Отсутствовал всего-то три недели, а уже соскучился по своему селу и дому; по соседнему селу, в котором работал и уже съездил получить информацию насчёт работы; по Leiria, куда поехал в супермаркет Lidl за продуктами. Только после такой прогулки появилось ощущение спокойствия - я дома. На днях прилетает подруга - решил сделать ей подарок - купил дамский велосипед местного производства (250 euro). Алюминиевая рама (без верхней части), 6 передач, багажник, "крылья", свет, даже на руле есть корзинка для перевозки разных вещей. А пока было время, ездил за село в эвкалиптовый лес и заготавливал сухие дрова для камина, около которого будет приятно посидеть в пасмурные зимние вечера.
По приезду Татьяны, совершали пробные велосипедные прогулки на небольшие расстояния по ближайшим сёлам, чтобы вновь вспомнила навыки езды, утраченные со школьных лет. Постепенно круг прогулок расширялся и вскоре уже путь на пляж (туда и обратно - 60 км.) не казался столь трудным. Во время тренировок не просто ехали по дороге, но и заезжали в сёла посмотреть на старую архитектуру - церкви, соборы, монастыри; познакомиться с бытом и жизнью крестьян, возделывающих поля и фруктовые сады. Я хоть уже и видел всё это, да и сам, можно так сказать, живу крестьянской жизнью, но новые встречи доставляют удовольствие. А тренировались не для того, чтобы ездить по магазинам за продуктами, а для большого путешествия вдоль Средиземного моря (Испания) до Валенсии и обратно, но уже по суше, которое я пообещал совершить Татьяне, когда она прилетит. В оду из таких прогулок, заехали в гости к Алексею и, сидя за бокалом вина, делились планами на будущие путешествия. Я уже слышал на фабрике от друга Лёвы, что каждый год, в середине июля, на юге Португалии - город Фа́ру, расположенный на берегу океана - проходит грандиозный 4-х - дневной съезд мотоциклистов со всей Европы. А в этом году у фестиваля юбилей - 30 лет. Теперь же получил подтверждение и от Алексея, собирающегося поехать туда на поезде, с возвращением домой на велосипеде. Решение пришло мгновенно - мы с подругой тоже едем на фестиваль, только до океана на автобусе - обратно же - на велосипедах. Время свободного много: фабрика на "каникулах", "круиз" по Средиземному морю запланирован на конец сентября, после уборки (резки) винограда, так что можно и 4 дня пожить с мотобайкерами, а на обратном пути проехать по южным районам - Алгарве и Алентежу - Португалии.
И вот, 13 июля, в 8 часов утра мы на велосипедах выехали с нашего села в направлении города, на автостанцию, с которой в 10-30 отходит автобус. Расстояние хоть и небольшое (чуть больше 500 км.), но автобус ехал очень долго - с заездами, фактически, во все крупные сёла и города. Только в 17 часов прибыли на автовокзал города Fаro, на котором нас встретил друг Алексей, приехавший на один день раньше нас. После сборки велосипедов и закупки продуктов на вечер, мы двинулись в кемпинг, на котором будет проходить фестиваль, расположенный в пригороде. Купили въездные билеты, к которым прилагались: футболка с символикой фестиваля, разные эмблемы (металлическая, на матерчатой основе пришивная и самоклеющаяся на бумаге), репертуарный план, штук 6 презервативов, мешки под мусор и пластиковые браслеты на запястья, для свободного въезда и перемещения по охраняемой территории кемпинга. Без браслета, снять который можно только разорвав, охрана не впускает в палаточный городок, в котором живут мотоциклисты. Поставив палатку и приняв душ, ходили знакомиться с лагерем, с малым, ещё пока, количеством мотоциклов - ведь официальное открытие будет только завтра вечером. А народ всё подъезжает и подъезжает, кто один, некоторые с девушками, многие же компаниями на нескольких мотоциклах. Куда бы ни пошёл, гул моторов и какофония клаксонов слышны везде, кажется, весь воздух пропитан ими, не чадом от выхлопных газов, которого просто нет (качественный бензин), а именно непрекращающийся гул от прибывающих байкеров. Даже ночью звук моторов проникает в палатку, слышимый сквозь сон и не мешающий спать, так же как и шутки, смех и говор на разных языках, разносящийся по кемпингу до утра.
