Яворская Елена Валерьевна: другие произведения.

Военная история в произведениях мировой художественной литературы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Авторская образовательная программа.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  
   В последние годы в учебно-воспитательный процесс все шире и увереннее внедряется интегрированный подход, связанный с необходимостью сформировать у учащихся целостную картину мира в условиях развивающейся и усложняющейся жизни общества, что неизбежно отразилось на увеличении объемов и повышении уровня сложности информации, которую необходимо усвоить и научиться использовать. Установление прочных межпредметных связей призвано помочь педагогам и учащимся успешно решить эту непростую задачу.
   Факультативный курс "Военная история в произведениях мировой художественной литературы" основан на принципе интегрирования элементов различных отраслей знания. В процессе обучения по данному курсу учащиеся получают информацию по всемирной истории, истории художественной литературы и искусства, литературоведению, краеведению, психологии, причем элементы из разных областей знания подаются не в обособленном виде, а в виде единой системы. Данный курс вызван к жизни еще и тем, что, как показывают проводимые опросы, среди школьников стремительно падает интерес к дисциплинам гуманитарного цикла, интерес к чтению, вытесняемый обилием информации, приобретаемой иными способами (телевидение, интернет). Это не может не сказаться отрицательным образом на нравственном становлении подрастающего поколения, ибо художественная литература, выполняя как информационную, так и воспитательную роль, незаменима именно в последнем своем качестве - в качестве воспитателя, мудрого наставника взрослеющего человека.
  
   Основной целью данного курса является расширение кругозора учащихся, их воспитание в духе гуманизма и патриотизма.
  
   Образовательные задачи:
  -- углубление знаний учащихся по всемирной истории, литературе, краеведению;
  -- формирование у учащихся ориентиров в мире отечественной и зарубежной художественной литературы, изучение которой не предусмотрено школьным курсом;
  -- знакомство учащихся с некоторыми основами психологии человеческой личности, в частности, с психологией художественного творчества;
  
   Воспитательные задачи:
  -- формирование у учащихся гуманистических идеалов и четких нравственно-патриотических и эстетических ориентиров - основы для активной жизненной позиции;
  -- воспитание на позитивных исторических и литературных примерах социально значимых качеств характера: чувства справедливости и собственного достоинства, умения аргументированно отстаивать свое мнение, сострадания, деятельного милосердия, коллективизма и т.д.
  
   Развивающие задачи:
  -- формирование у учащихся эстетического вкуса, сознательной потребности обращаться к опыту мировой культуры в поисках ответов на актуальные вопросы современности;
  -- формирование навыков литературоведческого анализа текста;
  -- формирование навыков самостоятельного поиска и обработки научной информации, создания творческих работ;
  -- формирование навыков работы в коллективе, навыков публичных выступлений;
  -- формирование навыков творческой работы путем подготовки и проведения тематических вечеров, устных журналов, литературных гостиных, интеллектуальных игр и т. д., а также путем написания собственных художественных текстов;
  -- формирование устойчивой потребности в самоанализе, стремления определить свое место в обществе и быть полезным его членом.
  
   Особенности содержания программы и методики
   Программа факультативного курса рассчитана на трехгодичное обучение школьников 9 - 11 классов.
   Программа состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя сведения по мировой и отечественной истории, истории литературы и искусства, а также элементы знаний по краеведению и психологии. Практическая часть согласуется с теоретическим материалом, подкрепляет его. Формы практической работы учащихся многообразны: беседы, диспуты, тестирования и опросы с целью выявления коллективного взгляда на ту или иную проблему, анализ отдельных художественных текстов, написание творческих работ (докладов, рефератов, сочинений, собственных художественных текстов; тематические вечера, познавательные игры, встречи с творческими людьми. Практические занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. Значительная роль отводится самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков. В совокупности теоретические и практические занятия призваны содействовать всестороннему развитию личности обучающегося.
  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-го года обучения

N п/п

ТЕМА

Количество часов

  
  

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Вводное занятие: "Художник и война"

  

6

2

4

2

Военные сюжеты в мифологии разных народов

6

5

1

3

Военные сюжеты и образы воинов в народных и авторских сказках

12

5

7

4

Воинская доблесть и трагизм войны в "Илиаде" Гомера

6

3

3

5

Героические мотивы в европейской литературе средних веков

12

5

7

6

Русские былины о героях - защитниках родной земли

12

5

7

7

Древнейшая военная история России в "Повести временных лет"

12

5

7

8

Патриотический пафос "Слова о полку Игореве"

6

3

3

9

Русская патриотическая литература периода татаро-монгольского ига

6

5

1

10

Русская историческая и воинская песня

12

5

7

11

Военная история эпохи Ивана Грозного в литературных произведениях

6

5

1

12

Антивоенный пафос выдающихся произведений европейской литературы XVII - XVIII вв.

6

3

3

13

Смутное время в произведениях классиков русской литературы

6

3

3

14

Военная история эпохи Петра I в произведениях классиков русской литературы

12

5

7

15

Суворовские походы их отражение в русской литературе

6

3

3

16

Русские писатели - об Отечественной войне 1812 года

12

5

7

17

Крымская война глазами современников и потомков

12

5

7

18

Зарубежные писатели - авторы историко-приключенческих романов

8

5

3

19

Заключительное занятие

Итого:

4

162

3

80

1

82

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

1-го года обучения

  
      -- ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: "ХУДОЖНИК И ВОЙНА"
   Общие вопросы организации; ознакомление с целями и задачами курса, краткий обзор курса.
   Войны в истории человечества. Научно-технический прогресс и военное искусство. Отношение людей искусства к войне.
   Военное искусство и общественное сознание в преддверии мировых войн. Трагические предчувствия: картина Верещагина "Апофеоз войны"; рассказ Всеволода Гаршина "Четыре дня"; повесть Леонида Андреева "Красный смех".
   Мир перед угрозой ядерной войны. Фантастический рассказ Марека С. Хуберата "Ты вейнулся, Снеогг, я знаала..." - модель мира и общества после ядерной войны.
   Анализ указанных литературных произведений, выявление черт, которые их объединяют.
   Беседа с элементами дискуссии "Война и гуманистические идеалы".
   Знать: место войн в истории человечества; характерные причины возникновения войн; понятия: справедливая (освободительная) и несправедливая (захватническая) война; гуманизм; тема и идея произведения.
   Уметь: связывать содержание литературного произведения с исторической основой и судьбой автора; определять тему и идею литературного произведения.
  
