Юноша Ксения Александровна : другие произведения.

Системный киноанализ фильма Kingsman: The Secret Service (с использованием методологии Г. Корте)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


`Well, what if he doesn't drink?'
`He is British. Trust me, he drinks.'

- Castle, 04x20

   Пролог [Введение]
  
   В начале 2015 года на экраны вышел новый шпионский фильм Мэттью Вона под названием "Kingsman: Секретная служба", рассказывающий историю независимого международного разведывательного агентства, базирующегося в Британии. Фильм привлекает яркой картинкой, динамичным повествованием и сильным актёрским составом, потому довольно быстро завоевал популярность среди массового зрителя, успешно конкурируя с "Пятьюдесятью оттенками серого", выходившего примерно в это же время. Кинорейтинги с этим согласны:: "Kingsman" получил 75% на Rotten Tomatoes и 7.7 на IMDb - в Вышке такую оценку совершенно справедливо округли бы до 8.
  
   "Секретную службу" трудно назвать "традиционным" фильмом о тайных агентах: она претендует на нечто большее. По словам Мэттью Вона, он хотел снять весёлую киноленту, ибо в последнее время шпионское кино "слишком серьёзное". Сами мотивы режиссёра в некоторой степени противоречивы: с одной стороны, он намеревался снять абсолютно массовое развлекательное кино, намешав коктейль из шпионского сеттинга, захватывающей зрелищности супергероики и щедрой порции юмора, иногда пересекающего грани абсурда - если Дейенерис Таргариен хотела сломать колесо, которое давит одних, превознося других, то Мэттью Вон собирался на нём прокатиться; с другой стороны, работа, имеющая цель быть не такой как все остальные, по всем правилам постмодерна призвана топтаться на прахе прошлого, то есть в данном случае - деконструировать и десакрализировать привычные знаки "серьёзного шпионского фильма". В качестве примера слишком серьёзного кино о приключениях агентов разведки Мэттью Вон приводит "Координаты "Скайфолл" из последней линейки Бондианы, однако не уточняет, какие именно моменты оказались для него разочаровывающими.
  

`Do you like spy movies Mr. DeVere?'

`Nowadays they're all a little serious for my taste. But the old ones... marvelous.'

- Ричмонд Валентайн и Гарри Харт

   В свою очередь, часть критиков указывает на то, что, во-первых, количество насилия и жестокости в "Kingsman" плохо вяжется с понятием "весело", а во-вторых, работа Вона - совсем не то, чем она пытается казаться: под слоем ярко блестящей обёртки скрывается закостенелый консерватизм, и глубины, как говорится, нет.
  
   Впрочем, согласно Джеймисону, одной из черт постмодерна является отсутствие глубинных смыслов, которые заменяются поверхностями интертекстуальности: отсылка на отсылке, которые существуют в основном для красоты и чтобы мы восхищённо подумали "м-м-м, глубоко", стоя в воде по колено.
  
   Однако как критики, так и обычные зрители упрямо продолжают поиски этой самой глубины, надеясь найти драгоценный клад. И это приводит к вопросу: неужели глубина всё ещё важна в современном мире? И может ли быть фильм, лишённый её, успешным?
  
   Глава I: Шпион, который... [Содержание и формальная структура]
  
   Как уже было сказано выше, кинолента повествует о работе агентства Kingsman - организации, маскирующейся под портновскую лавку, на деле являющейся секретной шпионской службой. Фильм начинается с пролога, рассказывающего зритель историю, произошедшую в 1997 году: где-то на Ближнем Востоке команда из агентов проводила какую-то свою операцию, в результате которой погиб один из членов группы. Командовавший операцией Гарри Харт винит себя за это и сам отправляется к родственникам погибшего: жене и малолетнему сыну по имени Гэри "Эггси" Анвин. Гарри дарит мальчику медаль - именно по ней позже зритель может опознать повзрослевшего героя.
  
    []  []
  
   События следующего кадра происходят уже семнадцать лет спустя - с этого момента начинается основное повествование. Некто профессор Арнольд, небогатый преподаватель Империал Колледжа в Лондоне, похищен неизвестными наёмниками. Ему на выручку приходит агент Ланселот, который, хотя и справляется с похитителями, оказывается убит меченогой женщиной Газель, помощницей Ричмонда Валентайна - главного антагониста фильма. Его цель довольно благородна: он хочет спасти планету от погибели. Но по его мнению, человечество - это вирус, от которого нужно избавиться. Значит, единственный выход - подтолкнуть людей по всей планету к геноциду. Выживут только сильнейшие. Глобальные Голодные игры.
  
   В Kingsman начинают расследовать смерть коллеги и заодно открывают набор на место Ланселота: каждый из действующих агентов должен представить своего кандидата.
  