А утром, после завтрака, мы поехали на пляж, находящийся в трёх километрах от кемпинга, в плотном потоке мотоциклов. Целый день люди предоставлены сами себе: кто-то, как и мы, купается, загорает, даже просто спит на пляже; многие сидят за столиками летних кафе, стоящих по набережной вдоль океана; большая часть мотоциклистов уехала в город за покупками и провести время за кружкой пива. Дешёвые палатки, коврики, переносные души, посуда и много разной мелочи, необходимой для быта, покупают в местных магазинах, а после фестиваля, просто оставляют на территории кемпинга за ненадобностью. Говорят, что дешевле выходит купить всё здесь, чем перегружать мотоцикл и ехать тысячи километров. Потому и едут налегке, зато после разъезда их по домам, в лагере остаётся много разных вещей в подарок местным жителям.
Вернулись к палаткам в полдень - началась жара, - покушали, повалялись и часа через три поехали с Алексеем в город за продуктами, оставив Татьяну "поддерживать" огонь в очаге. А вечером было открытие фестиваля, на который приехала легендарная группа "Iron Meidan", отыгравшая два часа с полной выкладкой на "ура". "Старички" ещё держаться молодцами - исполнили как новые песни, так и, под восторженные крики публики, старые хиты, не забытые с годами. На огромной площади, где проходит фестиваль, стоит много больших шатров с лавочками, столами и сценами, на которых выступают небольшие творческие коллективы с песнями, танцами и музыкой. Ну, и конечно масса всевозможных кафе, закусочных, бистро и стоек с закусками, пивом и водой, но без продажи крепленого алкоголя. Часть площади занимают торговые ряды с небольшими павильончиками, в которых можно сделать тату, вышить своё имя на куртке или бейсболке, купить массу аксессуаров на мотоцикл или для себя лично, приобрести сувениры для друзей, ... даже продают мотоциклы новых марок и по каталогам. Сегодня было только открытие - с завтрашнего дня, судя по программке, будут основные развлечения. Поэтому, после прогулки по вечернему кемпингу, вернулись к палаткам и, выпив винца за все мероприятия, проводимые для удовольствия людей, легли спать. Нам вдвоём спать было не скучно, а вот Алексею даже очень, потому он пошёл на дискотеку, под музыку которой мы и спали до раннего утра.
Проснулись в 8 часов утра, и после завтрака вновь поехали на пляж. Погода стоит чудесная: яркое солнышко своими лучами приятно "прижигает" кожу, от чего она приобретает тёмный оттенок; мягкие волны океана бережно подхватывают тебя и несут подальше от берега, где вода, на глубине, не столь тёплая, охлаждая разгорячённое тело; горячий песок, зарывшись в который, наоборот же, моментально согревает, укутывая тысячами песчинок каждый сантиметр тела, как пледом. Даже в тени градусник показывает +32 гр. Только ближе к обеду появился Алексей - отсыпался после ночной дискотеки, с которой вернулся в 4 часа утра.
После плотного обеда, ходили смотреть на мотоциклы, раскиданные по всей территории кемпинга, на которых приехали с разных стран; на новые модели, выставленные для продажи; на эксклюзивные модели, которые были собраны вручную и занимали призовые места на других фестивалях. Глядя на все эти мотоциклы, увиденные мной впервые, я восторгаюсь их хозяевами и преисполнен уважения за то, как они относятся к своей технике! Каждый мотоцикл - это маленькая частичка шедевра, который можно увидеть только раз в году и только здесь. В каждом из них есть какая-нибудь деталь, отличающая его от "собратьев", сделанная хозяином: будь то хромированные глушители или ободок для фары; бахрома на дорожных сумках или рога на руле; вынесенная вперёд вилка или широкое заднее колесо; обтянутый бархатом трёхколёсный "диван" или спинка для пассажира с подголовником. Ни одного одинакового мотоцикла я не увидел за все дни, проведённые на "мототусовке". Есть мотоциклы, изготовленные на одном заводе, но разных конструкций, дизайну и году выпуска. Видел несколько спортивных, а в основном же машины, не побоюсь назвать их так, предназначение которых - это комфортная езда на большие расстояния. Одноместные, двух- трёхместные, с дорожными багажниками и сумками, двухколёсные и трёх с прицепом на одном колесе, маленькие по размеру и огромные, в полмашины, с хромированными глушителями, рулями, рамами, двигателями - если перечислять марки и описывать дизайн хотя бы нескольких десятков, то не хватит и 20 страниц. Судя по подсчётам телевизионщиков, то на фестивале присутствовало около 30 тысяч человек, даже если исходить из того, что на одном мото приехали два человека, то получается всё равно огромная цифра. А если добавить сюда музейные модели, которые выставляются на отдельной площадке, да эксклюзивные модели, собранные вручную и привезённые сюда на прицепах, то прибавка выйдет солидная.
