Яворская Елена Валерьевна: другие произведения.

Всего лишь слово... Всего лишь?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления о готовящейся книге стихов Анны Поповой. Адрес странички Анны на СИ: http://samlib.ru/p/popowa_a_r/

  Периоды человеческой жизни имеют цвет. Слова имеют цвет. Стихи - это само время, запечатленное в слове-цвете.
   Мы говорим: "золотое детство". Одуванчики, летний костер, осенние листья... Каждое из этих золотых чудес открывается нам вновь и вновь, пока мы не разучаемся по-детски ему удивляться. Первая книга Анны Поповой родом оттуда, из детства золотого. И названа соответствующе - "Искорки поющего огня". А ведь наречение книги сродни наречению ребенка. Каким бы обоснованным не казался выбор, важнее - импульс, неясное, на уровне осознания чуда, понимание: это имя предназначено именно ему... ей... вот этой книге, вдруг сложившейся из разрозненных стихотворений - запечатленных моментов жизни. И в каждом миге, в каждом стихотворении - удивление от встречи с чудом. И в каждом имени-названии - гармония сегодняшнего дня. Летний костер - чистая радость безмятежного детства. Осенние листья - печаль по уходящему. Вторая книга автора - "Кленовые звезды души" - знаменует переход от детства к юности. В ней все еще много света, но это тревожный свет. Что-то заканчивается, что-то начинается. Что?
   Юность бескомпромиссна. Или - ищет компромисс? Но по-своему, резко разграничивая: это - черное, это - белое. Символом, объединившим стихи третьей книги автора, "Игра не по правилам", стала шахматная доска. В названии что ни слово - противопоставление, вызов. Вечный вопрос: где же она, грань между реальной жизнью и игрой? Игра и жизнь - части целого, антагонистичные друг другу? А может быть нет никакого противостояния? Игра подменяет собою реальную жизнь, реальная жизнь маскарадно прикидывается игрой? И никто не замечает подмены - такова закономерность игры по правилам. А если... если сыграть иначе? И черное вдруг станет белым, а белое - черным? Страшно, но как увлекательно! И происходит долгожданное - и неожиданное: игра не по правилам становится постижением сути реальной жизни.
   И вот следующая книга. Книга зрелого автора, видящего мир, что называется, во всем его многоцветии. Но если уж искать доминирующие цвета, то, на мой взгляд, это будут голубой и сиреневый. Голубой - будущее, радость, умиротворение вечности. Небо. Сиреневый - воспоминания, скорбь, тревога. Цветы земли, знающие свой срок...
  Всего лишь слово... Всего лишь? Слово? Так мало? Так много? Крохотное усилие на выдохе? Или способность вдохнуть жизнь? А может быть, тот самый первый миг Сотворения? Сотворение, наречение, суть... Слово. Всего лишь слово. Но слово это не растворится, не затеряется обессмысленных слов, потому что оно - животворная вода, а не пена.
   Слово - тот самый волшебный кристалл, позволяющий нам узреть сокровенное. Слово - голос ангела-хранителя. Голос вдохновения, нашептывающего стихи. Голос героя из далекого-далекого прошлого, может быть, вообще из легенды, но речь - о нас сегодняшних.
  Слово - линза, дающая возможность слабому глазу различить то, что было совсем рядом, но оставалось невидимым. Слово - тихий голос старенькой соседки, полузабытая детская песенка, зов, на который нельзя не откликнуться...
  Всего лишь - слово. Слово, обращенное к каждому из нас.
  
   * * *
   Каков же он, абсолютный показатель творческой зрелости?
   Понимаю, что многим такая формулировка представится вообще недопустимой. Разумеется, творческую зрелость автора опытный читатель определяет по множеству признаков. Да и самый главный признак каждый определяет сам. Есть знатоки и ценители, для которых высокая техника исполнения и есть совершенство. Конечно же, этот показатель важен. И автор демонстрирует высочайшую технику исполнения текстов. Но, полагаясь на этот критерий, важно не впасть в крайность, когда за деревьями перестаешь видеть лес. Думается мне, техника исполнения - только инструмент для того, чтобы рассказать историю.
  Интересную историю, которая сразу же захватит и не отпустит, пока не дочитаешь ее до конца, - скажет привередливый читатель. И с ним я соглашусь, но тоже отчасти. Слишком уж зыбко оно, слишком субъективно - представление об интересной истории. Впрочем, добавлю я для любителей остросюжетных историй, в этой книге найдется то, что вам понравится. И для вас найдется, скажу я тем, кого история души интересует больше, чем приключения тела.
  
   Мне же о творческой зрелости автора рассказывают его герои. Живут ли они своей собственной жизнью в пространстве повествования или в каком-то там антураже (зачастую весьма условном) влачат убогое существование клонов своего творца? Если для прозаика умение создавать жизненные образы - вопрос, так сказать, профпригодности, то многие поэты (к счастью, в данном случае могу смело утверждать: речь не о нашем авторе), что греха таить, исхитряются из года в год говорить о себе и только о себе. И если в стихотворении звучит горделивое "я", можете не сомневаться - автор имеет в виду именно себя. Скучно, друзья. Скучно жить в мире клонов, пусть даже мир этот ограничен содержанием одной только книги. А ведь над ним, над этим стремлением поэтов говорить только о себе и над ответным стремлением читателей видеть в каждой строчке авторское откровение, иронизировал еще Пушкин! А уж Высоцкий, практически наш современник, откровенно насмехался!
   Вот почему из множества показателей творческой зрелости я изберу именно этот и добавлю: для меня именно он близок к абсолюту.
   В этой книге - множество героев. И, уверяю вас, все они отличаются от автора; некоторые - весьма далеки, а иные - и вовсе полная противоположность. Их внутренний мир, их поступки принадлежат именно им. Они - создания своей эпохи и своей среды, а не только авторской фантазии. Каждый из них говорит о чем-то своем и скрывает что-то свое. Героям (снова обратимся к Пушкину) полагается своевольничать - и они своевольничают, еще как своевольничают! Они - живые.
   Но, конечно же, читателям всегда любопытно узнать что-то об авторе. У нас есть тайный соглядатай, привычно именуемый авторской позицией. Но мы, читатели, не всегда, увы, умеем услышать шепот этого соглядатая, а ведь он может поведать нам удивительные вещи. Но... т-с-с! Пусть каждый слушает сам. Слушает - и да услышит.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Н.Яблочкова "Академия зазнаек, или Дракон попал!" (Любовное фэнтези) | | С.Шавлюк "Начертательная магия 2" (Попаданцы в другие миры) | | Blackcurrant "Магия печатей" (Любовное фэнтези) | | И.Арьяр "Тирра. Невеста на удачу, или Попаданка против! " (Любовное фэнтези) | | Кьяза "Офисные записки" (Современный любовный роман) | | P.d?monium "Любовь Дракона или Жена по Вызову" (Попаданцы в другие миры) | | Л.Сокол "Заставь меня влюбиться" (Молодежная проза) | | LitaWolf "Проданная невеста" (Любовное фэнтези) | | Е.Васина "Клуб "Орион". Серенада для Мастера." (Современный любовный роман) | | М.Дефо "Зять для папули" (Подростковая проза) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"