   В это время Эггси живёт с матерью, отчимом Дином и единоутробной сестрой в небогатой квартирке в Южном Хэмпстеде. Молодой человек умён и талантлив, у него были многообещающие данные, но из-за потери отца он так и не смог реализоваться в жизни. Отчим и его компания связаны с распространением наркотиков, и отношения с ними у Эггси не очень. Он мечтает избавиться от Дина, но не может выбраться из дыры, куда его закинула жизнь. Он угоняет машину одного из прихвостней отчима, но сталкивается с полицией и попадает в участок, откуда его выручает Гарри Харт. Позже они сидят в баре, где дружки Дина затевают драку, и Гарри охотно в неё вступает, в одиночку всех одолев. Он вербует Эггси в Kingsman, и тот приступает к тренировкам и отборочным испытаниям.
  
   Он сталкивается с другими рекрутерами, часто демонстрирующими неприязнь к Эггси из-за его происхождения: он обычный выходец из среднего, почти бедного, класса, в то время как все они - наследники аристократических семей. Однако молодей человек встречает и поддержку в лице девушки Рокси.
  
   В это время Гарри встречается с профессором Арнольдом, но тот неожиданно погибает, как выясняется позже - из-за имплантированного в шею специального чипа. Гарри ранен, и несколько месяцев находится без сознания. Эггси продолжает тренировки, и к моменту "возвращения" своего наставника он находится в числе лучших.
  
   Агентство выясняет, что профессор Арнольд был как-то связан с Валентайном - в новостях последний часто фигурирует как гений, миллиардер, плейбой, филантроп, и Гарри отправляется на званый ужин к особняк антагониста. Тот догадывается, что гость - агент секретной службы, и после ужина организует за ним слежку. Так он выходит на ателье Kingsman. Спустя несколько дней, когда Гарри приводит Эггси снимать мерки, там же оказывается и Валентайн, благодаря чему агентство получает возможность прослушивать разговоры подозреваемого. В Kingsman узнают: что-то готовился в церкви в Кентукки.
  
   Эггси проваливает одно из заданий, и Гарри в нём страшно разочарован. Он уезжает в Кентукки. Оказывается, что Валентайн собрался проводить там эксперимент. При помощи SIM-карт, которые Валентайн раздаёт бесплатно, он посылает особые сигналы, из-за которых люди сходят с ума: в них просыпается свирепая жажда убийства. Излучение действует на всех, даже тех, у кого в телефоне нет этой SIM-карты. Гарри тоже поддаётся безумию. Навыки агента спасают его. Увы, ненадолго: убив всех в церкви, агент приходит в себя, но сталкивается с Валентайном лицом к лицу, который убивает Гарри.
  
   После смерти наставника Эггси отправляется в ателье и понимает, что глава организации тоже на крючке у Валентайна. К счастью, молодой человек удачно разгадал планы врага, и тот погубил сам себя. Эггси отправляется к Мерлину (ещё одному агенту) и Рокси, делится с ними информацией, и они втроём идут спасать мир. Рокси взрывает один из спутников Валентайна, Эггси врывается на его базу. В какой-то момент агенты оказываются зажатыми в угол, но тут Эггси приходит гениальная идея: взорвать чипы, которые были у всех работников и гостей Валентайна - но не у него самого и не у его помощницы Газель.
  
   По дороге Эггси знакомится с пленённой очаровательной принцессой Тильдой и обещает обязательно к ней вернуться после спасения мира, покорённый её смелостью и раскованностью. Валентайн заменил сбитый спутник и начал осуществлять свой план, и весь мир, подобно той церквушке в Кентукки, ввергся в хаос: люди по всему миру начали убивать друг друга. Эггси сражается сначала с Газель и побеждает её, а затем убивает и Валентайна. Вернув миру спокойствие, он возвращается к принцессе за наградой.
  
   После титров наступает эпилог, закольцовывающийся сразу с двумя сценами фильма: открывающей из пролога и дракой в баре между Гарри и прихвостнями Дина - только теперь дерётся Эггси ради спасения своей матери из лап наркоторговца.
  
   "Секретная служба" - очень постмодернистское кино. И не только потому, что оно посмеивается над жанром - ещё оно полнится отсылками, которые добавляют фильму широты, но не глубины. Концептуально он ссылается на многие шпионские франшизы, в частности - на фильмы о Джеймсе Бонде. В речи героев тоже проскальзывают отсылки, особенно это заметно по Гарри Харту: он ссылается на фильмы, книги, других людей.
  
   Сама организация Kingsman является отсылкой к Артуриане: агентство состоит (предположительно, я их посчитала) из одиннадцати агентов-рыцарей; их кодовые имена - это имена мифических героев: Галахад, Ланселот, Персиваль и другие; в числе агентов выделяются Артур, глава агентства соответственно, и Мерлин, координатор, редко принимающий участие в полевых действиях, но занимающийся технической и информационной поддержкой агентов. Эрин Маллалли считает, что Kingsman - это новое прочтение легенд о короле Артуре. Исследователя привлекла трактовка главы организации (короля) как отрицательного персонажа, которому верные ему рыцари выбрали не подчиняться (или может быть Артур только притворился слабохарактерным стариком, свернувшим на неправильный путь - мы живём в постмодерне, любое прочтение имеет право на существование).
  
