Яворская Елена Валерьевна : другие произведения.

Мои разглагольствования о школе, как она есть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Долой черные очки - наши электрические солнца и без того слишком тусклы. Долой розовые очки - наши наряды "made in Сhina" боятся даже намека на гламур. Давайте говорить о жизни, о такой, какая она есть. Гэндальфы Белые и Мелькоры Черные - это фэнтези. А вот героев и паяцев в реальности встречается предостаточно. Возможно ли преображение паяца в героя? В романе - безусловно. В жизни - не знаю. Поэтому не буду выстраивать фабулу, буду просто рассказывать о том, что видела. И постараюсь как можно меньше комментировать... хотя не обещаю, потому что, случается, воздержаться от эмоциональной оценки просто невозможно. Особенно в этом вот случае.
  
  Мои разглагольствования о школе, как она есть
  
   Стукнул вот в голову замысел в духе альтистории: выпускник педагогического вуза, весь такой толерантный и политкорректный, проваливается (ну, чтоб не мудрствовать лукаво, пусть будет - с бодунища после защиты дипломной работы) в прошлое. И встречается там... А вот и не угадали! Не со Сталиным и не с Лаврентием Палычем, хотя я глубоко чту традиции отечественной альтернативной истории. С Макаренко. У попаданца, само собой, при себе ноутбук. А та-ам... А там все серии "Школы". Той самой телеистории о монстрах больших и маленьких.
   Замысел пришел, но гостил недолго. Ибо я, даже спустив с цепи свою давным-давно одичавшую фантазию, не могу смоделировать реакцию Антона Семеновича вот на это... как бы это поточнее назвать?
   Ну а моя хорошая подруга, талантливый, мудрый и нестандартно мыслящий человек, нашлась с ходу, поименовав "Школу" произведением в русле андеграунда. Позволю себе уточнить: красивое слово "андеграунд" я в данном случае вольно перевела бы на русский как "ниже плинтуса". Эпатаж ходячий с афрокосичками, режиссер Валерия Гай Германика тож, по-своему очень талантлива. Судя по ней, о Геббельсе она знает только то, что был такой. Но Геббельс, полагаю, был бы в восторге от ее киноработы и широко демонстрировал бы сериал как доказательство ущербности славян. Вряд ли это смутило бы молодую да раннюю. Как не смущают ее громы и молнии, обрушенные на ее миленькую кудлатую головку соотечественниками... Но и с возмущенной общественностью я тоже не могу согласиться. Потому что не могу отделаться от ощущения, что упомянутая общественность говорит о современной школе, а воображает себе школу советскую. Такой вот массовый самогипноз. Попасть из мира "Сельской учительницы" и "Доживем до понедельника" в мир сериала "Школа"... вот уж попасть так попасть!
   А что же на самом-то деле?
   А на самом деле, дорогие мои товарищи по несчастью (ибо образование и здравоохранение - общее благо и общее горе), все не так страшно, как в кино. Хотела бы воздержаться от плоского юмора, но... все еще страшнее. Потому как не андеграунд, а стопроцентный, ничем не разбавленный, реализм.
   Далее - только факты, без комментариев.
   Директор А. напорист и предприимчив. Тащит сам, бдительно следя, чтобы другие не утащили. Вы думаете, из школы нечего утащить? Я тоже так думала... ошибалась. Уволен по статье. Дошел до высших судебных инстанций. Восстановлен. Надо полагать, невиновен?
   Директор Б. ничего не тащит. Впрочем, ничего и не приобретает для школы. Ему просто по барабану, до лампочки и фиолетово. Школяры-переростки регулярно расписывают школу своими граффити чуть ли не под хохлому. Во всем здании школы всего три целых (сиречь - не скрепленных рейками из множества фрагментов) оконных стекла. Правильно, в кабинете директора. Завуч, пытаясь поддерживать в школе хоть какую-то видимость порядка, угодил в больницу с инфарктом.
   Директор В. Еще в конце восьмидесятых создал первую и единственную в городе профильную школу, в которой общее образование совмещается со спортивным. В самые трудные времена ухитрился найти спонсорские средства, оснастил школу по максимуму, даже футбольное поле появилось со специальным покрытием, до того пацаны по уши в пыли-грязи тренировались. Итог: с барабанным боем проводили на пенсию. Вообще-то, хотели по-тихому. Не получилось. Не на того напали. Только вот прав традиционно оказался тот, у кого больше прав.
