Юбер Алекс: другие произведения.

О "Техническом нокдауне": об истоках и концепции.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
      Концептуально, это попытка написать последнюю страничку техноэволюции человечества...


 О "Техническом нокдауне": об истоках и концепции.



 
 Если ограничить историю появления этого рассказа литературными корнями - ихбезусловно, можно усмотреть в творчестве Стругацких и Громова (некоторые читатели на СИ так и делают), как продолжателя отечественной традиции социальных страшилок.
Реминисценции неизбежны, хотя бы на уровне использованного словаря - "Мягкая посадка" и "Год лемминга", безусловно, оказали свое влияние на... "умы современности", включая и автора сего: после "синдрома адаптивности" трудно блеснуть новообразованными шедеврами терминологии.
Если "Град обреченный" был интересен как пример соцэксперимента, поставленного над подопытной популяцией Homo Sapiens некой внешней, всемогущей силой в лице Наставников, определяющей эффективные правила существования (с непременным намеком на соцреалистическую действительность, где партия сказала - комсомол ответил...), то в рассказах Громова угроза уже исходит от самой природы (в лице природы человека: механизмов эволюции на уровне вида, для которой гибель отдельной особи и даже массовый замор "эволюционного шлака" - может быть во благо, безотносительно этических аспектов). "Технический нокдаун" - попытка взглянуть на проблему с "кибернетическим" уклоном - к настоящему моменту мы настолько срослись с техносферой, что ее присутствие чувствуется во всех областях общественной жизни, добавляя проблем как инженерам, так и психологам, социологам и педагогам - влияние благ техногенной цивилизации малоизучено... говоря откровенно, по большей части не изучено совсем - до сих пор ломаются копья вокруг "вредности" компьютерных игр и сотовых телефонов, как совсем недавно - еще в пору детства автора этих строк - вокруг телевидения
и набирающего популярность видео. Замечены корреляции между недоразвитием лобных отделов коры головного мозга и слабым развитием тонких движений кисти, поощряемым преимущественно клавиатурным вводом (каллиграфия оказывается полезна не только с точки зрения красоты рукописного текста!) Новый бог поколения "X" (X-Y-Z-?) - Сеть и на слуху новый тревожный термин: "Интернет-аддикция", маскирующий, по сути, старый-добрый набор проблем с адаптацией: общим социальным неблагополучием, недостаточной коммуникабельностью, эмоциональной бедностью с одно стороны и доступностью суррогатов общения с другой, приводящих к почти аутической выключенности из общественной жизни, развившейся из банального бегства от реальности, погружающей социальных "дезадаптантов" в состояние перманентного стресса. Это все пока на уровне общественной обеспокоенности. Меж тем, электромагнитное загрязнение такой же вещный факт реальности, как шумовой фон цивилизации и круглосуточная электрическая иллюминация. Из-за огней большого города мы давно уже не видим звезд, хотя было бы наивно ожидать помощи "оттуда". "Технический нокдаун" - это попытка с точки зрения "монолога инсайдера" показать, что никакая заграница нам не поможет, уже в силу того, что "так везде - повсюду на этой голубой планете", т.е. проблема в финале оказывается наднациональной, общечеловеческой. А "братья по разуму" вполне могут оказаться непостижимыми интратехами, чей разум так же далеко отстоит от нашего по своим мотивам и целям, как логика рациональной машины - "чистого интеллекта", моделирующего эмоции лишь в качестве интерфейса - отстоит от человеческой "психосоматической ментальной сущности", неизбежно испытывающей давление культуры и морали, чуждой органически (подчас - болезненно невосприимчивой) ко всякого рода Кодексам Невмешательства (начиная с института прогрессорства и нравственных метаний героев "Трудно быть богом").
 
 Концептуально, это попытка написать последнюю страничку техноэволюции человечества - когда давление техносферы превысит некий порог нашей толерантности, приводя к фазовому скачку - включению человека в техносферу в качестве уже "человека экотехнологического", т.е. взаимодействующего с техносферой в качестве субъекта, но еще, увы, не "человека техносоциального" - сознающего последствия заигрывания с "богом из машины". Которому, на пути к этому состоянию техносоциальной ответственности придется пережить еще один этап мучительной автоэволюции - подчас с ампутационным избавлением от "шлака эволюции" ("шлака" - в духе и букве "Года лемминга"). На взгляд автора, задача человечества в том и состоит, чтобы приготовиться к этому скачку - очередной вынужденной посадке, которая вовсе не обязательно будет мягкой.
  Апокалипсис уже приходил. В качестве "исторической данности" экотехн уже осуществлялся на страницах произведений отечественных авторов - например, в повести "Сталь разящая" супругов Лукиных. Но там он именно данность: бог дал, бог взял (единственно - это именно "бог из машины", Металл, Светлый, Разящий Без Промаха) - даже наметившийся хэппи-энд завершается гибелью Чаги от всемогущего божества - которое в исторической ретроспективе есть "всего-навсего" результат автоэволюции "разрегулировавшихся противопехотных комплексов", однако, этот результат имел то самое неумолимое последствие - сход человечества с позиции биологического доминирования (более широко - прекращение его "надмирового владычества"). В этом миры "Стали разящей" и первого рассказа из цикла Орбитальной Группировки обнаруживают родство:  различия внешние - пугающая бесконечность насквозь простреливаемых степей в мире Металла и клаустрофобная дрожь изолированного города в "Техническом нокдауне". Но различия эти и идеологические: Лукины показывают, что может быть с человечеством в результате его фактического включения в техноэволюцию - сложившаяся экотехнологическая среда, в которой жизнь живая - биологические организмы и сами люди (уже практически _не_социальные_ существа) - зависит от автономных самовоспроизводящихся кибернетических систем. "Технический нокдаун" относится ко времени наступления такого апокалипсиса - к моменту фазового скачка в развитии человеко-машинной системы, главенство в которой, увы, не обязательно принадлежит человеку - надчеловеческой системе это безразлично, так же как виду - безразлично существование отдельной особи.
  Соответственно, message "Технического нокдауна" состоит в постановке вопроса о пути приспособления человечества к условиям экотехна: ведь приспособление возможно и за счет регресса - практической технологической деградации человечества в его современном понимании, по образцу "Стали разящей" или технобиологической - в виде громовского "шлака" в  трактовке "Технического нокдауна". Или мы будем готовы - или история "венца творения" закончится "авиакатастрофой". В любом случае, человечество не будет вечно оставаться таким, каким мы его знаем. Разумеется, тема достаточно широка, чтобы попросту не уместить в формат рассказа пути "выхода из под удара", но такой задачи и не ставилось - "Технический нокдаун" - это вопрос, приглашение к размышлению.



Юбер Алекс, Dec 15/ Y2K+2  








 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"