Глава 1. Русь изначальная. Славяне, балты и финно-угорцы.
Археология и гидронимия. В глубокой древности - в конце 3-го - начале 2-го тыс. до н. э. На территории современных районов европейскойчасти России, первыми из индоевропейцев, расселяются племена шнуровой керамики. В частности Волго-Окское междуречье, где находится Подмосковье, оказалось в зоне распространения фатьяновской культуры.
По взглядам некоторых современных исследователей (в частности Крайнов 1980) именно фатьяновцы являются предками балтийских племён - первых достоверно подтверждённых местных жителей. Далее около 2-х тыс. лет до н. э. Фатьяновцы были подвергнуты с востока давлению племён волосовской культуры, которая этнически соответствует финно-угорской языковой общности.
Анализ гидронимии Московской области показывает, что волосовская финно-угорская гидронимия представлена лишь на северо-востоке и востоке области, балтская преимущественно на западе, юго-западе и в центре области, славянская как наиболее поздняя везде (но в названиях малых и средних рек). Поэтому особо остановимся на гидронимии рек Волга и Ока - они самые крупные реки Московской области. О них и о реке Москве речь подробно речь пойдёт в следующей 2-й главе.
Следует дать теперь описание народов населявших Московию на вторую половину первого тысячелетия н. э. - славян - вятичей (а отчасти кривичей и словен новгородских), балтов - голяди, финно-угров - мери, мещеры и муромы. А также попытаться воссоздать их антропологическую взаимосвязь.
Славяне. Археологами отмечено три расселенческих потока древних славян в Волго-Окское междуречье.
с северо-запада шли новгородские словени;
с запада - кривичи;
с юга - вятичи;
Следует отметить, что на рубеже IX - X вв. новгородские словени расселяясь в юго-западном направлении, остановили дальнейшее продвижение смоленских балтов в восточную часть Волго-Окского междуречья. Заставив видимо сидеть балтов в виде реликтового племени голядь на р. Протве. Волна смоленских кривичей, двигаясь с верховья Днепра в Волго-Клязминское междуречье по миграционным следам балтов, ассимилирует и активно вовлекает их в свою хозяйственную деятельность. Таким образом в XI веке значительно сократилась территория расселения балтоязычных племён также на западе и севере подмосковья.
Непосредственно на территории современной Москвы кривичских памятников-курганов не выявлено, но они дугой охватывают её с северо-запада и северо-востока, приближаясь на 15-20 км соответственно. Территория самой Москвы (в т.ч. Современной) имела вятичские памятники-курганы, а также дошедшие за истечением времени гидронимы и памятники балтов. Такие курганы есть например по левобережью Москвы-реки (Крылатское и Дьяково-городище в Коломенском). Информация надо сказать противоречива поскольку прослеживается временной перекрёст культур. А вот северное и северо-восточное Подмосковье имеет немало финно-угорских гидронимов и памятников. (см. карту 1)
Легенда: этнокультурная ситуация между Волгой и Окой в XI-XII вв. а - памятники с находками семилопастных височных колец (вятичи); б - с находками браслетообразных завязанных височных колец (кривичи смоленско-полоцкие); в - с находками браслетообразных сомкнутых височных колец ("меря"); г - с находками семилучевых височных колец (радимичи); д - с находками спиральных височных колец (северяне).