Достоевский назвал свой любимый, наглеющий от морозов и пожаров, "самовлюбленный, проклятый, пустой, моложавый" городок умышленным. Такой же умышленный, как и его, Достоевского романы с неумышленными издевками над бедными девочками с их грозящими кулачками и, неумышленным же опошлением "слезинки ребенка".
И что же за умысел тут, в этом городе, злой или добрый? Ну конечно, злой, ведь умышленик-то человек, а человеческие умыслы по определению не бывают добрыми - только помыслы; и то не добрыми, а дерзкими.
"И думал он: отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу." - вот философия петровского урбанизма: город-угроза, заложенный кому-то назло.
Но не на шведа вовсе, это гроза пошла, а на своих, тем, что костями своими устлали болота городу тому под фундамент. А швед-то надменный - ему что! - он и поныне благоденствует.
И Медный всадник, истукан среди кипения возмущенных вод, "рукой, простертой в вышине", усмирил их возмущение только после того, как принесена в жертву невинная овечка Параша.
Евреев можно было бы считать умышленным народом, если бы их умысел о себе находлся в человеческой парадигме добра и зла; за такие помышления отец отцов наших был уволен из садовников с волчьим билетом и приговорен к мучительной смерти.
А божий замысел об этом народе состоял в том, чтобы через них произвести постепенное обновление мира; мир нуждается в периодических обносления. Чтобы они, размножившись и окрепнув, изгнали из земли одряхлевшие и надоевшие Творцу народы и заполнили ее собою, так как смывать людей с земли водой было уже нельзя - после потопа Творец поклялся этого больше никогда не делать. Но то не умысел был, а замысел. "Я люблю Твой замысел упрямый".
Умысел же человеческий есть земная аберрация, извращение божия замысла. Это, когда евреи, движимые неосознанным инстинктом избранности принимаются чистить мир разными революциями, навлекая на себя всеобщее справедливое недовольство и раздражение. Или когда самоизбранные арийцы пытаются избавиться от конкурентов по избранности (каинов комплекс).
Генетически евреи, это тройной фильтрат потомства Авраама по прозвищу Еврей, которое согласно пророчеству, сильно размножившись в изгнании, в четвертом поколении вернулось в ту землю, где за четыреста лет до того Авраам Еврей положил заложил семя этого рода. Фильтрацию прошли три поколения патриархов: Авраама, Ицхака и Иакова, потому тройной.
Те, что отсеивались, тоже не пропадали, но давали ростки параллельным семитским народам, расселявшимся окрест, как и заповедано было всему человечеству при сотворении Адама: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Потом они перемешались между собой, о чем свидетельствует название их нового, обобщенного супер-этноса - арабы ("арав" = смесь (евр.)).
Евреи в четвертом поколении от Авраама - дети Иакова - ушли в Египет на откорм и еще через четыре поколения вернулись оттуда народом на 621 тыс. "мочившихся к стене" - очень много по тем временам. Они пришли тогда из пустыни, завоевали эту землю и построили там свое тысячелетнее государство - сначала республику, потом царство.
Но царство то, растянувшееся между морем и рекой, оказалось слишком длинным топографически и по длине разломилось надвое: Северное - Израиль (еврейское, дом Израиля) и Южное - Иудея (иудейское, дом Иуды). Таким мощным было колено Иуды со львиной мордой на гербе, что стояло против десяти (впоследствии "потерянных").
Как это часто бывает у соседних, близкородственных народов, между собой они враждовали. Oни и до сих пор друг друга не выносят, евреи и иудеи; хоть с точки зрения антисемитизма и не различны, как китайцы.
Ослабленные взаимной враждой царства подвергались набегам и разрушениям со стороны Ассирии и Вавилона, которые закончились изгнаниями и пленениями народа - сначала Ассирийским (10 еврейских племен), потом Вавилонским (иудеев и шимонитов).
Когда Вавилонское пленение закончилось, и вышло иудеям от царя разрешение - даже поощрение - вернуться и отстраивать свое государство на периферии Персидской Империи, то вернулось из угнанного миллиона лишь 40 000, тогда как основная масса народа осталась, дожидаться погрома, описанного в книге Эстер, вспоминая Иерусалим лишь в псалмах. Евреи же в Ассирии и вовсе там растворились, потерялись и как народ из истории исчезли - те самые 10 потерянных колен Израилевых.
Восстановленная Иудея простояла кое-как ещё 600 лет, сопротивляясь поочередно персам, грекам и римлянам, пока не была окончательно разрушенa Римом.
Народ после разрушения был разделен, и большая и наиболее активная часть его была угнана в рабство в Италию, чтобы там пополнить быстро редеющие ряды гладиаторов, галерных гребцов и, если повезет, солдат.
Возвращение в Иерусалим и восстановление там вместе с оставшимися государственной жизни им было сначала административно запрещено, а когда Империя рухнула и это стало возможно, они уже забыли о доме и вспоминали о нем только в молитве - вавилонская история повторилась.
Они уходили все дальше вглубь Европы и потом, по мере того, как они разбредались по ней, гонимые погромами, возвращение становилось невозможным уже по внутренним причинам, ни морально, ни технически.
