Яворская Елена Валерьевна: другие произведения.

Островок мечты

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предисловие, написанное для книги стихов Андрея Елисеева. В надежде, что когда-нибудь эта книга увидит свет. Страничка Андрея на СИ: http://samlib.ru/e/eliseew_a_i/

  Как поэт пишет стихи?
  Кто-то целый день бьётся над несколькими строчками, изводит килограммы бумаги и тонны чернильной пасты в поисках того самого Слова - необходимого, единственного, заветного. Кто-то вскакивает посреди ночи - и пригрезившиеся строки в несколько минут превращаются в стихотворение.
  А у кого-то всё происходит иначе: кофейный вечер за окном, крахмальная скатерть на столе, деликатес в фарфоровом блюде, бокал дорогого вина - мне почему-то представляется, красного. И - лист бумаги, на котором не спеша возникают строки. Если и у вас, дорогой читатель, по прочтении этой книги останется похожее впечатление, то, возможно, так всё и было?
  Ведь поэт, с которым вам предстоит познакомиться, Андрей Елисеев, способен одной строкой создать в привычной реальности островок, над которым безраздельно властвует Её Величество Эстетика. Не случайно книга открывается стихами о театре. В театральном искусстве, как и в любом другом, успех соседствует с преодолением. Создание образа - обретение себя через отречение от себя.
  
  Рву душу в клочья... Я живу
  Чужою жизнью, не своею.
  Чужою кровью леденею,
  Чужую душу в клочья рву.
  Высшая степень перевоплощения - уже не актёр произносит предписанные ему слова, а сам герой устами актёра раскрывает свой внутренний мир. Таков глубинный смысл одного из лучших стихотворений А. Елисеева "Быть может, я неправ - не мне решать", написанного после премьеры спектакля Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева "Дни нашей жизни" по пьесе Л. Андреева.
  Теме театра сопутствует с первого же шага другая тема, которая, переходя из стихотворения в стихотворение, обретает подобающее ей главенство - тема необычного в реальном.
  Сразу же оговоримся: стихи Андрея, даже самые "бытовые", - не для ультрареалистов, желающих в каждом герое узнавать родственника, соседа, сослуживца; не для тех, кто довольствуется миром, который можно увидеть в окно. Стихи эти - для мечтателей, выросших на сказках Андерсена и поэзии Гумилёва, для людей, уверенных, что где-то рядом, может быть, в сопредельном измерении, а может быть, и в соседней квартире живёт озорной король-мальчишка, восторженный рыцарь и влюблённый пират.
  А что же "обычные люди" из бытовых зарисовок? Им повезло, потому что автор живёт вне искусственных тематических границ. Юноша, который несёт воды для своей любимой - тот же нежный рыцарь, брошенный муж - постаревший пират, получивший желанную женщину по имени Любовь (символично!) и... обнаруживший вдруг, что не этого, вовсе не этого ждала душа...
  А кто же он, этот пресыщенный, тоскующий бизнесмен, который вдруг заявляет:
  Не поскуплюсь, всё брошу и уеду
  Искать свою заблудшую звезду.
  И если всё же одержу победу,
  В своей судьбе порядок наведу!
  Кто он? Решайте сами, дорогой читатель!
  Нет, никакой быт, никакая низменная материя не способна оскорбить Её Величество Эстетику - владычицу островка Мечты. Эстетика - прекрасная дама на вершине башни из слоновой кости, а стихи - неважно, о чём, главное, хорошие, настоящие - восхваления ей.
  Чуткий читатель отметит песенную мелодику стихов Андрея Елисеева. Необходимое пояснение: Андрей - бард, и если в названии стихотворения есть слово "песня" или "романс" - можете не сомневаться, это действительно так. Как бард Андрей ориентируется на классиков жанра, прежде всего, конечно, на Владимира Высоцкого. Вот зарисовка "В поезде". Сам ритм стиха напоминает ритм движения поезда: слышишь мерный перестук колёс, чувствуешь мягкое покачивание вагона и невольно улавливаешь краем уха разговор двух попутчиков. О чём? Да ни о чём - на то оно и случайное знакомство. Но за простыми словами - растерянность одного и пьяная тоска другого. Обыкновенная трагедия... ну, если не трагедия, то драма - точно.
  Или стихотворная дилогия "Солдат": раненый остался на поле боя, его сочли убитым; вновь мы встречаемся с ним, страдающим от увечья, уже в госпитале. Как похожа эта жуткая в своей правдивости ситуация на ситуацию из "Песни про госпиталь" Высоцкого. И - совсем не похожа. Герой Высоцкого обижен на медиков, соседей по палате, на себя - особенно на себя! - до ожесточенности. Герой Андрея лиричнее, в нём нет наступательного пыла, вместо обиды - тихая грусть и смутное ощущение вины, вместо ожесточённости - мечта, снова мечта!
  
  
  ...Вот бы выпрямить ноги
  Да пройтись по земле.
  
  И бежать что есть мочи
  Перед Богом в долгу,
  И одежду бы в клочья
  Изорвать на бегу.
  Чуткий читатель будет просто наслаждаться этой книгой, сопереживать героям, погружаться в приключения, ломать голову над сложными жизненными ситуациями в поисках наилучшего выхода. Читатель-критик (а такие есть всегда) прогонит наваждение и всё-таки примется анализировать. Несколько слов к такому читателю.
  Современная поэзия часто - слишком часто! - грешит той простотой, которая, как говорится, хуже воровства: примитивность идеи в сочетании с такой вычурностью формы, что даже самые эпатажные эксперименты над словом юных декадентов серебряного века бледнеют рядом с новыми "шедеврами" - образцами живого великорусского языка. Существует и другая опасность: идеи, подвластные лишь зрелой душе, воплощаются в стишках-считалочках, в раёшнике.
  Стихи Андрея Елисеева наделены главным достоинством хорошей поэзии - форма в них адекватна содержанию. Вальсовые, романсовые стихи о любви, сказовый лад притчевых стихов и разговорный - бытовых зарисовок. И наконец - раёшник! Он приходит на помощь тогда, когда действительно необходим, а именно в юмористических стихах.
  В прозе Андрей остаётся верен себе. Каждая его прозаическая миниатюра - путешествие человека в пространстве и в своём внутреннем мире; оба путешествия синхронны, оба дарят открытия. Путешествует герой, путешествует читатель. Вместе с ними путешествует автор, но не в качестве премудрого проводника, безвозвратно утратившего новизну ощущений и потому тайком скучающего, нет - в качестве товарища, который тоже впервые видит всё это великолепие и в полной мере разделяет восторги своих спутников.
  Милый читатель, мы уверены - нам с вами по пути.
  Приятного путешествия!
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  М.Боталова "Академия Равновесия. Сплетая свет и тьму" (Любовное фэнтези) | | А.Ардова "Мое проклятие. Книга 3" (Любовное фэнтези) | | Н.Яблочкова "Академия зазнаек, или Дракон попал!" (Любовное фэнтези) | | Н.Самсонова "Помолвка по расчету. Яд и шоколад" (Любовное фэнтези) | | Е.Горская "По праву сильнейшего" (Любовная фантастика) | | Е.Васина "Клуб "Орион". Серенада для Мастера." (Современный любовный роман) | | М.Акулова "Вдох-выдох" (Любовные романы) | | Кьяза "Офисные записки" (Современный любовный роман) | | Vera "Летняя подработка 2.0" (Короткий любовный роман) | | Р.Вешневецкая "Хозяйка поместья Триани" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"