Яворская Елена Валерьевна: другие произведения.

Мои разглагольствования о школе, как она есть

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:

  Долой черные очки - наши электрические солнца и без того слишком тусклы. Долой розовые очки - наши наряды "made in Сhina" боятся даже намека на гламур. Давайте говорить о жизни, о такой, какая она есть. Гэндальфы Белые и Мелькоры Черные - это фэнтези. А вот героев и паяцев в реальности встречается предостаточно. Возможно ли преображение паяца в героя? В романе - безусловно. В жизни - не знаю. Поэтому не буду выстраивать фабулу, буду просто рассказывать о том, что видела. И постараюсь как можно меньше комментировать... хотя не обещаю, потому что, случается, воздержаться от эмоциональной оценки просто невозможно. Особенно в этом вот случае.
  
  Мои разглагольствования о школе, как она есть
  
   Стукнул вот в голову замысел в духе альтистории: выпускник педагогического вуза, весь такой толерантный и политкорректный, проваливается (ну, чтоб не мудрствовать лукаво, пусть будет - с бодунища после защиты дипломной работы) в прошлое. И встречается там... А вот и не угадали! Не со Сталиным и не с Лаврентием Палычем, хотя я глубоко чту традиции отечественной альтернативной истории. С Макаренко. У попаданца, само собой, при себе ноутбук. А та-ам... А там все серии "Школы". Той самой телеистории о монстрах больших и маленьких.
   Замысел пришел, но гостил недолго. Ибо я, даже спустив с цепи свою давным-давно одичавшую фантазию, не могу смоделировать реакцию Антона Семеновича вот на это... как бы это поточнее назвать?
   Ну а моя хорошая подруга, талантливый, мудрый и нестандартно мыслящий человек, нашлась с ходу, поименовав "Школу" произведением в русле андеграунда. Позволю себе уточнить: красивое слово "андеграунд" я в данном случае вольно перевела бы на русский как "ниже плинтуса". Эпатаж ходячий с афрокосичками, режиссер Валерия Гай Германика тож, по-своему очень талантлива. Судя по ней, о Геббельсе она знает только то, что был такой. Но Геббельс, полагаю, был бы в восторге от ее киноработы и широко демонстрировал бы сериал как доказательство ущербности славян. Вряд ли это смутило бы молодую да раннюю. Как не смущают ее громы и молнии, обрушенные на ее миленькую кудлатую головку соотечественниками... Но и с возмущенной общественностью я тоже не могу согласиться. Потому что не могу отделаться от ощущения, что упомянутая общественность говорит о современной школе, а воображает себе школу советскую. Такой вот массовый самогипноз. Попасть из мира "Сельской учительницы" и "Доживем до понедельника" в мир сериала "Школа"... вот уж попасть так попасть!
   А что же на самом-то деле?
   А на самом деле, дорогие мои товарищи по несчастью (ибо образование и здравоохранение - общее благо и общее горе), все не так страшно, как в кино. Хотела бы воздержаться от плоского юмора, но... все еще страшнее. Потому как не андеграунд, а стопроцентный, ничем не разбавленный, реализм.
   Далее - только факты, без комментариев.
   Директор А. напорист и предприимчив. Тащит сам, бдительно следя, чтобы другие не утащили. Вы думаете, из школы нечего утащить? Я тоже так думала... ошибалась. Уволен по статье. Дошел до высших судебных инстанций. Восстановлен. Надо полагать, невиновен?
   Директор Б. ничего не тащит. Впрочем, ничего и не приобретает для школы. Ему просто по барабану, до лампочки и фиолетово. Школяры-переростки регулярно расписывают школу своими граффити чуть ли не под хохлому. Во всем здании школы всего три целых (сиречь - не скрепленных рейками из множества фрагментов) оконных стекла. Правильно, в кабинете директора. Завуч, пытаясь поддерживать в школе хоть какую-то видимость порядка, угодил в больницу с инфарктом.
   Директор В. Еще в конце восьмидесятых создал первую и единственную в городе профильную школу, в которой общее образование совмещается со спортивным. В самые трудные времена ухитрился найти спонсорские средства, оснастил школу по максимуму, даже футбольное поле появилось со специальным покрытием, до того пацаны по уши в пыли-грязи тренировались. Итог: с барабанным боем проводили на пенсию. Вообще-то, хотели по-тихому. Не получилось. Не на того напали. Только вот прав традиционно оказался тот, у кого больше прав.
   Учительница Г. Мизерная зарплата. Маленький ребенок. Именно из ее уст, в ответ на просьбу пришедшей в школу после болезни ученицы позаниматься дополнительно, прозвучала знаменательная, выражающая чаяния целого подвида учителей, фраза: "Дополнительные занятия - это репетиторство, за него платить надо". Не берусь ни одобрять, ни осуждать.
   Учительница Д. Мизерная зарплата. Маленький ребенок. Разведена. Работала на две с половиной ставки, оказывая услугу школе, - заменяла серьезно заболевшую коллегу. Вот и получилось, что в один из месяцев получила несколько больше, чем все остальные учителя. Незамедлительно стала объектом травли в родном педколлективе.