Для того чтобы снова собрать их вместе и повести в землю Израиля нужен был новый Моисей. Теперь его групповое имя было Сионизм, а жезлом - цивилизация и печатный станок. И евреи деятельно включились в развитие и продвижение европейской культуры.
А пока они там учились у итальянцев играть на скрипке и у немцев брали уроки философии, их земля лежала бесхозной, и оставшиеся на ней потомки Авраама, в ожидании возвращения заблудших братьев своих почти 2000 лет как могли сохраняли там традиции жизни своего дома.
И вот они вернулись. Из Катастрофы и лагерей. И "старший брат", те "аристократы", что всё время их блужданий пробыли тут, встретил их...
Трудно, впрочем, сейчас сказать, с каким он их встретил лицом, так как сразу же, на следующий же день, началась интервенция трех соседних государств - родственно враждебных арабов - и жестокая война за Независимость повязала кровных братьев сообща пролитой кровью. Косвенно, однако, это можно предположить по той гримасе неприязни и недоверия с какой была встречена уже самими евреями следующая волна репатриации, та, что после следующей серии войн за существование.
Так или иначе, народ теперь собран вместе на земле Израиля, и его судьба в его руках. Так что разбежитесь - больше Я за вас не отвечаю: "кто не спрятался - Я не виноват".
Приняты четыре основных определения антисемитизма: политический (Египет), религиозный=христианский (Византия), идеологический (Германия) и бытовой, конъюнктурный (Россия, Польша, Украина).
Христианский антисемитизм так объясняет сам себя:
Евреи, и правда, были когда-то избраны Богом, но убили Его Сына, которого сами же и произвели на свет, и за это были Им отвергнуты. На этом еврейская богоизбранность исторически вроде бы исчерпана.
Якобы народ, избранный из Египта, и возвращенный в свою землю, за свою, положенную всякому народу на его жизнь тысячу лет (по К. Леонтьеву), выродился там до одного Человека (оцененного в тот самый семитысячный остаток, о котором Бог говорил Илие - Божия Сына), и Человек тот ушел на небо, как когда-то Моисей ушел на гору, и тоже велел ждать, когда вернется. Но, в отличие от Моисея, пока не возвращается - очень уж, видно, хорошо там. А остаткам Его народа богоизбранность заменена на изгнание и Каиновы скитания в землях чужих, с чем связан их особый вклад в развитие культуры и цивилизации о котором пророчат Быт 4: 21, 22. И вы, объявившие себя вдовами Христовыми, если хотите ждать, то сидите тихо и не лезьте на сцену, в разыгрывающуюся перед вами сложную трагедию отношений между Богом и Его народом. Не вам ли сказано, что "всякому, кто убьет Каина отмстится в семеро". И уж во всяком случае, не человеческое это дело, месть, но Божье. Ибо "Мне отмщение, и Я воздам".
К тому же и нет на евреях Каинова греха, взывающего к отмщению, ибо причина их ревности иная: лучше пусть погибнет один, Тот, который "иудеям соблазн", но весь народ спасется (от того соблазна). Да и не вечным было проклятие Каина, но действовало лишь в семи поколениях, и в Ное род его, как Блудный сын евангельский, вернулся в дом отца.
А во времена Моисеевы срок Божия проклятия был сокращен вдвое, как "УДО": "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода" (Исх. 20:5). А потом родовое наказание и вовсе упразднено через пророков: "сын не понесет вины отца" (Иез 18:20).
Так чего же тогда вам от них надо, господа антисемиты? Почему не верите этому всему, написанному в святых для вас же книгах, но солидаризируетесь с толпой вами же якобы ненавидимой иудейской черни, которая столпилась тогда у Претории, требовала казни и кричала: "Кровь Его на нас и на детях наших!" Но мало ли, что кричит чернь! Она есть везде и была во все времена, и всегда что-нибудь выкрикивала злобное.
Вы скажете, что эта чернь и есть народ? Да, в жизни всякого народа бывают периоды, когда он весь становится чернью. Потому что народ не одним лишь биологическим законом живет и умирает, но и историческим, по которому он обновляется в течении жизни. Главное, чтобы сохранялся в нем десяток праведников, способный это ему обеспечить.
Евреи позаботились, об этом учредив институцию "миньяна". Они стали божьим народом в голуте, куда Моисей их увел из египетского рабства, которое есть образ смерти и зимы.
"Голут" созвучно русскому слову "голый", как фонетически, так и содержательно, и они были голы в голой пустыне. Такими усыновил их Бог. И после разрушения 2 Храма они снова остались голы, без крыши, чему всегда предшествует полное национальное опускание до состояния черни, что равноценно смерти народа. И они снова ушли в голут, на этот раз в Европу, искать путей национального возрождения.
Они нашли этот путь через культуру, как тогда нашли его через религию, но теперь это заняло гораздо больше времени. Настолько же больше, насколько и глубже было их падение после kaзни Божия Сына, чем таковое после их коллективного греха над сыном Патриарха Иосифом, за которым последовали четыре поколения египетского рабства.
Однако тут сам черт ногу сломит - оставим это самим евреям: это их, внутренние разборки.