   Кроме того, фильм использует типичную сказочную канву, где отважный рыцарь (Эггси) спасает прекрасную принцессу (Тильду) буквально из пещеры (именно там находилась база Валентайна), хотя антагонист имеет мало отношения к драконам, главным похитителям принцесс. Вот был бы он азиатом - совсем другое дело.
  
   Глава II: А глубина где? [Дискуссия]
  
   "Это фильм, который развлекает, <...>, он смог заставить меня переживать за енота и дерево. Это чертовски гениальное произведение кинематографа!" - поделился Мэттью Вон своими впечатлениями от просмотра "Стражей Галактики" в интервью IGN. Именно фильмы о супергероях, по его мнению, по-настоящему развлекают зрителя. Так что неудивительно, что в "Секретной службе" отчётливо прослеживается веяние этого жанра. Собственно, агентов Kingsman можно назвать супергероями - только вместо плащей и трико они носят пуленепробиваемые смокинги.
  
   Кроме того, режиссёр с юмором подошёл к жанру шпионских боевиков и образов в них в целом, сделав ленту не только динамичной и фантастичной, но и ироничной, даже едко-саркастичной, часто подтрунивающей над набившими оскомину клише, и иногда жертвующей правдоподобием в угоду зрелищности или хорошей шутке, на что обратил внимание Джордан Хоффман. Питер Трэвис же назвал историю "безостановочно весёлой".
  
   В некотором смысле "Kingsman" парадоксален: он одновременно и высмеивает стереотипы, и нет. Так, например, давний агент службы Гарри Харт - всё ещё истинный джентльмен в элегантном костюме, знающий все правила этикета, как и положено шпиону, однако часто опаздывает (где же эта хвалёная британская пунктуальность?), дерётся в барах, очень много пьёт и ругается: первым его словом, произнесённым на экране, было разочарованное "shit".
  
   Есть и другие клише, разбиваемые "Секретной службой":
  

`Now I'm gonna tell you my whole plan, and then I'm gonna come up with some absurd and convoluted way to kill you, and you'll find an equally convoluted way to escape. Well, this ain't that kind of movie.'

- Ричмонд Валентайн Гарри Харту

   Забавно, что на самом деле это именно that kind of movie - если посмотреть на франшизу целиком: ведь во втором фильме выяснится, что Гарри буквально чудом удалось избежать неминуемой, казалось бы, смерти, пусть и не совсем своими силами. Однако зритель, посмотревший только одну киноленту, об этом не узнает. Для него такой исход, особенно после сцены геноцида в церкви, покажется достаточно печальным: Гарри как-никак один из главных героев - да ещё и в исполнении замечательного Колина Фёрта. И это подводит нас к проблеме фильма, на которую указывают некоторые критики: как в нём сочетается смерть и веселье?
  
   Работу Мэттью Вона упрекают за то, что в нём слишком много насилия, которое мало сочетается с юмором: сначала Гарри Харт, под действием излучения, убивает всех прихожан в церкви, потом Эггси и Мерлин подрывают многих мирных и не очень граждан, прятавшихся в бункере Валентайна (среди них были, например, знаменитости и политики, разделявшие идею Валентайна о новом "оздоровлённом" мире) - и хотя всё это показано намеренно ненатурально, театрально, эти моменты остаются спорными для критиком и тем более для обычных зрителей: Манола Дарджис назвала подобный приём "перегибом повествования". Это же не понравилось Питеру Собчински и Энтони Лэйну, однако последний также критиковал стереотипы, которые эксплуатировались фильмом: принцесса-выигрыш для главного героя, архетипичные характеры, темнокожий антагонист-американец, угощающий гостей на званом ужине "Биг Маком". Игнатий Вишневецкий назвал фильм "реакционным", Джейсон Уорд написал: "Всё в фильме "Kingsman" существует для того, чтобы скрыть тот факт, что он абсолютно консервативен", а Питер Брэдшоу дал фильму характеристику "устарелый" из-за того, что тот отдаёт дань старым, "более лёгким" шпионским фильмам.
  
   С другой стороны, несмотря на указанные недостатки, критики признавали, что фильм весёлый, а значит своей главной цели он всё-таки достиг. Да и зрители в большинстве своём остались довольны. Если цель фильма - быть обычным шпионским боевиком, но смешным, то со своей задачей он справился. Для выворачивания концепции наизнанку есть фильмы об Остине Пауэрсе.
  
   Глава III: Смотрю в книгу, вижу фигу [Фильм vs. комикс]
  
   "Kingsman" основан на комиксе под название "Секретная служба", однако от оригинала там мало что осталось. Поменялся не только сюжет, но и характеры, имена и даже пол некоторых персонажей. В этой части я рассмотрю основные расхождения.
  
