Лукшиц Юрий : другие произведения.

Рецензия на фильм "пандорум"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В последнюю пару лет можно смело отметить, что наряду с постапокалиптикой возрождается космическая фантастика (иногда переплетаясь с другими жанрами). Возможно, это связано с недавно опубликованными планами ведущих держав мира - Китая, США, Японии и РФ - до конца 2020 года высадиться на Марсе и начать постройку лунной станции. Это не прошло незамечено и в кинематографе - сначала нас порадовали "Звездный путь" и нашумевший "Район Љ9", потом "Луна-2112" и, наконец, на экраны вышел "Пандорум".

  Жанр: Фантастика, ужасы, триллер
  Режиссер: Кристиан Алверт
  Продюсер: Пол Уильям Скотт Андерсон, Джереми Болт
  Автор сценария: Кристиан Алверт, Трейвис Миллоу
  В главных ролях: Бен Фостер, Деннис Куэйд, Кэм Жиганде, Норман Ридус
  Кинокомпания: Constantin Film, Impact Pictures
  Бюджет: $33 000 000
  Сборы: $20 000 000
  Страна: Германия, США
  Год выпуска: 2009
  
  В последнюю пару лет можно смело отметить, что наряду с постапокалиптикой возрождается космическая фантастика (иногда переплетаясь с другими жанрами). Возможно, это связано с недавно опубликованными планами ведущих держав мира - Китая, США, Японии и РФ - до конца 2020 года высадиться на Марсе и начать постройку лунной станции. Это не прошло незамечено и в кинематографе - сначала нас порадовали 'Звездный путь' и нашумевший 'Район 9', потом 'Луна-2112' и, наконец, на экраны вышел 'Пандорум'. Наибольшим удивлением для меня был тот момент, когда я узнал, что фильм провалился в прокате. В голове, признаюсь, царило настоящее недоумение, поскольку просмотрел я его на одном дыхании, но обо всем по порядку.
  
  Конечно, сюжет фильма не нов. По существу, 'Пандорум' создавался на стыке жанров - фантастики, ужасов и триллера - что особенно хорошо заметно во время его просмотра. Здесь тесно переплетается культовые 'Чужие' со 'Спуском', мрачный тон картины напоминает фильмы 'Сквозь горизонт' и 'Другой мир' вперемешку с 'Блэйдом' и 'Звонком'. Внимание публики цепляют уже самые первые кадры, когда перед нами проносится краткий пересказ пессимистичного будущего человечества, появляется капитанский мостик корабля 'Элизиум', экипаж которого получает мрачное сообщение: 'Вы последние из землян. Удачи вам! Храни вас Господь! Божьего вам благословения!' Настроение зрителя автоматически понижается после этих слов, и их внимание концентрируется на дальнейшем развитии сюжета.
  
  Следует отдать должное создателям - если за что и нужно хвалить фильм, так это за прекрасно созданную атмосферу напряженности. Она присутствует неизменно на протяжении его просмотра. Прежде всего, 'Пандорум' - это не сплошной экшн с постоянными спецэффектами, как это было с 'Аватаром'. Картина работает на факторе психологического воздействия. Как паранойя, он начинается с навязчивых ощущений, что 'что-то не так', и заканчивается в финале буйным приступом паники, переплетаясь с постоянно накаляющейся обстановкой - и, не сколько на самом корабле, а сколько в душах персонажев фильма. Детище Кристиана Алверта погружает нас в мир нагнетающей темноты и ужаса, при этом он использовал нехитрые приемы: давящую музыку, жуткое звукосопровождение, рваный монтаж драк и быструю смену сюжета - даже самые жуткие моменты в 'Пандоруме' частично скрыты в темноте, а камера иногда трясется так, что создается впечатление, что и на оператора напали. Можно констатировать, что, если данный режиссер сохранит традицию своего 'почерка', как это мы видим в 'Антителах' и 'Деле 39' то он станет настоящим экспертом-киноисследователем страха наших дней.
  
