Юровский Александр Александрович : другие произведения.

Федька Отрадного

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    написана для группы Отрадновы сайта Одноклассники


   Ну тогда немного поподробней. Заселение Урала и Сибири началось еще в конце 15 века, но оно отмечалось единичными случаями проникновения русских в Сибирь. Эти группы просочившись через башкирские земли на юге или "татарские" (вогулы, манси) на севере как правило не приживались на вновь обретенных землях. Они были уничтожены местными племенами, либо попав в положение "пленников" продавались в ярмо местному населению и постепенно растворялись в местной "татарской" среде. Южный путь до начала 18 века был труден, т.к. пройти по нему мешали воинственно по отношению к русским настроенные башкирские и татарские  племена. Если взять расселение коренных народностей Урала и Сибири то начиная примерно от взятой Грозным Казани  до нынешней Тюмени и далее все это было заселено башкирскими, вогульскими и татарскими племенами. Данный путь практически не использовался. Пройти его можно было только в режиме пленника со всеми вытекающими последствиями. Иное дело - северный путь. Путь в Сибирь через Пермь великую был более свободен и доступен так как пролегал по более дружественной к русским территории. По мере укрепления Перми и освоения северных земель на северном Предуралье начал создаваться экономический и людской потенциал для последующей колонизации Урала и Сибири. Однако на пути переселенцев был Урал с его горной и таежной местностью. Пройти на Урал возможно было только используя речные пути. В своих походах Ермак использовал их в полной мере (Чусовая волок до Туры, Тобол, Иртыш) и к концу 16 века разгромив Кучума вышел в Сибирь в бассейн Тобола и Иртыша. После гибели Ермака в 1595 году остатки его войска ушли из Сибири. Покидая Сибирь, казаки не знали, что к ним на помощь шел отряд воеводы И. Мансурова, посланный правительством для закрепления побед Ермака. Достигнув Иртыша и не застав казаков, воевода не осмелился высадиться на берег. Отряд отправился вниз по реке, вслед за ермаковой ратью. Наступившие холода, однако, вынудили его зазимовать в Сибири. На Оби, близ устья Иртыша, ратные люди поставили укрепленный городок. Этот Обской городок, просуществовавший до 1594 года, был первым русским поселением за Уралом.
   Еще ранее до смерти Ермака в январе 1586 года Москва снарядила зa Урал воевод Василия Сукина и Ивана Мясного. Вместе со стрельцами, набранными из разных городов, в поход отправились ермаковские казаки с уцелевшими в боях атаманами Матвеем Мещеряком и Черкасом Александровым. Перевалив Урал, отряд спустился по Туре до старой татарской Чимги, давно оставленной жителями, и здесь остановился. Почему воеводы не двинулись дальше, к Искеру, неизвестно: возможно, так предписывал царский наказ или воеводы просто были осторожны и не решились сразу заходить далеко в глубь чужой земли. 29 июня (по старому стилю) стрельцы и казаки начали ставить город. Привлекли и местных татар. Воеводы не стали возобновлять татарскую Чимги-туру, теснившуюся между буераками Тюменки и теперь лежавшую в развалинах, а выбрали чистое место на правом берегу Туры. Историк Г. Ф. Миллер, хорошо знавший край по своим наблюдениям, заметил по этому поводу: "Ни одна из сибирских местностей не обладает, кажется, такими природными преимуществами... И татары, и русские поступали поэтому правильно, когда здесь строили свои первые города". Площадка для города и в самом деле была выбрана на редкость удачно. Просторный мыс, ограниченный с запада оврагами Тюменки, а с восточной стороны крутым берегом Туры, господствовал над окружающей местностью и легко мог быть укреплен. За неделю соорудили острог - вертикально вкопали в землю плотно пригнанные друг к другу заостренные бревна. В то же лето ратники выкопали ров с южной, полевой, стороны, насыпали земляной вал, а внутри острога поставили съезжую избу, жилые дома, амбары и церковь. Для возведения более капитальных крепостных сооружений времени не было. Так появилась Тюменский городок. По мере продвижения русских отрядов начал появляться товарообмен валютой которого была пушнина. Признавая власть русского царя местные князьки стали платить ему ясак этой же пушниной. Валюту нужно было контролировать и к 1598 году было принято решение о строительстве Верхотурского острога с целью обустройства там таможенного поста. Иного торгового пути между Россией и Сибирью не было и Верхотурье очень удобно стояло на этом пути. Миновать его было невозможно.