   Учительница Г. Мизерная зарплата. Маленький ребенок. Именно из ее уст, в ответ на просьбу пришедшей в школу после болезни ученицы позаниматься дополнительно, прозвучала знаменательная, выражающая чаяния целого подвида учителей, фраза: "Дополнительные занятия - это репетиторство, за него платить надо". Не берусь ни одобрять, ни осуждать.
   Учительница Д. Мизерная зарплата. Маленький ребенок. Разведена. Работала на две с половиной ставки, оказывая услугу школе, - заменяла серьезно заболевшую коллегу. Вот и получилось, что в один из месяцев получила несколько больше, чем все остальные учителя. Незамедлительно стала объектом травли в родном педколлективе.
   Учительница Е., опытнейший преподаватель русского языка и литературы, попала в немилость у коллег за меньшую "провинность" - ее класс завоевал первое место в школьном смотре строя и песни. Абсурд? Ну так!
   Ее коллега, замечательный преподаватель математики, приходила увольняться в сопровождении мужа. Довели. Другую коллегу, молодого историка, выдавливали из школы в течение целой учебной четверти после конфликта с директором - учительница СЛИШКОМ ХОРОШО знала свои права, но слишком плохо ориентировалась в школьных джунглях, вот и запуталась в переплетении лиан-интересов. Итог: уволилась из школы и ушла из профессии.
   Учительница Ж. Тихо-мирно работала пионервожатой. Быть учителем-предметником и не мечтала. Надавили. Преподает историю. Ученики философски рассуждают: "А, все равно без взятки сегодня вряд ли куда поступишь". Стало быть, знания побоку. Зато теория общественного договора действует: учительница ставит пятерки за рефератики, выловленные глобальной сетью, ученики на уроках сидят смирно, не шумят. А ведь могли бы...
   Учительница З. Человек призвания. В меру демократична, в меру требовательна. Три дочки. На работу добирается из пригорода. Полторы ставки плюс прочие нагрузки. Преподает историю и обществознание. Обществознание не ответит (может, история подскажет?), как это так: в государстве, называющем себя правовым, человека накануне выборов принудили агитировать коллег за вступление в некую политическую партию... в какую именно, можно и умолчать, ни к чему заострять внимание на очевидном.
   Учительница И. Преподаватель технологии (раньше говорили попросту - трудовое воспитание или еще проще - труд). Теперь - вроде как красивее. К этим бы словам да красивую зарплату. И статус в обществе, такой, чтобы никому даже в голову не пришло унизить учителя. Тем более - такого учителя, добрых тридцать лет в профессии и вряд ли кто-то припомнит, чтобы хоть раз повысила голос, не то что оскорбила. Но вот однажды имела несчастье сделать замечание мальчику, который на перемене бегал по лестнице, мог ведь и сам травмироваться, и других детей травмировать. Мальчик незамедлительно достал мобильник, позвонил папе и заявил, что его побила учительница. Папа у мальчика тоже оказался мобильный - примчался в школу, едва прозвенел звонок на урок, ворвался в класс и принялся, выкрикивая угрозы, колотить учительницу. Результаты экспертизы понятны. А вот реакция школьной администрации и коллег более чем странна - свидетельствовать в суде? увольте! Кстати, об "увольте": пострадавшей весьма прозрачно намекнули - дорабатывай учебный год и увольняйся по собственному желанию.
   Вы заметили, я все об учительницах да об учительницах. А что же, учителей-мужчин в школах совсем не осталось. Ну почему же? Военруки. Только они, в большинстве своем, не педагоги, а офицеры запаса. И низкий им поклон, что хоть как-то, хоть немножко устраняют перекос в обучении -воспитании. Изредка встречаются мужчины-предметники среди историков и литераторов, математики попадались, но... Как однажды сказал мой коллега (ну да, мужчина-педагог): "Мужики, которые до сих пор остались в общем образовании, - это уже не мужики". Грубо. Но слова прозвучали. И это - мнение. Возникшее, надо понимать, не на пустом месте.
   Вот и ученики своих наставников, и учителей, и учительниц, считают редкостными неудачниками. Нет, у тех, что постарше, встречается и другое мнение - в школе работают идеалисты. Потому как - не за деньги. Учительская зарплата - разве ж это деньги. Вот и ребята помладше со свойственной их возрасту категоричностью зачислили преподов в хронические неудачники. А чему может научить неудачник? Вот то-то же! Они есть - и замечательные учителя, и замечательные ученики. Как во все времена. Да жаль - тускнеет бриллиант, заключенный в жестяную оправу.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"