Юферева Татьяна Вячеславовна : другие произведения.

Синяя ленточка (отрывок+синопсис)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отрывок и синопсис сказки "Синяя ленточка"


СИНЯЯ ЛЕНТОЧКА

  
  
   Кто такая Яшка
   Яшка - пешка.
   Самая обыкновенная белая пешка. У нее курносый нос и две русые косички, перетянутые резинками. И живет она среди таких же белых пешек, девчонок и мальчишек. Они все разные, и зовут их всех тоже по-разному.
   Вы, наверное, спросите, почему у Яшки мальчишечье имя... Так уж получилось. Потому что (и это, наверное, самое грустное в нашей истории) пешками становятся ребятишки, которые появились у мам в животах, но почему-то не сумели родиться на белый свет и стать обычными девочками и мальчиками, ну а потом, конечно, мамами и папами, бабушками и дедушками. И не всегда мамы знали, кто у них должен был бы родиться. Наверное, Яшкина мама думала, что у нее будет мальчик - и отголосок этих мыслей отпечатался в Яшкином имени.
   Яшка не одна такая. Например, среди мальчишек можно встретить Аню и Тоню. А у Яшки есть подружки Сережка, Калинка и Кисточка. Вероятно, о двух последних пешках мамы и вовсе не знали - или не хотели знать, или не думали. Вот им и достались вместо человеческих имен слова-названия. А еще всем пешкам от рождения даны вместо ребячьих спинок, животиков, ручек и ножек - деревянные пешечьи тельца.
   Впрочем, ни Яшка, ни другие пешки особо не задумывались, как они попали в свой чудесный шахматный замок - и других мам и пап, кроме короля и королевы, они тоже не знали. А их деревянные пальцы хватали и гнулись так же хорошо, как и наши с вами.
  
   Шахматный замок
   Шахматный замок белых фигур очень красивый. В нем много комнат и переходов, и залов, а то идешь по переходу - и вдруг перед тобой кончается крыша - и начинается сад, а в саду игрушечный деревянный домик, куда можно набиться втроем-вчетвером - и жить там понарошку. Рядом ручей с горбатым мостиком и высокие, в рост пешки, цветы. Цветы чем-то похожи на наши одуванчики, медуницу, ландыши, васильки, жасмин, сирень и ромашки - только немножко другие. И от запаха их так весело и тревожно, и хочется отправиться в путь, к приключениям.
   А еще пешки очень любят рисовать. Все коридоры увешаны их рисунками. И сами стены коридоров изрисованы яркими красками, веселыми картинками. На рисунках - цветы, король с королевой, серебристые кони с фиолетовыми и золотыми глазами, умные учителя-слоны, бабушки-ладушки, сами пешки, их игры и - куда ж без этого! - шахматные сражения!
   Все пешки мечтают о сражениях. И, конечно, о победах.
  
