. И если видение это основано на внимательном вглядывании, случается чудо - читатель понимает, что и он тоже так видит, и всегда видел, и вообще согласен на все сто процентов.
  Стихотворение Л. Мягковой идет вразрез с эстетством. То, о чем она говорит, - гармония повседневной жизни - жизни в принятии простых радостей. При этом стихотворение совсем не полемично, что и не удивительно: будь оно полемичным, исчезла бы интонация доверительного разговора глаза в глаза. И даже повелительное наклонение - призыв - в финале (согласитесь, довольно стандартный ход) не перебивает эту интонацию. Потому что это и не вполне призыв. Это скорее пожелание. "Будьте счастливы!" - тоже ведь повелительное, правда? И если это пожелание сопровождается доступным всем рецептом счастья, которое не надо завоевывать - можно просто впустить в жизнь, достаточно открыть дверь, то что мешает нам быть счастливыми? Только лишь излишнее умствование или обычная лень.
  О формальной стороне подробно не говорю - видна рука мастера.
  
  
  
  Сивилла. Что меня не убило
  И снова то, что всем знакомо. На этот раз не рассуждение - динамический портрет, что-то вроде домашнего видео не столько на память, сколько для того, чтобы оценить себя со стороны, когда и так уже знаешь, что испытания вывели тебя на новый уровень. Да, сделали лучше. Определенно!
  А предполагает ли это "для себя" полную искренность? И да, и нет. Внутреннее не изменишь, не подретушируешь, но вот внешнее - слегка позерское, несколько постановочно трагичное (помните "Демоническую женщину" Тэффи? мне почему-то вспомнилась). А вот внутреннее - это бесконечные "или", это неопределенность вечного дуализма: во благо ли испытания? нужно ли совершенствование таким путем? а счастье - оно совершенствует?
  Жесткая, "мужская" форма, женственное наполнение. Люблю такое сочетание.
  
  
  
  Эдди Ласко. Театральное
  А сейчас начну с формы. Ритм - дробный перестук каблуков, ощущение пестрого карнавала, посреди которого затеряется любая личная трагедия, как бы велика она ни была. Слова не раскрывают - только намечают. И что именно намечают, на что намекают? На какое-то конкретное событие или на события всей жизни? А так ли это важно, когда ухвачено самое характерное: нипочем не узнаешь, из какого закоулка выглянет беда.
  Предпочтение - неточным рифмам: будь стихотворение гладким в этом плане, оно, на мой взгляд, сильно проиграло бы. Потому что - повторюсь - это не стихотворение хорошо освещенных магистральных улиц, это стихотворение темных закоулков. Закоулков жизни вообще и закоулков человеческой души. Собственно, всего того, без чего не может состояться ни пьеса, ни судьба.
  И опять - тема старая, но как замечательно она исполнена!
  
  
  
  Светлана Герш. дольче вита
  Я называю такие стихотворения слепками состояния. От них не ждешь какого-то первооткрывательства, да и неоткуда взяться робинзонаде с ее яркими драматическими эмоциональными проявлениями, - это стихи повседневности. В них нет и просто новизны, потому что это грозит манерничаньем и, как следствие, неискренностью. Для меня в таких стихах самое главное - как автор показал нюансы знакомых всем чувств. Меланхолия может быть уютной? Да. Светлана Герш меня убедила. И этот личный уют так непосредственно, без видимых переходов, вписывается и в городской пейзаж, и в контекст культуры - от классиков до современников. Если резюмировать - очень теплое стихотворение с интонацией спокойного монолога. Такая повседневность мне крайне приятна.
  
  
  
  Софья Ролдугина. Химера
  Если вам все равно, с кем говорить, возьмите в собеседницы химеру. Конечно, она ничего не посоветует, зато выслушает очень понимающе. Ведь, как выясняется, химеры очень наблюдательны. Они помнят тех, кого часто видят, и, подмечая детали, могут многое рассказать о человеке. И не так уж и важно, сколь бытовой и обычной будет деталь. Ну вот хотя бы пачка сигарет. Усталая, желчная женщина курит ментоловые. Придает большое значение тому, как ее воспримут, хотя сама, наверное, стала бы это отрицать, причем вслух и не особенно стесняясь в выражениях? Наверняка. Собранная, организованная, живущая в соответствии с планами и графиками, она нуждается в том, чтобы хоть как-то проявить никем не востребованную душевную щедрость. Вот, привыкла оставлять в кафе пачку сигарет. Хотя если бы спросили бы, зачем, наверное, сдала бы понять, что может позволить себе не таскать в сумочке открытую пачку... Вторая героиня - эталон экстраверсии. Но и с ней не все так просто. Она кладет в карман чужую пачку. Так и видится, как она это делает, - спокойно, свободно, как что-то, на что она имеет полное право. Не следует ли предположить, что оборотная сторона этой экстраверсии - эгоцентризм. А вот и третья - прагматик. Наверное, в хорошем смысле слова. Но кто может знать наверняка? Она приходит в кафе не потому, что ей надо куда-то нести свои эмоции, а всего лишь покурить.
  Химера наблюдает людей. И ничего не говорит о компаниях, больших или маленьких. Конечно, она видит и их. Но ей они неинтересны. Почему? Возможно, потому, что для нее куда более показательна атомизация современного человека. Все героини приходят посидеть в кафе, покурить не для душевного разговора с кем-то... и их эмоции обращены, по сути, в никуда. Так что же, стихотворение - оно об одиночестве? Не вполне. Ведь есть еще общая для них симпатия к одному и тому же месту. Простенькому и даже некрасивому. Но их сюда что-то тянет. Почему? А так ли важно обязательно объяснять все, что помогает нам освободиться от лишних эмоций.
  А еще есть химера. Деталь городского пейзажа. Символ постоянства. А постоянство - одна из самых замечательных вещей в нашем нестабильном мире.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  П.Флер "Сердце василиска" (Попаданцы в другие миры) | | А.Миллюр "Сбежать от судьбы или верните нам прошлого ректора!" (Любовное фэнтези) | | В.Свободина "Изгоним, защитим, приворожим. Контора магии "Добрые дела"" (Юмористическое фэнтези) | | I.La "Игрушка для босса" (Любовные романы) | | Ю.Меллер "История жизни герцогини Амальти" (Любовное фэнтези) | | А.Хоуп "Тайна Чёрного дракона" (Любовная фантастика) | | М.Санди "Последняя дочь черной друзы." (Любовное фэнтези) | | Л.Сокол "Заставь меня влюбиться" (Молодежная проза) | | А.Нукланд "По дороге могущества. Книга первая: Возрождение." (ЛитРПГ) | | Е.Кариди "Навязанная жена" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"