Юхвидин Павел Анатольевич : другие произведения.

Еврейская "Могучая кучка"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О иерусалимских концертах из произведений композиторов Петербургского "Общества Еврейской музыки"


   Павел Юхвидин
  
   ЕВРЕЙСКАЯ "МОГУЧАЯ КУЧКА".
  
   Сегодня в Малом зале иерусалимского театра "Хан" состоится третий, заключительный концерт цикла, посвященного творчеству композиторов "Общества еврейской музыки", просуществовавшего в Петербурге-Петрограде с 1908 по 1924-й год. Предыдущие вечера прошли в залах Иерусалима и Маале-Адумим в октябре и ноябре. Автор цикла, художественный его руководитель, редактор и ведущий исполнитель, солистка иерусалимской "Этерна-опера" Ширель Дашевская назвала третий, декабрьский вечер "Сису вэ Симху" - "Радуйтесь и веселитесь". Нам, действительно, есть чему радоваться: классическая певица (Ширель Дашевская великолепно исполняет музыку стиля барокко и классицизма) и лучшие иерусалимские музыканты, идя по линии наибольшего сопротивления, разыскивают и разучивают произведения композиторов, которые стали "еврейской Могучей кучкой", но затем почти забыты.
  
   В 60-е годы девятнадцатого века в Петербурге образовался кружок музыкантов-единомышленников, стремившихся создать крупные музыкальные формы на основе русской крестьянской песенности. Поначалу это были композиторы-любители - военный инженер Цезарь Кюи, химик Александр Бородин, гвардейский офицер Модест Мусоргский, гардемарин Николай Римский-Корсаков, изучавшие композицию частным образом у Милия Балакирева. Их так и называли "балакиревским кружком", но после одного из концертов у восторженного критика Владимира Стасова сорвалась с пера фраза: "Есть в России небольшая, но могучая кучка музыкантов..." Так они и вошли в историю как русская "Могучая кучка".
   А в начале века двадцатого несколько композиторов-евреев, выпускников Петербургской и Московской консерваторий, объединились в профессиональное содружество, ставя перед собой задачу создания еврейской композиторской школы на фольклорной основе (естественно, их родного фольклора восточноевропейских - украинских, литовских, польских евреев). Некоторые из них учились непосредственно у Николая Римского-Корсакова, патриарха русской музыки, прославленного педагога. К нему даже из Италии приехал учиться Отторино Респиги (а давно ли русские ездили учиться в Италию?). Римский-Корсаков считался "последним из могикан" Могучей кучки, хотя были еще живы Балакирев и Кюи, с которыми Николай Андреевич идейно разошелся (Балакирев ушел в православие, стал монархистом и антисемитом, тогда как Корсаков оставался верен идеям 60-х). Всех своих учеников Николай Андреевич ориентировал на фольклор их родного народа, будь то грузин Мелитон Баланчивадзе, латыш Язеп Витол, армянин Александр Спендиаров. Также и евреев, которых было немало в его классе: Михаил Гнесин, Лазарь Саминский, Эфраим Шкляр, Юлия Вейсберг, ставшая вскоре невесткой Римского-Корсакова (она вышла замуж за его сына Андрея). Иосифа Ахрона и Соломона Розовского, занимавшихся в композиторском классе Анатолия Лядова, ученика Римского-Корсакова, также можно назвать "корсаковцами". Вскоре к ним присоединились москвичи - ученик Сергея Танеева Юлий (Йаэль) Энгель, скрипачи и композиторы Александр Крейн и Лев Цейтлин. Это были первоклассные профессионалы, но петербургский градоначальник не разрешил из политических соображений "Общество еврейских композиторов", согласившись на "Общество еврейской народной музыки". И действительно, члены Общества записывали в местечках западных губерний (более всего в Виленской и Киевской, в Подолии и Бессарабии) песни и фрейлахсы, издавали сборники, выступали с лекциями и концертами в десятках городов империи, а затем и Советской России, то есть вели большую просветительскую работу. Но в середине 20-х Ахрон, Саминский, Розовский, Энгель уехали из России. Энгель работал в Тель-Авиве, где и умер в 1927-м, Розовский перебрался из Тель-Авива в США в конце 20-х, там же, в Америке работали Ахрон и Саминский. Эфраим Шкляр остался в Риге, где и погиб в 1943-м. Юлия Вейсберг-Корсакова и ее сын Станислав (внук великого композитора) умерли в Ленинграде от голода в годы блокады, Моисей Мильнер блокаду пережил. Гнесин, Крейн, Цейтлин стали видными советскими педагогами, но на их музыку еврейской тематики с середины 40-х было наложено табу.
   Увы, и в Израиле не часто исполняется музыка этих ярко талантливых и высокопрофессиональных, к тому же глубоко национальных композиторов, работавших в разных жанрах. В сегодняшнем вечере в театре "Хан" певцы Ширель Дашевская и Ноах Решер (они поют и на иврите и на идише) с пианистами Зиной Гольдин и Инессой Шпак представят вокальные сочинения Мильнера и Энгеля; в исполнении скрипачки Екатерины Шапельниковой и альтиста Андрея Шапельникова прозвучат камерные произведения Ахрона, Крейна, Цейтлина, Шкляра. В концерте участвуют актеры и танцовщики - ведь Соломон Розовский и Лазарь Саминский создали немало опер и балетов. Ведет концерт Йоэль Ландехут, инженер видеозаписи и сценарист - доктор Давид Бен-Гершон.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"