   По цареву указу Головину В.П. и Воейкову И.В. предписывалось выехать из Москвы в Пермь и там "взять "у Сарыча Шестакова 300 рублей, а на эти деньги нанять посошныхъ людей пешихъ, конныхъ и плотниковъ со всякою посошною снастыю по договору, по чемъ наймутся, и поруки по нихъ взять крепкія еъ записями, чтобъ имъ городъ и острогъ делать и, не доделавъ, отъ городоваго и острожнаго дела не сбежать". Для строительства требовалось 550 человек. Посчитав смету Головин и Воейков определили, что для найма потребуется сумма в 3 120 рублей, которых не было у посланцев. И как всегда на Руси делалось строительство по найму подменили на строительство по указу. Часть группы была набрана из "праздных" обитателей Москвы, в Перми из жителей Лозвинского городка. Первыми обитателями Верхотурья , кроме его строителей, были жители города Лозвы: два человека боярскихъ детей, 46 человек стрельцов и казаков, два подьячих,
   вогульский толмач, мельник, кирпичник, банник и несколько сторожей. В этом же году из Перми прислан в новый город поп Леонтий и, вероятно, с дьячком для служения в Троицкой церкви, а из Тобольска туда же переведен атаман казацкий Пинай Степанов.
   Между обитателями Верхотурья уже во второй год существования
   этого города встречаются торговые люди и крестьяне. Так, в 1599 году переселены из Вятки два торговых человека -- Терентьев и Лашкин; в следующем году 50 ямщиков и 80 плотников, набранных в разных поморских городах. Кроме того, у служилых, торговых людей и пашенных крестьян встречаются наймиты из вольных людей, которых также
   нужно отнести к первоначальным жителям города Верхотурья. Благодаря относительной близости этого сибирского города и положению его на большой дороге, в нем появляется множество "гулящих людей".
   Выяснить откуда и с кем пришел в Верхотурье Федька Отрадного думаю теперь очень сложная задача. Он мог быть из Москвы (по некоторым данным в Москве была деревня Отрадново. Метро "Отрадново", хотя некоторые не разделяют этого мнения.). Он мог быть из Лозвинского городка, а мог быть и просто "гулящим". Историки в достаточной мере изучили перепись Михаила Тюхина (это первая перепись жителей Верхотурья относящаяся к 1621 году) в ней он приводит списки дворов с указанием откуда пришли их хозяева. К сожалению в переписи утрачены листы со списком 13 дворов. В имеющихся Федьки Отрадного нет. Отсюда первое упоминание о нем в переписи 1623-1624 года. Здесь он имеет свою деревню и выступает поручителем за других, что указывает на его достаточно долгое пребывание в Верхотурской слободе.
   Надо разделять понятие слобода и острог. Острог к 1606 году это маленький пятачек земли огороженный стенами, где расположены таможня амбары, служивые избы. Население как правило жило за пределами острога, заселяя земли около острога по течению Туры. Особенную роль в этом заселении играли пашенные крестьяне, которые не получали в отличии от служивых людей хлебное и денежное жалование и вынуждены были распахивать на льготных условиях земли по течению реки. Позднее этим занялись и служивые люди особенно в те годы когда доставка денежного и хлебного жалования срывалась. К 1624 году все земли в течении Туры были разделены. Пашенные крестьяне приписанные к острогу (посаду) получили статус пашенных посадских крестьян. Они делились на две категории Посадские пашенные крестьяне живущие своими дворами в посаде и посадские пашенные крестьяне живущие своими дворами в Верхотурской слободе. Слобода объединяла всех живущих в данном районе. Район этот постоянно рос и объединял в указанные годы всех живущих в течение реки Туры. В переписях встречаются упоминание одного и того же крестьянина как жителя посада, так и жителя слободы. Установить имел ли Федька место жительства посад или основанную им деревню Отрадново (в 60-70 км. от посада) пока не удалось. Известно лишь то, что в 1639 году он был забран в посад, т.к. "служивых там мало а работы им много".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"