Яворская Елена Валерьевна: другие произведения.

О фильме "Мотыльки"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:

  Художественных воплощений Чернобыльской трагедии не так уж и много. Лично мне навскидку вспоминаются опубликованная в "Науке и жизни" в 1987 году повесть Владимира Губарева "Фантом" (не путать с известным детским писателем Виталием Губаревым), близкая по стилю изложения к документальным повестям, и его же драма "Саркофаг", выполненная в символистском духе, безупречная и жуткая. А еще - снятый в девяностые фильм "Аврора" о маленькой детдомовке, борющейся с лучевой болезнью. Про мадам Алексиевич с ее "Чернобыльской молитвой" вспоминать не хочу, но вспоминаю с единственной целью - чтобы сказать: да, есть и такое, любителей паразитарно подиссидентствовать на чужой трагедии, увы, хватает.
   И вот - украинский фильм "Мотыльки", вышедший на экраны в апреле сего года. Не из разряда громких премьер, один из любимейших стандартов мини-сериала - четыре серии и в центре событий, как видно из описания, - любовь на фоне массовой драмы. Прямо скажем, не лучшая аттестация для фильма. Уж столько снимается всякого про любовь на фоне" - душещипательного, но при этом пропитанного не только презрительным безразличием к судьбе страны, но и снисходительным равнодушием к людям за пределами тандема "Ромео-Джульетта", что такого рода аннотация - добротная антиреклама.
   Однако же у всех у нас прочно сидят в сознании самые значительные воспоминания детства - и резонируют, так или иначе определяя сферы наших интересов. Да, Орловщину Чернобыльская зона только краем и зацепила. Но я до сих пор отчетливо - наверное, слишком отчетливо - помню тихую панику, охватившую наших бабушек, переживших Великую Отечественную и много чего повидавших. Нас, дошколят, на несколько дней отлучили от прогулок по двору. Прошел слух, что яичницу надо обжаривать с двух сторон - так она менее вредна. Но особенно боялись почему-то молока. "На траве радиация, а корова траву ест", - объясняли нам. Сколько помню себя ребенком, в соседнем гастрономе отдел детского питания был забит молочной смесью в коричневых и синих картонных упаковках, никто ею особенно не интересовался - предпочитали брать прикорм для малышни на молочной кухне. А в эти дни полки в отделе опустели. Несколько дней мы честно давились разведенным в воде порошком, потом голод пересилил страх и мы постепенно вернулись в обыденность. Но ощущение близкого и жуткого засело в воспоминаниях. И к этой теме меня тянет. Ну а неоднозначные зрительские мнения в сети... часто ли зритель бывает единодушен? Тем более, осторожных и взвешенных почти нет - есть либо восторги, настолько лаконичные, что в них не уместилось никакого обоснования, либо критика, самая разная, но, как правило, с позиций точной исторической достоверности. Еще часто сетуют на затянутость мелодраматических эпизодов фильма. Вот, собственно, и все. Согласитесь: для того, чтобы составить мнение о фильме как о произведении искусства, этого мало. Да и вообще, предпочитаю в таких случаях составлять собственное мнение - очень уже тема ответственная.
   Итак.
   Первое: никогда прежде мне не доводилось видеть, чтобы фильм так четко делился на две части, за первую из которых испытываешь глубокую благодарность создателям, а от второй получаешь что-то вроде культурного шока - труднообъяснимо, малопонятно, неприемлемо!
   Сразу оговорюсь: разменивать впечатление на заклепки не буду. Даже в замечательных первых двух серия найдется, куда их поставить, была бы охота. Я всегда придерживалась и придерживаюсь мнения: произведение искусства - это не рапорт и даже не историческое исследование, здесь имеют место отбор материала, художественные обобщения, допущения - все, чтобы сократить путь зрителя, читателя, слушателя к идее... была бы она хороша - с точки зрения соотечественника и просто с человеческой.
   Если оценивать первые две серии именно таким образом, их, безусловно, смотреть стоит. Редкий случай в современном кинематографе, когда через отдельные очень лаконичные эпизоды вырисовываются истории (внимание!) обыкновенных хороших людей. И не важно, живут эти люди под одной крышей долгие годы или случайно встретились на считанные минуты и каждый дальше пошел своим путем. Никаких тупоголовых фанатиков, которых придумывает сценарист под лозунгом "а сейчас я расскажу вам всю правду о том жутком времени", никаких кликуш, присутствие коих в кадре должно увеличить драматический накал. Обычные люди, которые еще не вполне осознали, что происходит. Одни растеряны и подавлены тем непонятным, с чем столкнулись, но дисциплинированно выполняют положенные действия, другие утешают себя тем, что все идет нормально, ситуация под контролем, третьи просто следуют своему долгу - не с молчаливой покорностью, а попросту не тратя времени на рассуждения.