После ужина вновь пошли на площадку, на которой проходила музыкальная часть программы: выступали рок-группы из разных стран и городов. До двух часов ночи находились в мире рока, аплодируя понравившимся музыкантам. Находясь в таком месте, наполненном праздничной атмосферой и дружелюбными лицами разных национальностей, нельзя сказать, что это нравится, а это нет. Нравится всё, только трудно удержать яркость моментов в памяти, забываемые с годами - дневник, фотографии могут напомнить их, но вновь почувствовать тот дух, объединяющий тысячи людей и окунуться в водоворот мотоциклетных "страстей", уже не получится.
Океан радует своей тёплой водичкой, прогретой южным солнцем; песочек приятно щекочет подошву ног; чайки лениво покрикивают, кружа над берегом; народ заполняет пляж и столики под зонтами. На горизонте проплывает белоснежный лайнер, совершающий круиз по водам океана и моря, унося вдаль многонациональных туристов, проводящих отпуска в шезлонгах и купающих в бассейнах на борту судна. Большую часть дня мы тоже провели в "ничегонеделанье" - купались, загорали, кушали фрукты, прихваченные с собой из палатке, гуляли по берегу вдоль воды, которая приятной прохладой накатывала на ноги. А вечером был праздничный, бесплатный ужин под большим шатром, где проходили выступления музыкальных коллективов, играющих на тамтамах и других ударных инструментах, отчего стоял невообразимый шум, но это был ритмичный, слаженный шум, от которого ноги непроизвольно выбивали дробь в такт музыки. Под другим шатром смотрели зажигательные танцы темпераментных, полураздетых бразилок, приводящих в трепет мужчин своими телодвижениями. На большой сцене показывали спектакль, в котором выступали очаровательные девушки, раздевшиеся к концу представления полностью догола - это было стриптиз-шоу. "Зал рукоплескал стоя" - так выражаются при просмотре постановок в театре; у нас хлопали тоже стоя, потому что сидеть было не на чем, но провожали девочек, не только громко хлопая, но и громкими криками "браво". После разогрева публики откровенными постановками, заставляющими бурлить кровь, на сцену вышли музыканты, играющие "металл", от музыки и песен, которых, снующие чайки в поисках пищи, ретировались в сторону океана, а мы с Татьяной в палатку, но продолжая слышать весь репертуар групп.
Утром был "подарочный" завтрак (бесплатный), пляж и "подарочный" обед. После обеда смотрели мото-шоу, на котором спортсмены, разогнавшись на спортивных мотоциклах, перепрыгивали, с помощью трамплина, через "фуры" - автомобильные, грузовые прицепы. Захватывающее зрелище - большая высота и мотоциклист в полёте. Вечером на большую сцену выезжали байкеры на своих мотоциклах, для получения наград в разных номинациях. Так же был показ мотоциклов, получивших призы в предыдущие годы. После было закрытие фестиваля, но праздник продолжался до утра. За эти дни было выпито столько пива, сколько вмещалось в "фуру", через которую прыгали гонщики, но я ни разу не встречал пьяных - было спокойно и весело. Приподнятое настроение все дни царило здесь, но не от алкоголя - сами люди получали приятную "хмелинку" от того, что приехали за сотни, тысячи километров сюда на праздник, устроенный для них на берегу океана, вновь встретили знакомых, с которыми познакомились на предыдущих фестивалях. Я хоть приехал не на мотоцикле, но у меня кружилась голова от грандиозного размаха, с каким был организован праздник; от стольких мотоциклов увиденных впервые в моей сознательной жизни; от народа, который все эти дни был весёлый, пусть немного и шумный, с добрыми намерениями и блеском в глазах. Только иногда проскакивала во взгляде грустинка, от того, что завтра все разъедутся по своим странам, городам и будут ждать следующего года для новой встречи с замечательным фестивалем, проходившем на юге Portugal.