      -- ВОЕННЫЕ СЮЖЕТЫ В МИФОЛОГИИ РАЗНЫХ НАРОДОВ
   Мифология как способ отражения действительности.
   Боги войны у разных народов. Сказания о героях: эпос о Гильгамеше; мифы о Геракле, Тесее, Персее. Военная доблесть в скандинавской и славянской мифологии.
   Беседа "Реалии жизни народов и их отражение в мифологии".
   Знать: основные военные сюжеты мифов; иметь общее представление об особенностях мифологии разных стран.
   Уметь: находить в мифологических образах и событиях отображение реалий жизни народов.
  
      -- ВОЕННЫЕ СЮЖЕТЫ И ОБРАЗЫ ВОИНОВ В НАРОДНЫХ И АВТОРСКИХ СКАЗКАХ.
   Чем сказка отличается от мифа?
   Особенности сказочных военных сюжетов. "Бродячие" сказочные сюжеты и причины их появления.
   Солдат - герой сказки, отношение к нему сказителя (на примерах русских, немецких, французских сказок).
   Сравнительный анализ русской народной сказки "Солдат и смерть" и сказки Г.- Х. Андерсена "Огниво".
   Творческий практикум. Теоретические основы: путь от замысла к произведению. Практическое задание: попробовать сочинить сказку о приключениях современного солдата; выступления авторов лучших сказок со своими сказками перед товарищами.
   Знать: в чем сходство и различие сказки и мифа; причины возникновения у разных народов родственных сказочных сюжетов; как в сказках отображается народное или авторское отношение к солдату.
   Уметь: производить сопоставительный анализ литературных произведений одного жанра и темы; работать над собственным художественным текстом.
  
      -- ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ И ТРАГИЗМ ВОЙНЫ В "ИЛИАДЕ" ГОМЕРА
   Борьба богов и война людей. Поэтизация воинской доблести. Отражение трагизма войны.
   Творческий практикум. Теоретические основы: как готовиться к выразительному чтению поэтического текста. Практическое задание: выразительное чтение отрывков по выбору:
  -- Прощание Гектора с Андромахой;
  -- Ахиллес и Гектор в бою;
  -- Ахиллес и Приам.
   Знать: героические и трагические мотивы в поэме Гомера "Илиада".
   Уметь: выразительно прочитать отрывок поэтического текста.
  
      -- ГЕРОИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ
   Жанровое многообразие средневековой европейской литературы.
   Обзор европейской литературы средних веков:
   - идеалы воинской доблести в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола;
   - отражение боевого духа викингов в скандинавских сагах;
   - тема воинского долга и воинской славы в немецкой "Песни о Нибелунгах", французской "Песни о Роланде", испанской "Песни о моем Сиде";
   - рыцарский роман (на примере романа Вольфрама фон Эшенбаха "Парцифаль").
   Война как дело, достойное настоящего мужчины. Средневековый герой-воин. Исторические и фантастические элементы средневековой героической литературы.
   Творческий практикум. Теоретические основы: выражение личностного отношения к проблеме в сочинении. Практическое задание: сочинение-миниатюра "Мое отношение к средневековому герою-воину". Беседа по сочинениям.
   Знать: особенности средневековых героических эпосов и рыцарских романов; характерные особенности средневекового героя-воина.
   Уметь: анализировать образ героя и уметь связно изложить свои мысли в письменной и устной форме.
  
      -- РУССКИЕ БЫЛИНЫ О ГЕРОЯХ - ЗАЩИТНИКАХ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
   Жанровые особенности русских былин.
   Микула Селянинович, Вольга Святославич, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василиса Микулична. Жизнь и подвиги героев. Реалистические и фантастические враги богатырей.
   Былинные сюжеты в произведениях русских писателей. Эпопея Ильи Сельвинского "Три богатыря". Особенности использования былинного материала писателями.
   Беседы:
  -- "Сходства и различия западноевропейских и русских героев-воинов";
  -- "Сходства и различия образов русских богатырей в былинах и в авторских художественных произведениях".
   Творческий практикум. Теоретические основы: как готовиться к проведению устного журнала. Практическое задание: подготовка и проведение устного журнала "Из тьмы веков", посвященного русским героическим былинам.
   Знать: основные сюжеты и героев русских героических былин; особенности отражения исторических событий в былинах; особенности использования былинного материала в авторских художественных произведениях.
   Уметь: давать героям художественных произведений сравнительную характеристику; творчески осмыслить материал посредством подготовки и проведения устного журнала.
  
      -- ДРЕВНЕЙШАЯ ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В "ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"
   Русское летописание. Место "Повести временных лет" в ряду русских летописей.
   Борьба Руси с кочевниками - хазарами, печенегами, половцами. Чтение и разбор эпизодов: "Не добрая это дань, княже", "Тогда выступил муж Владимира", "Нас кормит сама земля", "Огородилось солнце тремя дугами", "Лошади вам жаль, а смерда не жаль ли?"
   Русские князья-воители: Олег, Игорь, Святослав, Владимир Святославич. Особенности их изображения в летописи.
   Междоусобные войны. Осуждение междоусобиц летописцем. Чтение и разбор сюжетов: "Поди на брата своего и захвати волость его", "И была гроза велика и сеча сильна и страшна".
   Творческий практикум. Теоретические основы: как готовиться к проведению тематического вечера. Практическое задание: подготовка и проведение тематического вечера "Откуду есть пошла Русская земля...".
   Знать: особенности русского летописания, место "Повести временных лет", хронологические рамки и основные события, о которых в ней рассказано, отношение летописца к излагаемому материалу.
   Уметь: творчески осмыслять материал посредством подготовки и проведения тематического вечера.
  
      -- ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
   Историческая основа и художественные особенности произведения.
   Пафос единения Руси в борьбе с внешней угрозой.
   Различные переложения "Слова о полку Игореве". Чтение и сопоставление отрывков из разных переложений.
   Знать: историческую основу и художественные особенности "Слова о полку Игореве", причины появления различных его переложений.
   Уметь: сопоставлять различные переводы (переложения) поэтического текста и оценивать их художественные достоинства.
  
