На тему Права написаны миллионы страниц текста. Тем не менее, в философии природа Права так и осталась невыясненной до конца. Очевидно, сил одного лишь разума для этого недостаточно.
Спор об опресноках - полемика, которая возникла между греческими и латинскими богословами в 1053 году, о том, какой хлеб - пресный или квасной, - нужно использовать в таинстве евхаристии. До середины XI века вопрос о евхаристическом хлебе латинскими и греческими богословами не обсуждался. ...
Для того, чтобы автономные люди могли образовать общество путём свободного волеизъявления и заключить общественный договор, человек должен обладать господской волей (arbitrarii liberum). Но, если мы принимаем владычную свободу воли человека, то должны принимать и источник этой свободы..., ...
Слово "демиург" означает, собственно, ремесленник (горшечник, плотник, кузнец, etc.), или, буквально, "простонародное занятие"; от "демос" = народ и "ургос" = трудящийся, работающий, делающий что-то своими руками. Иными словами, религия "демиурга - это религия так называемого "простонародья".... ... ...
Французский импрессионист Поль Сезанн, изобретатель кубизма, писал своему другу, художнику Жоржу Браку: передавай цвет и объём с помощью кубов, цилиндров, шаров и пирамид.... Мы понимаем это как попытку создания алгоритма распознавания образов, предназначенного для робота цветового ...
Два современника, Иммануил Кант и Адам Смит, принадлежащие Просвещению с его упадком религиозности, оба взялись ответить на вопрос: если Бога нет, всё позволено? И начали искать гуманистические основания морали. Один нашел их в Разуме, другой - в моральных чувствах. Противореча и ...
Обозревая историю философии от античности до века 19-го, Вильгельм приходит к выводу, что мировоззрение не может быть получено из мира. Попытки укоренить свои понятия в окружающем мире приводят только к скептицизму, который критикует любое воззрение и не предлагает никакой опоры. ...
И пока в потоке существования не появляется Он, Друг, превращающий этот поток в реку с двумя берегами - так что мы ощущаем себя уже не в потоке, а на берегу, соединенном мостом с другим берегом, - до тех пор вся данность, или все, что является, может быть лишь условно отнесено к Я. ...
Этому философу английского Просвещения в советской Истории Философии было уделено мало места. Его основной труд "Введение в принципы нравственности и законодательства", который мы здесь комментируем, был переведён на русский язык уже в новой России, в 1997 году. Мы работаем с оригинальным ...
Хотя Гуссерль нигде ни словом не упоминает о буддизме, иногда он невольно выдаёт себя, называя свои "эйдетические" построения "нашими медитациями". Мы можем аплодировать Гуссерлю за удачное и тайное усвоение Европе философии Махаяны. До него на этой стезе отметился Шопенгауэр. Но ...
Философская формула несомненности существования саморефлективна: познаю значит существую. Теологическая формула коммуникативна: если меня окликают значит я существую. Соответственно, человек новой философии сам получает знание того, что хорошо и что плохо. Человек теологии должен ...
Вполне логично думать, что моральный порядок в людях является продолжением порядка Природы, в смысле достраивания Космоса, продолжения его в мир людей. Но штука в том, что эту часть Космоса достраивает сам человек; и делает это несколько более сложным способом, чем простое открытие ...
В I веке н.э. Римский мир в рамках своей публичности родил новую республику, республику святых; нравственно выделившуюся из римского мира. Старое человечество обречено. Земля уступлена новому роду людей.
В этом рассуждении ясно показывается, каково есть продолжение христианского служения из священного личного духовного присутствия Царя небесного в царство позитивных интересов целей и ценностей; из чего следует убеждение в нерасторжимой связи христианской жизни и либерального конституционного ...
"Философия права" Гегеля (1770-1831) - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической и социальной мысли. "Философия права" представляет собой синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда десятилетий. Историческая судьба этого ...
Я находится в мире у себя, когда Я знает мир .... Г. В. Ф. Гегель. Не споря с Гегелем, можно задаться вопросом: каково это Я? Является ли оно единственно возможным?
Человек - существо производящее. Знание определяет его волю в процессе созидания артефактов. Поэтому в основе своей всякое знание - это проект, модель и технология. Ограничивается ли этим наше понимание? Спросим об этом у Дильтея и Фейнмана.
Если Вселенная подвержена Эволюции, то какое место в ней занимает эволюция человеческих обществ? Яркий представитель английского позитивизма Герберт Спенсер, в числе многих, пытался получить ответ на этот вопрос.
Столь знакомая нам, людям Нового Времени, освобождающая и просвещающая теория Эволюции, с некоторых пор вдруг перестала удовлетворять нас: блеск её логики потускнел, и её объясняющая сила ослабела. Говоря её же (Эволюции) языком, на последней ступеньке лестницы нашего Развития она ...
