Яворская Елена Валерьевна: другие произведения.

Взгляд со стороны

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на книгу Анны Поповой "Взгляд со стороны" Агитки - необычные графические подписи

   Эта книга для того, кто хочет взглянуть на привычное со стороны. На привычное - значит, и на себя тоже. Прежде всего - на себя.
   Большинство из нас ищет в книгах необычайное, такое, от чего захватывает дух. Не только подросткам, активно познающим окружающую действительность, но и взрослым свойственно из обыденности стремиться в тот мир, где достаточно выйти на улицу, чтобы попасть в водоворот чудес и приключений, где за честь и любовь сражаются, где герой всегда прав, а злодей по мере развития сюжета совершает все больше и больше злодейств, утверждая читателя в мысли о справедливом и неотвратимом наказании. Этот мир - опасный, но "правильный". Наш - безопасный, стабильный до скуки, но - неправильный, потому что чуть ли не ежедневно предлагает - нет, не предлагает, навязывает! - неоднозначные ситуации. Вчерашний друг может подсидеть на работе, вчерашняя склочная соседка может превратиться в любимую женщину...
   В книге, предлагаемой вашему вниманию, нет недостатка в сражениях, чудесах, любовных историях. Но - вот что удивительно - герои, которые вершат судьбы потрясенного мира и которые являют потрясенному миру удивительные таланты, не избавлены от пресловутой неоднозначности. Не избавлены, как и мы, от суровой необходимости выбирать и в полной мере отвечать за последствия своего выбора. И потому в книге очень мало "чистых", "стопроцентных" героев и злодеев. Большинство персонажей - такие же, как и мы, - разве что последствия подлости, совершенной на поле боя, куда страшнее, чем последствия недоброй шутки над соседом, а размен золотого таланта на медяки известности - большее преступление, нежели халтурно выполненный отчет...
   Взгляд со стороны - взгляд объективный, потому что это взгляд зрителя, который не знает - или намеренно убедил себя, что не знает - событий спектакля. Для него все впереди, и только в самом конце он получит право вынести суждение, право арбитра. Автор помогает читателю, не ставя и себя в ситуацию "знатока", он тоже зритель, который не тревожит героев своим присутствием в гуще событий. Он рядом, в стороне. Потому что он не хочет судить; он хочет разобраться в сути происходящего.
   ...Перед вами - пять историй. Множество судеб. И бесконечное количество выборов.
   Книгу открывает история шахматной войны http://zhurnal.lib.ru/editors/p/popowa_a_r/cherno-belyjetjud.shtml. Изначально шахматная партия имела аналогию с боем, затем - что мы видим и в данном случае - аналогия распространилась и на человеческую жизнь вообще. В этой драме каждое действующее лицо играет строго определенную роль, подобно тому как на шахматной доске каждая фигура ходит определенным образом. Однако игру делают не ходы, а характеры, а еще точнее - их доминанты. Белая Королева - это любовь, Черный Король - амбиции, Черный Офицер - цинизм, слегка облагороженный обаянием и т.д. Здесь нет агрессоров и защищающихся, есть неприятели, равные по силам, и потому исход нельзя предугадать. И в каждой из двух армий есть свои герои и подлецы. Но больше всего тех, в ком одно или второе возобладает под давлением обстоятельств...
   "Сердцевина" книги - два либретто мюзиклов по мотивам известных произведений: "Отец Горио" О. де Бальзака http://zhurnal.lib.ru/editors/p/popowa_a_r/otecgorio.shtml и "Блистающий мир" А. Грина http://zhurnal.lib.ru/editors/p/popowa_a_r/chetyretysjachikolokolxchikow.shtml . Мюзикл - жанр весьма современный, развивающийся. Интересно, что в новаторскую форму зачастую вкладывается классическое содержание. А вместе с ним приходит и классическая проблематика. В мюзиклах "Отец Горио" и "Четыре тысячи колокольчиков" определяющая проблема - проблема меры добра и зла не только в человеке, но в обществе в целом. Созерцательный реализм Бальзака сближается с воинственным идеализмом Грина. Автор бережно сохраняет особенности первоисточников - социальность Бальзака и фееричность Грина.
