Яворская Елена Валерьевна: другие произведения.

"Катя" - псевдовоенная псевдоистория

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  "КАТЯ" - ПСЕВДОВОЕННАЯ ПСЕВДОИСТОРИЯ
  
  Как-то незаметно просочилась на экраны и в Сеть еще одна, если верить подзаголовку, "военная история". Продолжение трогательного и бестолкового сериала "Катя", который один умный человек, участник литературно-исторического форума "В вихре времен" Несносный ДеNNис, охарактеризовал кратко и емко - "летняя война", подразумевая... гм... пространственно-временные особенности киношки. Сразу оговорюсь, история номер два и не военная вовсе, а послевоенная; подзаголовок "военная история" достался мини-сериалу в наследство от старшего братца. Какие, право, мелочи! Куда важнее то, что сериал раскормился - во второй части шестнадцать серий (против двенадцати - в первой). Ну, и обошелся он, надо понимать, дешевле - не надо на всякие пиротехнические примочки, имитирующие войну, тратиться. А вот с этого места я, с вашего позволения, поподробнее, поподробнее...
   "Катя" Љ 1 - это сплошной драйв. Настолько драйвовый, что четыре года войны укладываются буквально в несколько эпизодов. Гении старой сценарной-режиссерской школы, конечно, умели с помощью нескольких эпизодов показать-раскрыть четыре года героизма, беды, напряжения сил... ну так это когда было! В "Кате" - полнейшая иллюзия того, что герои вышли за порог родного дома, попали на войну, прошли по лесам и проползли по буеракам до ближайшей деревни... и война закончилась. "Катя" Љ 2 на этом фоне смотрится нудятиной, тягомотиной... по крайней мере, серии до четвертой-пятой. Ну, свадьба главных героев... Ну, свадьба-дубль-два в деревне у тетки... Ну, лучший друг главной героини поссорился со своей подругой... Чтобы зрительский интерес окончательно не угас, авторы плеснули в тлеющий костер бензинчика: теткин почти что муж получает известие, что его первая жена не погибла, - и теперь надо принимать какое-то решение. Тетку и почти что мужа играют убедительные почти во всех своих ролях Елена Яковлева и Борис Щербаков, но сам сюжетец вышел вялым, мелодраматичным. Драма не задалась. Наверное, это почувствовали сами создатели - и, недолго думая, вплели в балаганно-пеструю фабулу пару загадок. Ну вот, например, появляется какая-то дамочка, говорит: я, Катя, знала на зоне твою маму. И убегает, ага. Чтобы интереснее было. А Катя теперь мучается-терзается: а вдруг мама жива? Ей задают резонный вопрос, было ли официальное извещение о смерти. Катя трогательно хлопает глазами - и продолжает терзаться. Простая мысль - надо бы послать запрос - продолжает за ненадобностью висеть в воздухе. И правильно. Иначе о чем же будут следующие серии?
   Тема репрессий, как известно, - колодец бездонный. Черпать-не вычерпать. И пахнет, прямо сказать, не майским ландышем.
  Вот, скажем, пьют за встречу главный герой и его командир, майор, только что прибывший к новому месту службы. И что же они? Рады встрече? Что-то не похоже. На лицах - отблеск какой-то позднеперестроечной безнадеги. А разговоры-ы!.. Можно подумать, что нет аппетитней закуски, нежели речи о пушечном мясе. Окончательно добил тост товарища майора: "Выпьем за Победу не чокаясь". Проще говоря, помянули Победу фронтовики.
  И стоит ли удивляться, что тема репрессий, звучавшая зловещим подголоском в предыдущих четырех сериях, в пятой взвывает пожарной сиреной - и понеслось, и закрутилось! Такого ужаса ужасного не было даже в "военной" "Кате". Но - стоп, обо всем по порядку.
  Не вдаваясь в подробности, напомню, что главная фишка мини-сериалов - и первого, и второго - история большая, всенародная передана через историю одной семьи и ее друзей. На протяжении первого фильма создатели как-то помнили о большой, всенародной... хотя гибели отца и старшего брата Кати на фронте уделено куда меньше внимания, нежели аресту по доносу (якобы за спекуляцию) Катиной мамы. Настораживает? Не то слово! А ведь как-то не верится в убежденность создателей фильма. По-моему, это тот случай, когда для красного словца не жалеют и родного отца... нужно же на чем-то строить экшн? А тут вам - и безвинные голодные зэчки, со слезами на глазах поющие трогательные песенки для сытого лагерного начальства. И - классика жанра! - люди в фуражках с васильковым верхом, подозревающие всех и вся, даже самих себя по утрам да с похмелья. Ну а самая главная фабула такова: жил-был капитан, скучненький такой, плюгавенький, просто самой природой предназначенный для роли завистника и подлеца, служил военкомом, вечерами и на уик-эндах волочился за женой погибшего Катиного брата (правда, во второй части брат почему-то назван дядей, но это, опять же, мелочи, которыми можно пренебречь). Приехал бравый красавец майор, классический герой-любовник да к тому же еще и бывший командир штрафбата - и обаял нежную леди в считаные дни. Капитан поскреб в затылке и... правильно, написал донос в НКВД: майор-де во время войны помогал дезертирам перебегать к немцам. А сообщником у него был штрафбатовец Алексеев, сын репрессированных, убежденный враг и все такое. Нынче же означенный Алексеев работает на оборонном предприятии и бойко торгует секретами. В НКВД сознательного капитана не то что не послали на все четыре, но даже и не спросили, откуда такая осведомленность. Майора взяли по-тихому, без стрельбы, мордобоя и мата. А вот с Алексеевым неувязочка вышла: любящая жена Катя, она же, по совместительству, главная героиня, спрятала его в деревне у тетки. Ни одному из участников сего действа не пришла в голову простейшая мысль: прячется - значит, виноват. Вообще, не устаю с грустью замечать: если бы киногерои не делали глупостей (читай: не страдали форменным идиотизмом), фабулы не на чем было бы строить. Но - далее. Не изловив Алексеева, люди в васильковых фуражках взяли - в качестве утешительного приза, наверное, - директора того самого оборонного предприятия. А Алексеев посидел в деревне день-другой - да и подался в город, выбивать правду из иуды капитана...