18.07. - Фестиваль закончился - кемпинг стал унылым и пустым - всю ночь и раннее утро слышны звуки разных выхлопных труб от мотоциклов уезжающих байкеров. На территории осталось несколько десятков мотоциклистов, готовящихся к дальней дороге. Прощаясь с кемпингом, городом, океаном, где мы провели замечательно время среди мужиков, настоящих мужиков, уважающих технику и странствия, я подумал - этак лет через 20 приеду сюда уже не на велосипеде, а на мотоцикле. В жизни всё возможно, надо только сильно пожелать этого - искренне - и желание сбудется.
Мы с сожалением покинули опустевший кемпинг и двинулись по дороге вдоль океана. Решили ехать не спеша - будем купаться в тёплых водах океана, загорать, наслаждаться южным солнышком. Здесь самая тёплая вода и небольшие волны, поэтому купаться можно без трепета, что большие волны унесут в открытый океан. Вдоль западного направления, по всему побережью Португалии, всегда большие волны, ветрено и вода не прогревается так, как на южном берегу. Погода стоит жаркая, средняя температура в эти дни держится на отметке +34 гр.
Не доезжая городка Pе́ra, увидели плакаты, на которых рекламировали 8-й интернациональный фестиваль песчаных скульптур, проходящий в пригороде, на большой поляне, даже не поляне, а котловане, так как с годами песок, из которого изготавливают фигуры, берут здесь же. Завернули - нельзя же проехать мимо такого необычного фестиваля. Оставили велосипеды на парковке, купили билеты, и, ... мы попали в песчаный городок, нет, не городок - песчаное царство! Это что-то необыкновенное - фантастическое - я ни когда не встречал ничего подобного! Огромная территория с всевозможными песчаными скульптурами, фигурами, замками выглядят просто завораживающе - глаза не могут поверить, что эти шедевры, не побоюсь применить это слово, выполнены руками человека из простого светлого песка! Всё сделано в натуральную величину, кроме замков и крепостей. Чего только здесь не увидишь: семьи неандертальцев, занятые своими нехитрыми делами; сюжеты из сказок со смешными персонажами; замки и крепости; инопланетные чудища; лошадь, играющая в шашки со своим седоком; морские млекопитающие и лесные животные; скала с отдыхающими моржами; свиноматка, кормящая четверых поросят ... невозможно перечислить всё, что изваяли скульпторы. Приятно было видеть на многих табличках российские фамилии - есть среди русского народа таланты, но очень мало. Мы медленно передвигались от одной фигуры к другой скульптуре, от фрагмента города к старому замку - как завороженные не могли произнести ни одного слова - нельзя выразить наше восхищение словами. Ещё долго сидели на летней террасе кафе, охлаждаясь водой из холодильника, рассматривая близлежащие фигуры и слушая восторженные похвалы в адрес творцов на разных языках. Поехали на мотофестиваль, а в придачу попали и на песчаный, - хороший бонус, - воспоминания о котором останутся и в памяти и на фотографиях. Счастливы те люди, которые живут недалеко от этого чудесного, дивного места, имеющие возможность каждый год видеть и наслаждаться песчаными творениями, выполненными, по истине, золотыми руками людей. Я уважаю, даже немного завидую этим ребятам, потому что они могут реализовать себя в любимом деле, поделиться своим талантом - божьим даром - с народом и при этом будут оценены с восторгом и восхищением.
На нашем пути встретилось ещё одно необыкновенное место - самая крайняя точка Португалии - старый форт Sagres, стоящий на высоких скалах, омываемых с трёх сторон океаном. (Кстати, пиво, которого много выпили на фестивале, тоже называлось Са́греш). Форт - толстые каменные стены, металлические кованые ворота, сторожевые башни - и все строения находятся в хорошем состоянии, кроме пушек, которые, своими залпами охраняли подступы к португальским землям, а теперь стоят покрытые ржавчиной и изъедены коррозией от солёной воды. Со стены виден на внутренней территории огромных размеров круг, выложенный из камней с множеством колышков - или солнечные часы или какой-то морской прибор - не могу точно его назвать, не знаю. По самому краю скал проложены тропинки из камня, для беспрепятственного прохода к пушкам, установленных по всему периметру. Форт далеко выдвинут в океан, поэтому по всей территории дует очень сильный ветер, норовя столкнуть особо любопытных вниз.