  
   Вечерний разговор
   Однажды вечером Яшка и Калинка не пошли спать вместе со всеми в свою обычную спальню. Это не запрещалось, потому что в Шахматном замке не было настоящих опасностей. А выйти из замка ночью нельзя - все двери, и особенно главный вход, накрепко заперты до утра. И пешки, особенно мальчишки, часто ночевали в шалашах или игрушечных домиках. Там можно было помечтать о приключениях, путешествиях или представить себя героем, от вида которого все черные разбегаются и сдаются.
   У подружек было свое любимое место в кустах полыни, которые они сплели между собой узорчатыми веточками так, что получился отличный домик. Вместо потолка было небо, и пешки считали, что это просто замечательно, потому что в разное время суток потолок был разного цвета. А во время дождя можно и уйти в свою спальню.
   Подружки лежали и смотрели вверх. Сперва они немножко поиграли в свою любимую игру: мысленно соединяли звезды линиями, чтобы получилась картинка - а потом загадывали друг дружке найти то, что у них получилось. Сегодня Калинка сумела соединить восемь звезд поярче и горсточку помельче в шахматного коня, а Яшка отгадала, где этот конь находится на небе. Раз уж они обе увидели его, пешки решили, что этот звездный узор надо назвать Ночным Конем. Потом они довольно надолго замолчали, пытаясь уснуть. Но им все никак не спалось: уж очень красиво было кругом.
   - А как хорошо-то все-таки, Яш! - вздохнула наконец Калинка.
   - Жить вообще, по-моему, хорошо, - Яшка села, обхватив руками коленки. - И что этим черным не живется спокойно! Вон у звезд как дружно выходит - белые звезды, черное небо! Почему у нас так не бывает?
   - Ага. Завтра, говорят, опять сражение.
   - Вот бы посмотреть!
   - Ну, давай попросимся на Зеленый балкон.
   - Там места мало, всех не пустят.
   - А вдруг пустят!
   - Попросимся, а там видно будет, - решила Яшка.
   Зеленым балконом называлась площадка на самом-самом верху Замка, откуда было видно все шахматное Поле, и даже немножко дворец черных фигур. Балкон ограничивался резными перилами, заросшими чем-то вьющимся вроде нашего вьюнка, только цветы-юбочки у него не белые с розовым, а нежно-зеленые. Зеленый балкон мог вместить всего около тридцати зрителей, а желающих бывало всегда куда больше, поэтому младшим пешкам не часто выпадала удача поглядеть на шахматное сражение.
   - Нет, а правда, Калин, - продолжала Яшка, - ну зачем черные хотят с нами сражаться? Бой - это, конечно, здорово интересно, но ведь они же хотят захватить нас всех в плен!
   - И что потом?
   - Когда потом?
   - Ну, когда они нас всех захватят?
   - Ты с ума сошла! - возмутилась Яшка. - Никогда они нас всех не захватят!
   - Ну а если ВДРУГ? - тихо спросила Калинка. - ВДРУГ возьмут и всех захватят...
   - А тогда... - у Яшки внутри пробежал холодок. - Тогда... я не знаю, что... Но ведь так не будет! - отгоняя испуг, зашептала она. - Мы сами их победим! Ну почему они такие злые, эти черные!
   - Яш, а может, они просто такие появляются? - решила Калинка.
   - Какие - такие?
   - Ну, черные - и поэтому злые. Или наоборот: злые - и поэтому черные.
   - Может быть... Стой. А откуда ВООБЩЕ появляются пешки? - спросила Яшка.
   - Давай у ладушки спросим. У ладушки Зои. Она всегда так интересно рассказывает! Она нам с Юркой и Мурзиком недавно та-а-кую сказку рассказала... про синюю ленточку...
   - Расскажи, а?
   - Завтра, Яш, ладно... а то сказка длинная, а я уже спа-а-ать хочу, - зевнула Калинка, и Яшка зевнула следом.
   И подружки уснули, обнявшись, под теплым и черным покрывалом неба. Яшке приснилось, как Ночной Конь везет ее по шахматному полю, а из-под копыт его вылетают звезды, и все черные фигуры сразу становятся белыми, а белые - черными. "А я-то сама какая?" - подумала во сне Яшка на Коне. И проснулась.
  
   Наутро
   Наутро Яшка и думать забыла о ночном разговоре - и о сне тоже. Так почему-то часто бывает. Светило розовое солнышко, раскрывались цветы - было очень красиво. Яшка растолкала Калинку - и пешки побежали к своим, завтракать.
   Вообще-то пешкам завтракать не обязательно. И обедать тоже. И вообще есть не обязательно. Они могут поесть, например, понарошку: поставить перед собой воображаемую тарелку, взять воображаемую ложку и проглотить воображаемую кашу - и это тоже будет считаться, как будто они поели. Но все-таки все пешки довольно редко пропускали завтрак, обед, полдник и ужин (особенно полдник): потому что есть всем вместе, во-первых, весело, а во-вторых - вкусно. И к тому же никто: ни ладушки, ни слоны, ни тем более король с королевой - не следили, чтобы пешки съедали все. Хочешь - лопай хоть целую кастрюлю еды, не хочешь - сиди рядышком с другими и стучи расписной ложкой по столу. Или беги по своим пешечьим делам.
   Обязательными у пешек были только занятия. Но о них можно и потом.
   На этот раз на завтраке все только и говорили, что о сражении. И почти не притронулись к сладкой рисовой каше, какао и фруктовому салату с вишневым сиропом. Яшка быстро поняла, что Зеленый балкон им не светит. Оказывается, все места распределили еще вчера вечером. От их стола в зрители попали Мурзик и Ленчик. А за соседним столом сидела взволнованная и гордая Алешка - пешка постарше. Ей даже не осмеливались завидовать: сегодня Алешка должна была впервые выйти на поле боя. Остальные боевые пешки сражались и раньше - а сидели они отдельной кучкой, поодаль.
   Яшка сперва огорчилась, но быстро успокоилась. Она решила, что Зеленый балкон - конечно, лучшее, но наверняка не единственное место в замке, откуда видно поле боя. Выпила какао - и побежала искать.
  