      -- РУССКАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА
   Ущерб, нанесенный русской культуре монголо-татарским игом. "Слово о погибели Русской земли".
   Сопротивление завоевателям: сказание о Евпатии Коловрате; историческая песня об Авдотье Рязаночке.
   Освобождение Руси от монголо-татарского ига. "Сказание о Мамаевом побоище". Поэма "Задонщина".
   Беседа "Традиции "Слова о полку Игореве" в "Задонщине".
   Знать: состояние русской культуры в период монголо-татарского ига; в каких произведениях и как отражена эта эпоха.
   Уметь: находить в художественном произведении черты литературной традиции.
  
      -- РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ И ВОИНСКАЯ ПЕСНЯ
   Народные песни о крестьянских войнах под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Романтизация образов Разина и Пугачева в песнях. Народные мотивы в авторских произведениях о крестьянских войнах.
   Солдатский песенный фольклор, особенности, выделяющие его в ряду народных песен. Авторская имитация солдатского фольклора. Авторские поэтические произведения о солдатах и о событиях военной истории, ставшие песнями.
   Чтение и анализ (с прослушиванием некоторых фонограмм):
   - песен о солдатской доле ("Уж как пал туман на синё море", "Выезжает молодой майор", "Как и шли, прошли солдаты молодые...", "Солдатушки уланы", "Ой, да ты, калинушка...", "Что пониже было города Саратова...", "Бежит речка по песку...");
   - молодецких солдатских песен ("Солдатушки, бравы ребятушки...", "Донцы - молодцы", "Вспомним, братцы, Русь и славу...");
   - песен о событиях военной истории ("Солдатская песня" на стихи Н. И. Ильина, "Ночной смотр" на стихи В. А. Жуковского, "Два великана" и "Бородино" на стихи М. Ю. Лермонтова, "Было дело под Полтавой...", "Наполеон в Москве" и "Не слышно на палубе песен..." на стихи неизвестных авторов, народные песни "Платов-казак", "Заплакала Россия от француза", "Разорена путь-дороженька..." и др.);
   - лирических авторских песен о русских воинах и солдатской судьбе ("Не бил барабан перед смутным полком..." на стихи И. И. Козлова, "Не кукушечка в сыром бору..." на стихи Н. Г. Цыганова, "Казак на чужбине" на стихи Е. Н. Гребенки, "Казачья колыбельная песня" на стихи М. Ю. Лермонтова).
   Беседа "Образ солдата в народных и авторских песнях".
   Творческий практикум. Теоретические основы: как готовить инсценировку? Практическое задание: работа в микрогруппах по инсценировке на основе текста солдатской песни (по выбору учащихся).
   Знать: особенности русской народной исторической и воинской песни и авторских стилизаций; тематика русских солдатских песен.
   Уметь: анализировать текст с целью создания на его основе инсценировки; работать в группе над инсценировкой поэтического произведения.
  
      -- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ЭПОХИ ИВАНА ГРОЗНОГО В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
   Военная реформа и войны в период царствования Ивана Грозного. Противоречивость личности Ивана Грозного - негативные человеческие качества и политическая дальновидность.
   История завоевания Казанского ханства в "Истории о Казанском царстве" неизвестного автора.
   Народные песни о Ермаке Тимофеевиче - отражение истории покорения Западной Сибири.
   Беседа: "Эпоха Ивана Грозного глазами его современников".
   Знать: события военной истории эпохи Ивана Грозного и их отражение в литературных произведениях.
   Уметь: охарактеризовать противоречивость личности Ивана Грозного и его эпохи, привести обоснования из произведений его современников.
  
      -- АНТИВОЕННЫЙ ПАФОС ВЫДАЮЩИХСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII - XVIII ВВ.
   Драматические события европейской истории XVII - XVIII вв. Отклики на эти события: изображение военных бедствий в романе "Затейливые приключения немецкого Симплициссимуса" немецкого писателя Г. Гриммельсгаузена и в философской повести "Кандид, или Оптимизм" французского просветителя Вольтера. Анализ эпизодов, связанных с осуждением писателями бессмысленной жестокости войны.
   Беседа: "Роль сатиры в создании антивоенного пафоса произведений Гриммельсгаузена и Вольтера".
   Знать: основные события европейской военной истории XVII - XVIII вв., их влияние на умонастроения деятелей культуры и искусства.
   Уметь: охарактеризовать особенности и выявить основные закономерности длительного исторического периода, иллюстрируя характеристику примерами из художественных произведений.
  
      -- СМУТНОЕ ВРЕМЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КЛАССИКОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
   Что такое историческое произведение?
   Причины обращения русских классиков к отечественной истории. Переосмысление прошлого в исторических произведениях.
   Самозванничество, интервенция - черты кризисной эпохи; их отражение в произведениях классиков русской литературы.
   Анализ исторического фона драмы А. С. Пушкина "Борис Годунов".
   Беседа: "Исторические приметы Смутного времени в драме А. С. Пушкина "Борис Годунов".
   Знать: что такое историческое произведение, причины обращения писателей к отечественной истории; черты кризисной эпохи Смутного времени; их отражение в произведениях русской классической литературы.
   Уметь: охарактеризовать историческое произведение с позиции сочетания в нем реальной исторической основы и переосмысления прошлого писателями.
  
      -- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ ЭПОХИ ПЕТРА I В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КЛАССИКОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
   Военные реформы Петра Великого. Войны Петровской эпохи.
   Интерес русских писателей к эпохе Петра I и к его личности.
   Героика Петровской эпохи в поэме А. С. Пушкина "Полтава". Начало реформирования русской армии в романе А. Н. Толстого "Петр Первый". Анализ отдельных эпизодов поэмы А. С. Пушкина и романа А. Н. Толстого.
   Беседа: "Петр Первый и его эпоха глазами писателей XIX и XХ вв.".
   Творческий практикум. Теоретические основы: как готовиться к интеллектуальной игре. Практическое задание: подготовка и проведение интеллектуальной игры "Эпоха великих преобразований".
   Знать: основные черты периода правления Петра I; особенности изображения личности Петра I писателями XIX и XХ вв.
   Уметь: использовать полученные знания при подготовке и проведении интеллектуальной игры.
  
      -- СУВОРОВСКИЕ ПОХОДЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
   Основные события полководческой биографии А. В. Суворова. Воинская мудрость в книге Суворова "Наука побеждать".
   Прославление доблести суворовских чудо-богатырей русскими поэтами. Чтение и анализ "Оды на взятие Измаила" Г. Р. Державина.
   Беседа: "Наука побеждать" и развитие российской военной мысли".
   Знать: основные события полководческой биографии А. В. Суворова; особенности их отображения в художественной литературе.
   Уметь: рассказать о личности полководца, о его роли в развитии военной науки, иллюстрируя свои высказывания примерами из художественных произведений, посвященных полководцу.
  