   Стихотворная пьеса-притча "Судьба в кредит" http://zhurnal.lib.ru/editors/p/popowa_a_r/sudxbawkredit.shtml не случайно занимает в сборнике место после по мотивам философской сказки по мотивам романа А. Грина "Блистающий мир". Единожды - в "Алых парусах" - Грин дал своему произведению подзаголовок "феерия", но, по сути, все его романы, с их условной географией, именами, не принадлежащими какому-либо народу, были феериями. Более того, произведения Грина пронизаны символизмом. Вот и "Судьба в кредит" - тоже феерия, в ней и герои, и ситуации глубоко символичны. Роднит два произведения и тема творческого дара, который делает героев особенными и становится их судьбой.
   Книга открывается и закрывается произведениями, основанными на вечных сюжетах. "Троя" http://zhurnal.lib.ru/editors/p/popowa_a_r/troja.shtml, как и "Черно-белый этюд", - история войны, которая давно стала многоуровневым символом - символом платы за любовь, символом жестокости, символом героизма. Герои-символы, судьбы-символы...
  Каждое из пяти произведений - притча. Притча о выборе, притча о даре, о милосердии, ответом на которое стала жестокость, о жестокости, которая заставила вспомнить о милосердии. Притчи о выборе. О судьбе, которая прямо или косвенно зависит от выбора. Ситуация выбора - равно как и ситуация боя - заставляет героя раскрываться с наибольшей полнотой. Шахматная война заставляет героев выбирать между амбициями и любовью, дружбой и долгом, привычными оценками и подлинными принципами. Первая сцена "Отца Горио" обозначает проблему выбора: кем станет бедный, но амбициозный провинциал в блистательном Париже, где искушения соседствуют с испытаниями? Растиньяк выбирает между прозябанием в пансионе мадам Воке и блестящим будущим, ради которого надо стать убийцей, хотя кровью обагрятся руки другого. К чести Растиньяка, он не воспользовался сладкими плодами, взращенными на крови. Руна Бегуэм тоже разрешает сложную (в этом случае - сложную исключительно психологически) ситуацию с помощью убийства - и расплачивается вечной печалью. Дважды совершает выбор Ансельм. И если в начале жизненного пути его выбор прост, хотя и не очевиден (взять или не взять деньги, искренне предложенные лучшим другом?), то второй его выбор очевиден, но не прост. Выбирает между Ансельмом и Фридрихом Элен. Но тяжелее других выбор Фридриха. Он не просто отдает другу деньги - он жертвует своим будущим ради будущего того, кого считает талантливее себя.
   Притчи о даре. О творческом даре. О жертвенном даре. О том, как непосильный дар может сделать человека жертвой. Дар и жертва - многоуровневые символы. Многоуровневые даже в пределах одного произведения. Дар - это умение любить, свойственное Белой и Черной Королевам, Белой Пешке, Тави. Дар - жертва ради любимого или друга. Отец Горио и Фридрих жертвуют всем, и их удел - жизнь на чердаке. Белая Королева жертвует собою во имя любви к Белому Королю, в то время как Черный Король жертвует Черной Королевой ради амбиций, она же - венец ее личной драмы! - осознавая все это, тем не менее, жертвует собою ради своего Короля. Дар - необычное творческое умение (Друд, Ансельм). Безусловно, дар бывает более обыденным - например, умение нравиться (Растиньяк, Руна Бегуэм). В "Судьбе в кредит" дар обретает значение главного символа: дар - символ состоявшегося успеха Ансельма и не состоявшегося, хотя вполне возможного успеха Фридриха, дар - рука и сердце Элен. Важно, что талант Ансельма (это показано четко и ясно) - проживать чужие жизни, говорить за тех, кто сам не может о себе сказать. К несчастью, его собственный жизненный путь оказывается труднее, чем создание литературного произведения. Альтруистический дар Фридриха превратился в жертву, взрастившую эгоизм Ансельма.
   Каков же итог? Итог - обоснованно нулевой.
  На первых страницах "Черно-белого этюда" Черные и Белые распевают воинственные песни, но они равны - равны не только силой, но и боевым задором. И сразу же становится ясно: в этой войне каждый - и жертва, и убийца. А значит - близится трагедия. Мы видим, как от воинственного пыла не остается и следа. Потери, личные драмы. И, в конце концов, - пат. Тот самый нулевой итог битвы, в которой нет победителей, но есть проигравшие.
  Умирает Горио, и Растиньяк - единственный из обитателей пансиона мадам Воке, кого эта смерть заставила задуматься. Но это - тот самый Растиньяк, который дал "добро" на убийство богатого наследника, чтобы через женитьбу завладеть его деньгами. Нулевой итог? По крайней мере, близко к тому.