   Зал-с-зеркалами
   Возле входа на Зеленый балкон, понятное дело, стояли два дежурных слона - и пропускали только по списку, чтобы не возникало беспорядка. Но Яшка добежала до них, весело поздоровалась - и повернула обратно, точнее, не совсем обратно, а в узкий малозаметный коридорчик, который, по Яшкиной мысли, должен был бы вывести ее в какую-нибудь подходящую комнатку с видом на поле сражения. Но коридорчик не думал заканчиваться: он становился светлее, петлял, расширялся, сужался, разделялся на два, а то и три - которые вскоре снова сливались в один. Яшка, наверное, испугалась бы - но рисунки на стенах были яркими и добрыми: разноцветные лошади всех цветов радуги (и не только радуги), расписные лошади, несущие на спинах веселых маленьких пешек. Гривы у лошадей были заплетены в хвостики и косички с голубыми бантиками.
   Коридорчик все не кончался - и, наверное, любая человеческая девочка уже давно повернула бы обратно. Но не Яшка. Все-таки она была пешкой, и как настоящая пешка, двигалась только вперед!
   А пока она бежит, можно рассказать о том, чему пешки учатся на занятиях.
  
   Школа настоящих пешек
   Да, у пешек есть занятия. Почти каждый день. Кроме тех дней, когда проводятся сражения, и кроме дней черной и белой диагоналей.
   Вы, наверное, сразу и не поймете, как это - дни диагонали. Хотя это просто. Дело в том, что у белых фигур (и, наверное, у черных тоже) дни называются, как клетки шахматной доски: "А-1", "Б-4", "Аш-6"... Отсчитываются они от дня последнего сражения. И дней между сражениями может быть не больше шестидесяти четырех. Но иногда их бывает меньше, почему именно - пешки не знают, но, кажется, это случается, когда черные присылают в Шахматный замок своего гонца.
   А на рисунке можно увидеть, какие дни (стоящие на диагоналях доски) у пешек будут выходными, и когда выходных бывает сразу два подряд.
   Занятия у пешек вот какие:
   - рисование;
   - шахматные правила;
   - игра в шахматы (в уме, на доске, в игровом зале);
   - бег, прыжки и перетягивание;
   - история лучших сражений;
   - сочинения;
   - ознакомление с окружающим и сказочным миром.
   Ведут занятия учителя-слоны, только бег и прыжки - кони, а ознакомление с мирами - ладушки.
   Конечно, не все занятия у пешек каждый день, обязательно бывают только рисование, игра в шахматы и ознакомление.
  
   ...И тут вдруг коридор расширился и превратился в огромный зал. Да не просто огромный, а бесконечно огромный! Яшка даже зажмурилась от этой бесконечности, но потом снова открыла глаза - и увидела, как к залу сходятся тысячи тысяч коридоров, а у каждого коридора стоит по пешке! В этих тысячах тысяч пешек Яшка узнала... себя.
   Тогда она поняла: стены, пол и даже потолок зала состояли из зеркал. В зеркалах отражались зеркала, которые отражались в зеркалах, которые отражались в зеркалах, которые... продолжать можно было до бесконечности. Яшка была так потрясена огромностью открывшихся перед нею зеркальных пространств, что не сразу заметила, что среди отражающихся пешек некоторые похожи вовсе не на нее.
  
   Другая пешка
   Да, среди бесчисленных отражений пешек половина была Яшкина, а половина... совсем маленькой пешки! Кругленькой, пухленькой, наверное, не больше половины Яшкиного роста. Среди зеркал было непросто отыскать источник отражений, но Яшка кое-как справилась: маленькая пешка сидела посреди зала и удивленно рассматривала свои ручки, ножки и их отражения.
   Вернее, рассматривал, потому что пешка была, то есть был, мальчиком. Ма-а-леньким мальчишкой, каких Яшка раньше еще не встречала.
   - Ты кто? - спросила Яшка.
   Пешек не ответил, только заулыбался беззубым ротиком и потянул к Яшке ручки.
   И она, нимало не раздумывая, подхватила малыша - и бросилась обратно. Конечно, настоящий коридор нашелся не сразу, но Яшке хватило соображения понять, что если она удаляется от выхода, то ото всех выходов удаляются и ее отражения, а если приближается - то каждое отражение тоже приблизится.
   Бежать назад оказалось непросто - малыш был не таким уж легким. Зато как здорово обнимал он Яшку за шею своими маленькими ручками, какой он был мягкий, теплый, и как замечательно щекотал Яшке своим дыханием шею! И еще не пробежав коридор до конца, Яшка уже знала, что никому-никому не захочет отдать маленького пешека! Пусть он будет только ее! В конце концов, именно она отыскала его в далеком зале-с-зеркалами!
  
