Яворская Елена Валерьевна: другие произведения.

О фильме "Последняя исповедь"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:

  Еще в 2005 году из случайно попавшегося на глаза номера "Комсомольской правды" - она не входит в число постоянно читаемых мною изданий - я узнала, что по соседству, в Тульской области (г. Липки, с. Сечено), начались съемки сериала о "Молодой гвардии". Режиссер Сергей Лялин утверждал, что снимает фильм не столько по роману Фадеева, сколько на основании реальной истории. Статья меня насторожила: ее автор продемонстрировал вопиющее отсутствие интереса к теме заявлением, поверхностным, а потому полуправдивым, что "Молодую гвардию" возглавлял Олег Кошевой (это примерно то же самое, что сказать: военной частью командовал замполит); режиссер невнятно бубнил о "16-летних мальчишках и девчонках, погибших за идею" (не уточняя, за какую именно идею), о том, что "из сюжета будет полностью исключена руководящая роль партии, которой в жизни не было" - цитирую по статье; решила сохранить в расчете на "будем посмотреть".
   А если серьезно, выхода этого фильма на экран я ждала с нетерпением (с изучения истории "Молодой гвардии" в свое время начиналась моя работа по истории партизанского движения и патриотического подполья) и с преизрядными опасениями (не так давно на примере "Утомленных солнцем-2" мы еще раз убедились, чего стоят режиссерские заверения о "документализме"). Ждала - и все-таки премьеру проморгала. Она не попала в число громких. Но главная причина, по которой не удалось отследить этот фильм в телевизионной программе, - название. Надо сказать, странноватое и до сих пор для меня труднообъяснимое - "Последняя исповедь". Вот и получилось, что сериал я смотрела уже с середины; что-то сразу понравилось, что-то вызвало недоумение. Так что при первой же возможности я обзавелась диском, и...
   Вот об этом "и" я и хочу рассказать.
   Режиссер не обманул: в фильме мы не видим ни Лютикова, ни Баракова, ни тех подпольщиков, которые были казнены в самом начале оккупации Краснодона и погребены в "могиле 32-х". Более того, не видим мы не то что Виктора Третьякевича, посмертная судьба которого была печальна, но даже и командира "Молодой гвардии" Ивана Туркенича. Вот и получилось, как в журналистском анонсе, - организацию на всем протяжении фильма единолично возглавляет Олег Кошевой. И выглядит она далеко не такой массовой, как была на самом деле (более ста человек); ну да эта массовость не в полной мере отражена и в первом фильме о "Молодой гвардии".
   Тем не менее, историческая основа чувствуется - и чувствуется очень хорошо. Многие боевые дела, на которых даже Фадеев не заострил внимание, но которые документально подтверждены, нашли в фильме свое отражение. А додуманное, плод творческого вымысла, весьма удачно монтируется в документально подтвержденное - и не вызывает протеста.
   Одна из музыкальных тем фильма - танго. В начале фильма нарядные, веселые юноши и девушки идут по степи под эту мелодию. Она же звучит в конце из громкоговорителя - ее слышат собравшиеся у стен тюрьмы родные молодогвардейцев, в то время как ребят сажают в грузовик, чтобы везти на казнь. Вполне достоверная деталь: заплечных дел мастера имели обыкновение создавать такого рода шумовые завесы.
   Не всегда молодым актерам удается вести себя соответственно возрасту своих героев и эпохе. Но старательности у них не отнять. Скажу о тех, чья работа мне понравилась: Эльдар Лебедев (Сергей Тюленин), Людмила Колесникова (Валерия Борц; в другом ремейке - китайской версии "А зори здесь тихие" - она убедительно сыграла Кирьянову); Анастасия Панина (Любовь Шевцова). А вот Ульяна Громова (Валерия Каленникова) лишена той яркой индивидуальности, которую предполагает образ; уж не знаю, чьей вины тут больше - актрисы или режиссера.
   "Картинка" подобрана, на мой взгляд, весьма удачно. Хотя, положа руку на сердце, есть в этом какая-то горькая ирония: не то чтобы удаленный от политического центра страны городок начала XXI века запросто может послужить декорацией для кинофильма о разграбленном оккупантами шахтерском городке второго года большой войны.
   Правда, шахтерский городок получается, мягко говоря, странноватый: он населен исключительно стариками, женщинами и несовершеннолетними. Простите, а где же мужики-шахтеры? Пожалуй, этот момент сильнее всего выдает малобюджетность фильма. Допускаю, что именно в связи с этим эпизод казни 32-х шахтеров и советских служащих был заменен эпизодом казни раненых из госпиталя. Деталировка же достоверна - и то, что казнили в городском парке, там же и похоронили, и то, что многих похоронили заживо... и то. что именно этот эпизод, мгновенно ставший известным всему Краснодону, стал одним из главных катализаторов возникновения "Молодой гвардии".