   Итак, комикс повествует о молодом человеке Гэри Лондон, которого растила мать-одиночка. Он тоже умён, как и его киновоплощение, но недисциплинирован и с раннего возраста крутился на улице не в самой лучшей компании. В отличие от Эггси, у которого были возможности стать и гимнастом, и морским пехотинцем, но не смог оставить мать, поэтому оказался на крючке у отчима-наркоторговца, Гэри Лондон совершал мелкие преступления, чтобы произвести впечатление на своих друзей, пытаясь доказать, что он чего-то, да стоит. Так он докатился до кражи машины, а когда спасался от полиции, увидел на дороге собаку и предпочёл разбить машину и попасть в лапы копов, чем лишить жизни невинное существо. Таким же предстаёт нам и Эггси - только машину он украл у своего неприятеля, но точно также пожертвовал собой ради бездомного животного.
  
   В фильме образ Эггси-преступника, продававшего наркотики хулигана, карманника и угонщика, постоянно подкрепляется позитивными образами: в первой сцене, где зрителям показывают повзрослевшего Эггси, он нежно заботится о своей сестре, хотя она родная ему только по матери, когда он рядом с ней, то широко улыбается, располагая к себе. Да, он крадёт ключи и машину, но у кого? - у неприятного типчика в белом спортивном костюме. У него замечательные навыки вождения, он не сбил собаку, а когда патрульная машина всё же настигла его с друзьями, то он отвлёк внимание полиции на себя, дав товарищам время скрыться, а после не сдал их на допросе в участке.
  
    []
  
   Когда Эггси становится кандидатом в агенты, то соперничает с остальными восьмью юношами и девушками, так как вакантное место в агентстве всего одно, потому отношения с ними у него более напряжённые, чем в комиксе. В комиксе все тренирующиеся становятся по итогу шпионами, и хотя отношения с ними из-за невысокого социального статуса у Гэри Лондона тоже натянутые, они не такие токсичные, как в фильме.
  
   Говоря о Kingsman, стоит отметить, что такая организация существует только в фильме. В комиксе Гэри поступает на службы в реально существующую разведку - известную британскую MI6. Там же работает и родной дядя Гэри по матери, которого зовут Джек Лондон - и иногда он пользуется псевдонимом Гарри Харт.
  
   В фильме между Гарри и Эггси нет никакой связи - кроме той, что отец Эггси тоже был кандидатом в Kingsman - в то время как в комиксе они родственники. Поэтому Джек, по официальным данным работающий где-то в правительстве, по неофициальным - в разведке, помогает племяннику и, чтобы в дальнейшем тот сам смог о себе позаботиться, устраивает его в MI6. Важно, что у Джека и Гэри - один и тот же бэкграунд: они оба выросли в том неблагополучном районе, в то время как Гарри и Эггси принадлежат разным социальным слоям, у них не так много общего, и потому им не всегда просто понять друг друга.
  
   Гарри в фильме - это немного неправильный джентльмен, который, несмотря на мелкие недостатки вроде пристрастия к алкоголю (а у кого его нет?), опозданий и драк в баре, в остальном очень принципиальный, честный и скромный профессионал своего дела. Он коллекционирует бабочек и первые полосы The Sun тех дней, когда он спасал мир, но никто так и не узнал об этом.
  
    []
  
   В комиксе Джек погибает от руки главного злодея, но не потому, что тому нужно было избавиться от надоедливого шпиона: "главный злыдень" даже не знал, что Лондон - шпион, просто заметил его со своей девушкой. Валентайн же хотел избавиться от агента, который мог помешать осуществиться его планам.
  
   К слову, персонажа Валентайна в комиксе и вовсе нет - его прототипом выступил Арнольд, антагонист в комиксе. В фильме этим именем назвали похищенного процессора, в то время как в комиксе Арнольд сам был похитителем. В начале комикса он похищает Марка Хэмилла (забавно, что в итоге именно этот актёр сыграл профессора в экранизации), так как, как и Валентайн, озабочен созданием чистой от людей планеты - но в на этой планете он хочет сохранить жизни своих любимых знаменитостей. С Валентайном примерно такая же история. Он - безумный эколог, помешанный на идее спасти планету от самого страшного вируса - человека. Все беды, по его мнению, происходят именно от людей и их огромного количества, а потому от худшей части надо избавиться. В "лучшую часть" он, конечно же, записал себя, несколько селебрити и политиков - чтобы после осуществления задуманного те смогла установить новый миропорядок.
  
   Валентайн довольно неординарный "злодей". Его цели можно даже назвать благородными (а вот над путями исполнения стоит поработать, конечно), он в целом довольно комичный персонаж: шепелявит, одевается модно и ярко - совсем как свихнувшийся капиталист, - и не выносит вида крови, его начинает тошнить. И при этом он жаждет, чтобы люди поубивали друг друга.
  
    []
  
   У Валентайна есть помощница по имени Газель. Вместо ног у неё - протезы с лезвия, которые помогают ей в бою. Она очень опасна и может разрезать человека на половинки одним ударом. В комиксе Газель тоже есть, только этот персонаж мужчина, практически безликий подручный Арнольда, в то время как в фильме этот персонаж более яркий и запоминающийся.
  