   Малыш и Яшка
   Сражение уже закончилось, белые победили, хотя пленных на этот раз было немного: мат был поставлен ловко, умело, быстро и почти без жертв с обеих сторон. В плен захватили только короля, королеву и двух черных пешек. Их отвели в запирающиеся на три секретных замка комнаты для пленных (в которых было все необходимое, кроме выхода наружу) - и развеселая толпа сражавшихся и их товарищей отправилась праздновать победу. По этому случаю будет пир, танцы, а младшие пешки на занятиях нарисуют посвященную такому замечательному бою новую картину.
   Поэтому выбравшаяся наружу Яшка с малышом на руках никого не обнаружила на Зеленом балконе, но вовсе не расстроилась, наоборот, обрадовалась, что никто не будет расспрашивать ее, откуда она - и кого принесла с собой.
   Она понесла пешека в их с Калинкой укрытие (про себя Яшка решила, что расскажет Калинке о своем приключении и покажет малыша, но только как-нибудь позже). Посадила его в шалаш, дала в ручки золотой одуванчик. Малыш потянул цветок в рот. Цветок оказался горьким - и пешек сморщился и чихнул. Потом снова заулыбался.
   - Как тебя зовут? - попыталась спросить Яшка.
   Малыш смотрел на нее во все глаза и ничего не говорил.
   - Ну, скажи: А-а-а!
   - А! - сказал малыш. Яшка обрадовалась первому успеху.
   - А теперь скажи: У-у-у!
   - Гу! - сказал пешек.
   - А теперь скажи: И-и-и!
   - А-гу, - ответил малыш. И повторил: - А-гу! Гу!
   Он очень красиво и ласково это говорил. Яшка еще больше полюбила этого малыша. И вместе с тем на нее накатился страх: наверное, она делает что-то не то! А вдруг маленький пешек так и не сможет говорить! Ведь тогда он не сможет понимать других фигур, никогда не научится правилам игры - а зачем тогда жить, если ты не можешь сражаться! Она всхлипнула, опять подхватила малыша на руки - и побежала.
  
   У ладушки Зои
   Она прибежала к ладушке, которая, пожалуй, больше других занималась с Яшкой, пока та была маленькой. Ну, конечно, не такой маленькой, как найденный пешек (Яшка была уверена, что таких малышей никогда не бывало в шахматном замке, этот - первый), но все-таки все детство Яшки было связано в первую очередь с ладушкой Зоей. У нее Яшка училась читать, ее сказки любила слушать по многу раз, к ней прибегала, если что-то выходило не так, как хотелось. Поэтому именно к ладушке Зое понесла Яшка найденыша.
   - Ладушка, помоги! Он не умеет говорить! - закричала Яшка с порога. - Он только "А" говорит и "Гу", и ничего больше!
   - Яшенька? - ладушка Зоя повернула к ней ласковое, с морщинками-лучиками лицо. И едва не выронила из рук синий с золотом чайник, которому, кстати, сама Яшка пририсовала два глаза, а Калинка, недолго думая, добавила смешную зубастую улыбку.
   У ладушки целая полка разной чайной посуды: там не только чайники, но и ложки, и самовар, куда надо класть угли и поджигать их спичками (сами спички ладушка Зоя прячет так, что даже шустрый и пронырливый Тонька не сумел добыть их). А еще уйма ярких чашек, на большинстве из которых написано имя. А на некоторых еще нет. Вот придет сюда какая-нибудь пешка в первый раз - ладушка Зоя даст ей чистую, неподписанную чашку, краски и кисточку. И как пешка напишет свое имя - тогда уж наливает туда для гостя вкусный чай... Да, вон они стоят, краски с кисточкой. Только они сейчас не нужны: у Яшки своя чашка есть давным-давно, а малыш ни имени своего не знает, ни написать его, наверное, не сможет...
   Дрожащими руками ладушка поставила чайник на стол.
   - Откуда он у тебя? - кивнула она в сторону пешека.
   - И Яшка принялась путано рассказывать про зеркальный зал, про теплого малыша, про то, что он такой хороший, только не умеет говорить... И, рассказывая, так крепко сжала пешека, что его симпатичное личико сморщилось и покраснело. Малыш явно приготовился заплакать.
   - Вот оно как, - задумчиво протянула ладушка, выслушав Яшку, - да ты не жми его так сильно, положи ко мне на кровать, погладь, успокой. Я сейчас приду, все тебе расскажу.
   И вышла, почти выбежала, в потайную дверцу, скрытую за занавеской...
  