      -- РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ - ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА
   Рост национального самосознания в связи с нападением Наполеона на Россию;
   отклик русской культуры на события Отечественной войны 1812 года.
   Обзор произведений писателей - участников и современников Отечественной войны 1812 года:
  -- военные эпизоды в романтических повестях А. А. Бестужева (Марлинского) (на примере повести "Латник");
  -- мемуары Н. А. Дуровой "Кавалерист-девица";
  -- поэтические произведения, посвященные Отечественной войне 1812 года (Д. В. Давыдов, Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, В. В. Капнист, Н. М. Шатров, И. А. Крылов, Ф. Н. Глинка, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, В. Ф. Раевский, А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков и др.).
   Обращение поэтов и писателей к событиям недавнего прошлого:
   - стихи М. Ю. Лермонтова о войне 1812 года;
   - несколько слов об изображении событий Отечественной войны 1812 года в эпопее "Война и мир" Л. Н. Толстого.
   Творческий практикум. Теоретические основы: организация литературной гостиной. Практическое задание: подготовка и проведение литературной гостиной "Поэты - о войне 1812 года".
   Знать: характерные черты Отечественной войны 1812 года; что такое Отечественная война; какое отражение нашел в русской культуре подъем национального самосознания в связи с событиями Отечественной войны 1812 года; особенности изображения событий их современниками и писателями последующих эпох.
   Уметь: использовать полученные знания при подготовке и проведении литературной гостиной.
  
      -- КРЫМСКАЯ ВОЙНА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ И ПОТОМКОВ
   Драматические события Крымской войны. Героическая оборона Севастополя.
   Л. Н. Толстой - участник обороны Севастополя. "Севастопольские рассказы".
   С. Н. Сергеев-Ценский - автор исторических произведений о Крымской войне. Повесть "Синопский бой". Эпопея "Севастопольская страда".
   Анализ отрывков из произведений Л. Н. Толстого и С. Н. Сергеева-Ценского.
   Творческий практикум. Теоретические основы: как готовиться к вечеру-портрету, посвященному личности и деяниям полководца. Практическое задание: подготовка и проведение вечера-портрета "Адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин".
   Знать: основные события Крымской войны, ее характер, ее последствия для России; особенности изображения Крымской войны с позиции современника и участника событий и с позиции автора, создающего историческое произведение.
   Уметь: использовать полученные знания при подготовке и проведении вечера-портрета, посвященного полководцам.
  
      -- ЗАРУБЕЖНЫЕ ПИСАТЕЛИ - АВТОРЫ ИСТОРИКО-ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИХ РОМАНОВ
   Особенности историко-приключенческих произведений.
   Обзор историко-приключенческих произведений разных авторов: В. Скотт ("Айвенго", "Карл Смелый"); Р. Л. Стивенсон ("Черная стрела"); Г. Сенкевич ("Крестоносцы"); А. Дюма ("Три мушкетера"); В. Гюго ("Отверженные", "Девяносто третий год"); Дж. Купер ("Последний из могикан") и др.
   Творческий практикум. Теоретические основы: как работать над рефератом и выступлением по его тексту. Практическое задание: подготовка реферата на тему "Мое любимое историко-приключенческое произведение" и выступление с ним перед товарищами.
   Знать: особенности историко-приключенческих произведений.
   Уметь: подготовить реферат на заданную тему и выступить с ним перед товарищами.
  
      -- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
   Руководитель кратко обобщает материал, изученный в течение года; подводит итоги работы учащихся за год, отмечая успехи и неудачи, рассказывает о планах на будущий год.
   Итоговое тестирование, позволяющее определить степень усвоения материала учащимися.
  
  

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1-го года обучения

   Знания:
  -- основные события военной истории (по XIX включительно), нашедшие отражение в художественной литературе;
  -- особенности изображения в произведениях художественной литературы исторических событий и исторических деятелей.
  
   Умения:
  -- выразительно читать поэтический текст;
  -- беседовать по проблеме, выражая и отстаивая собственное мнение;
   - производить литературоведческий анализ художественного текста;
  -- писать сочинения на тему личностного отношения к проблеме;
  -- писать рефераты на заданную тему;
  -- создавать короткие художественные тексты;
  -- выступать перед товарищами со своей письменной работой;
  -- подготавливать и проводить тематические вечера, устные журналы, вечера-портреты, литературные гостиные, интеллектуальные игры, создавать инсценировки, работая в коллективе.
  
   Навыки:
  -- работы с художественным текстом;
  -- литературоведческого анализа текста;
  -- работы с научными источниками при подготовке реферата;
  -- индивидуальной и коллективной творческой работы;
  -- публичного выступления.
  
   В воспитательном аспекте предполагается формирование устойчивого стремления к познанию, к изучению гуманитарных дисциплин, к саморазвитию, к общественному благу.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-го года обучения

N п/п

ТЕМА

Количество часов

  
  

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Вводное занятие: "Бурный ХХ век. Годы 1904 - 1922"

6

4

2

2

Русские писатели - о русско-японской войне

  

12

5

7

3

Писатели разных стран - о первой мировой войне

63

30

33

4

Советские писатели - о революционных событиях и гражданской войне

75

37

38

5

Заключительное занятие

Итого

6

162

4

80

2

82

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

2-го года обучения

      -- ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: "БУРНЫЙ ХХ ВЕК. ГОДЫ 1904 -1922"
   Качественные изменения в различных сферах человеческой жизни в конце XIX - начале XХ вв.
   Закономерности возникновения мировых войн, а также революций в разных странах Европы.
   Особенности художественной литературы конца XIX - начала ХХ вв.; традиции и новации.
   Беседа с элементами дискуссии "ХХ век - гуманный и жестокий".
   Знать: закономерности развития разных областей человеческой жизни, в том числе художественной литературы, в конце XIX - начале XХ вв.
   Уметь: участвовать в дискуссии по проблеме.
  
