Разочаровавшись в литературных критиках, всегда пытающихся вовремя сообразить, куда нынче дует генеральная линия партии, я решил сказать свое веское "Кю!" в ответ на расхваленные современными Белинскими произведения знаменитого писателя Владимира Распутина (в частности, особенно меня достал его рассказ "Минарет" из последнего сборника "А ни хрена!").
Прежде всего, я признаю, что Владимир Распутин, несомненно, талантливый писатель. Его раннее творчество влилось однозначно свежей струей в современную литературу, а более зрелые изыскания, которые сам писатель обозначил термином "распутица", настолько рельефно выделяются на фоне последних лет, что отдельные литературные подхалимы уже называют этот стиль "распутаницей".
Но вернемся к рассказу "Минарет".
С первых слов, со знаменитого диалога проститутки и простого деревенского крупье (буквально завораживающих даже искушенного читателя), возникает вопрос. Может, достаточно наивный, но все же: почему глухая, исконно русская деревня, в которой решено построить минарет, носит такое странное название - Средние Пиздюки?
На что намекает в данном случае автор?
Лирическое отступление, в котором описывается расположенное на границе России и Украины село Большое Путино, переименованное после разрушения церкви в деревню Малая Кучма, мало что объясняет, лишь прозрачно намекая на последовавшее в дальнейшем еще одно переименование деревни. Однако, думаю, что политические параллели такой игры в названия лет пятнадцать назад были бы настолько серьезными, что автор стал бы не только невыездным, но и неиздаваемым. В лучшем случае. А в худшем?
В скобках замечу, что мне лично еще и просто не нравится этот эпатаж мата. Но это, в конце концов, дело вкуса и милиции. (Да еще, может быть, "Идущих вместе".)
Далее. Сцена, от которой в восторге все рецензенты поголовно: изнасилование приезжего муллы бригадой штукатуров-маляров.
Семь юных, чистых девушек с мастерками в руках, этакое образное воплощение вольных каменщиков, посреди проповеди о значении джихада против неверных (эту проповедь им, вчерашним рязанским ПТУшницам, навязало руководство стройки), вдруг, не сговариваясь, бросаются на импортного муллу и совершают акт насилия в извращенной форме. Ну, зачем это?.. Явное передергивание, господин Распутин. Просто абсурд. Ни одна рязанская девушка так никогда бы не поступила.
Что мы видим сразу вслед за этим?
Сплошная вакханалия событий: прием у проктолога с извлечением сломавшейся ручки от мастерка; местного участкового, потомственного иудея, который фактически покрывает девушек-преступниц (причем логика автора такова: евреи испокон веку притеснялись в Средних Пиздюках христианами, так еще, не дай Яхве, и мусульмане появятся...), и т. д.
Ну, прежде всего, каждый, кто держал в руках мастерок, помнит, что ручка там прикреплена настолько надежно, что от нагрузок анального полового акта она вряд ли сломалась бы.
Во-вторых, описание (и даже как бы оправдание автором) должностного преступления следователя, пусть даже и еврея - что это?
Где Ваша принципиальность русского писателя, г-н Распутин?
И, наконец, притеснение семитов в русских деревнях - да где вы такое вообще видели? Это просто-таки наигрыш. Либо наивность. Совместный сельскохозяйственный труд, озимые, удобрения - и вдруг межнациональная рознь? Бред какой-то.
А между тем большинство критиков почему-то даже не заметило эти несообразности.
Что же мы видим в центре этой минарето-строительной эпопеи?
Сцена общинного собрания деревни, безусловно, вполне удалась. Яркие высказывания политически незрелых крестьян (на телевидении заменяемые обычно звуком "пи") присутствуют, к сожалению, в избытке, но даже это не в силах испортить общую направленность действия.
Образная речь бывшего председателя развалившегося колхоза "Красные Пиздюки" Демьяна Путина (кстати, значительная часть героев рассказа носит эту столь известную сегодня фамилию - это, очевидно, последствия изначального названия села), призывающего для скорейшего окончания чеченской войны "всем миром вступить в мусульмане" - огромный плюс этой сцены.
К сожалению, не замечена никем - ни литературоведами, ни критиками, ни даже читателями - реплика доярки Матрены Путиной. С гениальной (и даже, не побоюсь этого слова, женской) прозорливостью эта простая женщина замечает вполголоса, что если все русские по всей России примут мусульманство, то война кончится сама собой...
Комитеты солдатских матерей, обратите внимание - это, возможно, единственный рецепт предотвращения гибели наших сыновей, наших дорогих мальчишек...
Что еще можно сказать о рассказе?
К сожалению, почти ничего. Все остальное - просто винегрет из бессильных диалогов и тусклых описаний быта.
Исключительно слаба и сцена приезда на свою, оказывается, историческую родину Президента России в день окончания строительства минарета.
Момент, когда он перерезает ленточку со словами "Аллах Акбар!", вообще выписан беглыми, подчас недоработанными штрихами...
А уж список фамилий полевых командиров, приехавших в президентском кортеже, вообще не выдерживает никакой критики. Всякий, следящий за событиями в Республике Чечня, прекрасно знает, что большая часть из перечисленных имен давно уже, сдав оружие, мирно пасет скот, отойдя от большой политики.
Вот такие вот несообразности на каждом шагу рассказа.
И даже удачный, оптимистичный момент, когда Президент России лично бьет морду своему однофамильцу, иудею-участковому Иосифу Путину, не способен скрасить чересчур трагического финала, в котором, если помните, житель Средних Пиздюков Иван Путин, этакий современный Левша, на крыльях с паровым двигателем взмывает с минарета и, не долетев до соседнего поселка городского типа Разводные Ключи буквально несколько сот метров, падает, пробивая стеклянную крышку мини-завода по изготовлению корма для кошек. Причем падает, к сожалению, очень неудачно - в чан с полуфабрикатами - и заживо перемалывается на "Кити-Кэт" вместе с трупами каких-то дурно пахнущих бомжей.
Образ, несомненно, очень впечатляющий. Но, по моему мнению (на котором я настаиваю), решительно не годящийся для завершения рассказа, в котором использовано столько архетипов...