Яворская Елена Валерьевна: другие произведения.

Слово о "Первом отряде"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:

  СЛОВО О "ПЕРВОМ ОТРЯДЕ"
  
   Наконец-то собралась с духом, чтобы высказаться о небесспорном... сказала бы - об очень спорном, да резонанс не тот. Одним словом, о совместном детище русских сценаристов и японских аниматоров - полнометражном фильме "Первый отряд" ("First Squad"). Аниме вышло в прокат в России 15 октября 2009 года (ранее, в мае, состоялась премьера на Каннском кинофестивале, а в июне - на Московском международном кинофестивале), но в число горячих новинок, как и следовало предполагать, не попало. Усредненный любитель аниме - скорее космополит, нежели патриот, да и средний возраст анимешника подсказывает, что о Сейлормун и Наруто вьюноша (или барышня) знает куда больше, нежели о пионерах-героях. И слова "классическое аниме" у него ассоциируются, в лучшем случае, с "Манускриптом ниндзя" (1993), весьма достойным псевдоисторическим самурайским фильмом, нежели с "Босоногим Гэном" (1982) - аниме, повествующим о судьбе маленького мальчика из Хиросимы. О старых аниме юный поклонник жанра охотно (и пространно) расскажет, что они не выдерживают критики в техническом плане и т.д. Для любителей "крутой спецухи" сюжет зачастую становится вторичным.
   Я могу назвать себя анимешником старшего поколения. Да и то - весьма условно. Ибо в далеком мае 1994 года я и слова "аниме" знать не знала, равно как и того, что "аниме и мультик - разные вещи (много-много восклицательных знаков)". Просто, любя военную историю, я старалась в канун Дня Победы смотреть как можно больше передач о Великой Отечественной. Не буду рассуждать о том, что добрая половина из них была откровенно дрянной - не устал тогда еще народ от чернухи... Ну а то, что в программу затесался мультик - да еще полуторачасовой! - было для меня сюрпризом. Забегая вперед, скажу, что после этого сюрприза я, впечатлительный подросток, не могла спокойно спать недели две. Аниме рассказывает о жизни бедной семьи с окраины Хиросимы. Время действия - август 1945 года. Развертывание действия в японских анимационных фильмах зачастую происходит медленно, позволяя зрителю вживаться в атмосферу... а уж о том, что лучшие образцы анимационного искусства атмосферны, говорить излишне. Так что добрую половину фильма мы наблюдаем за играми Гэна и его младшего брата, за тем, как работают по дому мать и старшая сестра, как отец безуспешно пытается прокормить семью. А потом события развиваются стремительно: бомбардировка, гибель отца, сестры и брата под балками рухнувшего дома, толпы обезумевших, не понимающих, что происходит, людей, борьба за выживание - теперь Гэн отвечает за больную мать и новорожденную сестренку. В фильме множество натуралистических подробностей, которые придутся не по душе эстету... но без них фильм был бы другим... был бы просто зарисовкой из жизни семьи в непростые времена. А получился фильм-памятник мирным жителям Хиросимы, выжившим и погибшим.
   Для меня аниме начинается именно с "Босоногого Гэна". В моей домашней коллекции - и другие аниме: тот самый "Манускрипт ниндзя", о котором я уже говорила, подборка фильмов лауреата "Оскара" Хайао Миядзаки, замечательные, единственные в своем роде фэнтезийно-героические "Хроники войн Лодосса"... Но если я и анимешница, то далеко не самая правоверная. Ибо аниме, в первую очередь, интересуют меня с культурологической точки зрения. Для того чтобы попробовать понять самурайскую душу Японии, подходят такие фильмы, как "Босоногий Гэн".
   Мне всегда было интересно сопоставлять русский воинский дух и японский воинский дух. Две нации, которые не раз противостояли друг другу. Две нации с общими геополитическими интересами. В конце концов, две нации, у которых воинский дух в значительной степени определяет менталитет.
   И тут вдруг - совместный аниме-проект! Основанный на событиях Великой Отечественной войны! Конечно, пройти мимо этого фильма я не могла.
   Сразу оговоримся. Тем, кто уверен, что в его сердце вряд ли найдется место для кого-то кроме Чебурашки и крокодила Гены, смотреть "Первый отряд" не рекомендуется - итог будет примерно таким: время и душевные силы потрачены, и никакого намека на катарсис. Тем, кто категорически не принимает аллегорий и душою болеет за достоверность и только за нее родимую, фильм тоже не понравится - на протяжении всего фильма их будет волновать только то, почему главная героиня бегает по морозу в расстегнутом пальтишке, почему за спиной у нее - катана и почему у ее подруги розовые косы. Буквоеды могут озадачиться еще и исторической деталировкой (начиная с развития событий в районе Демянска и заканчивая классификацией того оружия, которым пользуются герои - сразу оговорюсь, многое, очень многое условно). Найдутся и те, кого покоробит, что герои аниме носят имена реальных пионеров-героев Великой Отечественной. Последним - информация к размышлению: все без исключения пионеры - герои положительные, более того - прослеживается мессианская тенденция. Ну и еще одно: аниме категорически не рекомендуется тем, кто полагает, что хороший фильм о войне - такой, в котором герой картинно падает, не окропляя снег кровью, и т.д., и т.п. Одним словом - эстетствующих просим не беспокоиться. Даже реалистам некоторые сцены могут показаться "слишком"... Что поделать, издержки жанра!