      -- РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ - О РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ
   Русско-японская война - первая для России военная драма ХХ века.
   Очевидцы - о русско-японской войне. Анализ отрывков из мемуаров А. Игнатьева "Пятьдесят лет в строю".
   Эпопея П. Далецкого "На сопках Маньчжурии". Анализ отдельных эпизодов эпопеи.
   Творческий практикум. Теоретическая часть. Повторение: как готовить вечер-портрет. Практическая часть. Самостоятельная подготовка и проведение вечера-портрета "Адмирал Макаров".
   Знать: основные события русско-японской войны и особенности ее отображения в мемуарной и художественной литературе.
   Уметь: самостоятельно подготовить и провести вечер-портрет.
  
      -- ПИСАТЕЛИ РАЗНЫХ СТРАН - О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
  -- Узел мировых противоречий: предпосылки и причины войны, основные события, итоги.
  -- "Мы все потерянное поколение" (Г. Стайн): трагедия молодого солдата первой мировой.
   Обзор романов Р. Олдингтона "Смерть героя", Э Хемингуэя "Прощай, оружие!" и "Фиеста" ("И восходит солнце"), Э. М. Ремарка "На Западном фронте без перемен" и "Три товарища".
   Анализ ряда эпизодов романа Ремарка "На Западном фронте без перемен".
   Творческий практикум. Теоретическая часть. Повторение: как писать сочинение личностного характера. Практическая часть. Сочинение "Молодой солдат первой мировой - каким я его вижу?"
  -- Первая мировая война глазами писателей-коммунистов.
   Роман А. Барбюса "Огонь" - история создания и характерные особенности. Анализ ряда эпизодов.
   Роман М. Залка "Добердо".
   Рождение революционного протеста из недр империалистической войны.
  -- Первая мировая война и ее последствия глазами писателя-пацифиста.
   С. Цвейг. Отклик на роман А. Барбюса "Огонь" (чтение и анализ). Послевоенная Австрия: израненные судьбы (роман "Хмель преображения").
  -- Первая мировая война глазами сатирика.
   Роман Я. Гашека "Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны". Анализ отдельных эпизодов.
  -- Отражение событий первой мировой войны в эпопеях русских советских писателей.
   Обзор эпопей: "Тихий Дон" М. А. Шолохова, "Хождение по мукам" А. Н. Толстого, "Преображение России" С. Н. Сергеева-Ценского.
   Творческий практикум. Теоретическая часть. Повторение: организация литературной гостиной. Практическая часть. Самостоятельная подготовка и проведение литературной гостиной "Окопная поэзия".
   Знать: предпосылки, причины, основные события, итоги первой мировой войны; ряд произведений писателей разных стран о первой мировой войне.
   Уметь: самостоятельно производить ряд творческих работ, помогающих лучше усвоить пройденный материал.
  
      -- СОВЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ - О РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЯХ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
  -- Эпоха революций и гражданской войны: основные исторические закономерности.
  -- Начало революционной эпохи.
   Роман М. Горького "Мать". Анализ отдельных эпизодов.
  -- Судьба молодого человека в период революций и гражданской войны.
   Повесть А. Гайдара "Школа".
   Роман Н. Островского "Как закалялась сталь".
   Беседа "Павел Корчагин - образец для нескольких поколений советских людей".
  -- "Этапы большого пути".
   Обзор произведений о событиях гражданской войны: А. Серафимович. "Железный поток", И. Бабель. "Конармия", А. Фадеев. "Разгром", Д. Фурманов. "Чапаев".
   Творческий практикум. Теоретическая часть. Повторение: как работать над рефератом. Практическая часть. Написание рефератов о личной и творческой судьбе писателей - участников гражданской войны (по выбору учащихся). Выступления учащихся по своим рефератам.
  -- Приключенческие произведения о гражданской войне.
   Повесть П. Бляхина "Красные дьяволята". Анализ отдельных эпизодов повести. Судьба повести в советском искусстве. Просмотр художественного фильма "Неуловимые мстители", обмен мнениями по его содержанию.
  -- Между двух огней.
   Герои Михаила Шолохова.
   Несколько слов о романе "Тихий Дон".
   Сборник "Донские рассказы". Анализ отдельных рассказов (по выбору учителя и учащихся)
   Эпизоды гражданской войны в Сибири в эпопее А. Иванова "Вечный зов".
  -- Советские поэты - о гражданской войне (В. Маяковский, М. Исаковский, Э. Багрицкий, Н. Тихонов, Я. Смеляков и др.).
  
   Творческий практикум. Теоретическая часть. Повторение: как готовиться к выразительному чтению поэтического произведения. Практическая часть. Конкурс чтецов поэтических произведений о гражданской войне.
  
   Творческий практикум. Теоретическая часть. Повторение: как готовить тематический вечер. Практическая часть. Самостоятельная подготовка и проведение тематического вечера "Пусть песни расскажут. Летопись революции и гражданской войны в песнях".
  
   Знать: основные исторические закономерности событий русских революций и гражданской войны.
   Уметь: самостоятельно производить ряд творческих работ, помогающих лучше усвоить пройденный материал.
  
  
      -- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
   Руководитель кратко обобщает материал, изученный в течение года; подводит итоги работы учащихся за год, отмечая успехи и неудачи, рассказывает о планах на будущий год.
   Итоговое тестирование, позволяющее определить степень усвоения материала учащимися.
  
  

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2-го года обучения

   0x08 graphic
   Знания:
  -- основные события военной истории начала ХХ, нашедшие отражение в художественной литературе;
  -- особенности изображения в произведениях художественной литературы исторических событий и исторических деятелей.
  
   Умения:
  -- выразительно читать поэтический текст;
  -- беседовать по проблеме, выражая и отстаивая собственное мнение;
   - производить литературоведческий анализ художественного текста;
  -- писать сочинения на тему личностного отношения к проблеме;
  -- писать рефераты на заданную тему;
  -- выступать перед товарищами со своей письменной работой;
  -- самостоятельно производить ряд творческих работ, помогающих лучше усвоить пройденный материал.
  
   Навыки:
  -- работы с художественным текстом;
  -- литературоведческого анализа текста;
  -- работы с научными источниками при подготовке реферата;
  -- публичного выступления;
  -- индивидуальной и коллективной творческой работы;
  -- самостоятельной творческой работы.
  
  
   В воспитательном аспекте предполагается формирование нравственно-патриотических ценностей через познание (формула "Люблю, потому что знаю; знаю, потому что люблю), устойчивое стремление к творческой самореализации, к выработке активной жизненной позиции.
  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-го года обучения

N п/п

ТЕМА

Количество часов

  
  

Всего

Теоретич.