   И центральные образы хороши. Десятиклассница Аля, взбалмошная, не вполне еще себя нашедшая, бунтующая, но при этом добрая и обаятельная, и ее старшая сестра Марьяна, серьезная и ответственная, напомнили мне гайдаровских Женю и Ольгу. Они тоже давно потеряли маму, папа - майор-вертолетчик - часто отсутствует дома. Правда, есть дедушка, но он больше хранитель семейного очага, деятельная сила - именно Марьяна. Не убеждена, что создатели фильма сознательно выстраивали параллель, скорее всего, просто повлиял устойчивый архетип, однако ж взаимоотношения двух сестер - пикировки на фоне взаимопонимания - вызвали у меня теплую улыбку. И - узнавание. Как и гайдаровские сестры, они едут на отдых, только не в поселок, а в город Припять. И тоже ждут, что со дня на день вернется папа - и тогда все будет вообще замечательно. У Марьяны - любовь, у Али - предчувствие скорого выхода в большой мир...
   И люди, которые им встречаются, добры. Юный сержант милиции старается казаться суровым, но охотно помогает завести закапризничавшую машину и немного смущенно болтает с отчаянно веселящейся Алей. Потом он появится еще в нескольких эпизодах: будет участвовать в эвакуации населения (не могу не восхититься, как замечательно - одной только мимикой и интонациями - показано, что он растерян, но старается казаться уверенным и спокойным), затем - патрулировать город и препятствовать мародерам. И, в конце концов, погибнет от рук мародера. Слова "до конца выполнив долг", к несчастью нашему, давно превратились в штамп, употреблять который в речи почти неприлично. А ведь есть ситуации, о которых иначе не скажешь.
   К слову: мародеры в фильме появляются только вслед за множеством хороших людей. Причем это не вдруг потерявшие человеческий облик обычные горожане, а парочка а-ля Бонни и Клайд, явно с криминальным прошлым, и хлюпик-интеллигент, аутсайдер, свихнувшийся на почве вседозволенности и, в итоге, становящийся худшим зверем, чем его сотоварищи по трудам неправедным. Они не карикатурны - они страшны в том, как идут к цели. Разумеется, момент их появления определяется хронологией событий, но он еще и подчеркивает смысл противопоставления: людей - много, их действия формируют суть исторических событий, нелюди - частное явление. Согласитесь, такая огласовка не очень характерна для современного кино.
   Люди... Отец Али и Марьяны, майор Широков, опытный командир, участник боевых действий. Он уже на уровне интуиции понимает: произошло что-то незаурядное и страшное. Но выдержка ему не изменяет. Все видно - и вполне понятные опасения, и огорчение из-за того, что он не успел повидаться с дочерьми. Но он прежде всего - командир. И когда нужно доставить физика к месту взрыва, он летит сам. И второй пилот, его боевой товарищ, обижается от одного только намека на то, что командир мог взять в полет какого-то другого добровольца. И физик, который смущен своим неумением говорить на языке военных и вообще чувствует себя крайне неуютно - он-то хорошо представляет себе уровень угрозы! - вызывает уважение: дело, для которого он прибыл сюда из Москвы, стоит для него на первом месте. Ни один из характеров не исчерпывается доминирующей чертой, в них есть все и сразу. Но вот какое-то чувство, какое-то намерение - явно доминируют.
   И все это - кусочки большой картины обыкновенного подвига, без надрыва, без пропагандистской заостренности. Марьяна, которая понимает, что уже облучена, но еще и помнит, что она врач, не рассуждая, идет помогать своим коллегам. Врач-гинеколог, который не увиливает под предлогом иной специализации, а принимает на себя ответственейший участок работы. И его товарищ, жених Марьяны, врач-педиатр, который сначала бежит подальше от трагедии, но потом, устыдившись и победив собственную трусость, возвращается - и мы уже видим его среди ликвидаторов. Сотрудники милиции. Лейтенант, тоже совсем еще юный, которому предстоит отправлять солдат на крышу энергоблока и по которому видно (хотя об этом прямо не сказано ни слова) - ему легче было бы пойти самому. Он тоже снова появится - уже тяжело пострадавший, но продолжающий думать о судьбе оказавшегося рядом с ним рядового-срочника. Инженер, который инструктирует солдат перед выходом - с ободряющим (слегка надрывным, если вслушаться) юмором, но четко и понятно...