В суждении вкуса именно его сообщаемость принадлежит чистой способности суждения. Сообщаемость необходимо сопряжена с представлением чувства. Это выдвигает на авансцену произведение искусства, поскольку именно произведение искусства является тем представлением чувства, которое сообщается ...
Мы привыкли, указывая на своё отражение, говорить: "это Я", но где в этом интегрально воспринятом облике собственно "Я"? О, мой облик! Он нагружен символами, как хороший воз сеном. Многих из этих символов я не знаю, но ношу на себе. Отчего же тогда ввожу в заблуждение себя и ...
Прежде, чем читать, подумай о том, а не остались ли у тебя еще какие-то незавершенные ненастоящие дела? если остались, то лучше сначала их завершить...
Если разница между твоим будущим и твоим представлением о нем не зависит от твоего будущего - это было бы понятно. Но что ты будешь делать, если вдруг она не зависит от твоего представления о нем?
Буриданов осел умер от голода, не сумев сделать выбор между двумя одинаковыми стогами сена. Есть идея изменить постановку задачи и посмотреть, что из этого получится.
Эти мысли --- попытка (разумеется безуспешная!) остановить некоторые мгновения жизни --- как внешней, так и внутренней --- и задержать подольше на них свой взгляд. Они писались прямо на личной страничке автора в социальной сети ВКонтакте на протяжении нескольких лет (первая мысль ...
Внимание! Обновлённый вариант от 09.06.16! Основные изменения -- помимо названия -- наличие второй, центральной части, тогда как введение и заключение остались почти неизменными.
Написано на http://bf.sistema.ru/futuretense2019/ Тематически эта история входит под номером 2 в цикл "Сказки близкого будущего", первым номером в котором стоят "Шипящие". На этот раз автор ведёт речь не о том, что независимый от людей искусственный интеллект может оказаться дружественным, ...
Возжелал привести как аргумент в диалоге одну свою старую статью для НеоЛита. Обнаружил, что Neolit.psu.ru не то переехал, не то вообще... поэтому дублирую нужную статью сюдыть, причём (пока) в подраздел "Новое", хотя обозвать таким манером текст, коему уж больше десятка лет как... ...
А вот это уже публицистика в чистом виде. Хотя по форме и близка к вольному эссе. Кому интересно, прочтите; кому не всё равно -- поспорьте. Что-что, а читательские комменты я воспринимаю серьёзно.
Из третьего сборника. Чисто для удобства раздачи ссылок ;) Ах да. В слегка сокращённом виде вирш вошёл в (пока) недописанную повесть "Проклятый" из сборника "Миры Пестроты 5": http://samlib.ru/editors/n/nejtak_a_m/attempt_upd.shtml
Вы догадываетесь или догадаетесь, дочитав до конца, какой ещё мог быть у этого текста финал. (Собственно, их могло быть много, но напрашивался лишь один, заданный первой же раскавыченной цитатой). Однако я не люблю концовок в стиле "в общем, все умерли", поэтому конца у этой поэмы ...
Ещё одна системная работа. Рассматриваются философские основания магии. Выложено в порядке аргументации для Аннита Охэйо и других заинтересованных существ.
Попытка самоанализа текстов из цикла об Эйрас. Кто всерьёз занимался сценарным анализом, свинец в тапки не подкладывайте: я всё ж таки не профессиональный психолог. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Категорически не рекомендую читать ДО внимательного чтения "Костяного дракона", "Глубокого сна" и "Похода ...
Пирожки -- это, если кто не знает, такая стихотворная форма. Я обнаружил, что в этих рамках на родном хорошо делать всякую афористику. Этакие русские хокку. Остальное -- внутри.
Восстановлено по памяти из сгинувшего Самого Первого Сборника, того, что ещё на бумаге и распечатан при помощи пишмашинки. Дата написания выставлена от балды; впрочем, вряд ли это было написано ранее 93-го года. И точно не позже 2000-го.
Из толковища в "Гостиной" иногда прорастают вот такие штуки. Полагаю, постоянные читатели опознают собеседников без труда; для остальных: это прямое, крохотное и не самостоятельное продолжение "Попытки говорить".
Доработанная статья, начинавшаяся с банального самоанализа. Хотя вообще-то она... не совсем доработанная. На тему впору диссер писать -- и это не шутка. Achtung! Таблица inside!
Ну, а вот и сабж. Народ, желавший узнать, что я думаю о фантастике -- вам сюда! Подход, как водится, системный...30.12.12 -- перезалил текст с нормальным форматированием, ибо с ужасом обнаружил косячность оного. Ничего не поменялось, просто теперь текст воспринимается лучше.
Это так... нечто психоделическое. Прошу не ругать за неясность и сильную философскую отвлеченность. Этот рассказ - об основах существования человеческого сообщества.