    []  []
  
   Раз речь зашла о женщинах, нельзя не отметить, что в фильме их куда больше. В комиксе они в основном мелькают где-то фоном, показывая, что на службе в MI6 могут находиться и женщины. В фильме нам показывают и Газель, и Рокси - девушку, победившая в конкурсе на место Ланселота, и принцессу (хотя её персонаж практически не раскрывается в этом фильме).
  
    []  []  []
  
   Глава IV: "That is fucking spectacular!" [Киноприёмы]
  
   Фильм очень динамичный. От него трудно оторвать взгляд, даже когда смотришь его в сотый раз. Причина кроется в умелой операторской и монтажной работе. В "Секретной службе" движется всё: объекты в кадре, камера и даже титры.
  
   Камера всегда движется очень плавно, даже если движения быстрые. Она статично закреплена, нет лихорадочных хаотичных движений. Все кадры очень насыщенные по своей цветовой гамме, серый цвет наконец-то исключён - всё это позволяет детально рассмотреть происходящее на экране.
  
   В фильм включены элементы анимации: когда в открывающей сцене происходит штурм неизвестного здания на Ближнем Востоке, каменные осколки относит взрывами в сторону экрана, где они превращаются в слова - имена тех, кто работал над фильмом. В другом кадре рой колючих снежинок складывается в название фильма.
  
    []  []
  
   Переходы между кадрами по большей части тоже очень плавные, соединённые некоторым элементом. Например, в одной из первых сцена, когда Гарри приходит к семье Эггси рассказать о гибели отца семейства, мальчик играет со стеклянным шаром, внутри которого находится фигурка горы. Когда Гарри покидает дом, камера перемещается на игрушку, плавно приближает её, пока искусственная гора не превращается в настоящую, а медленно оседающий на дно шара снег не становится метелью. Похожий приём работает и в другом моменте с фотографией, когда Мерлин показывает кандидатам фотографию девушки. Камера неспешно приближается в чёрно-белой фотографии, и в какой-то момент она наполняется цветом и внезапно оживает - и зритель вместе персонажами переносится в бар к этой незнакомке.
  
    []  []
  
   Некоторые кадры намеренно театрализованны, как, например, сцена неудавшегося спасения профессора Арнольда. Газель напала на Ланселота со спины, и мы не видим её поначалу - только блеск мелькнувшего лезвия, изящную руку, забравшую бокал виски из рук убитого агента. Затем половинки агента разъезжаются в стороны, словно кулисы на театральных подмостках, и за ними с ноткой кокетства стоит она.
  
   Подобных жестоких сцен действительно довольно много в фильме (7 сцен одиночных убийств - чаще всего так умирают персонажи, значимые для сюжета; 8 сцен массовых убийств - это сцены, где погибает массовка) - однако у них есть важная особенность: они очень денатурализированны. Здесь нет какого body-horror'а или фонтанов крови, как у Тарантино. "Kingsman" - это своего рода анти-Тарантино. Здесь разрубают людей напополам, взрывают им головы, запихивают в мясорубку (это во втором фильме, правда, но тоже очень запоминающийся момент), отстреливают пальцы и делают ещё много чего ужасного, но выглядит это даже более невинно, чем в некоторых мультипликациях (да-да, Happy Tree Friends, я на вас смотрю). Фильм должен быть смешным, а если и не смешным, то хотя бы не вызывающим отвращение. Такой подход к жестокости - ещё один приём, благодаря которому зрители в большинстве своём не будут отворачиваться от экранов.
  
    []  []
  
   Слоумо используют не только для эпичных сражений, чтобы зритель имел возможность насладиться каждым движением, но и чтобы показать, как персонаж по-другому воспринимает окружающую реальность, как это было с Гарри: когда его задело взорвавшимся профессором Арнольдом, когда Валентайн проводил тест своей машины смерти в Кентукки, заставив Гарри желать крови, и когда во время сражения в церкви его задело взрывом собственной гранаты. В эти моменты всё вокруг замедлялось, и звуки вокруг затихали, превращались в неразборчивый далёкий шум.
  
   Через киноприёмы также передаётся и течение времени. Чтобы перемотать несколько сцен, но при этом показать, что прошло несколько месяцев, зрителю демонстрируют нарезки кадров, динамично сменяющих друг за друга в одном направлении: они опускаются снизу вверх. Проходит тренировка кандидатов в агенты, завод Валентайна печатает SIM-карты в огромном количестве, Гарри всё ещё без сознания, над Эггси подшучивают его коллеги, Гарри слабо, но шевельнулся, тестирование, очередная проверка будущих агентов на прочность - и всё это меньше, чем за три минуты.
  