И к самому форту и от него приходилось долго идти пешком из-за сильных порывов ветра, мешающих крутить педали, от которого укрыться не представлялось ни какой возможности - настигал везде и повсюду. И только когда начал появляться лес, ветер, наталкиваясь на стену из высоких эвкалиптов и сосен, постепенно терял свою силу. А ведь Sagres это не только форт - это ещё и городок, в котором живут люди, привычные к таким ветрам. Я, наверное, не смог бы жить в таких условиях - день и ночь слушать завывания ветра, способного подхватить и унести в неизвестном направление всё, что осталось без присмотра. Вот когда мы поехали по дороге, пусть с подъёмами, спусками и серпантинами, но через лес, вот тогда вздохнули с облегчением, даже немного повеселели.
Не проезжали мы и мимо больших магазинов - покупали продукты, пили кофе в кафе, кушали хрустящие багеты с питьевым йогуртом. А в селе Santo Teotonio, купили большой арбуз и бутылочку хорошего вина и, вернувшись на полтора километра назад, остановились на ночлег. Очень уж нам понравилось место: убранные поля, с жёлтыми остовами от пшеницы, опоясаны эвкалиптовым лесом, а посередине - выгнутое дугой озеро с пресной водой, в котором отражались плывущие по небу кучевые облака. Вначале кушали арбуз - утоляли жажду, - потом с удовольствием купались, мылись в озере, ну а затем был ужин с вином.
В селе Santiago do Cacem остановились около мельницы, хозяин которой приглашал осмотреть её внутри. Конечно же, воспользовались приглашением - не часто попадаются мельницы в рабочем состоянии. И снаружи и внутри мельница содержится в прекрасном состоянии - не скажешь, что построили её в XIX веке. Но и по сей день, она работает во благо хозяина и его односельчан, пользующимися её услугами для помола разных злаков. Даже мы стали свидетелями её работы: была засыпана кукуруза, пущены в действия жернова и мы увидели труды ветряка - кукурузную крупку и муку в разных кучках. Отблагодарив доброго "гида" за экскурсию, поехали в сторону города Тroia. Я не предполагал, что город с таким названием есть в Португалии, думал, только в Греции был такой. Португальская Троя - это небольшой современный город, с многоэтажными домами, супермаркетами, инфраструктурой, омываемый с одной стороны океаном, с другой - рекой Sado, по которой мы переправились на пароме в город Setúbal. Нашли магазин, в котором продают газ и всё необходимое к нему и купили газовую (походную) горелку и к ней два баллона с газом. Когда уезжал из России, то купил в дорогу горелку и газ (как подсказали в магазине, что это европейские баллоны и горелка), но за время моих путешествий нигде не встречал в продаже газа в таких баллонах. Теперь можно варить и кофе и кашу без ограничений и экономии.
Потом опять была переправа на пароме через реку Те́jo, на которой стоит столица Португалии - город Лиссабон (Lisbо́a по-португальски). Около кафедрального собора, построенного из белого камня, оставив велосипеды в тени раскидистого дерева, сделали привал, чтобы полюбоваться на сам собор и большой парк, раскинувшийся вдоль него. Много подъезжает и уезжает туристов на экскурсионных автобусах, а так же прогуливающихся около собора и отдыхающих на лавочках в парке. Вокруг собора и по прилегающим улочкам можно проехать в карете с тентом от солнечных лучей, запряжённой лошадью в красивой сбруе. Мы проехали только по небольшой части столицы, основной же город, как старый, так и новый находились в противоположной стороне от нашего маршрута.
Проезжая мимо города Sintra, хотели посмотреть на замок, стоящий на высокой скале, с которой его видно со всех сторон. Но, поднявшись почти до самого верха по лабиринтам тропинок, проходящих через всевозможные ворота и крепость, выяснилось, что замок сегодня для посещения туристами закрыт - наверное, ему тоже нужен выходной от любопытных взглядов. Будет повод ещё раз проехать по этой дороге, чтобы уже точно побывать внутри самого замка и его надворных постройках.