Практич.

1

Вводное занятие: "Бурный ХХ век. Годы 1928 - 1989"

6

4

2

2

В преддверии Второй мировой...

24

12

12

3

Писатели разных стран - о Второй мировой войне

24

12

12

4

Советские писатели - о Великой Отечественной войне

66

30

36

5

Орловский край в годы Великой Отечественной войны

12

6

6

5

Мир в период "холодной" войны. Войны 2-й половины ХХ в. Советские писатели - о войне в Афганистане

12

6

6

6

Фантасты разных стран - о войнах будущего и их последствиях

12

6

6

7

Заключительное занятие

Итого

6

162

4

80

2

82

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

3-го года обучения

      -- ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ: "Бурный ХХ век. Годы 1922 - 1989".
   Мир в условиях фашистской угрозы.
   Беседа с элементами дискуссии "Это страшное слово - фашизм".
   Мир в период "холодной" войны.
   Беседа с элементами дискуссии "Два полюса мировой политики".
   Знать: закономерности и основные тенденции периода всемирной борьбы с фашизмом и периода "холодной" войны.
   Уметь: участвовать в дискуссии по проблеме.
  
      -- В ПРЕДДВЕРИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
  -- Фашисты рвутся к власти и господству: Германия, Италия, Испания, Япония.
  -- Реакция писателей разных стран на нарастание фашистской угрозы.
   Чтение и анализ:
  -- стихотворения немецкого писателя Б. Брехта "Сожжение книг";
  -- отрывков из романа немецкого писателя Э. М. Ремарка "Возлюби ближнего своего";
  -- рассказа шведского писателя П. Лагерквиста "Военный поход малышей" и отрывков из его повести "Палач";
  -- отрывков из романа американского писателя С. Льюиса "У нас это невозможно".
  -- Война в Испании как одно из вооруженных столкновений в преддверии мировой борьбы с фашизмом.
   Писатели и публицисты - о войне в Испании.
   Испанские поэты-антифашисты - Федерико Гарсиа Лорка, Антонио Мачадо-и-Руис - судьбы и творчество. Анализ ряда поэтических произведений.
   Публицистика Э. Хемингуэя - участника войны в Испании. Чтение и разбор статей "Писатель и война" и "Американцам, павшим за Испанию",
   Американские романисты - о войне в Испании. Э. Хемингуэй. "По ком звонит колокол". Э. Б. Синклер. "No pasaran!" Анализ отдельных эпизодов романов.
   Беседа "Интернациональная помощь разных стран героической борьбе испанского народа" (со включением материала об орловцах, сражавшихся в Испании).
   Творческий практикум. Вечер-портрет "Мать и сын. Долорес и Рубен Ибаррури".
   Знать: причины прихода фашистов к власти в разных странах; проявления фашизма в различных сферах человеческой жизни; формы и методы сопротивления фашизму; отношение творческой интеллигенции к агрессивной политике фашизма.
   Уметь: охарактеризовать положение в мире в преддверии второй мировой войны, подтвердить свои высказывания примерами из публицистики и художественной литературы; самостоятельно использовать различные виды творческой работы для изучения и закрепления материала.
  
      -- ПИСАТЕЛИ РАЗНЫХ СТРАН - О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
  -- Фашистский "Новый порядок".
  -- Образы немецких борцов-антифашистов в произведениях германских писателей.
   Романы А. Зегерс "Седьмой крест" и В. Бределя "Испытание". Анализ отдельных эпизодов.
   Пьесы Ф. Вольфа "Патриоты", "Доктор Лили Вернер" и Г. Вайзенборна "Подпольщики". Анализ отдельных эпизодов.
   Стихотворение И. Р. Бехера "Человек, который молчал".
  -- Образы солдат гитлеровской армии в произведениях германских писателей.
   Роман Э. М. Ремарка "Время жить и время умирать". Роман М. Грегора "Мост". Анализ отрывков.
   Чтение и анализ рассказа В. Бределя "Домой на побывку".
  -- Тема ответственности Германии за гитлеровские преступления в произведениях немецких писателей (В. Борхерта, Г. Белля, Г. Грасса, З. Ленца и др. - обзор).
  -- Литература французского Сопротивления.
   Анализ отрывков из повестей А. де Сент-Экзюпери "Военный летчик", "Письмо к заложнику" и Веркора "Молчание моря".
  -- Английские писатели - об опасности, которую представляет фашизм.
   Анализ отрывков из романа Г. Д. Уэллса "Необходима осторожность".
  -- Писатели США: взгляд из-за океана.
   Чтение и анализ рассказа У. Фолкнера "Не погибнет".
   Анализ отрывков из произведений Э. Колдуэлла о героической борьбе советского народа на фронте и в тылу: "Москва под огнем" и "Всю ночь напролет".
  -- Публицистика антифашистского Сопротивления.
   Анализ отрывков из ряда публицистических произведений:
  -- Германия - Г. Манн. "Путь немецких рабочих";
  -- Франция - Ж. Р. Блок. "Вулкан Франция"; Ж. Декур "Манифест Национального фронта писателей";
  -- Чехословакия - Ю Фучик. "Репортаж с петлей на шее".
  -- Поэзия Антифашистского Сопротивления:
  -- Франция - П. Элюар, Л. Арагон, Э. Вайнерт;
  -- Дания - М. Андерсен Нексе;
  -- Норвегия - Н. Григ;
  -- Болгария - Н. Вапцаров;
  -- Польша: Ю. Тувим, К. И. Галчинский;
  -- Венгрия: М. Радноти.
   Анализ ряда поэтических произведений.
   Беседа "Судьбы и стихи".
   Творческий практикум. Тематический вечер: "Летопись антифашистского Сопротивления" (с использованием отрывков из публицистических и художественных произведений).
   Знать: характерные черты фашистского "нового порядка" и антифашистского Сопротивления.
   Уметь: охарактеризовать борьбу с фашистским злом как всемирную, подтвердить свои высказывания примерами из публицистики и художественной литературы; самостоятельно использовать различные виды творческой работы для изучения и закрепления материала.
  