  Психологический распад героев начинается с самых первых моментов. Два офицера-астронавта - капрал Бауэр (Бен Фостер) и лейтенант Пейтон (Деннис Куэйд) - выходят из анабиоза и пытаются связаться с командой управления полетом и другими членами экипажа. Однако попытка заканчивается неудачей, связь отсутствует, в том числе и с капитанским мостиком. Их положение осложняется кратковременной потерей памяти, поведение же систем корабля 'Элизиум' также не внушает доверия - постоянные скачки напряжения и отказ некоторых функций прямо говорят о серьезных неполадках, произошедших со звездолетом во время полета. Исследуя корабль под руководством Пейтона, Бауэр обнаруживает мертвые тела и быстро движущиеся человекоподобные создания. Сбегая от одного из таких существ, капрал встречается с другими выжившими людьми, и они вместе пытаются добраться до ядерного реактора, чтобы перезапустить его. Разгадка всей этой эпопеи оказывается мрачной, впрочем, как и весь фильм: с Земли, страдающей от перенаселенности, в 123-летнее путешествие к похожей на Землю экзопланете Тонис для создания человеческой колонии был направлен космический корабль с пребывающими в анабиозе поселенцами и командой; в сообщении, прозвучавшем в самом начале истории, говорилось о том, что Земля уничтожена. На корабле начался хаос, один из трех бодрствующих членов экипажа сошел с ума, убив при этом своих коллег, а остальные переселенцы попросту мутировали из-за вживленных в них ранее генетических модификаторов. В конце концов, 'Элизиум' потерпел крушение на Тонисе, где и пролежал в океане 923 года.
  
  Следует отметить прекрасную игру актеров, полный состав которых едва превышает десяток, за исключением, конечно, некоторых перегибов (достаточно вспомнить только панику Бауэра в вентиляционной шахте). Безусловно, ведущими в 'Пандоруме' являются Фостер-Куэйд. В дополнение к ним назову немецкую актрису Антье Трое (Надиа) и известного спортсмена и актера Кунг Ле (Мэн).
  Антье сыграла нечто среднее между Ларой Крофт и Миллой Йовович ('Обитель зла'). Такая себе привлекательная хамовитая и неразговорчивая леди-Терминатор с твердым характером, потрепавшая нашего инженера-механика (капрала) и при малейшем несогласии последнего угрожающая ему здоровенным ножом. Потеряла семью и своих коллег. Впрочем, поближе к концу фильма ее поведение улучшается, и в лучших традициях романтики она выживает вместе с Бауэром в спасательной капсуле. В общем, любовь-морковь обеспечена, если кто-то задумает снять продолжение 'Пандорума'.
  Кунг Ле сыграл свою роль просто превосходно. Немногословен, серьезен и дающий постоянно пинка монстрам, спасший, кстати, от последних капрала. Мужчины сразу нашли общий язык, хотя они и общались, в основном, жестами (потому что иностранцы). Не питал приязни к Антье. Жаль, что глупо погиб из-за собственной беспечности. Однако этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, что вытворяет этот спортсмен на экране своими каратэшными пируэтами.
  К другим актерам тоже нет никаких претензий. Все, кто играл роль выживших или просто дополняющих персонажев, достойно справились со своей задачей (особенно двойник Пейтона - Галлоу). Даже мутанты, внешний лик которых гармонизировал с сюжетом 'Пандорума'. По поводу Денниса Куэйда скажу только, что со стороны, конечно, заметно, что на его стороне опыт, но в фильме 'Легион' он понравился мне больше.
  