И вновь мы в пути, и вновь мы в дороге, проходящей через убранные поля, с лежащими ровными рядами брикетов с прессованной соломой; через земельные участки, с нежившимися на горячем солнце, как на пляже, тыквами. Вся ботва засохла, только ребристые тыквы, разных цветов и оттенков, маленькие и больших размеров в беспорядке разбросаны по полю с серой землёй. Я не знаю, что сельчане делают из них, но такое количество полей с созревшими тыквам встречал впервые.
Иногда встречаются на нашем пути сёла, в которых есть прачечные, стоящие около дороги. Каменное строение, без окон и дверей - летний вариант - внутри которого сделаны из камня глубокие ванны (5-8 штук) небольших размеров со стиральными рёбрами и кранами для воды. Каким-нибудь кляпом затыкаешь сливное отверстие, набираешь прохладную воду и стираешь вещи. Затем вынимаешь кляп, сливаешь воду и повторяешь всё заново, для полоскания белья. Просто, можно даже сказать примитивно, но сельчане пользуются все, иначе не строили бы. Многие вещи можно постирать в машинке, имеющейся в каждом доме, но постирать половики, ковры или большие вещи в машинке не представляется возможным - для того и существуют прачечные. Воспользовались ею и мы - постирали походные вещи, а затем, развешав их на велосипеде, двинулись дальше. Лёгкий ветерок, солнечные лучи и, через некоторое время все вещи уже сухие.
Доехали до города Peniche, стоящего на высоких скалах, напоминающими своими формами старый, разрушенный город, отчего создавалось впечатление, что мы приехали слишком поздно - здесь "потрудилось" время - остались лишь развалины от цветущего, когда-то, города. Проехали по "развалинам", побывали на смотровой площадке, сделанной на крыше ресторана, построенного на отвесной скале, расположенного рядом с маяком. Потом, проехав по городу и мимо форта, выехали на пирс, со стоящими катерами, рыбацкими ботами и небольшими экскурсионными судёнышками, перевозившими туристов на остров Berlenga. Созрело мгновенное решение: а не покупаться ли нам в тёплых водах прекрасной бухты, красочно нарисованной на плакате около билетной кассы. Но, увы, после того как я побывал в кассе, наше желание развеялось, как утренний туман - с велосипедами на остров не перевозят - оставлять же их без присмотра на причале боязно. Значит, в другой раз мы обязательно погостим на острове.
Вот и старый город О́bidos (город основан в XII веке), взявший в свои объятия высокую гору мощной, высокой крепостной стеной с закрывающими на ночь воротами, выходящими на четыре стороны света. В городе, в двух - трёхэтажных белых домах под серо-бело-коричневой черепицей, проживают люди, основное занятие которых - продажа сувениров туристам, коих много бывает в летнее время. Хотя зимой город тоже заполонён приезжими: проводятся разные ярмарки, новогодние праздники, небольшие музыкальные фестивали. По узким мощеным улочкам не ездят машины, только иногда проезжает карета, запряжённая двойкой лошадей, перевозящих ленивых туристов от ворот до сторожевых башен и обратно. Кажется, что в городе со времени его постройки ничего не изменилось, - те же дома, улицы, стены, сама крепость - только вывески, сувениры и продукты, продающиеся в лавках, да туристы, прогуливающиеся в современной одежде, напоминают о том, что на дворе другое время.
На горизонте показалась Leiria (со своим замком XIII века на высокой горе), значит, наше путешествие подходит к концу. В магазине Lidl закупили продуктов на пару дней и, в 17 часов уже были дома. Был горячий душ, приятный отдых и праздничный ужин при свечах. С того дня, как мы уехали со своего села и приехали обратно, прошло 17 дней, но по нашему состоянию на тот час, когда мы сидели около камина с бокалами вина, показалось, что прошло довольно таки больше времени. Вспоминали мотофестиваль, фестиваль песка, города, сёла, дороги, по которым мы накрутили 852 километра, предавались приятным мечтаниям о других странах и дорогах, которые ждут нас.