      -- СОВЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ - О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
  -- Священная война: начало, основные события, итоги; всенародный патриотический подъем, единство фронта и тыла.
   Вдохновляющая роль художественной литературы во всенародной борьбе. История создания песен "Священная война", "В землянке" и др.
   Народный герой военного лихолетья - Василий Теркин. Анализ отдельных эпизодов из поэмы А. Т. Твардовского "Василий Теркин".
   Творческий практикум. Теоретическая часть. Как готовить литературно-музыкальную композицию. Практическая часть. Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции "Навеки юные", посвященной молодым поэтам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
  -- Эпизоды Великой Отечественной в публицистике.
   Чтение и анализ отдельных очерков из книг:
  -- А. Кривицкий. "Начала и концы";
  -- В. Кожевников. "Мера твердости";
  -- Б. Полевой. "Мы - советские люди".
  -- Литература "поколения молодых лейтенантов" - обзор.
   Анализ отрывков из повести Б. Васильева "В списках не значился".
   Чтение и анализ рассказа Г. Бакланова "Был месяц май".
  -- Трагедия плена.
   М. Шолохов "Наука ненависти" и "Судьба человека".
  -- Страдания и борьба советских людей на временно оккупированной территории. Художественная литература - о партизанском и подпольном движении - обзор.
   Партизанская песня. Орловский партизанский край. Песня на стихи поэта А. Сафронова "Шумел сурово Брянский лес".
   Анализ отрывков из повестей "Всю ночь напролет" и Б. Горбатова "Непокоренные", романа А. Фадеева "Молодая гвардия". Орловцы - краснодонцы.
  -- Детство, опаленное войной.
   Анализ отрывков из повестей В. Катаева "Сын полка" и В. Богомолова "Иван".
  -- Полководцы - о Великой Отечественной войне. Обзор мемуарной литературы.
   Анализ отрывков из книг:
  -- Г. К. Жуков. "Воспоминания и размышления";
  -- К. К. Рокоссовский. "Солдатский долг";
  -- А. М. Василевский. "Дело всей жизни".
  -- Незабываемые годы. Эпопеи советских писателей о Великой Отечественной войне - обзор.
   Анализ отдельных эпизодов из эпопеи К. Симонова "Живые и мертвые".
  -- СССР и его союзники.
   Роман В. Пикуля "Реквием каравану PQ - 17".
  -- Возмездие. Нюрнбергский трибунал.
   Публицистическая книга Б. Полевого "В конце концов".
   Творческий практикум. Теоретическая часть. Как готовить вечер-концерт. Практическая часть. Подготовка и проведение вечера-концерта "Сыновья уходят в бой", посвященного военным песням Владимира Высоцкого.
  
   Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны "Помнит сердце".
   Творческий практикум. Теоретическая часть. Как работать над очерком. Практическая часть. Написание очерка на тему "Они отстояли нашу свободу" на материале встречи с ветеранами. Выступление со своими очерками перед товарищами.
   Творческий практикум. Теоретическая часть. Участие в диспуте. Практическая часть. Проведение диспута "Великая Отечественная война глазами нескольких поколений".
   Знать: особенности Великой Отечественной войны как войны всенародной; роль художественной литературы во всенародной борьбе.
   Уметь: охарактеризовать особенности Великой Отечественной войны, подтвердить свои высказывания примерами из публицистики и художественной литературы; самостоятельно использовать различные виды творческой работы для изучения и закрепления материала.
  
  
      -- ОРЛОВСКИЙ КРАЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  -- Оккупация г. Орла и Орловской области немецко-фашистскими захватчиками. Сопротивление населения оккупантам. Партизанское и подпольное движение. Битва на Орловско-Курской дуге. Освобождение Орловщины.
  -- Орловские прозаики-фронтовики - о своем поколении.
   Анализ рассказов А. Яновского "Надо выстоять" и Н. Родичева "Девятый "Б".
  -- Поэты - очевидцы и современники - об Орловщине в годы Великой Отечественной войны.
   Чтение и анализ стихотворений С. Наровчатова, М. Луконина, Е. Долматовского, А. Тарковского, С. Кирсанова, П. Антокольского, А. Минаева, В. Орлова, Д. Бедного, Б. Пастернака, Э. Межелайтиса.
  -- Очерки фронтовых корреспондентов об Орловщине в годы Великой Отечественной войны.
   Жестокость оккупантов и борьба орловцев против них. Чтение и анализ отрывков из очерков Л. Леонова "Слава России", Б. Полевого "О чем вопиют орловские камни" и Б. Галина "В нашем городе".
   Освобождение Орловской земли. Чтение и анализ отрывков из очерков Е. Кригера "Двадцать восемь русских пушек", Б. Полевого "Воздушное наступление", Л. Толкунова "Победители".
   Орел - город первого салюта. Чтение и анализ отрывков из очерков К. Непомнящего "Знамя над городом", Ю. Нагибина "Орел и Белгород наши", И. Бачелиса "Салют столицы".
  -- Документальные факты в художественном отображении.
   Эпизоды освобождения г. Орла в "Повести о настоящем человеке" Б. Полевого и в приключенческом романе Б. Сопельняка "Солдат по кличке Рекс".
  -- Военные впечатления в произведениях орловских поэтов - детей войны.
   Чтение и анализ стихотворений Д. Блынского, П. Родичева, А. Шиляева, И. Крохина, В. Перкина, В. Катанова, В. Рассохина, В. Еремина, А. Логвинова, Г. Попова, Л. Серовой.
  -- Документальные повести об Орловщине в годы Великой Отечественной войны. Особенности жанра.
   Анализ отрывков из документальных повестей А. Овчинникова "Десант в Орле" и М. Мартынова и А. Эвентова "Подпольный госпиталь".
   Встречи с орловскими поэтами-детьми войны, с писателем А. Овчинниковым.
   Творческий практикум. Подготовка и проведение тематического вечера "Орел в плену" (с использованием изученных публицистических и художественных текстов).
   Знать: основные события периода оккупации и освобождения Орловщины, сведения о партизанском и подпольном движении в Орловском крае.
   Уметь: охарактеризовать данный исторический период, опираясь на документальные и художественные тексты; самостоятельно использовать различные виды творческой работы для изучения и закрепления материала.
  