  Вы сосчитали количество репрессированных на одну семью? Нет? Мне тоже не удалось - начинала загибать пальцы, но они почему-то сжимались в кулаки. Подозреваю, итоговое количество уложится в старую недобрую формулу "полстраны сидело, полстраны охраняло". В фильме, правда, появляются не укладывающиеся в формулу врачи, учителя, отставные военные, один художник, один антиквар сомнительной репутации, один ювелир еще более сомнительной репутации, одна официантка, она же - воровская наводчица, ее приятель - профессиональный вор... Абсурд, конечно, но и это лыко - в строку. По-своему истолковав знаменитое "кадры решают все", создатели фильма показывают, как директор школы уговаривает девочку-студенточку поработать учительницей (жесточайший кадровый голод), и тут же - как отовсюду гонят отставного подполковника, бывшего начальника связи корпуса, готового работать даже простым телефонистом; формулировка - "нет гражданской специальности"...
  Ко времени показа на НТВ (легко догадаться, что показ был приурочен к 9 Мая) сериал увидели на Украине и, ясное дело, он был широко растиражирован в Сети. Что же до российской телепремьеры... с большим успехом ее можно было бы приурочить, скажем, к 8 Марта.
  Продолжим. Я не сноб (как правило) и весь мой сценаристско-режиссерский опыт ограничивается сферой самодеятельного театра, но... Но впервые я столкнулась со сценарием настолько рыхлым, настолько неряшливо исполненным. Мавр сделал свое дело... и зачем дальше платить актеру, исполнявшему роль мавра? Да, а в чем дело-то заключалось? Увы, все в том же: добавить в вялотекущее действие хоть капельку адреналина, заодно обеспечив главным героям путь к архипелагу ГУЛАГ. Так, исчезает бесследно многострадальный майор, а его друг Паша Алексеев продолжает париться на нарах, покуда его не спасают добрые люди - почти родня. Растворяется в воздухе воровская наводчица - сразу же после того, как, запутавшись в хитросплетении ее интриг, отправилась на зону невинная жертва - молоденькая школьная учительница Нина. Но есть, есть он, луч света в темном царстве! У Катиной мамы, бывшей поселенки пресловутого архипелага, - полная санта-барбара с начальником зоны, добрым таким дядечкой, совсем чуть-чуть похожим на кровавого палача и все такое.
  К слову: не знаю, согласовывалось ли это с замыслом (ну, ведь звучало же раньше - некуда бедным кадровым военным податься... надо понимать, только на зоне им и рады) или костюмеры попросту втюхали актерам то, что было под рукой, но в патетической сцене шмона в бараке на тридцать девять зэчек приходится целых два майора, один из которых, как и следовало ожидать, - конченый подлец, а второй - не иначе как предок современных либералов.
  Чтобы не утомлять уважаемых читателей (хватит и того, что создатели фильма не стесняются утомлять зрителей скучнейшей псевдоисторической, с позволения сказать, сагой), резюмирую. Сериал в целом - гибрид зэковских страстей по-шаламовски и романтических историй из блатного шансона, обильно политый крокодиловыми слезами тех, кто, похоже, до сих пор мнит себя диссидентом. Всё, что не касается гулаговских страстей, - такая беспросветная бытовуха, что счет месяцев и лет можно вести только по тому, как взрослеют детишки.
  Отдельное мерси монтажеру, демонстрирующему задор пьяного портного. Выкроено и сшито, прямо скажем, вкривь и вкось.
  Серии к тринадцатой фабула фильма окончательно распрямляется. Единственное, что удержало меня у экрана (кроме совершенно иррационального и алогичного упрямства), - желание выяснить, что же придумают создатели фильма для оставшихся серий. Вы не поверите! Снова появились люди в васильковых фуражках! На этот раз они покинули уютные кабинеты в городах и на зонах для того, чтобы устроить карательную акцию (вдохните поглубже!) против зажиточных колхозников и вымостить для последних дорогу, ясно, не в Изумрудный город. Да так напугали людей, что они детей за печками прятать кинулись, демонстрируя чудеса гуманности и взаимопомощи...
  А знаете, что самое удивительное? После всего вот этого - хэппи-энд на фоне деревенской пасторали.
  Добрый, одним словом, получился фильм, пропагандирующий семейные ценности и общинное сознание. Фэнтези под лозунгом "дешево и сердито" для тех, кто любит потреблять отечественную историю в виде пюре быстрого приготовления и верит, что все ингредиенты идентичны натуральным.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) А.Григорьев "Биомусор"(Боевая фантастика) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Титов "Эксперимент"(Научная фантастика) O.Vel "C176345c"(Антиутопия) В.Свободина "Демонический отбор"(Любовное фэнтези) И.Кондрашова "Гипнозаяц"(Антиутопия) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"