   Есть несколько киноприёмов, которые переходят в символическое значение. К ним может относится самый первый кадр - крупный план магнитофона, в котором крутится, играя музыку, плёнка кассеты - это важный элемент, потому что финальная сцена - та, что после титров, - начинается с такого же элемента, который закольцовывает повествование, намекая на цикличность времени: что было однажды, случится и дважды. Это подтверждает и следующая сцена финала: Эггси, который пришёл в бар разбираться с отчимом. Он выглядит один в один как Гарри: одежда, зонт, крылатое выражение "Manners maketh man" и даже движения - он словно реинкарнация своего учителя. Можно сказать, что так и есть, ведь Эггси занимает место Галахада, которое до этого занимал Гарри.
  
    []  []
  
    []  []
  
   Ещё одним интересным приёмом является съёмка отражения. Зеркало в фильме появляется трижды: когда зритель впервые знакомится со взрослым Эггси, когда Эггси только-только собирается стать агентом и когда он, без двух минут шпион, надевает свой костюм джентльмена. В первый раз мы видим его дома, прячущего отцовскую медаль под поло - это его потенциал, скрытый за внешними обстоятельствами. Во второй раз зеркало становится проводником в другой, буквально подземный, мир. В третий раз действие происходит в самолёте - значит ли это, что Эггси сбросил оковы прошлой жизни и теперь свободен, подобно птице?
  
    []  []  []
  
   Глава V: Звуки музыки и не только [Аудиосопровождение]
  
   Аудиосопровождение фильма тоже способно поддерживать зрительский интерес. Один из приёмов - это наложение звуков одной сцены на другую. Он бывает разных типов: иногда звук предвосхищает следующий кадр (то есть зритель ещё не видит происходящее, но уже слышит диалог Эггси и его друзей в баре или разговор матери Эггси с Гарри). Другой вид происходит наоборот, когда звук словно немного запаздывает: в "Секретной службе" такое происходит, когда Валентайн общается с профессором Арнольдом в начале фильма - его голос мы слышим на фоне поездки Гарри в кэбе. Бывает и такое, когда звук оказывается неким пророчеством: агент Артур рассказал о пропаже принцессы Швеции, и в следующем кадре зритель может наблюдать житие Тильды в плену.
  
   Некоторые сцены убийств происходят под несоответствующую моменту музыку. Например, это было во время геноцида в церкви, а также когда Валентайн запускает свою машину, и люди по всему миру начинают нападать друг на друга. В эти моменты звучит очень весёлая, бодрая музыка. Когда Мерлин и Эггси подрывают головы чипированным, играет оркестровая музыка вроде гимна. Такой приём несоответствия музыки и действия на экране называют аудиовизуальным контрапунктом. Он помогает снимать со зрителя напряжение во время таких тяжёлых сцен.
  
   Похожий момент есть и без музыки, а только со словами: Валентайн произносит пафосную речь перед своими гостями, говоря о том, что они должны "Eat, drink, and party" - ведь они вступают в новую эру. На фоне этого показываются кадры мирной жизни: люди занимаются обычными рутинными делами, или отдыхают на пляже, или наслаждаются просмотром матча.
  
   В остальном часто соотносятся с действиями: если происходит сражение, играет что-то эпичное, если ситуация напряжённая, то музыка становится тревожной. Но иногда она и обманывать зрителя: когда Гарри приходит на званый ужин к Валентайну, к столу выходит Газель, которая катит тележку, содержимое которой накрыто серебряным блюдом. В это время фоном играет тревожный саундтрек - зритель подспудно ждёт какого-нибудь подвоха, опасного для жизни Гарри. Однако Газель открывает крышку, и перед глазами обманутого зрителя предстаёт поднос, уставленный едой из Макдональдса.
  
   Глава VI: Пятьдесят тысяч вольт [Эскалация напряжения]
  
   Саундтреки отлично подходят для того, чтобы зритель переживал за героев. Однако есть и визуальные приёмы для создания ещё большей атмосферы напряжённости. В "Kingsman" этому служит визуальный ряд, нарезанный особым образом. Все особые для персонажей моменты, когда им приходится играть наперегонки со временем, что выжить и спасти других, происходят в один момент. Кадры этих моментов быстро сменяют друг друга чередованием под подходящую для момента музыку: Эггси бежит от преследователей - на машине Валентайна запустился обратный отсчёт - выпущенная Рокси ракета летит по направлению к спутнику - стрельба - и снова Эггси... И так по кругу, пока в один и тот же момент ракета достигает цели, Эггси - укрытия, обратный отсчёт дошёл до нуля, но машина... не запустилась. Зритель, как и персонажи, может передохну?ть. Чтобы затем, через некоторое время, вновь соревноваться против времени: Эггси опять бежит - Валентайн тянет чужой спутник - ракетная установка поворачивается в сторону самолёта, где засел Мерлин, а он отчаянно набирает строчки компьютерного кода, чтобы взорвать всем мозг (в прямом смысле).
  