   6. МИР В ПЕРИОД "ХОЛОДНОЙ" ВОЙНЫ. ВОЙНЫ 2-Й ПОЛОВИНЫ ХХ В. СОВЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ - О ВОЙНЕ В АФГАНИСТАНЕ
   Мир после второй мировой войны. СССР и США - два полюса мировой политики. Истоки "холодной" войны. Союзники и противники. Войны 2-й половины ХХ века - "горячие" проявления "холодной" войны. Война в Афганистане. Обзор художественных произведений советских писателей, посвященных войне в Афганистане.
   Анализ эпизодов из романа А. Проханова "Дерево в центре Кабула" и повести Б. Сопельняка "Багровая земля". Художественные и публицистические элементы. Образы солдат Афганской войны.
   Беседа "Интернациональный долг".
   Встреча с воинами-"афганцами".
   Знать: понятие "холодной" войны, ее предпосылки и причины, ее основные проявления.
   Уметь: охарактеризовать войну в Афганистане как одно из проявлений глобального противостояния; использовать различные виды культурно-массовой деятельности для изучения и закрепления материала.
  
   7. ФАНТАСТЫ РАЗНЫХ СТРАН - О ВОЙНАХ БУДУЩЕГО И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ
  -- Мир перед угрозой ядерной войны. Отечественные и зарубежные писатели - о ядерной войне - обзор.
   Рассказ И. Ефремова "Адское пламя" - одно из первых произведений об атомном оружии; силы, способные противостоять глобальной угрозе; положительная программа. Повесть А. Адамовича "Последняя пастораль" - трагический финал ядерной войны. Анализ отдельных эпизодов указанных произведений.
  -- Фантасты разных стран - о космических войнах. Перенос черт земной истории в космическое пространство; распространение конфликтов, терзающих человечество, на взаимоотношения с иными цивилизациями.
   Спор И. Ефремова - ученого и писателя - с мрачными прогнозами западных писателей: романы "Туманность Андромеды", "Час Быка", повесть "Сердце змеи".
   Беседа "Атомная война - война без победителей".
   Творческий практикум. Попытаться написать фантастический рассказ на тему будущего - земного или космического, отобразив в тексте свои социально-политические прогнозы и нравственно-этические представления.
   Знать: особенности изображения войн будущего и их последствий в фантастике разных стран; позитивная и негативная программы.
   Уметь: использовать различные виды творческой деятельности для изучения и закрепления материала.
  
   8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
   Руководитель обобщает материал, изученный в течение года, и подводит общие итоги изучения курса.
   Вечер общения, во время которого учащиеся в неформальной обстановке высказываются о том, что дало им изучение данного курса.
  

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3-го года обучения

   0x08 graphic
   Знания:
  -- основные тенденции и события военной истории ХХ века, начиная с 1920-х годов; какое отражение они нашли в мировой художественной литературе;
  -- особенности изображения в произведениях художественной литературы исторических событий и исторических деятелей.
  
   Умения:
  -- выразительно читать поэтический текст;
  -- беседовать по проблеме, выражая и отстаивая собственное мнение;
   - производить литературоведческий анализ художественного текста;
  -- писать сочинения на тему личностного отношения к проблеме;
  -- писать рефераты на заданную тему;
  -- выступать перед товарищами со своей письменной работой;
  -- самостоятельно производить ряд творческих работ, помогающих лучше усвоить пройденный материал (предполагается, что уровень самостоятельности возрастет по сравнению с предыдущим годом).
  
   Навыки:
  -- работы с художественным текстом;
  -- литературоведческого анализа текста;
  -- работы с научными источниками при подготовке реферата;
  -- публичного выступления;
  -- индивидуальной и коллективной творческой работы;
  -- самостоятельной творческой работы.
  
   В воспитательном аспекте предполагается высокая степень сформированности нравственно-патриотических идеалов на основе глубокого понимания исторических закономерностей и выдающейся роли нашего Отечества в мировой истории и культуре; активная гражданская позиция; четкие эстетические ориентиры.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

   Для успешной реализации программы необходимо наличие:
      -- помещения для теоретических занятий, оборудованного столами, стульями, доской;
      -- актового зала, оборудованного необходимыми световыми приборами, аудиоаппаратурой;
      -- текстов изучаемых произведений;
      -- дидактических пособий: атласов по разным периодам истории, репродукций портретов писателей и картин художников-баталистов;
      -- магнитофона с аудиокассетами (для прослушивания песен и поэтических произведений в исполнении авторов и артистов);
      -- телевизора и видеомагнитофона для демонстрации отрывков кинохроники и исторических кинофильмов;
      -- тетрадей и ручек для записи опорных моментов.
  
   Желательно наличие компьютера для обработки и компактного хранения информации.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

ЛИТЕРАТУРА

   I. Педагогика и психология
      -- Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. / Под ред. В. А. Сластенина. - М: ACADEMA, 2002.
      -- Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. - М: ACADEMA, 2001.
      -- Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1986.
  
   II. История
   Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчёк Н. М. И др. Всемирная история. Тома 1-24. - Минск: Харвест, Москва: АСТ, 2000.
  
  
   III. Краеведение
      -- Егоров Б. А., Еремин В. П. Весь город Орел. Справочник. - Орел: Орелиздат, 1993.
   2. Будков А. Д. Орловская область в годы Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.). Учебно-методическое пособие. - Орел - Курск, 1999-2000.
      -- Кострица А. Ф. Край наш Орловский. - Тула: Приокское книжное издательство, 1984.
   4. Подвиг ратный, подвиг трудовой. Статьи, очерки, письма, воспоминания Составители Сафроненков Н. Д., Высокосов В. Г., Фефелов В. И., Пирогов В. А. - Тула: Приокское книжное издательство, 1983.
   5. Фролов П. И., Пирогов В. А., Макушев А. Ф. Боевое созвездие орловцев. - Тула: Приокское книжное издательство, 1985.
  
   IV. Тексты изучаемых произведений.
   Разные издания.
  
  
  
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Н.Самсонова "Невеста вне отбора" (Любовные романы) | | Д.Вознесенская "Игры Стихий" (Попаданцы в другие миры) | | Л.и "Хозяйка мертвой воды. Флакон 1: От ран душевных и телесных" (Приключенческое фэнтези) | | Ю.Риа "Я не твоя игрушка, демон!" (Приключенческое фэнтези) | | LitaWolf "Неземная любовь" (Попаданцы в другие миры) | | С.Суббота "Ведьма и Вожак" (Юмористическая фантастика) | | Я.Ольга "Допрыгалась" (Юмористическое фэнтези) | | Н.Новолодская "Шанс. Часть вторая" (Любовное фэнтези) | | И.Шаман "Демон Разума. Часть первая" (ЛитРПГ) | | LitaWolf "Проданная невеста" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"