   Если же предельно серьезно - фильм о том, что Родину нужно защищать, как бы трудно ни приходилось. И еще - о верности в дружбе. По обоим пунктам "Первый отряд" выдерживает самую строгую критику. Все прочее - факультативно. И, вероятнее всего, то, что поразит воображение одного зрителя, пройдет незамеченным для другого и вызовет протест у третьего.
   Побродила по Сети: о "Первом отряде" говорят не так уж много, а если и говорят - начинают разбирать на винтики-шпунтики: видеоряд, музыкальное оформление и т.д. Безусловно, все это нужно, но... Покопавшись в механизме, оценив каждую его составную часть по отдельности, зрители-рецензенты почему-то забывают снова собрать машину. Эта настораживающая логика развития событий характерна не только для восприятия "Первого отряда". Как ни почитаешь рецензию: такой-то играл хорошо, а такой-то, пардон... не очень, видеоряд хорош, а музыка подкачала, и вообще, жаль что Вася Пупкин - не Питер Джексон... А ведь еще в школе нас учили, что у любого произведения искусства помимо темы и приемов есть идея. И мне представляется, что идея - это, как раз, самое важное. Я не оправдываю неряшливость в деталях и прочие погрешности. Я просто боюсь, что однажды мы за деревьями не увидим леса.
   Засим агитационно-пропагандистскую кампанию считаю завершенной и перехожу непосредственно к содержанию. И к тем ассоциациям, которые появились у меня при первичном просмотре и обросли подробностями - при вторичном.
   Время действия - зима 1942 года. События развиваются вокруг противоборства двух спецслужб - существовавшего в реальности немецкого "Аненербе" и вымышленного 6-го отдела советской военной разведки. "Аненербе" удается раздобыть мощный артефакт - меч великого магистра барона фон Вольфа (символичное имя, учитывая нацистскую склонность к "волчьей" символике), погибшего со товарищи в Ледовом побоище без малого 700 лет назад. Грядет Момент истины, когда истончается грань между прошлым и будущим и деяние одного может повлиять на судьбы многих и многих. В бою в районе Демянска лишь один человек - капитан Александр Немов (не правда ли, созвучно Александру Невскому?) встанет, чтобы поднять в атаку залегшую пехоту - и тем самым решит исход боя. Маги "Аненербе" предполагают иной сценарий событий - капитан Немов падет от руки воскрешенного барона фон Вольфа. Но 6-й отдел опережает противников из "Аненербе" на один шаг благодаря 14-летней сотруднице Наде. После гибели родителей (они тоже работали на 6-й отдел, погибли при проведении одной из операций еще до войны) Надя обучалась в спецшколе вместе с другими подростками, наделенными паранормальными способностями... Вот здесь фантазия японцев разгулялась - нам показывают нечто среднее между подготовкой спецназовцев, ниндзя и каких-нибудь тибетских монахов. Ну да ладно. И на том спасибо, что подростковую психологию учли: воинское обучение воспринимается этими ребятами как игра и даже трудности - как приключения. Не это ли та самая романтика действия, которая в разное время побуждала мальчишек убегать "на войну"? Душа противится этой аналогии, но на всякий случай оговорюсь: нет, это не "Сволочи", это - Люди. Именно так, с большой буквы!
  Надя входила в группу из пяти человек (имена ее товарищей тоже символичны и хорошо узнаваемы - Леня, Зина, Марат, Валя), но все, кроме нее, погибли, защищая свою школу. Конечно же, трудно понять, почему столь ценных сотрудников, да еще подростков, не эвакуировали подальше от линии фронта в первые же дни войны. Предположим, что у сценаристов было объяснение, но куда-то делось при преобразовании сценария сериала в сценарий полнометражки. Надя способна предвидеть будущее, а ее катана - надежное оружие против демонических обитателей параллельных миров... в один из которых - землю мертвых - ей предстоит отправиться, чтобы найти своих друзей и убедить их помочь в борьбе против рыцарей фон Вольфа. Еще один символический персонаж фильма - таинственный монах (монах-воин?), который в трудный момент помог Наде и морально подготовил ее к выполнению необычной миссии. Появление монаха выводит фильм на иной уровень - речь идет о цивилизационном конфликте, не исчерпанном за многие сотни лет.
  