  Конечно, не обошлось без ляпов. В основном, они касаются логичного поведения героев и недочетов режиссера. Например, эпизод, когда Бауэр ползет в вентиляционной шахте. Главный герой (ГГ) несколько раз повторяет: 'Я падаю, я падаю!!!' Но ведь на экране четко видно, что капрал абсолютно неподвижен, и только несколько секунд спустя он начинает падать. Следующий кадр удивляет еще больше: Бауэр наконец-то выбирается из шахты, а следом за ним падает целая груда сапогов, будто бы капрал обнаружил останки целого взвода (это притом, что зритель четко видит, что был найден только скелет одного члена команды - сержанта Купера).
  Пойдем дальше. Эпизод сражения Бауэра с красавицей-генетиком заслуживает особого внимания. Открыв двери пищеблока, капрал чуть не падает вниз, поскольку идти по пустоте просто невозможно. В двух последующих кадрах четко видно, что на крыше пищеблока никого нет, но в третьем показывается, что наша боевая героиня уже обрушивается на Бауэра (как она попала на крышу за одну секунду - загадка). Происходит настоящая бессмыслица: во-первых, девушка чуть ли не превращает парня в котлету в прямом смысле этого слова (учитывая физиологические особенности мужчины и женщины - это раз; и даже если объяснение состоит в препарате, который давали всему экипажу 'Элизиума', чтобы сделать их сильнее и выносливее, то почему 'лекарство' не подействовало на Бауэра? - это два); во-вторых, абсурдное поведение ГГ - чтобы разнять Надиа и подоспевшего Мэна, он стреляет вверх из бластера - глупость, да и только; по кораблю бродит куча голодных мутантов, и решение привлечь их грохотом при помощи оружия не самое правильное; в крайнем случае, чтобы разнять парочку, можно было бы стрельнуть где-то около них, тем более, поблизости находилась куча ящиков и контейнеров.
  И еще один пример напоследок, касающийся последних минут фильма. Я имею в виду психоз Бауэра по поводу слов Пейтона. Ну, просто нельзя не смотреть этот момент без широко открытых глаз и глупого выражения лица. Реакция капрала просто потрясающая: вместо того чтобы дать предателю, грубо говоря, 'по морде', он толкает Пейтона на землю и начинает выдергивать ему зубы плоскогубцами. Больший тупизм невозможно представить. Когда же лейтенант хочет убить Надиа, Бауэр вместо того, чтобы спасать девушку, начинает палить по кораблю (по проводке, если быть точным), но никак не в своего противника. Да и вообще капрал в эти пару минут похож то ли на безумца, то ли на обкурившегося наркомана.
  
  Что ж, буду заканчивать. Лично мне 'Пандорум' очень понравился (особенно эффектным и оптимистичным был финал). Как я и говорил выше, он не создан в виде экшна и не блещет спецэффектами. Однако он выделяется среди остальных фильмов своего жанра особым ударением в сторону морали и нравственности, он задевает проблемы современного состояния человеческой цивилизации и религии, изображает наши будущие мечты и страхи, показывает психологию и внутренний мир человека. Поэтому смело ставлю ему 8 из 10.
  
  Некоторые цитаты из 'Пандорума'
  
  Начало фильма. Экипаж прослушивает полученное сообщение с Земли:
  - Вы последние из землян. Удачи вам. Храни вас Господь. Божьего вам благословения.
  
  Из разговора Бауэра и Пейтона:
  Б.: Вы просыпаетесь после анабиоза, сэр. Это дезориентация.
  П.: Бауэр, слушай, убери этот фонарик гребаный.
  
  П.: Бауэр, подумай о чем-нибудь другом.
  Б.: Да? О чем же?
  П.: Может, я тебя не обрадую, но дверь я взломал.
  Б.: Ты прикалываешься???
  
  После стычки с Надиа. Бауэр (Мэну):
  - Да, парень, у нас тут жестко, она меня тоже исполосовала.
  
  Из разговора Бауэра и Надиа:
  Н.: Какого я должна тебе верить?
  Б.: Дамочка, нам не нужны...
  Н.: Ты точно член экипажа?
  Б.: Капрал Бауэр. Я здесь инженер-механик.
  Н.: Я думала, весь экипаж погиб. Что произошло?
  Б.: Сбой в какой-то системе.
  Н.: Ты уверен? И каков твой план?
  Б.: Включить реактор, а там посмотрим.
  Н.: Ты только проснулся?
  Б.: Ага, из корабля на бал.
  Н.: Ты к нему не дойдешь.
  Б.: Почему это?
  Н.: Ты идешь не в ту сторону.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"