   На протяжении двух серий появляется только один карикатурный персонаж - майор, загоняющий солдат в добровольцы. Тут вопрос не в целесообразности - с этим как раз все понятно, а в том, как он это делает - смешивая лозунги со скабрезностями. Он тоже человек долга, но при этом... не вполне человек. Олицетворенный - но не очеловеченный - долг. Который лучше всех знает, как надо, который всех подозревает в непроходимой тупости или лицемерной хитрости. Искренне жаль актера - сыграть подобное и не сбиться на фарс просто нереально. Создатели фильма, наверное, сами почувствовали искусственность образа - и принялись вкладывать в его уста крайне одиозные реплики. Но эти реплики говорят против персонажа, не проникая в область идей: случай-то единичный.
   В целом же, повторюсь, мозаика из судеб складывается в картину настоящей - без дешевых внешних эффектов - трагедии. И падение вертолета, и работа солдат на крыше энергоблока, и эвакуация - все это показано и на уровне "картинки", и на уровне игры актеров настолько сдержанно, что чувствуется надрыв, который в современном кино очень часто заслоняется грохотом взрывов и криками, а то и, того хуже, театральными монологами героев.
   К несчастью, все сказанное относится только к двум первым сериям. В третьей фильм стремительно скатывается от драмы - массовой и семейной (в семье Али каждый по-своему верен долгу) к мелодраме и становится алогичным. Парнишка-срочник, на глазах у которого несколько часов назад погиб, сорвавшись с крыши того самого энергоблока, товарищ, и девочка-школьница, у которой вчера или позавчера погиб отец, а только что умерла на руках собака, бродят по безлюдной Припяти, объясняются в любви, наряжаются в ателье и делают прически в парикмахерской, пьют шампанское и водку в чужой квартире, испытывая лишь легкую неловкость при мысли, что пользуются чужим. И неторопливо идут по направлению к Киеву, попутно прячась от дозиметристов и милиции. На протяжении двух серий Аля дважды вспоминает об отце, единожды - о пропавшей, а потом нашедшейся в больнице, в крайне тяжелом состоянии, сестре и ни разу - о дедушке. О смертельной опасности - тоже ни разу. Ладно, пусть в силу возраста и необычности обстоятельств они не вполне осознают угрозу, но то обстоятельство, что жители города были полностью эвакуированы, должно испугать? Люди в ОЗК должны хотя бы насторожить? Как бы не так! У героев - любовь на фоне катастрофы. И снова здравствуй, голливудщина бессмысленная и беспощадная! Как отыгрывать ситуации разной степени бредовости актеры, похоже, не знают - и начинают отчаянно врать. Анализировать дальнейшее подробно не имеет смысла да и смотреть было тяжело - не больно, а крайне неприятно. Что еще добавить? Если на протяжении первых двух серий был только один неестественный персонаж, то в заключительных по-настоящему хороша лишь одна героиня - врач, заведующая отделением, женщина со стальным характером и добрым сердцем. Ну а финал, действие которого происходит в наши дни, не хорош и не плох. Ровный, предсказуемый, слишком старательно давящий на эмоции, чтобы с размаху по ним ударить. Художественно и идейно правильный фильм скатился к нулевому итогу. Очень жаль. Действительно - очень.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  П.Флер "Сердце василиска" (Попаданцы в другие миры) | | А.Миллюр "Сбежать от судьбы или верните нам прошлого ректора!" (Любовное фэнтези) | | В.Свободина "Изгоним, защитим, приворожим. Контора магии "Добрые дела"" (Юмористическое фэнтези) | | I.La "Игрушка для босса" (Любовные романы) | | Ю.Меллер "История жизни герцогини Амальти" (Любовное фэнтези) | | А.Хоуп "Тайна Чёрного дракона" (Любовная фантастика) | | М.Санди "Последняя дочь черной друзы." (Любовное фэнтези) | | Л.Сокол "Заставь меня влюбиться" (Молодежная проза) | | А.Нукланд "По дороге могущества. Книга первая: Возрождение." (ЛитРПГ) | | Е.Кариди "Навязанная жена" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"