- Фрагмент звуковой дорожки к экранизации произведения Ильфа и Петрова не случайно вынесен в эпиграф. Это был один из первых фильмов, в которых нашему тогда еще (в 1988 г.) поголовно материалистическому обществу открытым текстом заявили: "Душа - есть!" Помню одну из детских книг по естествознанию советского периода: там предлагалось убедиться, что души не существует, разломав "какой-нибудь стул, который не жалко" - мол, раз ничего изнутри не вылетело, то и нет никакой души у предметов и людей. Понятно, что это материализм на примитивном уровне, но ведь он на то и материализм, чтобы на любых уровнях своего изложения отрицать существование души. Хотя не исключено, что я его излишне упрощаю и примитивизирую - к сожалению, в философии я никогда не была сильна...
-
- К настоящему моменту наше общество уже отходит от другой крайности - массового воцерковления, и атеистов либо людей, называющих себя неверующими, снова стало достаточно много. Но и они машинально говорят: "душа болит", "сердце радуется" и т.п. - это уже устойчивые языковые конструкции, мы произносим их, не задумываясь. Да и вряд ли стоит задумываться - ломать сложившиеся образы не только очень трудно, но и может в результате оказаться смешно. Медики шутят, например, что, если строго следовать анатомии, то признаваться в любви следует так: "Я люблю тебя всем гипоталамусом!" (то есть, отделом мозга, который отвечает за возникновение чувств и эмоций).
-
- Вряд ли сейчас кому-нибудь нужно доказывать, что душа у человека есть. Я сама очень давно это чувствовала, даже тогда, когда была пионеркой, а затем комсомолкой и с пеной у рта утверждала, что никакого Бога нет. И чувствовала именно потому, что видела проявления той странности, на которую мне бы хотелось сейчас обратить ваше внимание: очень часто у меня создавалось впечатление, будто душа и тело - недруги, а если не враждуют откровенно, то с трудом уживаются вместе, настолько различна их природа.
-
- Известна фраза: "Короля играет окружение". В одной из книг цикла "ПрОклятые короли" Морис Дрюон описывает, как король был посажен в темницу, терпел издевательства, а затем был убит. При этом автор специально старался называть несчастного не по имени, а именно королем, монархом, чтобы ярче высветить трагизм ситуации: властитель судеб целой страны разом низводится до размеров ничтожной песчинки, теряет свое величие, когда плачет от душевной боли, причиненной унижением, и корчится, кричит, погибает от физической. Позволю себе еще одну цитату - из книги другого француза, Жан-Луи Котта, "Семена Неба". Главный герой, молодой человек по имени Жоаль Деспан, пришел посмотреть на смерть своего врага:
- "- О, Боже! - вырвалось у него.
Полностью обнаженный труп Маллигана покоился на ложе из переплетенных ремней, простыню заменяла мешковина. Узловатое высохшее тело было усеяно старческими черными бляшками, меж исхудавших бедер еле угадывалось маленькое и вялое мужское достоинство. Чем ближе подходил Жоаль, тем яснее он ощущал исходивший от мертвеца запах - словно болотные испарения, он то становился тошнотворно невыносим, то вдруг казался даже сладковатым; яростно бил по ноздрям, перехватывая дыхание - и так же внезапно рассеивался, будто отдалялся.
- Ну вот! - произнес врач. - Можно сколько угодно быть великим дельцом, богатейшим и могущественным - и все равно превратишься вот в это и завоняешь!"
-
- За примерами, возможно, не стоило ходить так далеко, и они не обязательно так фатальны, как расставание тела с душой. И в литературе, и в жизни мы достаточно часто видим, что в физически здоровом и красивом теле может оказаться грязная мелкая душонка, что выдающийся ученый или одареннейший артист могут оказаться беспомощны в ситуациях, когда требуется проявить практический, житейский ум, или что они подвержены болезням и слабостям ничуть не меньше, чем мы, простые смертные. Знаем мы и другие примеры - что физический недостаток, уродуя и ослабляя тело, может пробудить в душе человека творческие способности, которые поднимут его на небывалую высоту, или что поистине талантливый человек талантлив во всем, за что бы ни взялся.
-
- И все же конфликт существует. Он остро проявляется тогда, когда увлеченного, живущего воплощением своей мечты человека на полпути к цели или - еще того обиднее - буквально за полшага до нее подводит сердце, и он уходит из жизни в момент, когда меньше всего этого ожидал. Тогда, когда пытают блестящего политика или свободолюбивого поэта, и из-за предательства своего собственного тела они точно так же жалки в руках мучителей, как был бы жалок любой из нас. Но предать - хотя и реже, чем тело - способна и душа. Когда в бою или драке оказывается побежденным тот, кто мысленно сдался, хотя физически он не слабее противника. Когда из двух путей - славного, но трудного и бесславного, но удобного - мы выбираем удобный.
-
- Быть может, если уж душа и тело такие враги, им лучше оставить друг друга в покое?.. Увы, это не выход. Тело без души существовать может, может обойтись и душа без тела, но ни в том, ни в другом случае уже не будет человека. В первом случае мы получим животное (хотя, по последним данным, душа есть и у животных), во втором - ангела или демона, в зависимости от того, светлой была душа или темной.
- Древняя мудрость: "В здоровом теле здоровый дух" - либо не совсем верно переведена, либо должна пониматься с известной долей осторожности. Забота о физическом состоянии тела, какой бы тщательной она ни была, не дает автоматически гарантии здоровой и чистой души. Писатель Юрий Никитин считает тех, кто рассчитывает только на силу и рассматривает душевные движения как проявления постыдной слабости, всего лишь личинками личности, зародышами настоящего человека - и я безоговорочно ему в этом верю. Верю и в то, что неправ или не во всем прав аскетизм, готовый едва ли не отрицать право тела на полноценное существование, обрекающий тело выживать на минимальном количестве благ, необходимом для поддержания жизни. В такую крайность впадало, как все мы помним, христианство, но позднее оно признало свою ошибку. "Душа человека - дом Господа, а тело - храм. И все мы вместе - клеточки, из которых состоит мистическое тело Христа: ни один человек не выше другого, но все одинаково необходимы и ценны", - так говорит сегодня христианская церковь.
-
- Входим мы в нее или нет, верим ли во Христа или в других богов, или вообще не верим - ясно одно: если мы рождены людьми и хотим ими действительно быть, наш удел - поиск путей примирения души и тела. Их гармонии или, если хотите, разумного компромисса между ними. Конечно же, это не категорический императив, и у тех, кто не хочет или не может посвятить себя этому поиску, никто не отнимет гордого звания человека.
-
-
- Но разве не от каждого из нас зависит, чтобы оно, это звание, и в самом деле было гордым?