   Чудо Друда наследует единственная неравнодушная - чистая душою Тави Тум. Гибнет Друд - героическая личность, а наследница чуда - девушка, вся сила которой - в духовной чистоте. Может ли чистота стать оружием против полчищ воинствующих мещан?
   Самоотверженный дар Фридриха оказался столь же бесплодной попыткой сделать мир лучше. И только смерть дарителя заставила Ансельма задуматься... пока - лишь задуматься. Непомерная плата за такой итог.
  И только в "Трое" итог ненулевой. Троя пала. Но на ее развалинах, как чудо из чудес, появился цветок милосердия...
   И все-таки не верится в нулевые финалы, не верится! Есть нечто, корректирующее их. Объективный, но неравнодушный взгляд. Взгляд со стороны, но не взгляд постороннего. Посторонний не получит права вынести в финале суждение.
   Не потому ли так важны повторяющиеся сцены, повторяющиеся фрагменты диалогов? Каждый повтор - это не повторение пройденного, а шаг вперед, новый уровень понимания героями самих себя и мира - или хотя бы понимание того, что жизнь свела их с чем-то новым, во благо или во вред.
   Не потому ли так важны параллели, бесчисленные параллели? Друзья из разных станов не перестают быть друзьями, а из одного - превращаются в смертельных врагов ("Черно-белый этюд"). Отвергнутая дочь молит Бога, чтобы он смягчил жестокое отцовское сердце, а в это время меркантильные избалованные дочери разоряют своего заботливого отца ("Отец Горио"). Две женщины любят одного мужчину, но одна принимает его как дар судьбы, а другая губит, потому что не сумела переделать на свой лад ("Четыре тысячи колокольчиков"). Два мужчины любят одну женщину, но один - нелюбимый ею - воистину достоин любви, а другой, увы, любим, - но девушка избирает достойного ("Судьба в кредит"). Рядом со слабым эгоистичным юношей - его брат-воин, готовый погибнуть, защищая родной город ("Троя").
  Не потому ли особенно важны присутствующие в пространстве каждого из произведений герои-арбитры?
   Арбитр - Элен, которая завоевывает это право благодаря нравственному максимализму. Она, как бы это ни было трудно, живет по законам беспристрастной справедливости, а значит, может оценивать других. Но на чьей же стороне правда - на стороне Ансельма или на стороне Фридриха? Ансельм принимает бескорыстный дар, зная, что это поможет ему добиться славы. Фридрих отказывается от жизненного успеха - впрочем, он не слишком верит в то, что этот успех возможен. Мы - верим, потому что Элен - арбитр, многое перестрадавший, мудрый - верит. Сомнения Фридриха и раскаяние Ансельма - нулевой итог. Мудрость - ненулевой.
  Черного Коня максималистом не назовешь. Он - сомневающийся насмешник, сродни шекспировским шутам, которые, бренча колокольчиками, раскрывали своим господам нелицеприятную правду. Критический, но отнюдь не равнодушный взгляд на события и их участников дает Черному Коню право быть арбитром. Когда война завершается патом, Черный Конь печалится не об этом исходе, а о погибших. Но он - не плакальщик. Он - мудрец. Ненулевой итог.
   Арбитры, как истинные мудрецы, не дают готовых решений. Они ставят больше вопросов, нежели дают ответов. Иными словами, предлагают поиск - другим героям и читателям. Предлагают стать арбитрами. Предлагают взглянуть беспристрастно, но сочувственно. Взглянуть со стороны.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  М.Боталова "Академия Равновесия. Охота на феникса" (Любовное фэнтези) | | С.Вишневский "Бегающий Сейф" (ЛитРПГ) | | Н.Яблочкова "Академия зазнаек или Попала в дракона!" (Попаданцы в другие миры) | | Ю.Меллер "История жизни герцогини Амальти" (Любовное фэнтези) | | I.La "Игрушка для босса" (Любовные романы) | | М.Акулова "Вдох-выдох" (Любовные романы) | | О.Валентеева "Вместо тебя" (Юмористическое фэнтези) | | А.Ардова "Мое проклятие. Книга 3" (Любовное фэнтези) | | П.Флер "Сердце василиска" (Попаданцы в другие миры) | | Л.Сокол "Заставь меня влюбиться" (Молодежная проза) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"