   Глава VII: Как стать шпионом, не вставая с дивана [Зрительское соучастие]
  
   В фильме можно встретить также и киноприёмы, которые помогают зрителю ощутить себя не просто вуайеристом, подглядывающим за чужими жизнями, но настоящими непосредственными участниками событий, стирая грань между реальностью и кинопоказом. "Секретная служба" играет с этим, то давая зрителю ощутить себя главой шпионской организации, надев очки вместе с ним и взглянув на мир его глазами, то почувствовать себя одурманенным Гарри Хартом, убивающим людей в церкви, то просканировать местность вместе с Эггси, чтобы устрашиться масштабам вражеских сил, то вместе с дроном влететь в открытое окно, чтобы поучаствовать в допросе врага.
  
    []  []
  
   Глава VIII: Лёгкая улыбка покоряет мир [Эффект]
  
   "Kingsman: Секретная служба" - фильм, который благодаря качественному подходу к съёмке и сочетанием фабулы шпионского боевика и компоновкой по канонам супергеройского фильма, смотрится увлекательно. Об этом говорят и зрительские симпатии, которые можно проверить, например, по рецензиям на "Кинопоиске": из 302 рецензий, 231 - положительные, в то время как отрицательных и нейтральных всего 30 и 32 соответственно.
  
   Есть и другой способ оценить эффект, который фильм произвёл на общество - это фандомы и их активность. Есть фильмы, которым не дано изменить мир или хотя бы представление о каком-либо жанре. Однако эти фильмы цепляют. Они не просто нравятся кому-то - они вдохновляют людей на творчество. Персонажи истории могут настолько понравиться, что захочется увидеть их не только в рамках нескольких фильмов, но и в других приключениях, узнать о них больше - и если создатели фильма не могут этого дать, то следует обратиться к фанатам или самому воплотить свои идеи в жизнь.
  
   Фанатское творчество включает в себя фанарты - рисунки по мотивам любимых произведений: Гарри и Эггси несколько появлялись в различных художественных зинах (сборниках фанартов на определённую тематику); фанфики - сочинения по мотивам запавших в душу оригинальных произведений: на русскоязычном ресурсе "Книга фанфиков" по фандому Kingsman на данный момент написано 2017 работ. Наибольшая активность происходила в 2015-2017 годах, когда на экраны вышли первые две части. Третья часть, являющаяся приквелом к основному сюжету, вышла в 2021 году и не произвела особого впечатления на фанатов, так как фанфиков о персонажах этого фильма практически нет. Да и активность авторов и читателей заметно снизилась даже по сравнению с 2020 годом, а значит новый фильм не вдохнул в фандом новую жизнь, и теперь он медленно "умирает", то есть фанаты становятся в нём всё менее и менее заинтересованными. Такая же история происходит и на иностранных ресурсах фанфикшена.
  
   Кроме фанфиков и фанартов существуют и другие произведения, но они встречаются реже. Например, песни - по "Kingsman" их немного, но они существуют. Есть фанаты, которые шьют игрушки, вышивают персонажей, делают косплей и занимаются многими другими потрясающими штуками, но обычно это более сложные и редкие виды творчества, поэтому основными показателями активности можно назвать именно фанфики и фанарты.
  
   Эпилог [Вывод]
  
   Таким образом, фильм Мэттью Вона можно назвать вполне успешным, так как он смог сплотить вокруг себя заинтересовавшихся им людей и вдохновить их на создание своих произведений. Возможно, он не такой успешный, как "Звёздные войны" (15873), или "Гарри Поттер" (книги - 125709; фильмы - 79319), или "Avatar: The Last Airbender" (3568), "Чародейки" (1747 - число не очень большое, но активность в фандоме удивительно высокая для медиапродукта, который не выпускается уже более десяти лет; фанаты до сих пор покупают и продают мерч, но уже друг у друга, а не у официальных производителей, создают активные сообщества по фандому и другое) - эти фандомы существуют дольше, чем "Kingsman", но работы по ним активно создаются и читаются и по сей день. Трудно сказать, чего не не хватило фандому: боюсь, для этого придётся провести ещё одно исследование. Возможно, что эта история работает в обратную сторону: у всех фандомов есть некоторый период жизни, после которого они начинают загибаться, а перечисленные выше являются исключениями из этого правила.
  
   А если задаться вопросом, как много фанфиков пишется по условному авторскому кино? Или по произведениям, созданным до воцарения постмодерна, в которых была "глубина"? Например, произведения классиков? "Война и мир"? (373) "Евгений Онегин"? (1029) "Мастер и Маргарита"? (870) Неплохо, но у Джорджа Мартина в "Песни льда и пламени" - 8363. У китайской новеллы "Благословение небожителей" - 5938.
  
   Почему так? Быть может, эта самая "глубина" во всём повинна? Именно она лишает возможности интерпретировать по-своему и мешает творческому самовыражению? Ведь если уже есть зафиксированная трактовка и она одна или пара-тройка - но всё равно маловато, - то что можно сказать об этом "глубоком" произведении, кроме того, что уже было сказано?
  