   Учительница Е., опытнейший преподаватель русского языка и литературы, попала в немилость у коллег за меньшую "провинность" - ее класс завоевал первое место в школьном смотре строя и песни. Абсурд? Ну так!
   Ее коллега, замечательный преподаватель математики, приходила увольняться в сопровождении мужа. Довели. Другую коллегу, молодого историка, выдавливали из школы в течение целой учебной четверти после конфликта с директором - учительница СЛИШКОМ ХОРОШО знала свои права, но слишком плохо ориентировалась в школьных джунглях, вот и запуталась в переплетении лиан-интересов. Итог: уволилась из школы и ушла из профессии.
   Учительница Ж. Тихо-мирно работала пионервожатой. Быть учителем-предметником и не мечтала. Надавили. Преподает историю. Ученики философски рассуждают: "А, все равно без взятки сегодня вряд ли куда поступишь". Стало быть, знания побоку. Зато теория общественного договора действует: учительница ставит пятерки за рефератики, выловленные глобальной сетью, ученики на уроках сидят смирно, не шумят. А ведь могли бы...
   Учительница З. Человек призвания. В меру демократична, в меру требовательна. Три дочки. На работу добирается из пригорода. Полторы ставки плюс прочие нагрузки. Преподает историю и обществознание. Обществознание не ответит (может, история подскажет?), как это так: в государстве, называющем себя правовым, человека накануне выборов принудили агитировать коллег за вступление в некую политическую партию... в какую именно, можно и умолчать, ни к чему заострять внимание на очевидном.
   Учительница И. Преподаватель технологии (раньше говорили попросту - трудовое воспитание или еще проще - труд). Теперь - вроде как красивее. К этим бы словам да красивую зарплату. И статус в обществе, такой, чтобы никому даже в голову не пришло унизить учителя. Тем более - такого учителя, добрых тридцать лет в профессии и вряд ли кто-то припомнит, чтобы хоть раз повысила голос, не то что оскорбила. Но вот однажды имела несчастье сделать замечание мальчику, который на перемене бегал по лестнице, мог ведь и сам травмироваться, и других детей травмировать. Мальчик незамедлительно достал мобильник, позвонил папе и заявил, что его побила учительница. Папа у мальчика тоже оказался мобильный - примчался в школу, едва прозвенел звонок на урок, ворвался в класс и принялся, выкрикивая угрозы, колотить учительницу. Результаты экспертизы понятны. А вот реакция школьной администрации и коллег более чем странна - свидетельствовать в суде? увольте! Кстати, об "увольте": пострадавшей весьма прозрачно намекнули - дорабатывай учебный год и увольняйся по собственному желанию.
   Вы заметили, я все об учительницах да об учительницах. А что же, учителей-мужчин в школах совсем не осталось. Ну почему же? Военруки. Только они, в большинстве своем, не педагоги, а офицеры запаса. И низкий им поклон, что хоть как-то, хоть немножко устраняют перекос в обучении -воспитании. Изредка встречаются мужчины-предметники среди историков и литераторов, математики попадались, но... Как однажды сказал мой коллега (ну да, мужчина-педагог): "Мужики, которые до сих пор остались в общем образовании, - это уже не мужики". Грубо. Но слова прозвучали. И это - мнение. Возникшее, надо понимать, не на пустом месте.
   Вот и ученики своих наставников, и учителей, и учительниц, считают редкостными неудачниками. Нет, у тех, что постарше, встречается и другое мнение - в школе работают идеалисты. Потому как - не за деньги. Учительская зарплата - разве ж это деньги. Вот и ребята помладше со свойственной их возрасту категоричностью зачислили преподов в хронические неудачники. А чему может научить неудачник? Вот то-то же! Они есть - и замечательные учителя, и замечательные ученики. Как во все времена. Да жаль - тускнеет бриллиант, заключенный в жестяную оправу.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Д.Данберг "Элитная школа магии 2. Факультет Защитников" (Попаданцы в другие миры) | | К.Демина "Внучка берендеева. Летняя практика" (Приключенческое фэнтези) | | В.Миш "Приключения корейцев в России" (Современный любовный роман) | | О.Валентеева "Вместо тебя" (Юмористическое фэнтези) | | О.Головина "Варвара из Мейрна. Книга 2" (Попаданцы в другие миры) | | Л.Ангель "Серая мышка и стриптизер." (Современный любовный роман) | | В.Мальцева "Месть" (Современный любовный роман) | | К.Корр "Секретарь дьявола или черти танцуют ламбаду " (Приключенческое фэнтези) | | Е.Васина "Клуб "Орион". Серенада для Мастера." (Современный любовный роман) | | P.d?monium "Любовь Дракона или Жена по Вызову" (Попаданцы в другие миры) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"