   []
  
   []
  
   []
  
   []
  
  Существует две версии "Первого отряда" - сокращенная и режиссерская. Насколько я понимаю, различаются они всего лишь отсутствием / наличием игровых эпизодов. Анимационные фрагменты в игровых фильмах и игровые - в анимационных - прием далеко не новый. Можно долго размышлять о его уместности в данном случае, но если он должен был всего лишь создать атмосферу "многослойной" мистификации - замысел удался. Сценаристы не без фантазии эксплуатируют хорошо известный факт - склонность верхушки Третьего рейха к оккультизму. У представителей же советского 6-го отдела просто на лицах написано, что им все это мракобесие параллельно и перпендикулярно, да вот приходится быть во всеоружии... Ну а актеры, отыгрывающие военнослужащих, историков, психологов на протяжении фильма с донельзя серьезным видом рассуждают о том, могла ли произойти в реальности вся эта история... По мне - неплохая приправа, но доводилось слышать вполне аргументированную критику "говорящих голов".
  Еще одна композиционная особенность - на этот раз типичная для аниме - может прийтись не по душе тем, кто впервые обратился к этому жанру: весь первый эпизод взят из середины фильма (один из ключевых моментов действия), а потом рука об руку идут события в своей нормальной последовательности и ретроспекция. Это несколько сбивает с толку - но только поначалу.
  Ударный момент фильма - даже не финальная битва, которую можно считать событийной кульминацией, а разговор Нади с друзьями в Сумрачной долине (очень своеобразна, но притягательна эстетика этого пейзажа!), куда уходят воины, павшие с оружием в руках; такова эмоциональная кульминация героической сказки.
  
   []
  
   []
  
  Они обещают прийти - и приходят тогда, когда сама Надя уже сомневается - и когда она оказывается на волосок от гибели. Мне - по ассоциации - вспомнился мощнейший эпизод из фильма "Государственная граница": молодой пограничник пытается поднять пограничный столб и в этот момент видит своих погибших товарищей, они помогают ему...
  Современный зритель требует драйва - и в "Первом отряде" нет той неторопливости, которая, как я отмечала, характерная для "Босоногого Гэна". Никак сей факт не оцениваю, просто констатирую. Сравнивая старые добрые фильмы с их ремейками отмечаю ту же тенденцию - в финале первой экранизации "Звезды" не было и намека на огнеметы, в китайской версии "А зори здесь тихие" появились сцены отражения зенитчицами воздушной атаки, а старшина Васков вдруг влюбился в свою квартирную хозяйку, в "Последней исповеди" (новом варианте "Молодой гвардии") тоже возникли сносно исполненные - и, что не может не радовать, вполне достоверные исторически - боевые сцены... Другое время - другие скорости.
  Возможно, лицам героев недостает мимической выразительности, но... лицо довоенной Нади - жизнерадостного ребенка очень отличается от лица Нади - девочки с катаной. Опять не могу избежать аналогии: в давно признанном классикой фильме "Иди и смотри" похожим образом меняется лицо Флеры (все-таки Алексей Кравченко - актер незаурядный! да и художники-гримеры поработали на совесть) - в конце фильма это лицо маленького старичка.
  И еще одна важная, емкая деталь: на рукояти Надиной катаны висит игрушка - маленький розовый медвежонок, напоминающий современные брелоки для мобильных телефонов. Оружие - и игрушка. Противоестественное, трагическое сочетание, лучше всего подчеркивающее индивидуальность Нади - ребенка и солдата. Какая тяжелая правда жизни, многократно подтвержденная историей, передана нам символически!
  Что же касается прочих деталей - обмундирование, вооружение бойцов - тут критика неизбежна, но, к моему удовольствию, нет ни непропорционально больших, как в некоторых голливудских поделках, звездочек на ушанках, ни касок, похожих на котелок Эркюля Пуаро.
  Хорош - и тоже символичен - бой Первого отряда против рыцарей фон Вольфа. Само время застыло. Против пришельцев из иного времени бессильно любое оружие... если только оно не в руках тех, кто побывал по ту сторону жизни. Вневременной бой завершен - и только тогда разгорается бой "в режиме реального времени" - капитан Немов поднимает солдат в атаку...
  