   Вымышленный персонаж - военком, которого мальчишки-краснодонцы привычно (но с уважением) зовут Чижиком, - не вызвал у меня протеста. Вопреки модным тенденциям, авторы фильма создают образ, максимально далекий от тенденциозных образов тыловых крыс: Чижик - пожилой искалеченный человек, который, несмотря ни на что, до конца выполняет свой долг. Гибель Чижика - один из самых сильных моментов фильма. И очень понятна (на эмоциональном уровне понятна!) фраза Сережи Тюленина: "Я им Чижика не прощу!" Равно как понятно - и исторически достоверно - Сережино возмущение, когда другие ребята предлагают начать писать листовки: "Какие листовки?! - восклицает он. - Воевать надо!" Такая трактовка образа полностью совпадает с воспоминаниями оставшихся в живых молодогвардейцев о Сергее Тюленине. Равно как правда и то, что Сергей пытался уйти вместе с отступающими бойцами Красной Армии, но его не взяли - "годами не вышел". Точен в деталировке и образ Любы Шевцовой. Ее кумиром, примером для подражания была Любовь Орлова. В одном из первых эпизодов сериала "Любка-артистка" исполняет для раненых песню из фильма "Цирк". И Любе лестно слышать, что ее сравнивают с Орловой. Достоверны эпизоды со спасением нескольких раненых, заблаговременно спрятанных в домах краснодонцев, со сбором оружия в степи и многие другие, в том числе - классические эпизод с водружением над Краснодоном красных флагов Октября и с сожжением биржи труда.
   Но не могу не вернуться к названию - "Последняя исповедь". Видимо, оно, по крайней мере, отчасти, детерминировано персонажем, появление которого в фильме не представляется мне необходимым: Алеша, онемевший юноша, сын погибшего при бомбежке священника, становится другом и помощником молодогвардейцев; сами же молодогвардейцы собираются вовсе не в клубе имени Горького, как то было в реальности, а в развалинах церкви.
   Но, повторюсь, рядом с этим допущением - исторически достоверные или не противоречащие истории эпизоды. Тот факт, что молодогвардейцы осуществляли налеты на немецкие автомашины, позволил с полным основанием ввести в фильм приключенческие моменты. По правде сказать, весь потенциал этих эпизодов создатели фильма не исчерпали; по мне - так лучше бы сэкономили экранное время на диалогах немецких офицеров... может, проблемы все-таки бюджетного характера? Несомненный плюс: даже при показе боевых эпизодов режиссеру удалось сохранить чувство меры и не забыть, что его герои - не какие-нибудь "диверсанты", а вчерашние школьники. Да и вообще, поступки героев порою грешат излишней, на взгляд взрослого человека, горячностью, есть элемент рисовки, есть далекий от рацио романтизм. Ну и замечательно! Если мне рассказывают о семнадцатилетнем юноше-сорвиголове, я хочу видеть на экране именно юношу, который способен на такие поступки, как Сережа Тюленин. Если мне рассказывают о семнадцатилетней влюбленной девушке, я хочу видеть на экране именно такую девушку - вот, например, как Клава Ковалева.
   Несколько фраз об отрицательных персонажах.
  Вот из Краснодона на последней грузовой машине драпает с семейством и с имуществом подлец-чиновник. Вроде бы, привычный для современного кино сюжет. Но есть три существенных отличия: 1) драпает один, в то время как многие и многие заняты спасением раненых; 2) даже Фадеев не ушел от этого эпизода (вспомните отца девушки, в которую был влюблен Олег Кошевой); 3) ну и наконец самое главное - этот эпизод лишен той карикатурности, какую, например, придали аналогичному эпизоду создатели "Лейтенанта Суворова".
  Вот в Краснодон входят оккупанты. Они самоуверенны и вальяжны, но, опять же, ничем не напоминают тех фрицев-клоунов, фрицев-дегенератов, какие, похоже, стали нормой в современном кино. Психологически достоверно выглядят и молодой рыжеватый фриц, застреливший залаявшую собаку (на его лице явственно читается: не сметь!), и другой, фотографирующийся на фоне раненых, которые стоят на краю своей могилы. Это фрицы, чувствующие себя победителями, хозяевами ситуации. Это - первый день оккупации. Потом все будет совсем по-другому.
  Вот - полицаи. "Обиженные Советской властью" - именно из таких и предписывалось набирать полицию. И прямо говорилось о том, что уголовный элемент весьма желателен. Таких мы и видим. И ведут они себя в меру самоуверенно, в меру трусливо... одним словом - в меру.
  И немцы, и полицаи показаны действительно опасными врагами. А если учесть, что противостоят им вчерашние школьники, которым надо самоорганизовываться, надо самостоятельно вооружаться... Уж не знаю, что подразумевал режиссер, определяя свой фильм как историю о "16-летних мальчишках и девчонках, погибших за идею" - получился фильм о патриотическом комсомольско-молодежном подполье.
  Чтобы оценить фильм (не столько объективно, сколько субъективно, т.е. душой, а не только разумом), рекомендуется смотреть его после любой из поделок "типа про войну".
  
  
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Д.Данберг "Элитная школа магии 2. Факультет Защитников" (Попаданцы в другие миры) | | К.Демина "Внучка берендеева. Летняя практика" (Приключенческое фэнтези) | | В.Миш "Приключения корейцев в России" (Современный любовный роман) | | О.Валентеева "Вместо тебя" (Юмористическое фэнтези) | | О.Головина "Варвара из Мейрна. Книга 2" (Попаданцы в другие миры) | | Л.Ангель "Серая мышка и стриптизер." (Современный любовный роман) | | В.Мальцева "Месть" (Современный любовный роман) | | К.Корр "Секретарь дьявола или черти танцуют ламбаду " (Приключенческое фэнтези) | | Е.Васина "Клуб "Орион". Серенада для Мастера." (Современный любовный роман) | | P.d?monium "Любовь Дракона или Жена по Вызову" (Попаданцы в другие миры) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"