   Конечно, есть массовые произведения, кино и книги, которые не цепляют. В них нет изюминки, нет интересных персонажей, нет мира, который бы хотелось исследовать поподробнее. Или же в них автор настолько хотел всё раскрыть, что перестарался, и фанатам ни прибавить, ни убавить.
  
   У "Kingsman" есть фандом - а значит Мэттью Вон всё же сумел создать качественный фильм. И неважно, есть у него смысловая глубина или нет. Даже если она есть, мы никогда её не познаем, ибо бесконечное множество интерпретаций, доступных в постмодерне, попросту не дадут нам этого сделать.
  
   В конце концов, на мелководье не так уж и плохо.
  
   Список источников:
       1. Bradshaw, P. Kingsman: The Secret Service review - a smirking, charmless spy spoof / P. Bradshaw. - Текст : электронный // The Guardian : [сайт]. - URL: https://www.theguardian.com/film/2015/jan/29/kingsman-the-secret-service-review (дата обращения: 25.03.2023).
       2. Collura, S. Matthew Vaughn Talks Choosing Kingsman: The Secret Service Over X-Men: Days of Future Past, Changing the Comic, and Bringing Fun Back to Spy Movies / S. Collura. - Текст : электронный // IGN : [сайт]. - URL: https://www.ign.com/articles/2014/11/20/matthew-vaughn-talks-choosing-kingsman-the-secret-service-over-x-men-days-of-future-past-changing-the-comic-and-bringing-fun-back-to-spy-movies (дата обращения: 25.03.2023).
       3. Dargis, M. Review: In `Kingsman: The Secret Service,' Colin Firth Get His Suits Splattered / M. Dargis. - Текст : электронный // The New York Times : [сайт]. - URL: https://www.nytimes.com/2015/02/13/movies/review-in-kingsman-the-secret-service-colin-firth-get-his-suits-splattered.html (дата обращения: 25.03.2023).
       4. Hoffman, J. Kingsman: The Secret Service review - dapper laughs in thrillingly adolescent 007 pastiche / J. Hoffman. - Текст : электронный // The Guardian : [сайт]. - URL: https://www.theguardian.com/film/2014/dec/30/kingsman-the-secret-service-first-look-review (дата обращения: 25.03.2023).
       5. Lane, A. Society of Men / A. Lane. - Текст : электронный // The New Yorker : [сайт]. - URL: https://www.newyorker.com/magazine/2015/02/16/society-men (дата обращения: 25.03.2023).
       6. Mullally E. Killing Arthur: revising the Perceval myth in "Kingsman: The Secret Service" //Arthurian Legend in the Twentieth and Twenty-first Centuries. - 2022. - С. 119.
       7. Sobczynski, P. Kingsman: The Secret Service / P. Sobczynski. - Текст : электронный // Roger Ebert : [сайт]. - URL: https://www.rogerebert.com/reviews/kingsman-the-secret-service-2015 (дата обращения: 25.03.2023).
       8. Travers, P. Kingsman: The Secret Service / P. Travers. - Текст : электронный // Rolling Stone : [сайт]. - URL: https://web.archive.org/web/20200925052219/https://www.rollingstone.com/movies/movie-reviews/kingsman-the-secret-service-255463/ (дата обращения: 25.03.2023).
       9. Vishnevetsky, I. Kingsman is a slick, gory spy pastiche - just don't think about it too hard / I. Vishnevetsky. - Текст : электронный // AV Club : [сайт]. - URL: https://www.avclub.com/kingsman-is-a-slick-gory-spy-pastiche-just-don-t-think-1798182710 (дата обращения: 25.03.2023).
       10. Ward, J. Is Kingsman the most conservative comedy this century? / J. Ward. - Текст : электронный // The Guardian : [сайт]. - URL: https://www.theguardian.com/film/filmblog/2015/jan/27/is-kingsman-the-most-conservative-comedy-this-century (дата обращения: 25.03.2023).
       11. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или культурная логика позднего капитализма. - Изд. 2-е, испр. / пер. с англ. Д. Кралечкина; под научн. ред. А. Олейникова. - М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. - 816 с.
       12. Кинопоиск Что такое аудиовизуальный контрапункт? / Кинопоиск. - Видео : электронный // YouTube : [сайт]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=DWwxe-CmkUU&t=4s&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA (дата обращения: 25.03.2023).
       13. Корте Г. Введение в системный киноанализ [Текст]: с примерами исследований на материале фильмов Забриски Пойнт (Антониони, 1969), Мизери (Райнер, 1990), Список Шиндлера (Спилберг, 1993), Ромео и Джульетта (Лурман, 1996) / Гельмут Корте; авторы исследований: Петер Дрекслер, Гельмут Корте, ГансПетер Роденберг и Йенс Тиле; перевод с немецкого Марии Юдсон, Евгении Смирновой. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. С. 112
       14. Рецензии/Kingsman: Секретная служба. - Текст : электронный // Кинопоиск : [сайт]. - URL: https://www.kinopoisk.ru/film/749540/reviews/?ord=date&rnd=1679740162 (дата обращения: 25.03.2023).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"