   []
  
   []
  
  Осталось сказать о реальных прообразах главных героев. Не думаю, что сценаристы очень уж напряженно размышляли, почему дают героям такие имена, но, думаю, стоит порадоваться: эти имена вспомнились, они на слуху, несмотря на все эксперименты по трансформации сознания. Леня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик хорошо помнятся тем, кто когда-либо носил красный галстук. Сложнее обстоит дело с Надей... Надей Богдановой, партизанской разведчицей, национальной героиней белорусского народа. Когда я только начинала заниматься историей партизанского движения и патриотического подполья, добрая знакомая-библиотекарь показала мне собранную за несколько лет по книгам и периодике подборку сведений о Наде Богдановой. Вот вкратце то, что можно рассказать о ней.
   "Сожженная на костре" - так называлась глава неоднократно переиздававшегося сборника "Подвигу жить!" Ни один романист не смог бы придумать такой судьбы - трижды казненная гитлеровцами, она выжила, выстояла в жизненных невзгодах, вырастила восьмерых детей - родных и приёмных.
   Надя Богданова была воспитанницей 4-го могилёвского спецдетдома. За неделю до начала Великой отечественной войны ее приняли в пионеры. Во время эвакуации детдома во Фрунзе несколько ребят убежали и уехали на фронт. В конце июля ребячий отряд в 17 человек был на станции Усвяты, где шли ожесточенные бои. Ребят приютили бойцы стрелковой части, определив их в помощники к повару. Но ребятам этого было мало. Они снова убежали, пересекли линию фронта, прошли в глубь вражеского тыла около 80-ти километров и под Витебском, в районе Теплых лесов, создали партизанский отряд "Орленок". Его командиром стал 13-летний москвич Юра Семенов, начальником штаба - двенадцатилетний ленинградец Ваня Звонцов, комиссаром - 11-летняя Надя Богданова. Ребята нападали на немецкие колонны, самостоятельно добывали для себя боеприпасы. Несколько успехов притупили чувство опасности, и ребята попытались разобрать немецкую противотанковую мину. Она взорвалась, многие из ребят погибли. Оставшиеся в живых поняли, что надо искать взрослых партизан. Поскитавшись, набрели на командира бригадной разведки 2-й Белорусской партизанской бригады. Сбылась их мечта - они стали партизанскими разведчиками. Надя умела пробираться в самые опасные места, раздобывая ценные сведения. С ее помощью был задержан один из палачей белорусского народа, предатель Гаврила Незваный. За голову Нади гитлеровцами была назначена награда в 50 тысяч марок. Ее выдал соблазнившийся наградой предатель. На расстрел ее вывели вместе с жителями уничтожаемой деревни. Она спаслась среди тел казненных и вернулась в отряд, когда ее уже не ждали. Удивительно, но и вторично побывав в руках гитлеровских палачей, она спаслась - пуля пробила ей навылет шею, не повредив кости. Излечившись, она вернулась в партизанскую разведку.
   В третий раз Надя попала в плен к гитлеровцам вместе с Юрой Семеновым во время минирования перекрёстка дорог Великие Луки-Ленинград. Ребят пытали шестеро суток. Искалеченного Юру добили из автомата, а Надю решили сжечь. Долгое время считалось, что она похоронена в братской могиле в деревне Карасево, среди убитых карателями детей, так и писали в книгах. Но ее - обожженную, оглохшую и ослепшую - спасли и выходили местные крестьяне. После войны она перенесла несколько операций, к ней вернулось зрение...
   У реальной Нади героиня "Первого отряда" позаимствовала стойкость, упорство и умение выживать вопреки обстоятельствам.
   Итог: рекомендуя этот фильм к просмотру, я оговариваюсь - понравится или нет - 50х50.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Е.Васина "Клуб "Орион". Серенада для Мастера." (Современный любовный роман) | | Н.Яблочкова "Академия зазнаек, или Дракон попал!" (Любовное фэнтези) | | Е.Горская "По праву сильнейшего" (Любовная фантастика) | | А.Хоуп "Мир Белого дракона" (Любовная фантастика) | | I.La "Игрушка для босса" (Любовные романы) | | В.Свободина "Преданная помощница для короля " (Современный любовный роман) | | М.Боталова "Академия Равновесия. Сплетая свет и тьму" (Любовное фэнтези) | | Е.Горская "Я для тебя сойду с ума" (Любовное фэнтези) | | Л.Тимофеева "Заклятье для неверной жены" (Юмористическое фэнтези) | | Blackcurrant "Магия печатей" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"