   Ссылка на полную версию повести "Синяя ленточка":
   http://samlib.ru/editors/j/juferewa_t_w/lenta-0001.shtml
  
  
  
   СИНОПСИС
  
   Пешка Яшка живет в Шахматном замке - мире, куда попадают неродившиеся дети. Поначалу она, как и все ее друзья и подружки - пешки - наслаждается свободой, интересными занятиями, мечтает поскорее вырасти-выучиться, выйти на шахматное поле и помочь белым одержать много славных побед. Но неожиданная находка, совершенная Яшкой в потайном коридоре Замка - маленький пешек Валенок, заставляет ее повзрослеть гораздо быстрее своих друзей.
   Яшка далеко не сразу узнает о том, что ее мир, состоящий из двух шахматных замков - черного и белого, окруженных бескрайними лесами, это во многом отражение нашего, большого и беспокойного мира. Сюда по синему лучу прилетают новые пешки, они растут, учатся, сражаются, доходят до восьмой горизонтали, а затем проходят Посвящение, на котором выбирают свой дальнейший жизненный путь: станут ли они королями и королевами - или, может быть, им куда лучше подходят образы и занятия слонов, коней, ладушек. Кроме того, на Посвящении пешки узнают и про большой мир, про то, откуда они пришли - и куда вернутся, когда достойно исполнят свои дела в Замке - и им на смену придут другие. С Посвящения не сражения занимают их ум - а мечта о том, как однажды они улетят по золотому лучу назад и родятся у своей мамы...
   Но сражения необходимы - а иначе как же восьмая горизонталь?
   И без того непростое положение Яшки осложняется тем, что из замка белых черная королева уносит спрятанную там в прежние времена волшебную синюю ленточку, которая способна обеспечить успех в любом деле своему обладателю. В том числе - победу в сражении. Черная королева, завладев ленточкой, начинает активно использовать ее. И постепенно все больше и больше белых фигур попадает в плен. А если в одном из замков в плену окажутся все, то нарушится Равновесие, и больше никогда не попадут туда новые пешки: не долетят, не вырастут, не вернутся к маме...
   Яшка не знает всех этих тонкостей. Она еще не прошла Посвящения - и ничего не понимает про Равновесие. Она всего лишь беспокоится за друзей, особенно за Валенка и других малышей. Яшка понимает, что ради них можно пожертвовать формальным долгом во всем слушаться королеву. Она переодевается в черную пешку и отправляется за синей ленточкой в замок черных. После приключений и опасностей Яшка с победой, то есть с ленточкой, возвращается к белым. Попутно понимая, что не все так однозначно, что и у черных есть много хорошего, чему не мешало бы поучиться. И что ни в коем случае ни черные, ни белые не должны больше единолично владеть ленточкой...
   Яшка, пройдя Посвящение, находит решение этой задачи - и жизнь шахматных замков переходит на новую ступень своего развития. Черные и белые перестают враждовать - теперь они только сражаются. И учатся друг у друга все новым и новым вещам. Есть надежда, что и в большом мире черные и белые станут больше понимать друг друга...
   Еще один вопрос занимает Яшку: сможет ли она узнать Валенка и друзей после рождения в большом мире? Ответ на него - в финале. Конечно же, да. Однажды девочка Валя неожиданно вспоминает свое "шахматное" прошлое - одновременно с младшим братиком Яшкой. Они узнают друг друга: она была пешкой Яшкой, он - пешеком Валенком...
  
  
   "Синяя ленточка" - сказочная, пожалуй, даже фантастическая повесть из сорока шести коротеньких главок, отдельная законченная история для 9-10-летнего возраста (впрочем, дети более старшего возраста читают ее тоже с интересом). В ней в сказочной форме выстроена новая концепция мироустройства, понятная детям этого возраста. Но что еще важнее, поднимаются темы любви (в широком смысле), долга, ответственности, цели и счастья. Продолжение возможно, но по мнению автора, нежелательно.
  
   Полный объем: 140 тыс. знаков с пробелами.
  
   Автор: Юферева Татьяна Вячеславовна, г. Саров Нижегородской области,
   e-mail: redkorsar@rambler.ru

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"